Скачать 74.06 Kb.
|
Городская научно-практическая конференция ДОКЛАД «Развитие информационной и коммуникативной компетентности воспитанников через включение их в научно-исследовательскую деятельность».Секция «Развитие и образование ребёнка силами внеклассной работы и дополнительного образования»
г. Шарыпово, 2009г Развитие творческого потенциала и компетентностей личности воспитанника является одной из ведущих направлений деятельности учреждения дополнительного образования. И пути достижения этой цели могут быть разные. Один из них может быть вовлечение воспитанников в научно – исследовательскую деятельность, через которую воспитанники не только совершенствуют свои знания по определенным направлениям деятельности, но и развивают информационную и коммуникативную компетентность. На протяжении трёх лет работаю над методической темой «Проблемы адаптации детей и подростков в социальной среде и пути их решения». В организации образовательного процесса опираюсь на научные рекомендации Л.С. Выгодского, Б.М. Теплова, В.С. Мухиной, К. Рудестастама и др. Образовательно-воспитательный процесс в объединении строится на основе разработанной мною программы «Я познаю мир» (лицензия от 15.05.08, серия А № 290890, регистрационный № 1855-л), которая ориентирована на активное приобщение подростков к получению психологических знаний, носит общеобразовательный характер и имеет социально-педагогическую направленность. В своей педагогической деятельности активно использую традиционные и инновационные методы и формы обучения: метод проблемного обучения, ИКТ, психолого-социалогический и практико-ориентированной деятельности и др., что позволяет преподносить программный материал с учётом имеющихся у детей знаний, избегать физических и эмоциональных перегрузок. Различные формы рефлексии учат воспитанников анализировать свою деятельность, свободно излагать мысли, используя специальную терминологию. Тренинги, диспуты и практические занятия развивают интерес к занятию, что также позволяет сделать образовательный процесс максимально эффективным. Создавая ситуацию успеха в возникшей учебной проблеме, я учу детей анализировать ситуацию, вырабатывать способ действия, моделировать его и применять выработанный способ действия на практике. Формирование информационной и коммуникативной компетентности подрастающего поколения является значимым в наше время, так как готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности и развитие исследовательской компетенции можно считать одной из актуальнейших задач современного образования. Коммуникативная компетентность - ресурс эффективности и благополучия ребенка в его будущей взрослой жизни. Развитие коммуникативной компетентности воспитанников – активное социально-психологическое обучение, через создание условий, в которых они сами, через игры, дискуссии и упражнения, открывают закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения. Личные переживания влияют на изменение личностных отношений и поведения. Мы развиваем позитивное отношение ребенка к самому себе через развитие понимания себя, самопринятия и самоуважения, а также доброжелательное отношение к другим людям через расширение понимания их, принятия и уважения. Это облегчает вступление в общение, комфортное и эффективное его протекание. Обеспечивает благоприятный психологический климат в объединении, облегчает адаптацию в нем. Информационная компетентность начинается, с одной стороны, с желания старшеклассников выполнять исследовательскую работу, а с другой стороны, они не умеют ещё её организовать. Это противоречие можно разрешить через включение их в научно-исследовательскую деятельность, которая становится психологической подготовкой к решению реальных проблем, с которыми воспитанники могут столкнуться в жизни и в будущей профессиональной деятельности. Цель деятельности педагога - создание условий, обеспечивающих самостоятельное продвижение ученика в процессе овладения и применения знаний, умений, в овладении и развитии информационной и коммуникативной компетентностей через включение в исследовательскую деятельность. Функции педагога: стимулирующая, ориентировочная, диагностическая, корректирующая, развивающая, воспитательная. Воспитанники из объекта деятельности превращаются в субъект, у которого в процессе исследовательской деятельности формируются такие качества творческой личности, как ответственность, целеустремлённость, способность к самоорганизации и самоконтролю, уверенность в себе, успешность. Обучение воспитанников в объединении в значительной степени строится на работе с информацией. Обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это целый спектр современных технологий, связанных с обработкой информации. ИКТ способны воздействовать на все аспекты жизни ребёнка. Базой для информационно-коммуникативной компетентности является Новая грамотность, которая предполагает новые педагогические возможности, связанные с развитием личности воспитанника. ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, повышая эффективность обучения и самообучения. Наиболее эффективной формой обучения в дополнительном образовании, позволяющей раскрыть творческий потенциал, выявить интересы и склонности старшеклассников по отношению к их будущей профессиональной деятельности, является исследовательская деятельность. Значимость включения подрастающего поколения в исследовательскую деятельность предполагает «развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению», признана на государственном уровне. Об этом говорит решение коллегии Минобразования России «О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования». Воспитанники объединения психологии «Психея» знакомятся со структурой научно-исследовательской работы, с требованиями к оформлению реферата, особенностями научного стиля, проводят анализ работ воспитанников прошлых лет. Здесь важно показать основные особенности исследования, требования объективности, обобщенности и обоснованности, познакомить с возможными методами проведения самостоятельного исследования через тесты, анкеты-опросники. Анализируя работы предыдущих лет, воспитанники знакомятся с такими понятиями, как цель, задачи, предмет и объект исследования. Форма занятий в основном лекционно-практическая с использованием презентации. На этом этапе воспитанники учатся планировать свою деятельность, работать со справочной литературой: конспектировать, реферировать, цитировать, оформлять ссылки и сноски. Посещение библиотеки учит находить нужные источники, составлять библиографию, пользоваться электронными и библиотечными каталогами: системным, алфавитным, предметным. Самостоятельная работа продолжается дома, ребята анализируют литературу по избранной теме, осваивают навыки реферирования по нескольким источникам. Воспитанники выполняют самостоятельное исследование под руководством педагога, которое предполагает сбор материала по проблеме, анализ и его систематизацию. Подготовив защиту проекта, педагог и его воспитанники демонстрируют результаты своего труда. Без защиты проектов самостоятельное исследование не может считаться завершённым. В ходе защиты обучающиеся учатся излагать полученную информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы, тем самым, развивая навыки проведения деловых дискуссий. Индивидуальная работа с воспитанниками проводится в режиме консультаций, которая помогает овладеть необходимыми умениями и приёмами, позволяющими провести собственное исследование. Составление тезисов будущего выступления для защиты исследования, соблюдение регламента, подготовка к публичному выступлению – новые для многих старшеклассников виды деятельности. Это важно для формирования коммуникативных умений: умение работать в группе, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль. Работа над проектом сопровождается созданием презентации. Можно превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Презентация дает возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению занятия. За последние годы уровень компетентностей детей в освоении информационных технологий значительно вырос: от использования CD-дисков с готовыми рефератами до использования поисковых сайтов, информационных баз данных, электронных каталогов, пользования сетью Интернет, создания электронных презентаций, клипов, фильмов. Развитие самостоятельности, инициативности, формирование умений интенсивно трудиться, включаться в творческий процесс – всё это возможно через приобщение воспитанников к научно-исследовательской работе, выполнению творческих работ, организация которых позволяет включить ребят в продуктивную деятельность, где нет готовых ответов, рафинированных знаний. Информационные и коммуникативные компетентности, сформированные у старшеклассников на занятиях в объединении психологии ДЮЦ, позволяют им использовать полученные знания в различных образовательных областях, принимать участие в работе Городской научно-практической конференции учащихся. Так в 2006-07 уч. году воспитанники объединения участвовали в реализации проекта «Нравственный кодекс» и приняли участие в работе Научно-практической конференции школьников города с выступлением на тему: «Роль невербального общения в жизни подростка». 2007-2008 уч. году воспитанники студии «Психея» являлись тьюторами на элективных курсах по психологии «Большой энергетический потенциал». На научно-практической конференции школьников города выступили с исследовательскими рефератами на темы «Влияние семьи на становление личности» и «Влияние темперамента на успеваемость». В 2008-2009 уч. году воспитанники объединения приняли участие в работе Научно-практической конференции школьников города. Агафонова Екатерина заняла второе место за исследовательскую работу «Кто такие геймеры?». Диплом участника получил исследовательский реферат «Жесты. Роль жестов в общении» Башинской Татьяны. Все воспитанники объединения психологии «Психея» ведут исследовательскую деятельность, результаты которой представляют в объединениях ДЮЦ. Они знают не только структуру научно-исследовательской работы, требования к оформлению реферата, особенности научного стиля, методы проведения самостоятельного исследования через тесты, анкеты-опросники, но и коммуникабельны, умеют работать в группе, умеют представить себя, брать ответственность на себя, умеют применять в образовательной практике ИКТ. |
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и... «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» вот основной тезис метода проектов | Образовательная программа дополнительного образования детей «Зеленый дом» Экологическое мировоззрение формируется через личный опыт и практическую деятельность. Наиболее эффективной формой экологического... | ||
Положение о проведении регионального Конкурса ученических рефератов по физике и астрономии ... | Положение о проведении областного Конкурса ученических рефератов «Эврика 2012» ... | ||
Положение о проведении областного Конкурса ученических рефератов «Эврика 2013» ... | Положение о проведении областного Конкурса ученических рефератов «Эврика 2013» Общие положения ... | ||
«Волшебница зима» Развитие у детей творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления, фантазии. Развитие коммуникативной и информативной... | Программа дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов магистерской программы «Управление... | ||
Мировая художественная культура направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование Информирование молодежи и развитие информационной компетентности молодежи как приоритет молодежной политики | Методические разработки «Работа с родителями воспитанников как показатель... Непосредственно образовательная интегрированная деятельность с детьми первой младшей группы «День рождение Зайчика» | ||
«Права ребенка» Авторизованный реферат по курсу Права ребенка на свободное развитие его личности, образование и культурное развитие 32 | Тема обобщенного опыта Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования коммуникативной компетенции... | ||
Реферат Развитие умственных способностей Актуальность темы «Умственное развитие детей раннего возраста через конструктивную деятельность» | Из опыта работы муниципальных библиотек городского округа г. Бор Информирование молодежи и развитие информационной компетентности молодежи как приоритет молодежной политики | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Секция: Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся. Организация проектной деятельности (секция для педагогов) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Локальная компьютерная сеть с подключением к Интернет”; развитие творческого потенциала учащихся в процессе работы над проектом;... |