Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую работу





Скачать 54.22 Kb.
НазваниеФормирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую работу
Дата публикации21.03.2015
Размер54.22 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Автор Солдатова Татьяна Григорьевна 

Место работы: МОУ СОШ 25 г. Новомосковск тульской области

Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую работу


Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис метода проектов.

Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия . Так, мотивом для работы над проектом «Лексика современного русского языка» для пятиклассников нашей школы послужил вопрос на одном из уроков: «Сколько слов в русском языке?» Решено было это выяснить. По желанию участников проекта были сформированы группы, каждая из которых получила задание: собрать информацию, материал о том или ином пласте слов лексики русского языка. Группа, взявшая для изучения проблему «Употребление старославянизмов в русском языке», поставила для себя цель: узнать как можно больше о самых древних словах письменного языка славян. Выдвинутая гипотеза ( старославянский язык внес большой вклад в развитие русского языка, потому что…) способствовала постановке задачи : найти в разных текстах, в частности в Библии, слова старославянского происхождения. Для успешной реализации задачи решено было использовать самые разнообразные методы: словесные, наглядные, практические. Затем (под ненавязчивым руководством учителя) составлен план действий , сводящийся к следующему:

  • Образно представить (в рисунках, коллажах) всю лексику русского языка, в том числе и старославянизмы (символ).

  • Изучить в учебниках, словарях, энциклопедиях, справочниках информацию о старославянизмах, их признаках, сделать сообщение.

  • Найти стихотворения, в которых имеются старославянизмы, выразительно прочитать наизусть, сделать вывод об употреблении самых древнейших слов.

  • Проанализировать отрывки из произведений А.С. Пушкина, из Библии и сделать вывод о частоте употребления старославянизмов и их роли в тексте.

  • Составить синквейны к словам старославянского происхождения.

  • Приготовить рисунки, на которых изображены предметы, подписи под ними – слова старославянского происхождения.

  • Предложить музыкальные ассоциации.

По такому плану организовали свою деятельность и другие группы учащихся, исследовавшие разные пласты русского языка: исконно русскую лексику, диалекты, заимствованные слова, архаизмы, профессионализмы, неологизмы. Результатом (продуктом) проектной деятельности явилось следующее: реферат, мини-исследование в работе над текстом, компьютерная демонстрация рисунков в технологии слайд-шоу, выразительное чтение стихов, творческое сочинительство, портфолио – папка материалов, эстетично оформленных (с помощью компьютера), с рисунками – наглядное пособие для будущего поколения учеников. Презентация состоялась на педагогическом совете учителей школы а также в виде выступления перед учащимися младших классов с целью популяризации русского языка.

В течение года ученики принимали участие в других проектах: коллективных творческих (из индивидуальных работ) по темам «Описание любимого животного», «Какой(-ая) я?», «Сочиняем сказки», «Осенние фантазии». Группа ребят выступила с презентацией своих индивидуальных проектов на научной школьной конференции «Шаг в будущее». Самые юные участники этой конференции доказали: «Ничего нет трудного, если есть желание». Их работы по многоаспектному анализу слова признаны экспертной комиссией лучшими.

Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации ; повышает мотивацию к изучению предмета, приобретает исследовательские навыки. У проектантов формируются различные компетенции , под которыми, по мнению современного ученого-дидакта И.С. Сергеева, в современной педагогике понимаются «комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений».

В процессе проектной деятельности формируются различные общеучебные умения и навыки, а именно: рефлексивные, поисковые, оценочные, умения и навыки работы в сотрудничестве, менеджерские, коммуникативные, презентационные.

Подробнее остановимся на коммуникативных умениях, под которыми подразумеваются следующие:

  • умение общаться со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них;

  • умение вести дискуссию;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • навыки устного опроса, интрервьюирование;

  • навыки монологической речи.

Презентация проекта «Лексика современного русского языка» показала, что формирование коммуникативной компетенции эффективно осуществляется в процессе подготовки практической деятельности и её реализации. Учащиеся выступали с докладами (доклад – образец монологической речи), представляли устную защиту рисунков, отвечали на проблемные вопросы, на вопросы одноклассников (одна группа задает вопрос другой), участвовали в дискуссии, создавали собственные речевые высказывания (устные и письменные), предлагали вниманию стихи собственного сочинения, учились отстаивать свою точку зрения. Учителя отметили высокий уровень выступлений, оценили творчество учащихся. Такой хороший результат возможен только при условии, если в процессе обучения на каждом уроке имеет место взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывного и целенаправленного совершенствования речевой деятельности.

Успешному формированию коммуникативной компетенции будут способствовать своеобразные памятки для учащихся

правила говорящего: правила читающего:

  • -логично строю речь -читаю быстро (скорость чтения)

  • -ясно излагаю мысли -понимаю прочитанное

  • -не теряю «нити» разговора -умею пользоваться библиотекой

  • -правильно и красиво говорю -читаю художественную литературу

  • -владею интонацией -умею вести записи

  • -умею варьировать темп речи

  • -владею вниманием слушателей

  • -не употребляю слов-сорняков

правила работы с информацией: способы формирования умственных действий:

  • -уметь слушать -выделение главного

  • -уметь находить информацию -анализ и синтез

  • -уметь читать -обобщение, абстрагирование

  • -уметь конспектировать -индукция и дедукция

  • -уметь понимать -классификация

  • -уметь запоминать -логическое мышление

  • -доказательство, аргументирование

  • -творчество, исследование из опыта работы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую работу icon«Формирование информационно – коммуникативной компетентности через...
Суть данного проекта состоит в создании условий для повышения уровня информационно-коммуникативной деятельности учащихся, в развитии...
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую работу iconДоклад «Развитие информационной и коммуникативной компетентности...
Марьясова Галина Александровна педагог дополнительного образования объединения «Психея»
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую работу iconПрограмма организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую работу iconКонкурс докладов «Особенности подготовки школьников к разработке...
...
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую работу iconАнализ работы М. О. учителей технологии за 2012-13 уч год
Коллектив педагогов М. О. в течение года продолжал работу над проблемой «Формирование у учащихся универсальных способов деятельности...
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую работу iconСамообразования
Применение индивидуальных форм работы на уроках истории для развития коммуникативной компетентности учащихся
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую работу iconОбобщение опыта педагогических работников мбоу «оош №22» за 2010 – 2012 годы
...
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую работу iconОбобщение опыта работы по методической теме «Стимулирование творческой...
«Литература» для общеобразовательных учреждений, 7 класс, под редакцией В. Я. Коровиной, в 2-х частях, 2010 год. Рекомендовано Министерством...
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую работу iconФормирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся...
Ребенку, оканчивающему школу, для полноценной жизни в новых условиях недостаточно одних лишь предметных знаний. Сегодня индивидуальные...
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую работу iconУчитель начальных классов
Организация внеурочной деятельности по экологии через творческую и исследовательскую деятельность учащихся
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую работу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу с текстом
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую работу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формирование коммуникативной компетентности учащихся по теме «Выбор профессии»
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую работу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Представляю исследовательскую работу по теме: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников и её роль в формировании...
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую работу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока : продолжить формирование коммуникативной компетентности, умения ставить познавательную задачу и планировать пути её достижения...
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую работу icon«Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой...
Компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными...
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую работу icon«Развитие творческой одарённости через проектно-исследовательский...
Проект «Развитие творческой одарённости через проектно-исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск