Скачать 213.81 Kb.
|
Рассмотрено на Утверждено на заседании Утверждаю Заседании МС Управляющего совета Директор школы: Протокол №___ Протокол №_____ ______ Н.В. Вожова От __________ от _______________ Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение Зырянская средняя общеобразовательная школа Зырянского района Томской области Инновационный образовательный проект «Мобильный компьютерный класс как средство реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников в рамках ФГОС второго поколения » Зырянское 2011г Содержание
Целевая группа: Начальная школа Краткое описание проекта Суть данного проекта состоит в создании условий для повышения уровня информационно-коммуникативной деятельности учащихся, в развитии среды электронного обучения в начальной школе, во внедрении информационных технологий в преподавании в начальной школе на базе программы ИНТЕЛ. Образовательный эффект: Мобильный компьютерный класс будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся за счёт включения их в эмоционально насыщенную деятельность, организуемую с помощью мультимедиа средств (групповые чаты, организация электронного общения ученик-учитель-родитель, электронная почта, сетевые образовательные ресурсы). Особая ценность данного проекта в его мобильности: станет реальным проведение занятий в специализированных учебных кабинетах в привычной для детей психологической обстановке, но с использованием классмейта каждым учеником на своем рабочем месте. Актуальность XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик-учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и в первую очередь использование коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Данный проект необходим в начальной школе т.к. образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. В рамках проекта будет происходить обучение ребенка в начальных классах методам работы с информацией, мы в несколько раз облегчаем ему последующее обучение, он сможет быстрее усваивать программу средней школы и старших классов. Описание проекта Цель проекта: Формирование ключевых компетенций у младших школьников. Задачи проекта: 1. Сформировать информационно-коммуникационную компетентность учащихся начальной школы; 2. Внедрить модель программы ИНТЕЛ«1 ученик – 1 компьютер» в процесс реализации ФГОС второго поколения с целью мотивации учащихся к познавательной деятельности; 3. Осуществить личностно-ориентированный подход, применить здоровьесберегающие технологии; 4. Расширить образовательное пространство урока, формируя личность, способную к успешной социализации и активной адаптации в обществе; 5. Выявить одарённых и талантливых детей, привлекая их к научно-исследовательской работе, проектной деятельности, как индивидуальной, так и групповой; 6. Привлечь к активной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Обоснование темы проекта Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря возможности индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению особенно необходимы в начальных классах, так как именно здесь наблюдаются резкие различия в подготовленности детей и в уровнях развития. Фронтальная форма работы и ориентация на среднего ученика в таких условиях себя не оправдывают и приводят к потере интереса к происходящему на уроке у самых способных и невозможности для наиболее слабых активно включиться в учебный процесс. Индивидуальная работа ученика за ноутбуком создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ребенок работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих. Требования новых ФГОС (которые уже приняты для начальной школы и ожидаются для общего образования) предполагают, что наряду с урочной деятельностью в организации учебного процесса должна учитываться внеурочная деятельность (выделяется 10 учебных часов на внеурочную учебную деятельность). В рамках внеурочной могут быть использованы следующие модели организации учебного процесса:
Организация урочной и внеурочной деятельности 1. Персональные мобильные компьютеры будут находиться в предметном кабинете, могут переносится из класса в класс. 2. Каждый кабинет нашей школы подключен к интернету. 3. Взаимодействие учителя и учеников с помощью персональных мобильных компьютеров школьника будет происходить: на уроках во время самооценки; на уроках во время открытия новых знаний; на уроках во время тестирования; во внеурочное время при подготовке к исследовательскому проекту; во внеурочное время при проведении родительских собраний. 4. Обеспечение безопасности работы со школьными ноутбуками будет происходить: между школой и родителями учащихся будет заключен двусторонний договор о проведении учебных тренингов по технике безопасности с компьютерами. 5. Техническая поддержка будет организована силами технических специалистов школы. 6. Методическая поддержка и обобщение опыта предполагается создание творческой группы по отслеживанию результатов работы; совещания, мастер – классы на районном уровне. 7. Разработка рабочей программы внеурочной деятельности по теме: Формирование информационно – коммуникативной компетентности через использование классмейтов на уроках и во внеурочной деятельности в классах 1 ступени образования» Срок реализации проекта – 2011-2014уч. год (3года) Основные этапы реализации проекта: 1 этап (2 класс) – ознакомительно - обучающий 2 этап (3класс) – практический или внедренческий 3 этап (4 класс) – обобщающе – результативный Задачи: 1 этап (2 класс):
2 этап (3 класс):
3 этап(4 класс):
Формы и методы реализации проекта:
Распределение функций между участниками учебного процесса Последовательность фаз основного цикла прохождения информации, необходимая для гарантированного овладения знаниями любым обучающимся, состоит из пяти стадий: - получение и осмысление новой учебной информации; - выполнение тренировочных заданий и самостоятельных работ; - проверка качества усвоения знаний и правильности выполнения практических работ; - разъяснение ошибок, допущенных в практических заданиях, и работа по их предупреждению в дальнейшей деятельности; - рассмотрение возможностей практического применения знаний, полученных в ходе изучения конкретной темы (раздела). В полном объёме реализация данной последовательности с использованием традиционных методов обучения практически невозможна, а реально осуществима только в условиях индивидуального обучения, или при классно-групповом обучении с широким использованием ПК. Применение компьютеров при обучении приводит к необходимости перераспределения функций между участниками учебного процесса. В таблице перечислены основные функции, и знаком «+» указаны их "исполнители". В случае возможности выполнения функций одновременно несколькими участниками учебного процесса знаком «!» отмечен наиболее качественный исполнитель.
Индивидуализация обучения является первым, но не единственным шагом на пути повышения эффективности учебного процесса. Весьма важным моментом является также реализация не только индивидуального, но и дифференцированного подхода в обучении. Следует отметить, что средства вычислительной техники позволяют существенно дифференцировать диалоги с обучающимися в зависимости от их подготовленности, скорости и качества выполнения заданий. Становится возможной дифференциация не только по временным параметрам, но и по объему изучаемого материала. Алгоритм обучения может строиться таким образом, что продолжение движения по обучающей программе становится возможным только при полном выполнении требуемого набора заданий. Результаты: для ученика:
для учителя позволяет:
для социума:
для родителей:
В ходе подготовки и внедрения проекта были проведены следующие организационные мероприятия: – учителя начальных классов на базе ТОИПКРО стали участниками тренинга по программе ИНТЕЛ; – согласно договору с районным управлением образования получен 21 классмейт; – за счёт школы оборудовано и настроено 3 учительских рабочих места; – выполнена настройка полученного оборудования, установлено программное обеспечение, в том числе антивирусное; – в кабинетах налажена беспроводная сеть Wi-Fi, которая позволила проводить уроки в разных помещениях, перемещая классмейты туда, где это в данный момент необходимо; – определено место хранения ноутбуков – в мобильной тележке; Реализация проекта обеспечивается учителями высшей квалификационной категории: Техническое сопровождение проекта осуществляет учитель информатики Смирнов Виктор Борисович Методическая часть реализации проекта состоит в следующем: – учителями составлено тематическое планирование для предметов, на которых предполагалось использование классмейтов (1, 2 классы – окружающий мир, математика); – в ходе реализации проекта проведено анкетирование родителей учащихся в начале учебного года и в конце года; – согласно тематическим планам учителями-участниками проекта проведены открытые уроки по русскому языку и литературному чтению; – проведён семинар для учителей школы по использованию здоровьесберегающих технологий в условиях современного обучения школьников; – для учителей школы проведён мастер-класс по использованию классмейтов на уроках; – создаются методические материалы. В ходе реализации проекта учащиеся овладели следующими видами деятельности: – создание и удаление файлов; – передача файла; – работа с заранее подготовленными файлами; – работа с флэш-картами; – работа в групповом чате, позволяющая проводить контроль одновременно за всеми учащимися; – проведение тестовых работ; – выполнение разнообразных работ с помощью мини-сканера и пера; – работа с ЦОРами в «1С: образование». Учителя-участники проекта отслеживали эффективность информатизации образовательного процесса по критериям, разработанным кандидатом педагогических наук А. В. Молоковой: 1. Критерий успешности обучения в условиях применения новых информационных технологий: – Качество функциональной грамотности по ведущим предметам.
Из приведенной таблицы видна динамика качества обученности учащихся за последние 3 года. Количество учащихся, вовлеченных в творческую и исследовательскую деятельность с использованием новых информационных технологий.
2. Критерий социальной востребованности и поддержки применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе: – Востребованность проводимых в начальной школе преобразований изучалась в процессе анкетирования родителей, учащихся.
Участие родителей в формировании информационно-коммуникативной компетентности учащихся проявляется в помощи, оказываемой учителям при подготовке к уроку с использованием ИКТ, и детям дома при подготовке сообщений, в приобретении учебных дисков, обучающих программ. Учителя убеждены, что разумное использование компьютера в начальной школе продвинет учащихся в интеллектуальном развитии, поможет развитию психических процессов (внимания, памяти, воображения, восприятия). Участники проекта убеждены, что применение классмейтов на уроках в начальной школе развивает интерес к изучаемым предметам, вносит новые элементы в процесс обучения, позволяет удачно сочетать коллективную работу с индивидуальной. Компьютер помогает сделать уроки более насыщенными, облегчает детям усвоение материала. Профессиональные достижения работников ОУ, обеспечивающих реализацию инновационного проекта:
Сетевые формы реализации проекта:
Преимущество электронных обучающих программ перед другими средствами обучения очевидно: – электронные программные средства содержат более интересные дидактические упражнения, чем в учебниках; – увеличивается количество выполненных упражнений на уроке, дети, не замечая объёма, выполняют задания, увлекаясь игровой формой, что способствует более быстрому формированию и развитию общеучебных навыков; – контроль осуществляется немедленно, предусмотрена работа над ошибками; – использование СМРС положительно сказывается на развитии внимания, зрительной памяти, восприятия, техники чтения; – использование возможностей классмейта в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавный переход ребёнка с игровой деятельности на учебную; – использование знаний, умений и навыков в компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации приобретения; – уменьшается число дидактических затруднений у учащихся в результате индивидуализации обучения, мгновенной реакции на правильность выполнения заданий; – занятия на классмейтах позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряжённость. Таким образом, использование ИКТ в обучении помогает реализации идеи развивающего обучения, совершенствованию форм и методов организации учебного процесса, обеспечивают переход от механического усвоения к овладению фактическими умениями самостоятельно приобретать новые знания. Применение информационных технологий также актуально и при работе с родителями. На собрания с использованием презентаций родители ходят с большим удовольствием. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Применение электронных учебных материалов при обучении грамоте, математике, на уроках чтения и окружающего мира и других предметов не только способствует развитию информационной компетентности учеников начальной школы, но и позволяет решить целый ряд психолого-педагогических проблем. Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках обычного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся Источники: http://sinncom.ru/content/rip/index.htm (Развитие инноваций. Управление инновациями в образовательных учреждениях) |
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и... «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» вот основной тезис метода проектов | Конкурс докладов «Особенности подготовки школьников к разработке... ... | ||
Формирование информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся... Цель: Создание условий в образовательном пространстве школы, необходимых для формирования информационно – коммуникативной компетенции,... | Итоговая рефлексия по организации внеурочной деятельности и общения... ... | ||
Использование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной... Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При... | Селезнева Л. А., методист кафедры дидактики и частных методик ипк... «Формирование творческого мышления учащихся на уроках математики через использование проблемно-поискового метода обучения» | ||
Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся... Ребенку, оканчивающему школу, для полноценной жизни в новых условиях недостаточно одних лишь предметных знаний. Сегодня индивидуальные... | Повышение мотивации учащихся II и III ступеней к изучению географии... Тема: «Глобальные проблемы человечества. Демографическая проблема. Демографическая политика» | ||
Опыта: «Формирование художественного вкуса у обучающихся 2 ступени... Автор опыта: Басова Жанна Васильевна, учитель музыки мбоу зр «Средняя общеобразовательная школа п. Искателей» | Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках информатики Изменение социального заказа со стороны государства, общества, родителей, ориентированного на новое качество образования развитие... | ||
«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках начальной школы» Содержание Методы и формы организации внедрения информационно-коммуникативных технологий в начальных классах 12 | Копия Диплома Департамента образования Администрации муниципального... ... | ||
Использование икт на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные... | Сборочный чертеж строительного молотка Использование педтехнологии В. П. Беспалько на уроках технического профиля через информационно-коммуникативные технологии | ||
Information and Communication Literacy Test (icl test) – это специально... Материалы подготовлены для семинара Российского тренингового центра иуо рао «Оценка информационно-коммуникационной компетентности... | Реферат. Тема. Формирование лексических навыков на уроках английского... Тема. Формирование лексических навыков на уроках английского языка через использование икт |