Скачать 84.68 Kb.
|
МОУ « Брёховская основная общеобразовательная школа» Обобщение опыта работы по методической теме « Стимулирование творческой и познавательной активности учащихся на уроках и внеклассной деятельности через использование современных образовательных технологий» учителя русского языка и литературы Подборновой Галины Ивановны 2013 год Сегодня в практике школы вопрос о мотивации, без преувеличения, может быть назван центральным.Безусловно, всякая деятельность, включая учебную, исходит из определённых мотивов и направлена на достижение определённых целей.Мотив- это то, что побуждает человека к деятельности, а цель- то, чего он стремится достичь в результате деятельности. Отношение мотив-цель образует то, что влияет на развитие познавательных и созидательных способностей личности. Мотивация обучения и стимулирования деятельности учеников – это одна из основных задач моей работы в последние годы. Поэтому одно из главных направлений является формирование интереса к предмету, воспитание ценностного отношения к учёбе, усиление активности учащихся на уроке и во внеурочное время. Учебник является неотъемлемой частью учебного процесса. Я стараюсь работать по тому учебнику, который , на мой взгляд, соответствует уровню подготовки наших учеников, является доступным пособием для ребят и имеет большое познавательное значение. Я считаю, УМК по русскому языку под редакцией Ладыженской является таким учебником. Данное учебное пособие отличается доступной теорией и практикой, хотя использую на уроках элементы , взятые у других авторов, как Разумовской, Бабайцевой. Учебником нового поколения считаю УМК по литературе под редакцией Кутузова. Я работала несколько лет по такому учебнику и сейчас, работая по учебнику под редакцией Коровина, использую часто основные принципы, заложенные в УМК « В мире литературы» Кутузова, так как в нём рассматривается отношение к литературе как искусству слова. Но учебник под редакцией Коровина осуществляет диалог учителя и ученика, тем самым формирует и развивает мотивацию ученика. Формирование творческого потенциала личности возможно, как мне кажется, только при условии смены приоритетов с усвоения готовых знаний в ходе урока на самостоятельную познавательную деятельность.Это может происходить через использование современных образовательных технологий. Личностно-ориентированные технологии характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее , свободное и творческое развитие ребёнка. Открыть глаза и окрылять сознание – вот задача уроков. И язык на моих уроках должен служить этим задачам в максимальной степени. В основном используется на уроках современное традиционное обучение, но используются, где частично, а где и полностью активные образовательные технологии. Итак, для стимулирования творческой и познавательной активности учащихся использую следующие технологии: 1 РКМЧП-развитие критического мышления через чтение и письмо. Это технология о получении, восприятии и передаче информации.Она характеризуется 3-фазовой структурой урока: Вызов( активизация, мотивация) Осмысление ( активное чтение, слушание) Рефлексия ( размышление, анализ, творческая интерпретация) Данная технология реализуется через следующие приёмы и методы: -постановка прямых и скрытых вопросов к тексту; -поиск ответов на поставленные вопросы; -маркировка с использованием значков; -расположение ключевых слов, предложенных в логической последовательности; -графическая систематизация материала текста ( кластеры, таблицы, схемы) -ведение записей. Эти приёмы используются мною при подготовке ГИА ( часть А,В) 2 РЛМ – технология развития лингвистического мышления. Использую её при изучении лексического и грамматического значения слов на уроках русского языка. Процесс формирования лингвистического мышления предполагает работу в нескольких направлениях, важнейшим из которых является работа над пониманием учащихся различий между лексическим и грамматическим значениями слова. Напрмер, при изучении однокоренных слов и форм доного и того же слова ( вода, к воде, водой, водяной, водный). Задания поисково- познавательного характера: а)Найти в тексте слова, одинаковые по своему грамматическому значению, но различающиеся лексическим значением; б) Можно ли утверждать, что слова: зоопарк, дом, кенгуру – объединены в тексте общим грамматическим значением? Каким именно? в) Определить грамматическое значение существительных, прилагательных и глаголов в данном тексте « Жил – был славный царь Дадон…» 3 ТРИЗ- Технология развития изобретательных задач. Принципы, характерные для этой технологии: принцип « жадности» к познанию и саморазвитию; принцип свободы выбора; принцип открытости. 4 Лексические инновации – факт словотворчества. Они свидетельствуют о его творческих способностях и чувстве языка. 5 РТВ – развитие творческого воображения. Это и сочинения 3 типов: описание, рассуждение, повествование; юмористческие рассказы; рассказ с необычным построением; изложение с изменением композиции исходного текста; письма: дружеские, родственные, деловые; путевые заметки. 6 Игровые технологии:
« Мёртвые души») 7 Проблемное обучение Методы: проблемное изложение, беседа, исследовательская работа Приёмы: делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты, ставить проблемные вопросы. 8 Нетрадиционные формы обучения: Урок – праздник ( например, « Календарь природы в творчестве Тютчева» Урок – диспут ( « Чацкий – победитель или побеждённый?») Урок – лекция ( « Слово о пермских позтах») Урок – семинар ( «Нравственные рассказы Л.Н.Толстого») Урок – КВН ( Тема « Мой Пушкин») Урок – зачёт Урок – практикум Урок – путешествие ( «Пушкинские места в Санкт-Петербурге») Урок – кроссворд ( 30 вопросов по повести Н.В.Гоголя « Тарас Бульба») 9 Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала ( В.Ф.Шаталов) ( например: А: « П.?!»; « П,»- а.; «П! –а. –П.» )
8 класс - Сказуемое Простое глагольное Составное: а) глагольное б) именное
Чехов –Левитан –Чайковский»)
Учебная встреча. Диспут.
Одним из основных путей формирования познавательной активности и самостоятельности обучаемых является использование в работе со школьниками учебно-исследовательской деятельности.В разные годы мной было подготовлено 4 уащихся, которые выступали со своими работами гуманитарного цикла на районных учебно – исследовательских конференциях. Такой вид деятельности ценен тем, что в процессе его осуществления формируются мировоззрение и нравственно – волевые качества учащихся. Для них –это была ступень, ведущая к успеху. И нет награды для ученика выше, чем знание того, что работа его стала известна широкому кругу людей. Также, на мой взгляд, реальный способ достижения успеха – это использование проектно – исследовательской технологии ( прочитала об этом много, но сама использую робко: нечасто, элементами) А ведь в процессе подготовки проектов учащиеся самостоятельно приобретают знания для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах. Например: Презентация « Викторина о С.Есенине» состоит из 100 вопросов, взятых из всего творчества поэта.Другая презентация « Творческая мастерская», куда вошли стихи, сочинения рисунки к художественным произведениям. ПИТ предполагает совместную деятельность учителя и ученика, примером может служить создание проектаиздания школьной газеты, что я попыталась показать на открытом уроке для учителей своей школы.Работа над проектами помогает выстроить бесконфликтную педагогику( вычитала я в журнале), превратить образовательный процесс из скучной деятельности в результативную созидательную деятельность. Когда на уроке не нужны дети – это самое страшное. « Я гениален, а дети…» Надо идти на риск, не бояться разговора, спора. Результаты моей работы за последние 3 года.
2009год- Конспект урока « Житие Стефана Пермского»- 1 место на муниципальном уровне; 2010год – Классный час « Душу дома – маму берегите!» -3 место на муниципальном уровне; 2011год – 3работы: а) Ролевая игра на уроке по поэме Н.В. Гоголя « Мёртвые души», б) Литературный КВН «Золотой век», в) Компьютерные игры по речевому этикету – 1 место на муниципальном уровне; 2012 год – 2 работы: а) Дидактическая игра на уроке русского языка « Состав слова и словообразование», б) Методическая разработка « Живая и богатая часть речи». 2 Районный конкурс « Жизнь, зачем ты мне дана?» а) 2012год – Театральная пьеса « Посланница мира», б) 2013 год -2 работы: 1) « Дадим шар земной детям» - классный час, 2) « Чем жив человек» - конспект урока. 3 Мастер – класс: 2009год – « Преподавание спецкурса « Литература и христианство» - межрайонный фестиваль педагогических идей ( с. Кишерть) 2011год – « Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы» « Поговорим о нравственности» 2012год – Интегрированный урок при изучении темы « Междометие» 4 Выступления : а)2009 год – « Интерес учащихся к художественной литературе через нетрадиционные формы обучения»-Районные педагогические чтения б) 2010 год – « Ключевые компетенции-новая парадигма результатов современного образования»- районный фейерверк. «2012 год – Представление программы спецкурса « Литература и христианство»- намежрайонном проблемном семинаре для педагогов « Просвещение через книгу» в рамках Дня Православной книги. 5 Выступления на МО учителей русского языка и литературы: а)2010 год – « Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы» б) 2011 год- « Работа с одарёнными детьми» в) 2009 год – знакомство учителей района с авторскими программами спецкурсов: « Литература и христианство», « Официально-деловой стиль русского языка» 6 Активное участие в творческой группе « Граждановедческое воспитание и краеведение» Выступления: а) 2010года - « Использование краеведческого материала на уроках литературы» б)2011года – Заочное путешествие в Германию, Люксембург ( с показом фото и видео) 7 Печатные работы: а)2007год Журнал « Русский язык в школе» - №5,6,7,8 б) 2008год Журнал « Воспитание школьников» № 1 в) 2010 год Журнал « Русский язык в школе» № 1 г) 2012 год Журнал « Русский язык» №8 8 Победы учащихся: а)Предметные олимпиады: Черепанова Е. – русский язык 2009 год -3 место в районе, 2010 год – 2 место, в крае-16 Литература 2010 год- 1 место в районе, в крае- Анфёрова О. - Конкурс « Грамотей» -2010 -1 место в районе, в крае-26 Литература 2011 год – 1 место в районе Победитель викторины по русскому языку- 2010 год 2011 годРайонный фестиваль « Прикамье литературное» - 3 место б) Конкурсы: 1) « Письмо солдату» в районе 1 место – Швалёва Т. 2) Районный творческий конкурс « Завтра начинается сегодня»-2011год (Черепанова М.-6 класс, Рябухин А.-9класс, Луткова Л.-9 класс, АнфёроваО.9класс) 3)Краевой молодёжный фестиваль « Мы выбираем будущее»-2011год Рябухин А.-9 кл., Луткова Л.-9 кл 4) Всероссийский конкурс « Письмо президенту»-2012год Рябухин А.-9 класс 5) Литературное творчество-районный конкурс « Рождественский подарок» Лучшее сочинение- Черепанова М. -2012год 6)»Художественное чтение»-районный конкурс: 2009год- Зобнина Е.-1 место 2010 год Зобнина Е.-3 место 2011 год Ярин А.- 1 место, выступление в крае-6 место 7) 3 учебно- исследовательские работы: 2009 г.- Черепанова Е -3 место 2010г.- Черепанова Е.-3 место 2012г.-Анфёрова О.-4 место 8) 4 года выступал театральная группа на районных фестивалях : 2009г.-2 место, 2010 г.-2 место. За последние 3 года отмечена грамотой и подарком главы района в честь Дня учителя 2012 г. Почётной грамотой края в честь 65 годовщины Победы за активное участие в проекте « История моей семьи» |
«Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой... Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщение опыта работы по теме «Использование икт на уроках русского языка и литературы» (во внеклассной деятельности) | ||
«Формирование творческой индивидуальности учащихся средствами современных... Обобщение опыта работы учителя математики и физики первой квалификационной категории | Обобщение опыта работы по использованию на уроках истории современных образовательных технологий Дробно – рациональных функций и построение их графиков с использованием прикладных и инструментальных программных средств | ||
Уроках математики и во внеурочное время Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время" | Инновационного педагогического опыта Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития... | ||
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках английского языка посредством внедрения технологий... | ||
Н. Н. Баранский Статья «Использование инновационных компьютерных технологий на уроках географии» Е современных инновационных технологий в учебном процессе сейчас очень актуально. Современные инновационные технологии способствуют... | План работы школьного методического объединения учителей естественно-математического... «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников на уроках через использование современных образовательных технологий, методов... | ||
Использование современных образовательных технологий в деятельности... Использование современных образовательных технологий в деятельности учителя физики | Г. Зернограда Ростовской области Тема опыта «Формирование мыслительной и познавательной деятельности школьников, повышение мотивации учения через активные формы и методы с использованием... | ||
Объединенне учителей математики и Обобщение опыта работы по проблеме: Активизация познавательной деятельности учащихся | Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы как фактор формирования положительной мотивации... | ||
Уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся ... | Индивидуальное развитие организма Активизация познавательной деятельности учащихся через использование схем, таблиц на уроках биологии |