Обобщение опыта работы по методической теме «Стимулирование творческой и познавательной активности учащихся на уроках и внеклассной деятельности через использование современных образовательных технологий»





Скачать 84.68 Kb.
НазваниеОбобщение опыта работы по методической теме «Стимулирование творческой и познавательной активности учащихся на уроках и внеклассной деятельности через использование современных образовательных технологий»
Дата публикации29.09.2013
Размер84.68 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Литература > Учебник
МОУ « Брёховская основная общеобразовательная школа»

Обобщение опыта работы по методической теме « Стимулирование творческой и познавательной активности учащихся на уроках и внеклассной деятельности через использование современных образовательных технологий»

учителя

русского языка и литературы

Подборновой Галины Ивановны

2013 год

Сегодня в практике школы вопрос о мотивации, без преувеличения, может быть назван центральным.Безусловно, всякая деятельность, включая учебную, исходит из определённых мотивов и направлена на достижение определённых целей.Мотив- это то, что побуждает человека к деятельности, а цель- то, чего он стремится достичь в результате деятельности. Отношение мотив-цель образует то, что влияет на развитие познавательных и созидательных способностей личности. Мотивация обучения и стимулирования деятельности учеников – это одна из основных задач моей работы в последние годы. Поэтому одно из главных направлений является формирование интереса к предмету, воспитание ценностного отношения к учёбе, усиление активности учащихся на уроке и во внеурочное время.

Учебник является неотъемлемой частью учебного процесса. Я стараюсь работать по тому учебнику, который , на мой взгляд, соответствует уровню подготовки наших учеников, является доступным пособием для ребят и имеет большое познавательное значение. Я считаю, УМК по русскому языку под редакцией Ладыженской является таким учебником. Данное учебное пособие отличается доступной теорией и практикой, хотя использую на уроках элементы , взятые у других авторов, как Разумовской, Бабайцевой. Учебником нового поколения считаю УМК по литературе под редакцией Кутузова. Я работала несколько лет по такому учебнику и сейчас, работая по учебнику под редакцией Коровина, использую часто основные принципы, заложенные в УМК « В мире литературы» Кутузова, так как в нём рассматривается отношение к литературе как искусству слова. Но учебник под редакцией Коровина осуществляет диалог учителя и ученика, тем самым формирует и развивает мотивацию ученика.

Формирование творческого потенциала личности возможно, как мне кажется, только при условии смены приоритетов с усвоения готовых знаний в ходе урока на самостоятельную познавательную деятельность.Это может происходить через использование современных образовательных технологий.

Личностно-ориентированные технологии характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее , свободное и творческое развитие ребёнка.

Открыть глаза и окрылять сознание – вот задача уроков. И язык на моих уроках должен служить этим задачам в максимальной степени. В основном используется на уроках современное традиционное обучение, но используются, где частично, а где и полностью активные образовательные технологии.

Итак, для стимулирования творческой и познавательной активности учащихся использую следующие технологии:

1 РКМЧП-развитие критического мышления через чтение и письмо.

Это технология о получении, восприятии и передаче информации.Она характеризуется 3-фазовой структурой урока:

Вызов( активизация, мотивация)

Осмысление ( активное чтение, слушание)

Рефлексия ( размышление, анализ, творческая интерпретация)

Данная технология реализуется через следующие приёмы и методы:

-постановка прямых и скрытых вопросов к тексту;

-поиск ответов на поставленные вопросы;

-маркировка с использованием значков;

-расположение ключевых слов, предложенных в логической последовательности;

-графическая систематизация материала текста ( кластеры, таблицы, схемы)

-ведение записей.

Эти приёмы используются мною при подготовке ГИА ( часть А,В)

2 РЛМ – технология развития лингвистического мышления. Использую её при изучении лексического и грамматического значения слов на уроках русского языка. Процесс формирования лингвистического мышления предполагает работу в нескольких направлениях, важнейшим из которых является работа над пониманием учащихся различий между лексическим и грамматическим значениями слова. Напрмер, при изучении однокоренных слов и форм доного и того же слова ( вода, к воде, водой, водяной, водный).

Задания поисково- познавательного характера:

а)Найти в тексте слова, одинаковые по своему грамматическому значению, но различающиеся лексическим значением;

б) Можно ли утверждать, что слова: зоопарк, дом, кенгуру – объединены в тексте общим грамматическим значением? Каким именно?

в) Определить грамматическое значение существительных, прилагательных и глаголов в данном тексте « Жил – был славный царь Дадон…»

3 ТРИЗ- Технология развития изобретательных задач.

Принципы, характерные для этой технологии:

принцип « жадности» к познанию и саморазвитию;

принцип свободы выбора;

принцип открытости.

4 Лексические инновации – факт словотворчества. Они свидетельствуют о его творческих способностях и чувстве языка.

5 РТВ – развитие творческого воображения. Это и сочинения 3 типов: описание, рассуждение, повествование; юмористческие рассказы; рассказ с необычным построением; изложение с изменением композиции исходного текста; письма: дружеские, родственные, деловые; путевые заметки.

6 Игровые технологии:

  • Обучающие, тренировочные,контролирующие, обобщающие

  • Познавательные, развивающие

  • Творческие, сюжетные

  • Предметные, ролевые ( Урок-ролевая игра по поэме Н.В.Гоголя

« Мёртвые души»)

7 Проблемное обучение

Методы: проблемное изложение, беседа, исследовательская работа

Приёмы: делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты, ставить проблемные вопросы.

8 Нетрадиционные формы обучения:

Урок – праздник ( например, « Календарь природы в творчестве Тютчева»

Урок – диспут ( « Чацкий – победитель или побеждённый?»)

Урок – лекция ( « Слово о пермских позтах»)

Урок – семинар ( «Нравственные рассказы Л.Н.Толстого»)

Урок – КВН ( Тема « Мой Пушкин»)

Урок – зачёт

Урок – практикум

Урок – путешествие ( «Пушкинские места в Санкт-Петербурге»)

Урок – кроссворд ( 30 вопросов по повести Н.В.Гоголя « Тарас Бульба»)

9 Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала ( В.Ф.Шаталов)

( например: А: « П.?!»; « П,»- а.; «П! –а. –П.» )

  1. Технология Лысенковой С.Н. перспективно – опережающее обучение с использованием опорных схем.

8 класс - Сказуемое

Простое глагольное Составное:

а) глагольное

б) именное

  • 9 класс – ССП , СПП, БСП;

  1. Технология Е.Н.Ильина. Традиционная классно – урочная групповая с элементами индивидуального подхода .( Урок – общения.Открытие. Спектакли.) Совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовное равенство , межличностное общение.

  2. Интегрированные уроки.( Например, урок « Великое содружество:

Чехов –Левитан –Чайковский»)

  1. Групповые технологии: Общественный смотр знаний.

Учебная встреча.

Диспут.

  1. Технология развивающего обучения. ЦУД – целенаправленная умственная деятельность ученика, направленная на изменение самого себя.Ученик становится в положение исследователя. Это особая форма активности. Я стараюсь пользоваться этой технологией, особенно технологией И.П. Волкова- развитие творческих способностей. Выявляю, учитываю и развиваю творческие способности, приобщаю к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный результат. Создаём схемы, пишем сочинения, стихи, использую при этом внутрипредметные и меж предметные связи.

Одним из основных путей формирования познавательной активности и самостоятельности обучаемых является использование в работе со школьниками учебно-исследовательской деятельности.В разные годы мной было подготовлено 4 уащихся, которые выступали со своими работами гуманитарного цикла на районных учебно – исследовательских конференциях. Такой вид деятельности ценен тем, что в процессе его осуществления формируются мировоззрение и нравственно – волевые качества учащихся. Для них –это была ступень, ведущая к успеху. И нет награды для ученика выше, чем знание того, что работа его стала известна широкому кругу людей.

Также, на мой взгляд, реальный способ достижения успеха – это использование проектно – исследовательской технологии ( прочитала об этом много, но сама использую робко: нечасто, элементами)

А ведь в процессе подготовки проектов учащиеся самостоятельно приобретают знания для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах. Например: Презентация « Викторина о С.Есенине» состоит из 100 вопросов, взятых из всего творчества поэта.Другая презентация

« Творческая мастерская», куда вошли стихи, сочинения рисунки к художественным произведениям. ПИТ предполагает совместную деятельность учителя и ученика, примером может служить создание проектаиздания школьной газеты, что я попыталась показать на открытом уроке для учителей своей школы.Работа над проектами помогает выстроить бесконфликтную педагогику( вычитала я в журнале), превратить образовательный процесс из скучной деятельности в результативную созидательную деятельность.

Когда на уроке не нужны дети – это самое страшное. « Я гениален, а дети…» Надо идти на риск, не бояться разговора, спора.

Результаты моей работы за последние 3 года.

  1. Конкурс методических и дидактических разработок:

2009год- Конспект урока « Житие Стефана Пермского»-

1 место на муниципальном уровне;

2010год – Классный час « Душу дома – маму берегите!» -3 место на муниципальном уровне;

2011год – 3работы: а) Ролевая игра на уроке по поэме Н.В. Гоголя « Мёртвые души»,

б) Литературный КВН «Золотой век»,

в) Компьютерные игры по речевому этикету – 1 место на муниципальном уровне;

2012 год – 2 работы:

а) Дидактическая игра на уроке русского языка « Состав слова и словообразование»,

б) Методическая разработка « Живая и богатая часть речи».

2 Районный конкурс « Жизнь, зачем ты мне дана?»

а) 2012год – Театральная пьеса « Посланница мира»,

б) 2013 год -2 работы:

1) « Дадим шар земной детям» - классный час,

2) « Чем жив человек» - конспект урока.

3 Мастер – класс:

2009год – « Преподавание спецкурса « Литература и христианство» - межрайонный фестиваль педагогических идей ( с. Кишерть)

2011год – « Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы»

« Поговорим о нравственности»

2012год – Интегрированный урок при изучении темы « Междометие»

4 Выступления :

а)2009 год – « Интерес учащихся к художественной литературе через нетрадиционные формы обучения»-Районные педагогические чтения

б) 2010 год – « Ключевые компетенции-новая парадигма результатов современного образования»- районный фейерверк.

«2012 год – Представление программы спецкурса « Литература и христианство»- намежрайонном проблемном семинаре для педагогов « Просвещение через книгу» в рамках Дня Православной книги.

5 Выступления на МО учителей русского языка и литературы:

а)2010 год – « Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы»

б) 2011 год- « Работа с одарёнными детьми»

в) 2009 год – знакомство учителей района с авторскими программами спецкурсов: « Литература и христианство», « Официально-деловой стиль русского языка»

6 Активное участие в творческой группе « Граждановедческое воспитание и краеведение» Выступления:

а) 2010года - « Использование краеведческого материала на уроках литературы»

б)2011года – Заочное путешествие в Германию, Люксембург ( с показом фото и видео)

7 Печатные работы:

а)2007год Журнал « Русский язык в школе» - №5,6,7,8

б) 2008год Журнал « Воспитание школьников» № 1

в) 2010 год Журнал « Русский язык в школе» № 1

г) 2012 год Журнал « Русский язык» №8

8 Победы учащихся:

а)Предметные олимпиады:

Черепанова Е. – русский язык 2009 год -3 место в районе,

2010 год – 2 место, в крае-16

Литература 2010 год- 1 место в районе, в крае-

Анфёрова О. - Конкурс « Грамотей» -2010 -1 место в районе, в крае-26

Литература 2011 год – 1 место в районе

Победитель викторины по русскому языку- 2010 год

2011 годРайонный фестиваль « Прикамье литературное» - 3 место

б) Конкурсы:

1) « Письмо солдату» в районе 1 место – Швалёва Т.

2) Районный творческий конкурс « Завтра начинается сегодня»-2011год

(Черепанова М.-6 класс, Рябухин А.-9класс, Луткова Л.-9 класс, АнфёроваО.9класс)

3)Краевой молодёжный фестиваль « Мы выбираем будущее»-2011год

Рябухин А.-9 кл., Луткова Л.-9 кл

4) Всероссийский конкурс « Письмо президенту»-2012год

Рябухин А.-9 класс

5) Литературное творчество-районный конкурс « Рождественский подарок»

Лучшее сочинение- Черепанова М. -2012год

6)»Художественное чтение»-районный конкурс:

2009год- Зобнина Е.-1 место

2010 год Зобнина Е.-3 место

2011 год Ярин А.- 1 место, выступление в крае-6 место

7) 3 учебно- исследовательские работы:

2009 г.- Черепанова Е -3 место

2010г.- Черепанова Е.-3 место

2012г.-Анфёрова О.-4 место

8) 4 года выступал театральная группа на районных фестивалях :

2009г.-2 место,

2010 г.-2 место.

За последние 3 года отмечена грамотой и подарком главы района в честь Дня учителя 2012 г.

Почётной грамотой края в честь 65 годовщины Победы за активное участие в проекте « История моей семьи»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обобщение опыта работы по методической теме «Стимулирование творческой и познавательной активности учащихся на уроках и внеклассной деятельности через использование современных образовательных технологий» icon«Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой...
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных...
Обобщение опыта работы по методической теме «Стимулирование творческой и познавательной активности учащихся на уроках и внеклассной деятельности через использование современных образовательных технологий» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение опыта работы по теме «Использование икт на уроках русского языка и литературы» (во внеклассной деятельности)
Обобщение опыта работы по методической теме «Стимулирование творческой и познавательной активности учащихся на уроках и внеклассной деятельности через использование современных образовательных технологий» icon«Формирование творческой индивидуальности учащихся средствами современных...
Обобщение опыта работы учителя математики и физики первой квалификационной категории
Обобщение опыта работы по методической теме «Стимулирование творческой и познавательной активности учащихся на уроках и внеклассной деятельности через использование современных образовательных технологий» iconОбобщение опыта работы по использованию на уроках истории современных образовательных технологий
Дробно – рациональных функций и построение их графиков с использованием прикладных и инструментальных программных средств
Обобщение опыта работы по методической теме «Стимулирование творческой и познавательной активности учащихся на уроках и внеклассной деятельности через использование современных образовательных технологий» iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Обобщение опыта работы по методической теме «Стимулирование творческой и познавательной активности учащихся на уроках и внеклассной деятельности через использование современных образовательных технологий» iconИнновационного педагогического опыта
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития...
Обобщение опыта работы по методической теме «Стимулирование творческой и познавательной активности учащихся на уроках и внеклассной деятельности через использование современных образовательных технологий» iconИспользование современных образовательных технологий в процессе обучения...
...
Обобщение опыта работы по методической теме «Стимулирование творческой и познавательной активности учащихся на уроках и внеклассной деятельности через использование современных образовательных технологий» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках английского языка посредством внедрения технологий...
Обобщение опыта работы по методической теме «Стимулирование творческой и познавательной активности учащихся на уроках и внеклассной деятельности через использование современных образовательных технологий» iconН. Н. Баранский Статья «Использование инновационных компьютерных технологий на уроках географии»
Е современных инновационных технологий в учебном процессе сейчас очень актуально. Современные инновационные технологии способствуют...
Обобщение опыта работы по методической теме «Стимулирование творческой и познавательной активности учащихся на уроках и внеклассной деятельности через использование современных образовательных технологий» iconПлан работы школьного методического объединения учителей естественно-математического...
«Формирование и развитие ключевых компетенций школьников на уроках через использование современных образовательных технологий, методов...
Обобщение опыта работы по методической теме «Стимулирование творческой и познавательной активности учащихся на уроках и внеклассной деятельности через использование современных образовательных технологий» iconИспользование современных образовательных технологий в деятельности...
Использование современных образовательных технологий в деятельности учителя физики
Обобщение опыта работы по методической теме «Стимулирование творческой и познавательной активности учащихся на уроках и внеклассной деятельности через использование современных образовательных технологий» iconГ. Зернограда Ростовской области Тема опыта
«Формирование мыслительной и познавательной деятельности школьников, повышение мотивации учения через активные формы и методы с использованием...
Обобщение опыта работы по методической теме «Стимулирование творческой и познавательной активности учащихся на уроках и внеклассной деятельности через использование современных образовательных технологий» iconОбъединенне учителей математики и
Обобщение опыта работы по проблеме: Активизация познавательной деятельности учащихся
Обобщение опыта работы по методической теме «Стимулирование творческой и познавательной активности учащихся на уроках и внеклассной деятельности через использование современных образовательных технологий» iconИнформация об опыте Условия возникновения и становления опыта
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы как фактор формирования положительной мотивации...
Обобщение опыта работы по методической теме «Стимулирование творческой и познавательной активности учащихся на уроках и внеклассной деятельности через использование современных образовательных технологий» iconУроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся
...
Обобщение опыта работы по методической теме «Стимулирование творческой и познавательной активности учащихся на уроках и внеклассной деятельности через использование современных образовательных технологий» iconИндивидуальное развитие организма
Активизация познавательной деятельности учащихся через использование схем, таблиц на уроках биологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск