Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 481.43 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации26.02.2014
Размер481.43 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ», «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Предметная область

ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

ПРОЕКТ
примерной программы по учебному предмету

ПО.01.УП.02.ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО


Москва 2012
Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета

-Учебно-тематический план;

- Годовые требования. Содержание разделов и тем;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения

- Список методической литературы;

- Список учебной литературы;

- Средства обучения

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Прикладное творчество» разработана на основании и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».

Учебный предмет «Прикладное творчество» занимает важное место в комплексе предметов программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество». Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.

Программа учебного предмета «Прикладное творчество» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.

Программа включает в себя четыре раздела, объединенных одной темой, содержанием которой являются задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение.

Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества.

Срок реализации учебного предмета

Программа рассчитана на 3 года обучения, с 1 по 3 класс. В первый год продолжительность учебных занятий составляет 32 недели, во второй и третий годы – по 33 недели.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Прикладное творчество» при 3-летнем сроке обучения составляет 294 часа. Из них: 196 часов – аудиторные занятия, 98 часов - самостоятельная работа.

Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной и итоговой аттестации


Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации


Всего часов

Классы

1


2


3





Полугодия

1

2

3

4

5

6




Аудиторные занятия

32

32

32

34

32

34

196

Самостоятельная работа

16

16

16

17

16

17

98

Максимальная учебная нагрузка

48

48

48

51

48

51

294

Вид промежуточной аттестации




просмотр





просмотр





просмотр






Форма проведения учебных занятий

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы – от 4 до 10 человек. Для развития навыков творческой работы учащихся, программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения.

Недельную учебную нагрузку составляют 2 часа аудиторных занятий, а также 1 час самостоятельной работы.

Цели и задачи учебного предмета

Цели:

- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;

- формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;

- формирование понимания художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.

Задачи:

  • обучающие:

– научить основам художественной грамоты;

– сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;

– овладеть различными техниками декоративно-прикладного творчества и основами художественного мастерства;

– научить практическим навыкам создания объектов в разных видах декоративно-прикладного творчества;

– научить приемам составления и использования композиции в различных материалах и техниках;

– научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;

– научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;

  • воспитательно-развивающие:

– пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству;

– раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка;

– формировать творческое отношение к художественной деятельности;

– развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;

– приобщить к народным традициям;

– воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.
Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:

  1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);

  2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

  3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);

  4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).

Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий носит рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики. Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий:

    1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.

    2. Освоение приемов работы в материале.

    3. Выполнение учебного задания.

Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в материале.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремесел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Прикладное творчество» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и способами работы с различными материалами, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За годы освоения программы дети получают знания о многообразии декоративно-прикладного искусства, а также умения работы в различных техниках прикладного творчества.

Содержание программы включает следующие основные разделы:

Раздел 1: Работа с бумагой.

Раздел 2: Традиционные виды росписи.

Раздел 3: Текстиль.

Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах.

Содержание программы направлено на освоение различных способов работы с материалами, ознакомление с традиционными народными ремеслами, а также с другими видами декоративно-прикладного творчества.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ



Название раздела, темы


Вид

Учеб-

ного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная

работа

Аудиторные

занятия

96


32

64

Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции. Аппликация с элементами коллажа


1.1.

Дерево - рука


Урок

3

1

2

1.2.

Букет цветов


Урок

6

2

4

1.3.

Осенние листочки


Урок

3

1

2

1.4.

Пейзаж-настроение


Урок

6

2

4

1.5.

Сказка





6

2

4


Раздел 2: Традиционные виды росписи. Филимоновская роспись


2.1.

Беседа о росписи. Знакомство с элементами

Урок

6


2

4

2.2.

Копирование образца

Урок

3


1

2

2.3.

Творческая работа создание композиции с использованием характерных образов данной росписи

Урок

6


2

4


Раздел 3: Текстиль. Ткачество


3.1.

История ткацкого ремесла

Экскур-

сия

1

-

1

3.2.

Основные технические приемы ткачества


Урок

8

3

5

3.3.

Копирование гобелена


Урок

6


2

4

3.4.

Значение колорита в работе над гобеленом


Урок

3


1

2

3.5.

Выполнение эскиза гобелена

Урок

6

2

4

3.6.

Пояс в технике дерганье (плоский)

Урок

3

1

2

3.7.

Пояс в технике дерганье (квадратный)

Урок

3

1

2


Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах



4.1.


Плешковская игрушка-свистулька

Урок

6


2

4

4.2.

Чернышенская глиняная кукла»


Урок

6

2

4

4.3.

Колокольчик

Урок

6

2

4


4.4.

Матрешка

Урок

6


2

4

4.5.

Игрушка – погремушка


Урок

3

1

2

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ



Название раздела, темы


Вид

учеб

ного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная

работа

Аудиторные

занятия

99

33

66



Раздел 1: Работа с бумагой. Коллаж


1.1.

Мир, в котором я живу


Урок

9

3

6

1.2.

Натюрморт


Урок

6

2

4

1.3.

Открытка


Урок

9

3

6

1.4.

Город


Урок

9

3

6


Раздел 2: Традиционные виды роспись. Кистевая роспись. Гжель


2.1.

Беседа о росписи. Знакомство с элементами

Урок

3


1

2

2.2.

Копирование образца

Урок

6


2

4

2.3.

Творческая работа создание композиции с использованием характерных образов данной росписи

Урок

9


3

6


Раздел 3: Текстиль. Кружево и вышивка

3.1.

Вышивка и кружево в русском костюме

Экскур

сия

3

1

2

3.2.

История кружевоплетения на коклюшках в России, оборудование

Урок

3


1

2

3.3.

Орнамент сцепного кружева, полотнянка, ажурные решетки

Урок

6


2

4

3.4.

Копирование образцов

Урок

6


2

4

3.5.

Творческая работа


Урок

6

2

4

3.6.

Искусство вышивки


Урок

3

1

2

3.7.

Традиционная вышивка «Орловский спис»


Урок

6


2

4

3.8.

Орнаментальная композиция «Сказочные птицы»

Урок

6

2

4


Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах. Игрушка из природного материала (солома, листья кукурузы, рогоз)


4.1.

Закладка на основе косички из 3-х, 5-и соломин, 4-х с двумя основными

Урок

2

-


2

4.2.

«Сердечко»

Урок

4

4


2

4.3.

«Птица»

Урок

3


1


2

4.4.

«Лошадка»

Урок

3


1

2

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ



Название раздела, темы


Вид

учеб

ного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная

работа

Аудиторные

занятия

99

33

66


Раздел 1: Работа с бумагой. Способы окрашивания бумаги. Объемное моделирование и конструирование

1.1.

Способы создания фактуры на бумаге

Мастер-класс

3

1

2

1.2.

Монотипия или мраморирование

Мастер-класс

3

1

2

1.3.

Волнистый шар


Урок

6

2

4

1.4.

Елка объемная


Урок

9

3

6

1.5.

Бумажная бижутерия


Урок

9

3

6

Раздел 2: Традиционные виды росписи. Роспись по дереву (Городец и Мезень)

2.1.

Беседа о видах росписи. Знакомство с их художественно-стилистическими особенностями

Урок

3


1

2

2.2.

Копирование образца

Урок

6


2

4

2.3.

Эскиз росписи разделочной доски в городецкой технике

Урок

9


3

6

2.5.

Эскиз росписи прялки в мезенской технике

Урок

12

4

8

Раздел 3: Текстиль. Способы декорирования ткани

3.1.

Роспись тканей. Беседа о способах нанесения узора




1

-

1

3.2.

Печать на ткани геометрического орнамента.


Урок

5

2

3

3.3

Печать на ткани растительного орнамента.


Урок

3

Батик


1

2

3.4.

Батик. Свободная техника росписи.

Урок

9


3

6

3.5.

Техника росписи «Холодный батик».

Урок

12


4

8

Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах. Тряпичная игрушка

4.1.

Знакомств с миром тряпичной куклы. Кукла «Зайчик на пальчик».

Урок

3

1

2

4.2.

Кукла «Мартиничка»


Урок

3

1

2

4.3.

Кукла «Колокольчик»

Урок

3


1

2

Годовые требования. Содержание разделов и тем
1 год обучения

Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции. Аппликация с элементами коллажа

1.1. Тема: Дерево – рука. Познакомиться с особенностями декоративной композиции: плоскостность изображения, лаконичность и выразительность силуэта, локальные цветовые отношения. Использование контрастных отношений локального цвета фона и пестрой аппликации, которая на него наклеивается. Используется картон, цветная и пестрая бумага из журналов, клей, ножницы.

Самостоятельная работа: «Веселые осьминожки». Придумать и выполнить декоративную композицию с использованием отпечатков рук (гуашь, акварель, формат А3).

1.2. Тема: Букет цветов. Познакомиться с техникой мозаичной аппликации. Узнать о виде монументального декоративно-прикладного искусства - мозаика. Выполнить композицию из заранее подготовленных кусочков бумаги разных оттенков одного цвета. Организовать плоскость листа при акцентировании композиционного центра и соподчинении всех элементов композиции. Задание выполняется на картоне с использованием цветной бумажной мозаикой.

Самостоятельная работа: собрать коллекцию осенних листьев.

1.3.Тема: Осенние листочки. Знакомство с понятием «простая и сложная форма». Сравнение по форме различных листьев (рябина и липа, ясень и дуб), и выявление их геометрической основы. Сравнение пропорций частей в сложных составных формах. Понятия «симметрия» и «асимметрия». Использование цветной бумаги, картона, шаблона листьев, декоративных маркеров.

Самостоятельная работа: используя технику мозаичной аппликации выполнить упражнение «Радуга-дуга», цветная мозаичная бумага, картон формат А5.

1.4. Тема: Пейзаж-настроение. Используя навыки, приобретенные на предыдущих уроках, выполнить композицию на передачу эмоционального состояния природы с помощью ритмически организованных пятен. Работа выполняется из осенних листьев, цветной мозаики на картона формат А4.

Самостоятельная работа: прочитать русские народные сказки, героями которых являются звери.

1.5.Тема: Сказка. Познакомить с анималистическим жанром в декоративно-прикладном искусстве. Выполнить иллюстрацию к русской народной сказке в технике аппликации из кусочков рваной цветной бумаги. Найти выразительное решение композиции, выполнить силуэтное изображение животного. Использование цветной бумаги, цветного картона.

Самостоятельная работа: поинтересоваться у родных есть ли дома глиняная игрушка, если есть, то узнать какая и принести на занятие.
Раздел 2: Традиционные виды росписи. Филимоновская роспись

2.1. Тема: Филимоновская роспись. Беседа об истории возникновения и развития росписи деревни Филимоново Тульской области. Знакомство с ее орнаментальными мотивами, видами узоров, которыми украшают филимоновскую игрушку и способами их нанесения на поверхность. Выполнение орнаментальных схем. Заполнение плоской формы узором. Возможно создание коллективной композиции «Ярмарка игрушек». Работа ведется на формате А4 гуашью, с использованием шаблонов.

Самостоятельная работа: вместе с родителями посмотреть информацию о мастерах филимоновской игрушки и вписать ее в альбом домашних заданий.

2.2. Тема: Копирование образца. Выполнить копию росписи филимоновской игрушки. Расписать нарисованную по шаблону фигурку или готовую белую игрушку-свистульку простой формы, используя в качестве образцов игрушки расписанные мастерами, а также схемы, выполненные на предыдущих уроках. Используется акварель, гуашь, формат А4.

Самостоятельная работа: разработать узор для филимоновского всадника и барыни в альбоме домашних заданий.

2.3. Тема: Творческая работа «Праздничное гуляние». Создать композицию с фигурками людей, зверей, птиц выполнив их роспись. Закрепить пройденный материал. Используется акварель, формат А4, орнаментальные схемы выполненные на первом уроке.

Раздел 3: Текстиль. Ткачество

3.1. Тема: История ткацкого ремесла. Просмотр фильма об истории ткацкого ремесла, об оборудовании, необходимом для ткачества. На основе музейных образцов познакомиться с видами ткачества.

3.2. Тема: Основные технические приемы ткачества. Подготовить картон к ткачеству, выполнить простое полотняное переплетение. Познакомиться с понятиями зев, уток, долевая нить. Используется картон, хлопковая и шерстяная нить, пластиковая иголка.

Самостоятельная работа: вклеить в альбом домашних заданий картинки с изображением тканых изделий.

3.3.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск