Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4»
Управление образования
Администрация городского округа Электросталь Московской области
Цветоведение в бисерном рукоделии.
Знать и уметь
Реферат. Направление: декоративно-прикладное творчество.
Комарова Валерия Денисовна, 7 кл.
Комарова Валентина Юрьевна,
учитель технологии
г.о.Электросталь
2013
Оглавление
1. Введение, цель и задачи - 3
2. Из истории волшебной бусинки - 4
3. Самообразование - 4
4. Цветоведение в бисерном рукоделии - 5-8
- Памятка «Цветоведение в бисерном рукоделии» - 5-6
- Памятка «Прозрачность бисера» - 6-7
- Цвет стекломатериалов в передаче настроения, идеи - 7-8
5. Заключение - 8
6. Список литературы - 9
Введение
Когда я узнала о проведении данной конференции, то сразу же решила в ней участвовать. Ведь её название «Будущее за нами» мне понятно и близко. Я считаю, что будущее принадлежит творческим людям, тем, кто стремится развивать свой интеллектуально-творческий потенциал, участвует в исследовательской деятельности, осваивает научные знания о картине мира. Именно этому способствует декоративно-прикладное творчество, в частности бисерное рукоделие, которым я увлечённо занимаюсь с раннего детства. Остаюсь верной этому увлечению и по сей день. Объект исследования. Бисерное рукоделие. Цветоведение в бисерном рукоделии. Предмет исследования. Использование цвета стекломатериалов в передаче настроения, художественной идеи. Методогическая основа исследования. Собственный опыт автора по изучению сочетания цветов в бисероплетении, практическому использованию полученных знаний для достижения высокого эстетического уровня работ. Теоретическая и практическая значимость исследования. Я разработала Памятки: «Прозрачность бисера», «Цветоведение в бисерном рукоделии» и др., которые широко используются начинающими рукодельницами и педагогами на занятиях кружков и уроках технологии в гимназии и городе. Мой проект «Бисерное рукоделие. Гармония цвета, формы и содержания» размещён на сайте гимназии, часто посещается и имеет высокий рейтинг. Цель и задачи
1. Самоанализ (рефлексия) опыта декоративно-прикладного творчества (бисерного рукоделия), осознание его роли в креативном развитии личности.
2. Передача накопленного опыта бисероплетения начинающим рукодельницам.
Дополнительная организация исследовательской деятельности, активное познание окружающего мира.
Из истории волшебной бусинки
Человек всегда стремился украсить свой быт и свою одежду. В глубокой древности люди изготавливали украшения из доступных в то время материалов: ягод, семян растений, раковин и камешков, нанизывая их на конский волос или травинку.
Со временем их заменили полудрагоценные и драгоценные камни, а с возникновением стеклоделия – бисер. Бисер находят во всем мире и во всех культурах. Украшения из бисера присутствуют в национальном костюме многих народов. Изделия, снизанные из мелких бус, известны еще в Древнем Египте, Индии, до сих пор украшают одежду народов Ближнего и Дальнего Востока, Африки, Индии, Американского континента.
Раскопки на территории бывшего Киевского государства доказывают, что в 8-9 веках стеклодельных дел мастера изготавливали бусы самой различной формы, расцветки и художественной обработки. В 15 веке бисер использовался русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями. В 17 веке начинают работать стекольные заводы в России.
Большой вклад в развитие стеклоделия внес М.В.Ломоносов. Он провел много опытных плавок стекла и получил большое количество различных оттенков.
Сегодня искусство изготовления бисерных украшений обрело новую жизнь. Следуя народным традициям, многие мастера создают современные украшения из бисера и стекляруса, которые украшают интерьеры квартир и домов, офисов и кабинетов, а также прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее.
Самообразование
Интернет – незаменимый помощник в приобретении теоретических знаний, в изучении существующего практического опыта.
