Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 85.54 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.10.2013
Размер85.54 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Международная научно-практическая конференция

«От школьного проекта – к профессиональной карьере».
Секция: Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся. Организация проектной деятельности (секция для педагогов);

Волкова Галина Александровна, учитель географии МБОУ-СОШ №2 р.п. Степное

Советского района Саратовской области
СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ РОССИИ – 9 КЛАСС

«РОССЫПИ РЕГИОНОВ РОССИИ».

Наверное ни одна учебная дисциплина не вызывает столько вопросов, как экономическая география России. Вопрос не в том, как преподавать данный курс, вопрос в том, как поделить правильно Россию на экономические районы и как увлечь обучающихся данной научной образовательной дисциплиной.

Субъекты РФ рассматриваются в обычных учебниках географии в рамках экономических районов. Следует отметить, что на уровне Конституции или Закона, принятого Советом Федерации, деления страны на экономические районы не было. Это позволяло авторам учебников экономические районы давать в разных границах. Например, в одних учебниках Якутия – Саха относится к Восточной Сибири, в других к Дальнему Востоку, Калмыкия – Хальмг Тангч – в одних учебниках отнесена к Поволжью, в других – к Северному Кавказу. Разобраться в этом сложно не только ученику, но и учителю.

На двух предыдущих конференциях « От школьного проекта – к профессиональной карьере» я уже делилась опытом работы по данному курсу, предлагая авторскую технологию «Создание образа территории при изучении экономической географии», рассказывала о создании электронного пособия «ДИВО» для обучающихся 10-11 классов.

Сегодня предлагаю вариант нового электронного пособия «Россыпи регионов России» по географии за курс экономической географии России – 9 класс. Данный курс – вершина изучения предмета, который тесно связан с другими предметами: историей, обществознанием, биологией, экологией… Предмет действительно интересный! Знакомясь с регионами, нужно учитывать интерес и запросы учащихся! Изучая данный курс, пришла к выводу, что знакомство с уголками России необходимо начинать с человеческого общения, с тех вопросов, которые всем учащимся пригодятся в жизни, какой бы профиль они для себя не выбрали. Необходимо создать такой учебный продукт, который, с одной стороны, давал бы знания. С другой стороны стал бы интересной настольной и понятной книгой для путешествия. С третьей стороны давал бы полезные советы, которые пригодились бы в будущем. В- четвертых, помог бы без труда сдать экзамен по географии, в пятых стал бы помощником для учителя, в шестых давал бы возможность его (пособие) поправлять, дополнять, соглашаться с ним или спорить…

Электронное пособие «Россыпи регионов России» решает следующие задачи:

  1. Знакомит с символикой субъекта каждого региона и расшифровывает ее значение;

  2. представляет образное выражение субъекта данного региона и дает смысловую расшифровку;

  3. знакомит с главным городом субъекта, создавая географический портрет;

  4. объясняет топонимическое значение каждого субъекта России;

  5. формирует исторический образ развития территории;

  6. представляет для учителей вариант знакомства с экономическим районом через конспект урока с электронной информацией - презентацией;

Представляю данные направления пособия «Россыпи регионов России» в сокращенном варианте на примере одного субъекта - Москвы.

1 направление – «Лента времени».
Великий ученый Пифагор поделил жизнь на следующие периоды: весна (детство), лето (юность), осень (зрелость), зима (старость). Каждый этап – это украшение и становление человеческой жизни. В песне Б. Акуджавы поется « …мои года – мое богатство…».

Город когда-то рождается, изменяется, растет – становится экономически сильным. Изучая экономическую географию России, мы знакомимся с главными городами субъектов РФ. Важно рассматривать каждый город от истоков до его становления. Не зная прошлого, нельзя сказать о настоящем и прогнозировать будущее.

Страничка электронного пособия указывает на следующие этапы:

  1. Москва- центр удельного княжества.

  2. Москва - столица единого русского государства

  3. Советская Москва

  4. Москва в постсоветское время


2 направление – «Топонимическое значение города».
Существует множество версий происхождения названия города Москва. Проанализируем неподтвержденные версии ученых о происхождении названия города Москва.

Первая версия: В.О. Ключевский: на языке коми МОСК, МОСКА означает «корова, телка», вместе с компонентом ВА гидроним МОСКВА объясняется как «коровья вода». Однако вскоре выяснилось, что народ коми в этих местах не проживал, поэтому эту версию признали несостоятельной.

Вторая версия: А.Соболевский: (явно надуманная гипотеза) согласно ей гидроним МОСКВА будто бы произошел из языков скифско-ираноязычных племен, а именно авестийского слова АМА «сильный». В этом случае название реки интерпретируется как «река-гонщица». Однако факт обитания в этих местах вышеупомянутых племен не доказан, да и сама река тихая, равнинная не соответствует такой характеристике.

Третья версия: Л.С. Берг: предложил гипотезу о гибридном происхождении гидронима МОСКВА: компонент ВА принадлежит к финно-угорской языковой среде, а корень МОСК связан с названием кавказского народа МОСХОВ и имеет общее происхождение с такими этнонимами как абхаз и баск.

Однако в доказательство своей версии, кроме внешнего сходства слов МОСК и МОСХ, других доводов академик не привел.

Четвертая версия: Н.И. Шишков: развил гипотезу Л.С.Берга, предположив, что оба компонента МОСК и ВА принадлежат к яфетическим языкам и истолковываются как «река мосхов» или «племенная река мосхов», однако в доказательство не привел ни одного нового аргумента.

Пятая версия: Еще одна версия объясняет компонент МОСК через прибалтийско-финские языки как МУСТА «черный, темный», а компонент ВА – через язык коми как «вода, река». Однако ее несостоятельность состоит уже в том, что каждая часть названия объясняется через разные языки, да к тому же далеко удаленные друг от друга.

Шестая версия: Доленга-Ходаковский: выступил с предположением, что в основе названия МОСКВА имеется слово МОСТКИ и, мол, из-за большого количества мостов река получила именно такое название. Это заблуждение повторяет в своих трудах известный историк Москвы И.Е. Забелин.

Версия, которую считаю верной:

Г.А. Ильинский: название МОСКВА утвердилось, по-видимому, только в XIV веке. Первоначально город именовался немного иначе – МОСКЫ. Корень МОСК в древнерусском языке имел значение «вязкий, топкий» или «болото, сырость, влага, жидкость». Действительно город закладывался на болотистой местности вдоль реки Москва в сырое промозглое время.
3 направление – «Герб и его значение».
«Знаки и символы управляют миром», - сказал Конфуций. Герб города – это символ города. Герб может рассказать о профессиональной направленности, дать историческую справку города или рассказать о природе данной территории, в зависимости от того, что народ считает самым важным и главным. Считаю, что очень важно знать смысловое значение каждого герба субъекта РФ.

На гербе города Москвы изображен Георгий Победоносец верхом на коне, поражающий копьем змея. По мнению многих ученых, такое изображение символизирует победу русских дружин над Золотой Ордой.

Всадник с копьем являющийся символом Георгия Победоносца, еще в период отдельных княжеств выступал как покровитель воинов, а под влиянием русского народного творчества превратился в защитника от всякого зла.

Георгий Победоносец прочно вошел в герб Москвы, так как считался покровителем основателя города - Юрия Долгорукого.

С гербом Москвы связана легенда:

Около города Бейрута, близ ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змий. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух. Царь принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змию своих детей, и когда, очередь дойдет до царя, он обещал отдать в жертву свою единственную дочь. Прошло время и царь, нарядив дочь в лучшие одежды, отправился к озеру. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидев змия, отважно устремился на него. Великий воин Георгий пронзил гортань змия копьем и затоптал его конем. Затем он велел девушке связать змия его поясом, и как пса вести в город.
4 направление – «Образные выражения города».
Образное выражение города – это визитная карточка города, которая дает емкое, точное, яркое, красочное описание территории. Согласитесь, что образное выражение передает основную суть каждого города. Неслучайно поэтому такие передачи как «Новости», «Политический вестник» отправляя нас в путешествие по какой-либо стране или городу, называет нам образное выражение, а не официальное название. Каждый из нас слышал некоторые образные выражения стран. Например, все знают, что если речь идет о Японии, то очень часто ее называют «страной Восходящего Солнца». Еще пару образных выражений стран мира знает каждый из нас. Меньше знают образных выражений городов стран мира, а образных выражений городов России практически не называет никто. А ведь в образное выражение народ вносит основной смысл. Поэтому считаю необходимым внести в электронное пособие данную рубрику «Образные выражения города». Работая над этой рубрикой, выяснила, что многие города нашей страны имеют не одно, а несколько образных выражений, которые дают очень точную характеристику городу. Целью было не только выяснить смысловое значение, но и создать иллюстрационный образ для образного выражения. Москва, как и многие города России, имеет несколько образных выражений. Расшифруем каждое из них. В электронном учебнике вы увидите смысловую – иллюстрационную расшифровку города.



  1. Москва – первопрестольная;

  2. Москва - Третий Рим;

  3. Москва – белокаменная;

  4. Москва - город на семи холмах;

  5. Москва - златоглавая;

  6. Москва – ночная (клубная) столица России;

  7. Москва – сердце России;

  8. Москва – порт пяти морей;


5 направление – «Экономическое лицо – образ субъекта».
Рубрика о промышленности субъектов России является одной из самых главных и важных в курсе экономической географии России. Мы изучаем сведения о заводах и фабриках отдельных областей, о сельском хозяйстве, и если пользоваться данными учебника, то порою, одна область очень сильно напоминает другую. Это вызывает скуку, резко падает интерес к предмету.

Считаю, что информация об экономике области должна быть современной, гибкой (быстро меняющейся), понятной интересной. Мы должны четко представлять, какая продукция выпускается в том или ином городе. Понятно, что информация должна подкрепляться иллюстрационными фактами. Однако обычный учебник решить эту проблему не сможет, так как он будет очень объемным, сильно перегруженным.

Электронное пособие может решить проблему с объемом предоставляемой информации и проблему быстрого изменения в экономике субъекта. В электронном пособии вы увидите промышленное лицо каждого города.

6 направление – «Люблю и знаю, знаю и люблю».
Изучив подробно регион России, получаем обширный объем информации, который удержать в голове очень трудно. Предлагаем формулу для запоминания «Люблю и знаю, знаю и люблю».
М-место коронации императоров; Московский университет; метрополитен; Москва-Сити - строящийся деловой район; металлообработка и машиностроение - наиболее развитые отрасли региона
О- основной центр православия; Олимпийские игры - в 1980 году Москва принимала XXII летние Олимпийские игры; Останкинская телебашня — телевизионная и радиовещательная башня, расположенная в Москве, высота — 540, четвёртое в мире по высоте свободно стоящее сооружение; один из наиболее развитых промышленно-производственных центров страны
С- столица единого русского государства; столица РСФСР; столица СССР; столица Российской Федерации; Сталинские высотки, строительный бум
К- Красная площадь; корпорация ТВЭЛ - занимается производством ядерного топлива
В- Верховный Совет
А- агломерация – крупнейшая в России, архитектурные памятники - примерно три тысячи памятников архитектурного, исторического и мемориального значения, августовский путч - события 1991 года, попытка отстранения М. С. Горбачёва с поста президента СССР и смены проводимого им курса, приведшая к радикальным изменениям политической ситуации в стране.
7 направление – «Конспект урока и презентация к уроку».
Данное направление в электронном пособии вызывает интерес не только у коллег, но и у обучающихся.
Пособие – плод труда учителя и учеников и в этом основная ценность данной работы.

Научить ребенка думать, действовать, творить, спорить, применять на практике плоды своего труда – это ли не основная цель работы каждого учителя!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск