Скачать 49.72 Kb.
|
«Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках английского языка посредством внедрения технологий компетентностного подхода» Учитель : Пастухова Т.И. Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников за счёт использования нетрадиционных форм урока. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включали: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений, подготовку к ГИА. Использование Интернета на уроках английского языка создавало условия для получения любой необходимой учащимся информации : страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д. Учащиеся принимали участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет. Провожу нетрадиционные формы уроков:
Такие виды уроков:
Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей являлось создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке английского языка с использованием различных приемов работы. Использование видео на формах урока английского языка способствовало реализации важнейшего требования коммуникативной методики - представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры. Поэтому внимание было направлено на формирование у учащихся личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогало также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В 7 «А» классе был проведён урок по теме «Охрана окружающей среды». В 6 «А» проведён урок «Путешествие в Шотландию». Форма урока – медиа-урок, с использованием мультимедиа. Ролевая игра – методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Например, в 10 «Б» классе при изучении темы «Выбор профессии» была проведена ролевая игра. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создаёт условия равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и учеником. Игра – увлекательное занятие. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания – благотворно сказываются на результатах обучения. Очень эффективны, на мой взгляд, игры с существительными и игры, направленные на увеличение словарного запаса. Нетрадиционная форма урока английского языка, урок-экскурсия с использованием информационно-коммуникационных технологий, позволила познакомиться с прекрасными ландшафтами, историческими и культурными традициями, достопримечательностями стран изучаемого языка( Великобритания, Соединённые Штаты Америки, Канада). Для формирования основных навыков публичного выступления на иностранном языке целесообразно использовать на старшей ступени обучения педагогическую технологию «Дебаты», или формализованное обсуждение, построенное на основе выступлений представителей двух противостоящих, соперничающих команд. Помимо развития непосредственно языковых умений, технология дебатов способствует формированию критического мышления (умения критически оценивать информацию с точки зрения достоверности, убедительности, достаточности и логичности) и развитию учебно-социальных навыков (работа в команде = распределение сфер ответственности, определение последовательности работы, общие выводы и т.д. На уроках английского языка с учениками 9 «А» класса при изучении темы «Technology» пытались освоить технологию дебатов, так как она помогает эффективно организовать процесс изучения иностранного языка в целом и подготовку к сдаче устной части ГИА по английскому языку. При изучении иностранных языков наиболее значимые результаты даёт метод проектов. Он позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. При изучении тематических тем, учащимися были выполнены следующие проекты: « Традиционная одежда», «Британцы и еда», «Традиции чаепития в Британии», «Любимые домашние животные», «Охрана окружающей среды», «Любимые праздники», «Здоровый образ жизни» и др. Много внимания я уделяю самостоятельной работе на уроках. Учащиеся сами ищут способ деятельности, самостоятельно ориентируясь в данных ситуациях. Включение «конфликтных» слов в задание повышает внимание учащихся, отучает от шаблона в мышлении, ставит их в условия постоянной готовности к поиску новых способов решения. На своих уроках я создаю благоприятные условия для всестороннего развития индивидуальных способностей учащихся и воспитания творческой личности. Это способствует развитию у детей абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, речи. Это побуждает детей к активности, самостоятельности, воспитывает взаимовыручку, уважительное отношение друг другу. Развиваю творческие способности детей не только на уроке, но и при подготовке и проведении классных часов, внеклассных мероприятий. |