Скачать 54.22 Kb.
|
Автор Солдатова Татьяна Григорьевна Место работы: МОУ СОШ 25 г. Новомосковск тульской области Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую работуРазвитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис метода проектов. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия . Так, мотивом для работы над проектом «Лексика современного русского языка» для пятиклассников нашей школы послужил вопрос на одном из уроков: «Сколько слов в русском языке?» Решено было это выяснить. По желанию участников проекта были сформированы группы, каждая из которых получила задание: собрать информацию, материал о том или ином пласте слов лексики русского языка. Группа, взявшая для изучения проблему «Употребление старославянизмов в русском языке», поставила для себя цель: узнать как можно больше о самых древних словах письменного языка славян. Выдвинутая гипотеза ( старославянский язык внес большой вклад в развитие русского языка, потому что…) способствовала постановке задачи : найти в разных текстах, в частности в Библии, слова старославянского происхождения. Для успешной реализации задачи решено было использовать самые разнообразные методы: словесные, наглядные, практические. Затем (под ненавязчивым руководством учителя) составлен план действий , сводящийся к следующему:
По такому плану организовали свою деятельность и другие группы учащихся, исследовавшие разные пласты русского языка: исконно русскую лексику, диалекты, заимствованные слова, архаизмы, профессионализмы, неологизмы. Результатом (продуктом) проектной деятельности явилось следующее: реферат, мини-исследование в работе над текстом, компьютерная демонстрация рисунков в технологии слайд-шоу, выразительное чтение стихов, творческое сочинительство, портфолио – папка материалов, эстетично оформленных (с помощью компьютера), с рисунками – наглядное пособие для будущего поколения учеников. Презентация состоялась на педагогическом совете учителей школы а также в виде выступления перед учащимися младших классов с целью популяризации русского языка. В течение года ученики принимали участие в других проектах: коллективных творческих (из индивидуальных работ) по темам «Описание любимого животного», «Какой(-ая) я?», «Сочиняем сказки», «Осенние фантазии». Группа ребят выступила с презентацией своих индивидуальных проектов на научной школьной конференции «Шаг в будущее». Самые юные участники этой конференции доказали: «Ничего нет трудного, если есть желание». Их работы по многоаспектному анализу слова признаны экспертной комиссией лучшими. Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации ; повышает мотивацию к изучению предмета, приобретает исследовательские навыки. У проектантов формируются различные компетенции , под которыми, по мнению современного ученого-дидакта И.С. Сергеева, в современной педагогике понимаются «комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений». В процессе проектной деятельности формируются различные общеучебные умения и навыки, а именно: рефлексивные, поисковые, оценочные, умения и навыки работы в сотрудничестве, менеджерские, коммуникативные, презентационные. Подробнее остановимся на коммуникативных умениях, под которыми подразумеваются следующие:
Презентация проекта «Лексика современного русского языка» показала, что формирование коммуникативной компетенции эффективно осуществляется в процессе подготовки практической деятельности и её реализации. Учащиеся выступали с докладами (доклад – образец монологической речи), представляли устную защиту рисунков, отвечали на проблемные вопросы, на вопросы одноклассников (одна группа задает вопрос другой), участвовали в дискуссии, создавали собственные речевые высказывания (устные и письменные), предлагали вниманию стихи собственного сочинения, учились отстаивать свою точку зрения. Учителя отметили высокий уровень выступлений, оценили творчество учащихся. Такой хороший результат возможен только при условии, если в процессе обучения на каждом уроке имеет место взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывного и целенаправленного совершенствования речевой деятельности. Успешному формированию коммуникативной компетенции будут способствовать своеобразные памятки для учащихся правила говорящего: правила читающего:
правила работы с информацией: способы формирования умственных действий:
|
«Формирование информационно – коммуникативной компетентности через... Суть данного проекта состоит в создании условий для повышения уровня информационно-коммуникативной деятельности учащихся, в развитии... | Доклад «Развитие информационной и коммуникативной компетентности... Марьясова Галина Александровна педагог дополнительного образования объединения «Психея» | ||
Программа организации проектно-исследовательской деятельности учащихся... Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся | Конкурс докладов «Особенности подготовки школьников к разработке... ... | ||
Анализ работы М. О. учителей технологии за 2012-13 уч год Коллектив педагогов М. О. в течение года продолжал работу над проблемой «Формирование у учащихся универсальных способов деятельности... | Самообразования Применение индивидуальных форм работы на уроках истории для развития коммуникативной компетентности учащихся | ||
Обобщение опыта педагогических работников мбоу «оош №22» за 2010 – 2012 годы ... | Обобщение опыта работы по методической теме «Стимулирование творческой... «Литература» для общеобразовательных учреждений, 7 класс, под редакцией В. Я. Коровиной, в 2-х частях, 2010 год. Рекомендовано Министерством... | ||
Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся... Ребенку, оканчивающему школу, для полноценной жизни в новых условиях недостаточно одних лишь предметных знаний. Сегодня индивидуальные... | Учитель начальных классов Организация внеурочной деятельности по экологии через творческую и исследовательскую деятельность учащихся | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу с текстом | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: формирование коммуникативной компетентности учащихся по теме «Выбор профессии» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Представляю исследовательскую работу по теме: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников и её роль в формировании... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока : продолжить формирование коммуникативной компетентности, умения ставить познавательную задачу и планировать пути её достижения... | ||
«Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой... Компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными... | «Развитие творческой одарённости через проектно-исследовательский... Проект «Развитие творческой одарённости через проектно-исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы» |