Интернет для меня – неисчерпаемый источник информации и вдохновения. Благодаря Интернету я имею доступ к разнообразным сведениям о флоре и фауне океанов и континентов, а главное – к миру декоративно–прикладного творчества. На сайтах я изучаю новые поступления практических пособий по рукоделию, оставляю свои оценки изделий из бисера , который представляют авторы на страницах Интернета.
Мои любимые сайты
Бисероплетение : Цвет и гармония:
http//www.vsehobby.ru http//www.colory.ru/colorgarmony
http//www.avemer.by.ru http//www.lucom.ru/garmon_cvet
http//www.masteriua.ru/MBROIDE/cveth/201
Цветоведение в бисерном рукоделии
Чтобы создавать эстетичные изделия из бисера, необходимы знания о цвете, о влиянии формы на цветовосприятие. Знания, полученные из различных источников, я обобщила, систематизировала и представила в виде «Памятки по цветоведению» .
Примечание: памятки изучают кружковцы, посещающие группу «Начальное бисерное рукоделие» студии «Радуга», ученицы 5-8 классов на уроках технологии.
Памятка «Цветоведение в бисерном рукоделии»
В процессе совершенствования мастерства у каждого мастера-бисерника формируется свое , характерное для него сочетания цветов.
Тебе, начинающая рукодельница, важно понять, что подобный уровень мастерства можно достичь только благодаря длительному, кропотливому труду. Чтобы твой путь к совершенству стал короче, а настроение в творческом процессе всегда было позитивным, усвой некоторые базовые знания о гармонии цветов.
Первая ступень знаний
В природе существует семь основных цветов (их называют хроматическими). Они легко запоминаются по считалочке: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Начальная буква каждого слова соответствует начальной букве цвета.
Основные цвета могут быть насыщенными, осветленными, затемненными.
Например, желтый цвет обладает наибольшей светлотой, а фиолетовый – наименьшей.
Кроме хроматических цветов существуют ахроматические цвета – черный, белый и серый. Они обладают одним свойством – светлотой.
Все другие цвета в природе получаются путем смешивания основных хроматических цветов.
Знания свойств цвета очень важно при работе с бисером. Собранные вместе, взаимодействуя друг с другом, бисерины не сохраняют свой предметный цвет. Цвет изделия из бисера меняется при различном освещении (солнечном или искусственном). Просвечивая и отражаясь друг от друга, бисерины создают неповторимую чарующую игру цвета. Потому и необходимо подобрать цвета в гармонии друг с другом. Вторая ступень знаний
Гармония цветов делится на гармонию родственных цветов и гармонию контрастных цветов.
Гармония родственных цветов имеет три разновидности: одноцветную, преобладающую и аналогичную.
При одноцветной гармонии сочетаются цвета и оттенки, отличающиеся степенью насыщенности. Используя одноцветную гармонию, можно высветить центр какого-либо элемента. Например, сердцевины лепестков цветов анютины глазки, сердцевины листиков тюльпана, нарцисса.
В преобладающей гармонии один основной цвет сочетается с одним-двумя близкими по тональности (например, основной коричневый - с песочным и кофейным).
За счет преобладающей гармонии достигается выделение какого-либо элемента изделия. Светлые фигуры на темном фоне всегда кажутся больше, чем равные им темные на светлом фоне.
Аналогичная гармония представляет сочетание близких в хроматическом ряду по тону цветов: желтый с желто-оранжевым, голубой с зелено-голубым. За счет аналогичной гармонии достигают эффекта краевого контраста.
Он часто используется при плетении полевых цветов, которые отличаются многообразием формы лепестков и листьев.
Гармония контрастных цветов строится на совмещении дополнительных цветов хроматического ряда или цветов хроматического и ахроматического ряда. Красивы, например, сочетания таких цветов: красного, синего, и белого; бледно-розового и бледно-голубого; оранжевого с зеленым, фиолетовым и лиловым. Ахроматические цвета хорошо сочетаются между собой и гармонируют с любыми цветами. Насыщенные цвета хорошо гармонируют с черными и белыми цветами, малонасыщенные - с различными оттенками серого.
Памятка «Прозрачность бисера»
Прозрачность бисера влияет на его световосприятие человеком. Матовый бисер в основном сохраняет свой предметный цвет. Изделия из него кажутся тяжелыми и статичными. Прозрачный бисер воспринимается иначе за счет наложения цветов и преломления света. Изделия из такого бисера при ярком освещении зрительно увеличиваются в объеме и находятся как бы в ореоле от
сияния бусин. Украшения из прозрачного бисера воспринимаются динамичными и легкими.
В изделиях часто сочетают матовый и прозрачный бисер, что позволяет подчеркнуть форму и объем. Стеклярус и рубка с граненой поверхностью позволяют сделать изделие более насыщенным в цвете. Примечание. Эти и другие памятки, разработанные мною, оформлены на бумажном носителе и представлены в электронном виде. Они широко используются на занятиях кружков и уроках технологии в гимназии и городе.
Цвет стекломатериалов
в передаче настроения, идеи
Неизвестное об известном. Скорпион с давних пор считается олицетворением коварства и злобы. Так их характеризуют мифы и легенды. Известно, что при определённых условиях скорпионы покушаются на самоубийство. В то же время, самка скорпиона может являться символом заботы о потомстве, символом самоотверженности ради своих детей. В природных условиях самка рождает детёнышей и долго вынашивает их на себе, при этом сама так истощается, что умирает.
Эти знания о природе скорпионов послужили основой для создания панно «Удивительный дуэт». Пользуясь одной и той же схемой я получила два совершенно разных персонажа – и по идее, и по настроению, которое они создают.
Первый вариант. «Золотисто-чёрный скорпион»
Этот скорпион символизирует коварство и опасность, которые приписывают ему легенды. Для передачи этих ощущений использую сочетание чёрного и золотого цветов бисера. Клешни, ноги и жало получаются изящными и одновременно сильными за счёт использования золотого стекляруса.
Такими приёмами я передала одновременное сочетание ослепительной красоты и смертельной опасности.
Второй вариант. «Нарядный, позитивный скорпион»
Этот скорпион символизирует самку – нежную, заботливую мать, которая может принести себя в жертву ради жизни детёнышей. Использую розовый, приятно-жёлтый, светло-зелёный, сиреневый цвета стекломатериалов, которые передают ощущение скромной красоты, нежности.
Сувенир «Скорпион-мама» получился по-женски красивым, несущим ауру уютного дома, семейного тепла.
Вывод. Знания по цветоведению помогают мне понять, какой именно цвет бисера, в каком сочетании гармонично отразит ту или иную художественную идею, замысел.
Заключение
С каждой новой работой, поделкой я всё больше погружаюсь в волшебный мир бисерных россыпей, мир творчества и фантазии. Благодаря сверкающей сказке бисероплетения я лучше узнаю окружающий мир. Шаг за шагом приближаюсь к целям:
стать настоящим мастером бисерного рукоделия, достичь высот творческого мастерства,
расширить горизонт своих знаний о природе, окружающем мире, Вселенной,
стать по-настоящему творческой личностью,
передавать свои знания и опыт работы сверстникам.
Список литературы
1.Б.И.Орлов, О.А.Кожина, Художественная обработка материалов. «Просвещение». 2010 г.
2.Бисер – Land. Изделия наших читателей. Практическое пособие. С –Петербург «Корона –принт».2009 г.
3. Л.Куликова, Л.Короткова. Цветы из бисера. Москва «МСП». 2011 г.
4. И.Котова, А.Котова. Возрождение бисера. С – Петербург «М и М». 2010
Л. Божко. Бисер. Уроки мастерства. Издательство «Мартин». 2009 г.
Все хобби // Интернет-ресурс: http//www.vsehobby.ru
Интернет-ресурс: http//www.avemer.by.ru
Цвет и гармония // Интернет-ресурс: http//www.colory.ru/colorgarmony
Цвет и гармония // Интернет-ресурс: http//www.lucom.ru/garmon_cvet
|