Г. Зернограда Ростовской области Тема опыта





Скачать 313.29 Kb.
НазваниеГ. Зернограда Ростовской области Тема опыта
страница1/3
Дата публикации03.05.2015
Размер313.29 Kb.
ТипДиплом
100-bal.ru > Химия > Диплом
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16

г. Зернограда Ростовской области

Тема опыта:

« Формирование мыслительной и познавательной деятельности школьников, повышение мотивации учения через активные формы и методы с использованием современных информационных технологий»


Автор опыта:

учитель химии МОУ СОШ №16 Харченко Людмила Витальевна

г. Зерноград

2011 год
Содержание:



  1. Информация об опыте..............................

  2. Технология опыта....................................

  • Применение новых информационно-коммуникационных технологий

  • Технология проектного обучения.

  • Развивающее обучение

  • Использование игровой технологии

  • Формы и приемы контроля знаний

  1. Результативность..............................................

  2. Библиографический список..........................

  3. Рецензия на опыт работы...............................

  4. Приложение к опыту......................................





Харченко Людмила Витальевна

образование высшее РГПИ

учитель химии

высшая категория

педагогический стаж — 28 лет

награды: Почетная грамота МО и НРФ

Диплом участника Фестиваля педагогических Идей «Открытый урок»2009-2010

Принимаю участие в ШМО учителей Естественно-математического цикла школы и районного Методического объединения учителей химии:

  • выступления по различным темам

  • участие в конкурсах

  • открытые уроки

  • открытые внеклассные мероприятия (по предмету)

  • член творческой группы объединения учителей химии

  • на протяжении более чем 7 лет выполняю общественное поручение -секретарь участковой избирательной комиссии


Сущность и становление опыта

Сущность опыта заключается в том, что учитель на уроках и внеклассных мероприятиях воспитывает чувство любви и уважения к предмету, умение творчески решать важные задачи, самостоятельно и критически мыслить. Учитель формирует умение отстаивать свою точку зрения, уважать мнения других, создает условия для осмысления сущности и смысла жизни, отношений человека к природе и, следовательно, к своему организму, к социуму, культуре, а также подготовке учащихся к жизнедеятельности в условиях тех серьезных изменений, которые происходят в современном мире. Систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования.
Учитель учит школьника быть успешным и конкурентоспособным на современном рынке труда обладающим ключевыми знаниями, умениями и компетенциями необходимыми в нарастающем информационном потоке.
Я очень долго думала, в какой форме мне, квалифицированному учителю, изложить на бумаге мой опыт работы. Все то, что с помощью проб и ошибок сформировалось в технологию передового опыта. Как изложить на бумаге рецепты педагогического мастерства, которые делают моих учеников компетентными в области химических знаний.

Все стало просто, когда я представила пред собой молодого учителя, только окончившего педагогический ВУЗ и первый раз переступившего порог школы. Что можно и нужно ему сказать? Что необходимо было тогда, более 25 лет назад, услышать мне?

Новый учебный год, как новая жизнь. С чего же начинать?

Вот основные этапы моей работы :

  • Подготовительная работа: изучение нормативных документов, составление
    рабочих программ, на основе государственных программ, подготовка
    материально-технической базы и УМК, знакомство с новыми
    педагогическими технологиями (формы, методы, средства воздействия на
    учащихся на уроках химии)

  • Образовательный процесс: выполнение государственного стандарта по
    предмету, соблюдение правил техники безопасности, использование
    инновационных педагогических технологий.

  • Подведение итогов: диагностика ,аттестация учеников, изложение ученикам домашних (индивидуальных) заданий на каникулы, выводы по организации учебного процесса.


Прочитав вышеизложенное, каждый учитель подумает: «Да ведь я это знаю. Здесь нет ничего нового! И где же здесь уникальность опыта?»

Да действительно здесь нет ничего нового. В химическом воспитании надо с осторожностью относиться к нововведениям. А уникальность моей работы в том, что надо выполнять все пункты перечисленного, не бояться признавать ошибки и заниматься самообразованием, совершенствуя свое мастерство.

Проработав в школе много лет, я сделала очень важный вывод: основная цель учителя химии это формирование личности через мировоззренческую, гражданскую и эстетическую направленность. Изучение химии необходимо для понимания законов природы и сущности глобальных проблем человечества. Знания приобретенные на уроках химии, служат ориентиром правильного поведения человека в окружающем мире веществ, формируют научное мировоззрение и являются обязательным элементом культуры современного человека. Приятно узнать, что мои бывшие ученики, стали врачами, фармацевтами, инженерами в области архитектуры и строительства.

Изменения в системе химического воспитания мною были восприняты не однозначно. С чем-то соглашалась, но большую часть законов восприняла критично. Понадобилось немало времени, чтобы понять их суть, переработать под себя и оценить важность новых требований.

Вот что из этого получилось.

Трудных наук нет, есть только трудные изложения.

А. И. Герцен
Актуальность опыта

Химия — одна из фундаментальных наук естественно-математического цикла. Необходимость развития данной области знаний обусловлена потребностями современной цивилизации. Химия является основой для развития медицины, компьютерной техники и различных отраслей промышленности, обеспечивающих материальный фундамент развития общества. Интерес к химии как к предмету, необходимому для профессиональной деятельности, закладывается в процессе освоения школьного курса 8-11-го классов. Но ситуация, сложившаяся в настоящее время в школьном образовании, свидетельствует о снижении интереса учащихся к науке, столь востребованной в процессе инновационного развития экономики. Это своеобразный парадокс современного образовательного процесса, поскольку предопределяет возникновение серьёзных проблем при подготовке в вузах специалистов различного профиля.

Практически каждый ребёнок с нетерпением ожидает изучения химии в 8-м классе, предвкушая знакомство с наукой чудес. И это отношение должно стать основой для познания каждым человеком окружающего мира. Исходя из опыта работы в школе, анализируя успехи и затруднения своих учеников, прихожу к выводу о существовании следующих противоречий.


  • Развитие экономики требует создания новых материалов, методов переработки сырья, а по данным статистики, интерес школьников к изучению наук естественно-математического цикла снижается;




  • Изменились цели современного образования; знания из цели стали средством для развития умений и навыков по получению, анализу и использованию информации, но традиционные образовательные технологии не способствуют достижению поставленных целей;




  • Объём информации увеличивается, а время на её освоение остаётся неизменным или даже уменьшается, что приводит к перегрузке учащихся.

Мною были определены задачи, решение которых позволит снизить остроту указанных противоречий:


  • Государственный стандарт по химии предполагает приоритет деятельного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.




  • Активизация познавательной деятельности учащихся через активные методы обучения. Методы обучения можно считать активными, если они возбуждают у учащихся «внутреннее» умственное напряжение, приводят их в деятельное состояние. Активность мышления характеризуется также проявлением устойчивого интереса к изучаемой теме, возникшей проблеме, задаче, направленностью внимания и мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение и противопоставление, обобщение) на понимание изучаемого материала.

  • межпредметная интеграция (позволяет сформировать мотивацию изучения химии);

реализация деятельностного подхода(способствует развитию умений и навыков поиска, анализа и использования знаний);

  • использование современных информационных технологий в системе образования (способствует обучению работе с большими блоками информации);

  • Использовать новые педагогические технологии, основанные на гуманистических идеях, с использованием активных методов обучения вписывающихся в существующую классно-урочную систему, обеспечивающие не только усвоение школьниками материала, но интеллектуально-нравственное развитие детей;

  • В классификации по типу организации и управления познавательной деятельностью в нашей школе отдавать предпочтение личностно ориентированным образовательным технологиям, которые в центре образовательной системы ставят личность ребенка, обеспечение безопасных, комфортных условий ее развития и реализацию природных способностей. Личность ребенка становится целью образовательной системы;


Цель реализации этих задач — разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации в стране осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса, цель которого не только в повышении качества образования, в укреплении здоровья учащихся, но и развитие инициативности, ответственности, адаптивности к изменяющимся условиям, создание таких условий обучения, при которых учащийся должен хотеть и сумеет усвоить химические знания. Для повышения эффективности обучения важно, чтобы учащийся стал активным соучастником образовательного процесса.

Президент Российской Федерации утвердил программу «Национальная образовательная инициативы». Школа является критически важным элементом в этом процессе.

Главная задача современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школа будущего - это образовательное учреждение, где здоровье человека является важным показателем личного успеха ребенка.

Постановление правительства Российской Федерации «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» становится одним из основных направлений перестройки Российской Общеобразовательной школы, находясь на стыке интересов основных национальных проектов: медицинского, образовательного, демографического.
Современная школа должна предоставлять каждому учащемуся возможность реализовать себя в познавательной деятельности и, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентиры. Следовательно, задача современного учителя — так организовать образовательный процесс, чтобы он способствовал творческому и интеллектуальному саморазвитию как отдельных школьников, так и всего ученического коллектива в целом.

На сегодняшний день примерно 62% подростков ведущим мотивом посещения школы называют общение со сверстниками, 30% хотят узнать что-то новое, 8% — получить хорошие оценки. Следовательно, необходимо организовать процесс обучения в школе так, чтобы учение и общение объединились в единое целое. Один из наиболее эффективных путей такой организации - обеспечить учащимся достаточно высокую степень познавательной самостоятельности.

Идея данного опыта

формирование у учащихся таких личностных качеств, которые будут способствовать их социальной мобильности, самостоятельности мышления, формированию навыков практической деятельности, направленную на самореализацию личностности, преобразование окружающей среды и адаптацию к ней на основе применения имеющихся знаний, умений, социального опыта, ценностных ориентаций.
Цель

формирование и усовершенствование различных педагогических технологий направленных на формирование познавательного интереса учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности. Выявить оптимальный вариант организации урока. Отработать новую модель обучения на основе использования методических рекомендаций по обновлению содержания учебных предметов. Проанализировать результаты обученности в классах различного уровня. Выявить условия, содействующие сохранению здоровья школьников. Исследовать влияние изменений оценки школьников на мотивацию их образовательной деятельности.


Научность

В настоящее время информатизация стала основой всех сфер жизни общества. Учитывая сложившуюся реальность, обществу необходимо найти такую организацию образовательного процесса, которая соответствовала бы естественному пути культурного самоопределения и способствовала бы дальнейшему развитию молодого поколения в условиях формирования современных общественных отношений.

Один из наиболее эффективных путей такой организации - обеспечить учащимся достаточно высокую степень познавательной самостоятельности.

В отличие от традиционных уроков необходим современный урок химии — развивающий урок, способствующий развитию познавательной активности, памяти, мышления, творческих и исследовательских способностей.

Урок химии — урок, хорошо оснащенный разнообразными средствами обучения, в том числе информационными и техническими, с применением всех видов химического эксперимента, на котором раскрывается связь изучаемого материала с производством с жизнью, где реализуются межпредметные связи как основа развития активной познавательной деятельности, что помогает формировать у учеников единую картину мира, научное мировоззрение. Урок химии представляет собой оптимальное сочетание коллективной, индивидуальной и групповой форм обучения, с применением современных технологий.

Это означает, что учитель выбирает такие средства, методы и приемы обучения, такой вариант построения урока, так рационализирует свой труд и труд учащихся на уроке, чтобы за отведенное время обеспечить максимально возможную эффективность в достижении поставленных целей.

Главная задача, к выполнению которой стремится учитель — достижения позитивной динамики учебных достижений обучающихся, изменение роли, как учителя, так и роли ученика. Новая схема взаимодействия такова: ученики - активные соучастники процесса приобретения знаний. А учитель — помощник, организатор и координатор процесса обучения.

На уроке царит деловая обстановка, основанная на доброжелательности и доверии, сочетаемая с эмоциональным подъемом.

Ум любого человека постоянно получает и сортирует информацию. Задача учителя состоит в том, чтобы дать уму подростков такую пищу, которая поддерживала бы стремление к новым знаниям и позволяла познать радость ученичества.


Технология опыта

Качество знаний учащихся во многом определяется их интересом к предмету, который можно развивать не только во внеклассной, но и в учебной деятельности, совершенствуя методы и формы работы. Поскольку урок — основная форма обучения, нельзя недооценивать его возможности в развитии познавательного интереса учащихся. Стремясь сделать обучение более интересным, я всё чаще ухожу от традиционного проведения уроков, увеличивая их разнообразие (уроки-игры, уроки-конкурсы, уроки-расследования и др.). Хочу поделиться опытом использования элементов различных педагогических технологий на уроках химии.
На основании педагогического опыта раскрою варианты взаимосвязи видов познавательной деятельности учащихся и активных форм занятий, организуемых мною на уроках химии.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Зернограда Ростовской области Тема опыта iconОтчет о работе государственного бюджетного образовательного учреждения...
Функции и полномочия учредителя Колледжа осуществляет в рамках своей компетенции, установленной нормативным правовым актом Ростовской...
Г. Зернограда Ростовской области Тема опыта iconДубовского района ростовской области постановление
О комплексе мероприятий Территориальной избирательной комиссии Дубовского района Ростовской области по организационно-разъяснительной...
Г. Зернограда Ростовской области Тема опыта iconДоклад о состоянии и использовании земель в ростовской области в...
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
Г. Зернограда Ростовской области Тема опыта iconДоклад о результатах за 2011 год и основных направлениях деятельности...
Ростовской области, осуществляющим функции по развитию инвестиционной, инновационной деятельности и туризма в Ростовской области,...
Г. Зернограда Ростовской области Тема опыта iconДоклад о результатах за 2012 год и основных направлениях деятельности...
Ростовской области, осуществляющим функции по развитию инвестиционной, инновационной деятельности и туризма в Ростовской области,...
Г. Зернограда Ростовской области Тема опыта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Законодательное Собрание Ростовской области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Ростовской...
Г. Зернограда Ростовской области Тема опыта iconСтепанцова Валентина Николаевна, председатель Егорлыкского районного...
Особенности рассмотрения уголовных и гражданских дел в отношении несовершеннолетних
Г. Зернограда Ростовской области Тема опыта iconТема опыта
Автор опыта: Дудкина Людмила Григорьевна, учитель географии моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки Белгородской области
Г. Зернограда Ростовской области Тема опыта icon«Будущее без наркотиков» за период 2008-2009 годы
Обобщение опыта работы муниципальных библиотек Ростовской области по антинаркотической пропаганде «От книги – к здоровью как смыслу...
Г. Зернограда Ростовской области Тема опыта iconДиректор гоу спо ро «нмк»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное образовательное учреждение среднего профессионального...
Г. Зернограда Ростовской области Тема опыта iconДиректор гоу спо ро «нмк»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное образовательное учреждение среднего профессионального...
Г. Зернограда Ростовской области Тема опыта iconДиректор гбоу спо ро «нмк»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего...
Г. Зернограда Ростовской области Тема опыта iconДоклад ю. А. Пескова члена общественной палаты Ростовской области...
Агропромышленный комплекс представляет собой систему взаимосвязанных отраслей промышленности и сельского хозяйства по производству,...
Г. Зернограда Ростовской области Тема опыта iconИнформационная карта государственного бюджетного образовательного...
Общие сведения о Государственном бюджетном образовательном учреждении Ростовской области среднего профессионального образования «Ростовское...
Г. Зернограда Ростовской области Тема опыта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Охватывает все направления деятельности главного распорядителя средств областного бюджета – министерства общего и профессионального...
Г. Зернограда Ростовской области Тема опыта iconОтчет по Воспитательной работе за 2011-2012 учебный год
Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и Ростовской области, приказов министерства общего и профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск