Скачать 106.75 Kb.
|
Министерство образования Московской области Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 71 Проект «Возможности современных информационных технологий в работе с политико-правовым материалом на уроках истории и обществознания» Автор: Дехтевич Ольга Игоревна, преподаватель истории и обществознания ГБОУ НПО ПУ № 71 Алабино, 2013 Оглавление Стр. Введение………………………………………………………… 3-4 Глава 1. Использование современных информационных технологий на уроке обществознания (в работе с политико-правовым материалом)……………………………… 5-8 Глава 2. План реализации проекта …………………………… 9-10 Заключение……………………………………………………… 11-12 Литература …………………………………………………… 13 Приложение …………………………………………………… 14 Введение Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений информатизации современного общества -информатизация образования. Информатизация образования – это изменение содержания, методов и организационных форм учебной работы. В настоящее время информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования. Задача современного образования – обеспечить такие условия образовательного процесса, которые будут максимально способствовать становлению и дальнейшему развитию личности ребёнка, отвечающей требованиям, которые ставит информационное общество. Коммуникация, лежащая в основе образования, зависит от средств поиска, хранения, обработки и передачи информации. Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Предмет и методы гуманитарных дисциплин, в отличие от естественных наук, не предполагают формульного выражения той или иной закономерности. «Формулы» закономерностей гуманитарных наук претерпевают постоянные изменения, а могут и вообще структурно отличаться друг от друга, в зависимости от применяемого метода. Отношение к ценностям, антропоцентризм, идеологическая нейтральность и загруженность, субъект-объектные отношения, устойчивость и подвижность объекта, методология – все эти факторы предопределяют вышеупомянутую разницу в применении компьютерных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин. Предметом изучения данного проекта будут являться образовательные технологии с применением компьютерных технологий (информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и их применение на уроках обществознания в работе с политико-правовым материалом. Актуальность и научно-практическая значимость данной темы обусловлена тем, что в условиях модернизации образования педагог - не только транслятор знаний, он становится организатором развивающего, воспитывающего образовательного пространства, а это немыслимо без применения современных информационных технологий. Целью проекта является разработка программы внедрения и самостоятельного использования учащимися современных информационных технологий в работе с политико-правовым материалом на уроках обществознания. Задачи: 1. Изучить многообразие современных информационных технологий и методик преподавания с пользованием ИКТ с помощью необходимой литературы, интернет – ресурсов по теме; 2. Разработать программу самостоятельного использования учащимися современных информационных технологий в работе с политико-правовым материалом. В результате реализации проекта формируются ИКТ-компетентность, подразумевающая уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности. Процесс формирования ИКТ-компетентности учащегося должен носить развивающий характер. Проект направлен на работу с учащимися первого курса ГБОУ НПО ПУ № 71 МО. Методы исследования: анализ специальной литературы, internet-материалов, беседа, анкетирование. Глава 1. Использование современных информационных технологий на уроке обществознания (в работе с политико-правовым материалом) Преимущества и недостатки использования ИКТ Компьютерные технологии с момента появления персональных компьютеров (далее ПК) завоевали рынок молниеносно. Законы эволюции ПК просты и коварны – усложнение внутренних, скрытых от пользователя систем плюс максимальное и константное упрощение интерфейса. Упрощение поиска, хранения и подачи информации посредством ПК подкупают. Они, несомненно, упрощают работу, освобождают от груза книг, энциклопедий, любых бумажных носителей. Контурные карты, текст, фото, видео, аудио – упорядоченно хранятся, доступны и быстровоспроизводимы. Не составит труда найти преимущества использования ИКТ и с точки зрения методики преподавания: 1. информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. 2. компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач. 3. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. 4. использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений. 5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. 6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее». Но, как практикующий учитель, не могу не отметить минусы данного педагогического направления. • Во-первых, техника может отказать, погаснет свет, не включится вовремя музыка, не сработает анимация в связи с разницей офисных программ; поэтому не факт, что не пригодится запасной, классический вариант с доской, магнитофоном и т. д. • Во-вторых, качество оборудования не всегда соответствует задаче урока. Школы не могут позволить себе дорогие проекторы. Если для урока геометрии, математики цвет объекта не важен, то на истории и обществознании очень. • В-третьих, погубить урок может и презентация, в основе которой лишь прописанные вопросы и картинки к ним, таких сейчас много. • Четвёртый минус вытекает из вышесказанного. На данный момент нет методического пособия по использованию ИКТ на уроках, не выявлены основные приёмы и методы работы в данном направлении, и учителю приходится интуитивно их находить. Трудно и оценивать такие уроки, ведь применить к ним классические схемы анализа трудно, а новых форм нет. Современные ИКТ в педагогической деятельности и их роль в системе образования. В основе ИКТ современного образования лежит одно устройство – электронно-вычислительная машина. Компьютер обеспечивает возможность реализовать на уроке следующие направления: 1) «при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; технологии Power Point); 2) проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ; 3) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, лабораторные работы); 4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); 5) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); 6) проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий; конструирование и тд. 7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.)». ИКТ на уроках обществознания. За свой опыт педагогической практики я столкнулась с двумя принципиальными позициями в отношении применения ИКТ на уроках обществознания: 1. Традиционный подход, который довольно ярко может быть выражен такими словами: «Осталось на наших уроках ещё комиксы показывать и по ним изучать историю страны». 2. Современный подход, либеральный, сторонники которого видят в ИКТ незаменимого помощника и стимулирующий к работе ресурс, как для педагога, так и для учащихся. На уроках обществознания резко ограничивается весь тот спектр возможностей ИКТ, которые могут быть применены на уроках естественных наук. Мы не ставим экспериментов, не проводим опытов и не делаем лабораторных работ. Возможности виртуальных лабораторий исключаются сразу же. Участие учащихся в работе с ИКТ на уроках обществознания в подавляющем большинстве случаев – это подготовленные учащимися презентации по темам уроков в MS PowerPoint, подготовка видеороликов и фильмов, создание различных дидактических материалов (интерактивные тесты). Многие учащиеся свободно владеют программой MS PowerPoint, с интересом создают учебные презентации. Учащиеся под руководством преподавателя самостоятельно составляют план презентации, подбирают и редактируют материал. Учащиеся постепенно осваивают MyTest X это - программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. Программа легка и удобна в использовании. Также учащиеся учатся создавать учебные ролики и видеофильмы, работают с программой цифровой обработки видео Pinnacle Studio. Глава 2. План реализации проекта. Этапы: 1.Начало целенаправленной работы по изучению использования современных информационных технологий на уроке обществознания (в работе с политико-правовым материалом) 2.Формирование механизма реализации проекта (разработка мероприятий, составление плана, распределение обязанностей (вовлечение учащихся в работу), определение сроков исполнения). Тип проекта – долгосрочный, на 2013- 2014 учебный год. План реализации проекта
Литература 1. Вьюшина И.В. Возможности и преимущества информационных технологий в образовательном процессе // Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса. Часть 5. Информационные технологии в образовательном процессе: Методические материалы. Ярославль, 2005. 2. Вьюшина И.В., Крашенинникова Н.Б. Интегративные связи в преподавании истории // Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса. Часть 3. Интегративное образование: Методические материалы. Ярославль, 2005. 3. 3.Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2005 4. Крылова О. Освоение Амазонии, или Исследовательские методы проектов в преподавании // Директор школы. - 1999. - № 2. - С. 71. 5. Курбатов Р. Учиться? Нет, создавать знания! // Первое сентября. 2001. № 60. 6. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.: Институт практической психологии, 1998 7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Народное образование. Москва, 2005 8. Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса. Часть 1-5. Интегративное образование: Методические материалы. – Ярославль, 2005 9. Ямалдинова З. Н. Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе школы // yamaldinova@mail.ru |
Литература по психологии,классичес Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:... | Литература чувашская литература Чувашский государственного университет имени И. Н. Ульянова по специальности русский язык и литература | ||
“ Литература + литература” Идея проведения данного урока взята из газеты “Литература” (приложение к газете “Первое сентября”,№13 за 1998 год, страница 1) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства | Литература 1 Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11... Математика. Учебное электронное издание. 5-11. Новые возможности для усвоения математики | ||
ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ "ФИЛОСОФИЯ" ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА и ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА | "Литература народов России" (Кабардино-черкесская литература) ... | ||
Тема урока. Основное содержание Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет | ||
Литература Тема: Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Учебно-методическое обеспечение: учебник 10 класс литература Коровина В. И. Литература. 10 класс, Москва Просвещение. 1часть. 2012... | Рабочая программа по литературе составлена на основе программы "Литература.... Литература. 5-11 класс" под ред. Г. И. Беленького. Реализуется в учебнике "Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных... | ||
Список бесплатных электронных библиотек Альдебаран крупнейшая электронная библиотека on-line художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров: детективы,... | Родная литература Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику «Родная литература» (Ана литература) 5 класс. Авторы: (Суюнчев А., Азаматова... | ||
Рабочая программа учебного предмета: «Литература» «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина,... | Рабочая программа педагога по курсу «Литература» Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – М.: Мнемозина, 2009. – 110с и ориентирована на использование... |