Обобщение опыта работы по использованию на уроках истории современных образовательных технологий





Скачать 80.92 Kb.
НазваниеОбобщение опыта работы по использованию на уроках истории современных образовательных технологий
Дата публикации07.10.2013
Размер80.92 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Трубчевский автомеханический техникум»


Обобщение опыта работы по

ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СОВРЕМЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ






Подготовил преподаватель

ГБОУ СПО «ТАТ»

Клюев А.В.


2012 г.



  1. Актуализация темы.

Не секрет, что современный ребенок больше смотрит и слушает, чем читает и говорит. Он предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств, а именно – при помощи компьютера, чаще через Интернет. Поэтому преподавателю просто необходимо овладеть компьютерной грамотой первоначально и использовать информационные технологии на уроках, чтобы не отставать от своих учащихся и рационально использовать время на уроке.

Опыт работы многих педагогов показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль преподавателя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий.

Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - преподавателям и учащимся - громадные возможности:

  1. использование компьютеров усиливает интерес к предмету;

  2. позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске;

  3. для работы заранее подготавливаются файлы на электронном носителе, содержащие план изучаемой темы, необходимые даты, термины, схемы, вопросы;

  4. изображение проецируется на экраны.

Систематическое использование персонального компьютера на уроках приводит к целому ряду любопытных последствий:

1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

2. Повышение производительности труда.

3. Установление межпредметных связей с информатикой.

4. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных ресурсов под руководством преподавателей информатики и истории.

5. Преподаватель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на подачу учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

6. Изменяется к лучшему взаимоотношения с учащимися далекими от истории, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в преподавателе «родственную душу».

7. Изменяется отношение к компьютеру, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

На уроках истории часто используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, мыслителей, кратко сформулированные основные идеи, обобщающие выводы. Преподавателю не надо зачитывать цитаты, достаточно открыть соответствующий файл. Нет необходимости листать учебник, книгу, исторический источник, документ. В файл преподаватель может занести любой материал и в нужный момент использовать на уроке.

Уникальные возможности компьютеров можно использовать при составлении сводных текстовых таблиц, схем, конспектов. По ходу урока преподаватель, находясь рядом с главным компьютером, заполняет таблицу, схему, а учащиеся вместе с ним выполняют эту работу в своей тетради. Для закрепления материала учащимся можно предложить короткие тестовые задания. Задания в полном объеме передаются на экраны мониторов, или проецируются на интерактивную доску, а учащимся остается выбрать правильные ответы и указать их.

Персональный компьютер можно использовать как универсальное техническое средство обучения. Такое «средство» позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.

2. Из опыта работы.

В настоящее время существует множество методологических и организационных моделей информатизации учебного процесса, которые позволяют реализовать различные формы проведения занятий. Возможна индивидуальная форма работы учащихся и работа по микро-группам с информационными и коммуникационными технологиями, а также общегрупповая форма проведения занятий с применением иллюстративно-демонстрационных приложений, проецируемых на экран (интерактивную доску) с помощью мультимедийного проектора.

Организация работы с программированными электронными учебниками, контролирующими программами и программами-практикумами возможна только в режиме обеспечения каждого участника группы персональным компьютером. Именно в этом случае достигается максимальная эффективность использования электронных ресурсов для целей интенсификации обучения и приобщения учащихся к информационным технологиям в ходе обучения.

При использовании локальной компьютерной сети открываются совсем новые пути индивидуализации обучения. В моем кабинете создана база данных, содержащая информацию из различных отраслей человеческих знаний. И любой учащийся может, пользуясь локальной сетью, осуществить поиск необходимой информации и подготовиться к уроку, написать доклад и т.п.

Я преподаю в техникуме не только историю, но и информатику, поэтому мои уроки обычно проходят в кабинете информатики, что решает проблему нехватки компьютеров.

Применять компьютерные технологии я начал достаточно давно, когда не было в продаже ни одного готового CD-диска (да и сами приводы CD-ROM были редкостью). Вначале я создавал тесты, программируя на языке Pascal, затем начал использовать программу создания презентаций из пакета Microsoft Power Point. На начальном этапе своей работы я готовил презентации к урокам, которые могли быть использованы в различных режимах: фронтально, используя демонстрационный телевизор (проектора тогда в лицее еще не было), либо в индивидуальном режиме.

Сегодня количество электронных изданий, предназначенных для образовательных учреждений, постоянно увеличивается. Такие издания используются педагогом, чтобы облегчить труд современного учителя, сделать его более интересным, эффективным, повысить мотивацию учащихся к изучению предмета.

Но одной из самых востребованных программ по-прежнему является Microsoft Power Point. Ведь эта программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и учащимся. Управление программой должно быть максимально простым. Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды и т.д.). В случае необходимости можно заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретной группе. Можно, конечно воспользоваться готовыми программными продуктами. Но последовательно выстроенный курс – всего один: “История России ХХ век” на 4-х компакт-дисках. Кроме этого в своей работе я применяю различные варианты тестовых заданий, созданных как в специально разработанной для этих целей программной среде (Test2000), так и создаю тесты в среде программирования Delphi, использую интерактивные учебники истории, создаю тестовые задания в среде Power Point 2007 и MS Excel 2007.

Обычно для урока по изучению новой темы я разрабатываю презентацию, которая делится на блоки, каждый из которых раскрывает вопрос темы. Начинается освещение вопросов с просмотра видеороликов, после чего учитель с учащимися обобщает увиденное и вместе составляют конспект. В заключении учащимся предлагаются вопросы для закрепления. Подобные разработки уроков позволяют учащимся, отсутствовавшим на уроке, самостоятельно подготовится по теме, придя в кабинет после урока. Функция же преподавателя во время таких уроков сводится в большей степени к консультированию. Безусловным же минусом предложенной разработки урока является сложность его составления (монтаж видеороликов, сведение звука и видео) это требует немного больше времени для подготовки, чем обычно. Но хотелось бы отметить и плюсы. Опыт показал, что на таких уроках активно работают даже те учащиеся, которые обычно отсиживаются тихо на задних партах, к тому же наличие на уроке видеофрагментов акцентирует внимание учащихся на конкретном вопросе, улучшается процесс запоминания материала. Конечно, можно обойтись и без видеофрагментов, их можно заменить иллюстрациями, схемами и т.п. Главное, что такие уроки развивают познавательный интерес учащихся, стимулируют их к активной работе, компьютер для них превращается из дорогостоящей игрушки в инструмент добывания знаний.

Кроме этого, при преподавании истории, я ориентируюсь на блочно-модульное изложение курса. Эта методика эффективна, доступна, практична и интересна. Значительная роль в этой технологии отводится самостоятельной работе учащихся. Программа, на которую я опираюсь, была апробирована в 200-2001 учебном году, является модификацией базовой программы и учитывает в своем содержании обязательный минимум знаний по предмету, составлена на основе базового уровня содержания среднего образования по истории России.

Вся программа по истории России разбита на 20 блоков (раз­делов). Таким образом, тематические блоки укрупнены. Благодаря блочному построению программа становится более мо­нолитной, системной. Хронологическая периодизация блоков по столети­ям весьма логична, разумна, естественна, контекстна историческому про­цессу и способствует ориентации учащихся в историческом пространстве времени. Кроме того, таким образом, осуществляется системный подход, который требует изучения исторических событий, явлений в четкой, ло­гической взаимосвязи и взаимозависимости.

Задача учителя - дать учащимся основы знаний по предмету, фундаментальный минимум и научить их учиться и мыслить.

Таким образом, на основе вышеизложенного, можно сформулировать следующие выводы:

1. Информатизация образования, основанная на использовании средств новых информационных технологий, направлена на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.

2. Положительная мотивация обучаемых является ключевым моментом, определяющим результаты применения информационных технологий в преподавании истории.

3. Методика блочно-модульного изложения материала в отличие от традиционной преобразует программный материал в форму, обеспечивающую:

  • его близкое к полному усвоение;

  • долговременное сохранение в памяти;

  • восприятие и запоминание информации с учетом психических закономерностей учащихся;

  • информация запоминается быстрее и надежнее во многом за счет разделения ее на достаточно крупные блоки, структурные элементы;

  • наиболее эффективно информация воспринимается в виде обра­зов (метод изобразительных опорных сигналов);

ассоциативность (связность) памяти, т. е. припоминание какого-либо понятия вызывает в памяти другие, связанные с ним по смыслу (опорные конспекты составляются таким образом, чтобы при их воспро­изведении происходило припоминание всего программного материала).

4. С целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на уроке истории и во внеурочное время необходимо использовать как готовые электронные ресурсы (компакт-диски), так и создавать свои собственные с использованием приложений Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel и Интернет-технологий.

И в заключении хотелось бы отметить, что компьютер – это инструмент. Как и любой инструмент, он зависим от того, кто его применяет. Ждать от применения компьютера небывалой результативности уроков, по меньшей мере, наивно, я думаю, что эффективности урока зависит от педагога и содержания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обобщение опыта работы по использованию на уроках истории современных образовательных технологий iconОбобщение опыта работы по методической теме «Стимулирование творческой...
«Литература» для общеобразовательных учреждений, 7 класс, под редакцией В. Я. Коровиной, в 2-х частях, 2010 год. Рекомендовано Министерством...
Обобщение опыта работы по использованию на уроках истории современных образовательных технологий icon«Формирование творческой индивидуальности учащихся средствами современных...
Обобщение опыта работы учителя математики и физики первой квалификационной категории
Обобщение опыта работы по использованию на уроках истории современных образовательных технологий icon«Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой...
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных...
Обобщение опыта работы по использованию на уроках истории современных образовательных технологий iconПрограмма проведения областного семинара «Электронная школа»
Цель: Обобщение опыта работы маоу лицея №14 в рамках работы федеральной и областной экспериментальных площадок по использованию цифровых...
Обобщение опыта работы по использованию на уроках истории современных образовательных технологий icon«Использование проектных технологий на уроках английского языка «Портфолио ученика»
Обобщение опыта работы Топчиевой Валентины Васильевны, учителя английского языка моу сош №2 ст. Григорополисской Новоалександровского...
Обобщение опыта работы по использованию на уроках истории современных образовательных технологий icon«Представляю опыт работы»
«Ситуация успеха: внедрение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы с целью подготовки обучающихся...
Обобщение опыта работы по использованию на уроках истории современных образовательных технологий iconМетодические рекомендации по созданию и использованию электронных...
Мастер-класс «Повышение эффективности образовательного процесса через использование интерактивных информационных технологий на интегрированных...
Обобщение опыта работы по использованию на уроках истории современных образовательных технологий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: распространение опыта работы учителя с применением современных образовательных технологий и методик в обучении учащихся начальных...
Обобщение опыта работы по использованию на уроках истории современных образовательных технологий iconПлан работы школьного методического объединения учителей естественно-математического...
«Формирование и развитие ключевых компетенций школьников на уроках через использование современных образовательных технологий, методов...
Обобщение опыта работы по использованию на уроках истории современных образовательных технологий iconМО: использование современных образовательных технологий на уроках...
Применение тестов на установление причинно-следственных связей и развитие логического мышления на уроках биологии
Обобщение опыта работы по использованию на уроках истории современных образовательных технологий iconМотивация сотрудников в освоении современных технологий: из опыта...

Обобщение опыта работы по использованию на уроках истории современных образовательных технологий iconЛитература
«Возможности современных информационных технологий в работе с политико-правовым материалом на уроках истории и обществознания»
Обобщение опыта работы по использованию на уроках истории современных образовательных технологий iconУчителя истории и обществознания
Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик
Обобщение опыта работы по использованию на уроках истории современных образовательных технологий iconАнализ работы школьного методического объединения учителей русского...
«Метапредметность: новые смыслы в содержании образования по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, экономике и интенсификация...
Обобщение опыта работы по использованию на уроках истории современных образовательных технологий iconПрименение информационных технологий на уроках истории и обществоведения...
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории 17
Обобщение опыта работы по использованию на уроках истории современных образовательных технологий iconИз опыта работы учительницы истории и обществознания головинской...
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и во внеклассной работе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск