Скачать 111.11 Kb.
|
Описание методической разработки Активизация познавательной деятельности учащихся через использование схем, таблиц на уроках биологии В современных условиях учителя сталкиваются с ситуацией, когда ученики старших классов уже сориентированы на изучение определённых предметов. Они уже выбрали себе профессию и определились с набором предметов, необходимых им для поступления. Чаще всего биология необходима для поступления 3-4 ученикам из класса, а иногда даже из целой параллели. Биология – сложный предмет и для успешного его изучения требуется поддерживать постоянный интерес к предмету. Именно поэтому, выбирая индивидуальную тему исследования я остановилась на «Активизации познавательной деятельности учащихся через использование схем, таблиц, задач, видео».
Именно поэтому, выбирая индивидуальную тему исследования, я остановилась на «Активизации познавательной деятельности учащихся через использование схем, таблиц, задач, видео».
6. Тема урока: Индивидуальное развитие организма. Задачи урока: -Сформировать знания об основных этапах эмбрионального и постэмбрионального развития. - Охарактеризовать особенности каждого этапа. - Расширить знания о вредном воздействии различных факторов на развитие зародыша. Ход урока:
- понятие онтогенеза; - этапы эмбрионального развития; - постэмбриональное развитие. 3. Закрепление.
Онтогенез – индивидуальное развитие организма от одной клетки (зиготы) до естественной смерти организма (или образования новой особи у одноклеточных организмов) Начало жизни – с момента оплодотворения (у многоклеточных), с момента деления (у одноклеточных). Онтогенез проходит несколько стадий:
ОНТОГЕНЕЗ Эмбриональный период: Зародышевой период – развитие до рождения или выхода из яиц Постэмбриональный период: Быстрый рост (молодость), половое созревание, зрелость, старение, смерть
Обратите внимание на этапы и процессы, происходящие на этих этапах, отметьте особенности каждого из них. Зигота – оплодотворённая яйцеклетка, диплоидный набор, много цитоплазмы и питательных веществ. Дробление – быстрое (за 4 часа – 64 клетки) деление клеток с короткой интерфазой (без синтеза органических веществ). Образуются клетки – бластомеры – мелкие зародыши, не увеличивается в размере и массе. Дробление может быть равномерным (у млекопитающих, ланцетника) и неравномерным (у птиц, рептилий, рыб). Бластула – однослойный зародыш с полостью внутри. Гаструла – зародышевые листки: - эктодерма; - энтодерма; - мезодерма; - полость первичной клетки. Нейрула – образование первичной трубки и хорды. Органогенез – закладка тканей и органов. (Видео)
Важную роль в формировании зародыша играет дифференциация клеток – развитие организма с зиготы. Все последующие клетки имеют одинаковый набор хромосом и генетическую информацию. В разных зародышевых листках функционируют разные гены, следовательно, развиваются разные ткани и органы. Специфичность работы генов возникает не сразу на стадии 4 – 16 бластомера каждая клетка может развиваться в самостоятельный организм (близнецы). Далее – дифференцировка. Из цитоплазмы в ядро поступают разные белки – регуляторы работы генов (во время дробления вещества цитоплазмы неравномерно распределяются по дочерним клеткам). Клетки разных зародышевых листков (клетки-организаторы, индукторы), могут выделять вещества и стимулировать развитие соседних клеток по определённому типу. Установлено, что в развитии зародыша имеются критические периоды, когда может произойти нарушение нормального развития (середина дробления, начало гаструляции …). Нарушается дифференциация и все последующие процессы. В это время зародыш особенно чувствителен к недостатку кислорода, перепаду температур, механическим воздействиям. Очень важно защитить яйцо от внешних воздействий. У человека на внутриутробное развитие плода влияют условия жизни матери. Отрицательное воздействие на эмбрион оказывают: - вирусные заболевания; - медикаменты; - алкоголь, никотин, наркотики; - радиация и др. излучения; - неправильное (неполноценное) питание. Поэтому очень важно, чтобы беременность протекала без осложнений. IV Постэмбриональное развитие. Существует две формы постэмбрионального развития. (видео), параграф 21 стр. 89; заполнить схему. Постэмбриональное развитие прямое непрямое степень сходства развивающегося организма со взрослым сходен со взрослым, отличается по но меньше строению, питанию происходит ли метаморфоз (превращение) не происходит происходит как происходит развитие созревание органов, несколько рост превращений органы исчезают и появляются новые примеры организмов пиявки, многоножки, кишечнополостные пауки, пресмыкающиеся, плоские и птицы, млекопитающие, кольчатые черви, клопы, тараканы, ракообразные, тля, кузнечик, насекомые, жуки, стрекозы, сверчки бабочки, мухи, пчёлы, муравьи Преимущества непрямого развития:
Вывод: Индивидуальное развитие организмов осуществляется в два этапа: эмбрионального и постэмбрионального. На стадиях зародышевого развития происходит формирование органов и тканей. Влияние внешней среды может изменить этот процесс. Для чего нам в повседневной жизни нужно знать особенности индивидуального развития? - управление развитием животных (крокодил, шелкопряд) - планирование беременности, подготовка организма, предотвращение абортов (большинство абортов делаются в период, когда плод имеет все системы органов и органы, бьётся сердце, плод всё слышит и ощущает боль!) Д/з параграф 21, сообщения Активизация познавательной деятельности учащихся через использование схем, таблиц на уроках биологии В современных условиях учителя сталкиваются с ситуацией, когда ученики старших классов уже сориентированы на изучение определённых предметов. Они уже выбрали себе профессию и определились с набором предметов, необходимых им для поступления. Чаще всего биология необходима для поступления 3-4 ученикам из класса, а иногда даже из целой параллели. Биология – сложный предмет и для успешного его изучения требуется поддерживать постоянный интерес к предмету. Именно поэтому, выбирая индивидуальную тему исследования я остановилась на «Активизации познавательной деятельности учащихся через использование схем, таблиц, задач, видео». Схема:
Правильный подход к обучению следует рассматривать как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся, призванный вооружить их научным мировоззрением, знаниями и умениями. Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысление – запоминанием. Восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике. Все названные выше этапы усвоения знаний, умений должны выполняться лично каждым школьником, его умственным трудом под руководством учителя. Следовательно, основная задача учителя – активизация познавательной деятельности каждого учащегося. Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности. Действия учителя, которые побуждают школьников к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебной работе и знаниям, являются средствами активности. Разумеется, степень познавательной активности учеников зависит и от них самих, от их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий, ведь ученик не только объект, но и субъект учебного процесса. Но если у ученика этих качеств пока нет, то формирование их тоже входит в профессиональную функцию учителя. Вся трудность, диалектическая противоречивость обучения в том и заключается, что на уроке необходима познавательная активность учащихся, а она зависит от учителя, от его умения активизировать их. Степень активности школьников является реакцией на методы и приёмы работы учителя. Активными методами обучения следует назвать те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. При активных методах все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием; внимательно слушают – думая, наблюдают – думая, читают – думая, выполняют практические задания – думая. Особо следует обратить внимание, что в условиях среднего всеобуча активными методами можно считать только те, которые побуждают к активному, старательному учению именно всех учащихся классного коллектива, не только сильных и любознательных, но и слабых, безвольных, ленивых. Методы активизации познавательной деятельности в процессе изучения биологии К наиболее известным и распространённым методам активизации познавательной деятельности относят:
Эффективным средством активизации познавательной деятельности является использование различных заданий на заполнение схем и таблиц. Это позволяет учителю проверить, как дети используют знания в нестандартных учебных ситуациях, а школьникам обобщить свои представления и выразить их в связной речи. Схема 1 Способы регуляции деятельности организма Регуляция Нервная Гуморальная Чем осуществляется Нервной системой Железами внутренней (спинным и головным секреции мозгом) Через что осуществляется по нервам через кровь Посредством чего осуществляется (при помощи чего) нервных импульсов химических веществ (гормонов) Как быстро 120 м/сек 0,05 – 0,5 м/сек Данная схема заполняется учителем совместно с учениками после того, как учитель даёт детям понятие нервной и гуморальной регуляции, заносится в тетрадь и в качестве закрепления идёт работа отдельно с правой и левой её частями. В итоге учащиеся, опираясь на материал схемы, дают характеристику двух способов регуляции. Данная работа способствует развитию речи, установлению логических связей у детей. Схема 2 Круги кровообращения Малый круг кровообращения Большой круг кровообращения (лёгочный) (тканевый) правый желудочек какая кровь? левый желудочек какая кровь? лёгочные артерии аорта, артерия какой лёгочные капилляры какой процесс? капилляры органов процесс? лёгочные вены в. и н.полые вены какая кровь? левое предсердие какая кровь? правое предсердие Схема 3 (Заполняется после завершения изучения энергетического и пластического обмена с целью закрепления материала) Фотосинтез Дыхание В каких организмах происходит Только у автотрофов У авто- и гетеротрофов В каких органоидах в хлоропластах в митохондриях отношение к свету только на свету как на свету так и в темноте что происходит с органическими веществами синтезируются расходуются что происходит с энергией АТФ расходуется запасается кислород образуется расходуется углекислый газ поглощается выделяется этапы (фазы) световая, темновая подготовительный, гликоз,дыхание значение образование органических в-в обеспечение клеток кислородом |
Тема «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Урок «Индивидуальное... ... | Муниципальный смотр конкурс методических и дидактических средств... Использование тестовых заданий по биологии в разделе "Размножение и индивидуальное развитие организмов" | ||
Урока «Онтогенез – индивидуальное развитие организма», на доске опорные... ... | Календарно-тематическое планирование 10 класс Естественные основы: Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность... | ||
1. Митоз. Подготовка к делению Без деления невозможно представить себе увеличение числа одноклеточных существ, развитие сложного многоклеточного организма из одной... | План: Митоз Подготовка к делению Фазы митоза Без деления невозможно представить себе увеличение числа одноклеточных существ, развитие сложного многоклеточного организма из одной... | ||
«индивидуальное развитие организмов» Семинар для заместителей руководителей, педагогов общеобразовательных организаций Октябрьского района хмао-югры | Отчет по практической работе Индивидуальное задание Понятие зож. Зож – образ жизни человека, его поведения, мышления, привычек, которые обеспечивают определенный уровень здоровья. Индивидуальное... | ||
Индивидуальное домашнее задание по дисциплине «Дискретная математика»... Курс математическая логика и теория алгоритмов обеспечивает приобретение знаний в соответствии с государственным образовательным... | Рабочая программа по предмету география Для 6 класса (индивидуальное обучение 4 часа в год) Образовательной программе школы. В заочной школе программа 6 класса рассчитана на 35 часов (1 раз в неделю). Индивидуальное обучение... | ||
Элективный курс для 8-го класса "Механизм работы организма человека"... Элективный курс «Механизмы работы организма человека» рассчитано на школьников, проявляющих интерес к изучению сложнейших функций... | Урок Тема: Онтогенез Онтогенез – индивидуальное развитие особей, начиная с момента оплодотворения и заканчивая их гибелью. В онтогенезе выдеяют два этапа:... | ||
Камалеева Ольга Викторовна 2012/2013 учебный год пояснительная записка На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. Изучение... | «Влияние динамики учебного процесса на состояние организма студента» Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации из темы «Индивидуальное развитие организмов»,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. Изучение... |