Опыта: «Формирование художественного вкуса у обучающихся 2 ступени через использование информационных технологий на интегрированных уроках музыки»





Скачать 475.21 Kb.
НазваниеОпыта: «Формирование художественного вкуса у обучающихся 2 ступени через использование информационных технологий на интегрированных уроках музыки»
страница1/3
Дата публикации24.11.2014
Размер475.21 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
  1   2   3

Тема опыта: «Формирование художественного вкуса у обучающихся 2 ступени через использование информационных технологий на интегрированных уроках музыки»


Автор опыта: Басова Жанна Васильевна, учитель музыки МБОУ ЗР «Средняя общеобразовательная школа п. Искателей»

Любите и изучайте великое искусство музыки.

Оно откроет вам целый мир высоких чувств,

страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче.

Благодаря музыке вы найдете в себе новые

неведомые вам прежде силы.

Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.

(Дмитрий Шостакович. )


Раздел I

Информация об опыте
Условия возникновения опыта.

Автор опыта работает учителем музыки в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа п. Искателей» с 1999г. Данное учебное заведение не характеризуется устойчивым контингентом учащихся, так как в поселке Искателей наблюдается миграция населения. Близость расположения таких культурных центров, как детская школа искусств, ДК «Созвездие» и дом детского творчества «Звездочка» позволяют учащимся приобщиться к миру искусства, погружают в атмосферу творчества.

Индивидуальные познавательные и творческие потребности учащихся реализуются через систему дополнительного образования. В школе работает вокальная студия «До-ми-сольки», школьный хор и вокальная группа «Леди»( руководитель Басова Жанна Васильевна). Более 70 % учащихся 5-7 классов школы посещают кружки и творческие студии.

Работая 22 года учителем музыки, автор опыта стремится вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка, как все искусства, не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника.

Учитель музыки призван не только научить ребёнка петь, слушать музыку, овладевать определённым набором терминов, но и расширить кругозор, сформировать музыкальный вкус.

Средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кинематограф, средства видео- и звукозаписи и воспроизведения, компьютерные системы мультимедиа) в настоящее время не только не помогают позитивному развитию ребёнка, но зачастую играют негативную роль в формировании личности. Социальная среда, оказывающая большое влияние на формирование его представлений о мире, к сожалению, не всегда положительно влияет на нравственное и эстетическое становление ребёнка.

Работа над проблемой формирования художественного вкуса способствует решению задач, поставленных школьной воспитательной системой, так как обращена, прежде всего, на общечеловеческие ценности, закладывает в сознание ребёнка понимание тех «вечных тем» искусства и жизни, которые воплощаются в художественных образах.

При работе над обобщением опыта была выявлена тесная связь между понятиями «стиль» и «вкус». Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня критериев художественного вкуса. Была использована методика «Открой себя через музыку» (В.П.Анисимов) (приложение 1). Результаты диагностики в 5-7 классах показали следующее распределение по уровням сформированности художественного вкуса:


Диагностируемые критерии

Высокий %

Средний %

Низкий %

Умение анализировать, сравнивать художественные образы

7

18

75

Способность воображать, отождествлять себя с художественным образом.

18

26

56

Точное содержательное высказывание об воспринимаемых художественных образах.

9

24

67


В ходе анализа результатов определилась необходимость развития художественного вкуса учащихся.

Одним из путей формирования художественного вкуса учащихся на уроках музыки автор видит продуманное, эффективное использование информационных технологий и средств интеграции.

Актуальность опыта заключается в необходимости применения современных технических средств обучения, способствующих повышению качества музыкального образования, развитию интереса к музыке и музыкальным занятиям, вовлечению в активную музыкально-творческую деятельность, расширению художественного кругозора школьников, а также в разрешении тех противоречий, которые возникли в педагогической практике. Но в ситуации насыщенной информационной среды незамедлительного решения требуют проблемы: как сформировать художественный вкус, найти оптимальные способы выработки навыков общения с художественными произведениями разных видов и жанров для создания художественной картины мира.

На взгляд автора, наиболее перспективными принципами педагогической техники являются достижения, изложенные Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств». Необходимо изменить роль ученика: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения.

В педагогической практике были выявлены следующие противоречия:

- между доступностью информации и неспособностью обучающегося сделать правильный выбор: что читать, что смотреть, что слушать;

- между звучащей повсюду музыкой «невысокого качества» и необходимостью ознакомления с музыкой «золотого фонда»;

- между получившими широкое распространение средствами информационных технологий и неумением пользоваться ими для собственного развития.
Ведущая педагогическая идея. Создание условий, обеспечивающих формирование художественного вкуса у обучающихся 2 ступени на интегрированных уроках музыки на основе использования информационных технологий.

Диапазон представленного опыта - единая система «интегрированный урок музыки - внеклассная работа».

Теоретическая база опыта.

Интеграция является самой высокой ступенью воплощения межпредметных связей ,метапредметного подхода -понимание того, что главное , чему надо учить в школе,- творческое мышление. Ребенок должен не только овладевать системой знаний, но и осваивать универсальные способы действий и с их помощью сам добывать информацию о мире.

Основой образования становится формирование базовых компетентностей обучающихся:

-информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблемы);

- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

-самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы);

-самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Центральное место в педагогической интеграции занимает развивающая функция, имеющая распространение на все области образовательной теории и практики, включая самого предмета воспитания человека.

Применение информационных технологий на уроке музыки способствует:

– личностному развитию учащихся;

– повышению интереса школьников к урокам музыки;

– росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;

– повышению интереса к творческой и познавательной деятельности;

– воспитанию активности и самостоятельности;

– формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству;

– формированию у школьников основ теоретического мышления, - развитию творческих способностей учащихся.

Таким образом, применение информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное - современным. Использование ИКТ способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации.

Интегрированные уроки – это возможность педагогам работать совместно, в тесном сотрудничестве друг с другом и учениками при решении разнообразных педагогических проблем, создавая условия для проявления определённых коммуникативных умений, являющихся важными компетенциями в современном мире.

Прежде чем перейти к непосредственному описанию и анализу методов формирования художественного вкуса, необходимо выявить основные понятия в области теории вкуса.

Особый вклад внесла В.Н.Шацкая. Она говорила, что музыкальный вкус понимается как определенный уровень музыкально-поэтических представлений, который дает возможность отмечать и ценить прекрасное в музыке, т.е. ее идейность и содержательность, правдивость и искренность чувств, яркость и убедительность музыкальных образов и всех выразительных средств музыкального произведения. [16]

Е.А.Сивухина в статье «Взаимосвязь категории «вкус», «стиль» и «смысл» музыкальной педагогике трактует вкус «как духовное» образование, не имеющее своего материального выражения, которое проявляется только опосредованно. Вкус имеет одну важную функцию – поиск личностью смысла художественного явления». [15] Проблемой формирования музыкального вкуса занимались Б.А.Бечак, Д.Б.Кабалевский. [4, 12]

При создании интегрированных уроков автор опыта опирается на теорию полихудожественного развития школьников (В.П.Зинченко), приобретающей в настоящее время особое значение. В ней изначально признаётся, что все искусства имеют единую основу и их пронизывают единые законы восприятия. [10] Именно поэтому опыт ставит своей задачей развитие средствами интеграции не только музыкального вкуса, но и эстетического, художественного вкуса.

Большая советская энциклопедия даёт следующее определение вкуса:

«Вкус эстетический - способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства». [6]

В словаре по мировой художественной культуре определение следующее: «Вкус художественный – способность человека к критическому

суждению, пониманию и эстетической оценке явлений жизни и искусства». [9]

Из этих двух определений учитель делает вывод о том, что эти два понятия идентичны. В данном опыте используется термин «художественный вкус».

Опыт базируется также на концепции культурно-исторического развития и теории целостного развития личности (Б.Г.Ананьев). [4] Развитие личности ребёнка происходит в процессе освоения культурно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями. Данный опыт обогатит учащихся новыми способами художественного познания окружающего мира. Решение целостных задач развития учащихся обусловлено целостностью педагогического процесса и педагогических условий, которые содействуют развитию художественного вкуса учащихся на интегрированных уроках музыки средствами информационных технологий.

Новизна опыта. Разработана система интегрированных уроков музыки по формированию художественного вкуса учащихся с использованием информационных технологий, создан банк Интернет-сайтов, используемых для проведения уроков музыки. Разработаны этапы использования информационных технологий как средства развития художественного вкуса учащихся в системе интегрированных уроков музыки.
Характеристика условий, в которых может быть реализован данный опыт. Опыт может быть использован учителями музыки средних общеобразовательных школ на 2 ступени обучения, работающими по программеГ.П.Сергеевой и Е.Д.Критской, Е. С.Шмагиной.
Раздел II

Технология опыта

Цель опыта– формирование художественного вкуса на основе целостного развития личности школьника, через обучение на интегрированных уроках музыки с использованием информационных технологий.

Задачи педагогической деятельности:

-воспитывать художественный вкус, интерес, любовь к искусству, желание слушать и исполнять музыку;

-формировать мировоззренческие ориентации школьников, создавая «урок искусств»;

-использовать информационные ресурсы в качестведемонстрационного, поискового материала

-развивать у учащихся познавательные навыки и умение ориентироваться в современном информационном пространстве.


Средства достижения цели.

Древняя китайская пословица:

«Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне попробовать, и я научусь».

По данным учёных ученик запоминает:

20% услышанного

30% увиденного

более 50% того, что он видит и слышит одновременно

75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

Методическая система работы по формированию художественного вкуса учащихся состоит из следующих этапов:

  1. Диагностика.

  2. Анализ результатов.

  3. Планирование.

  4. Работа с учащимися.

  5. Работа над самообразованием.

Анализ результатов для формирования задач на перспективу осуществляется по критериям развития художественного вкуса, разработанным на основе критериев развития музыкального вкуса (В.П.Анисимов) в процессе работы по теме опыта.

В работе можно выделить следующие этапы использования информационных технологий и интеграции в формировании художественного вкуса учащихся:

  1. Выбор конкретного раздела учебной программы.

  2. Разработка межпредметных связей.

  3. Анализ содержания, относящегося к выбранному фрагменту учебной деятельности, и методики его преподавания с целью обоснования необходимости проведения компьютерных уроков.

  4. Проектирование набора заданий для компьютерных уроков.

  5. Выбор программных средств для разработки заданий.

  6. Разработка компьютерных заданий с использованием использованных программных средств.

  7. Экспертиза, апробация и редактирование разработанных компьютерных заданий.

  8. Разработка методических рекомендаций для учителя - предметника и учащегося.

В основе работы с учащимися лежат следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод контрастных сопоставлений (О.П.Радынова);

  • метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

При подготовке уроков автор опыта использовала следующие компьютерные программы:

  • Microsoft Word

  • Microsoft Power Point

  • Internet Explorer

  • Проигрыватель Windows Media


Условно все программы, используемые на уроках музыки, можно разделить на такие группы, как: музыкальные проигрыватели; программы для пения караоке; музыкальные энциклопедии; обучающие программы; программы для импровизации: группового музицирования, сочинения музыки.

В своей работе MicrosoftWord использует для составления:

  • карточек;

  • тестов;

  • дидактических материалов применяемые для организации обучения музыке;

  • тематического планирования рабочей программы по музыке.


Уроки музыки с использованием информационных технологий проводятся в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для  школы.На основе консультаций со специалистами, автор определила параметры необходимого технического оснащения кабинета. Результатом этого стало оснащение кабинета всем необходимым оборудованием, включая мультимедийный комплекс, интерактивную доску.

ИКТ средства приведены в системы и катологизированы, соответственно каждому уроку.В медиатеке есть CD — диски по предмету «Музыка» и «Искусство», авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. При изучении разделов «Классическая русская, зарубежная музыка», «Шедевры мирового искусства» педагог обращается к СD – дискам.

При создании презентаций к урокам или фрагментам урока используются видеофрагменты, интерактивные карты, таблицы, плакаты, картины, примеры скульптуры и архитектуры, схемы, рисунки с дисков.

Но данный объем материала на дисках и их содержание не в полной мере устраивали автора. Поэтому при подготовке уроков также используются ресурсы сети Интернет, составлен обзор сайтов Интернета, которые могут быть использованы в работе (Приложение 2).

Разработана серия проектов-презентаций по музыке и искусству. Содержание данных электронных ресурсов соответствует тематическому планированию и специфике преподавания предмета по программе «Музыка 1-8 класс» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. На слайдах размещается необходимая информация в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке. Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения, позволяет широко использовать интеграцию, предоставляет учащемуся широкие возможности для реализации творческих способностей и эффективного усвоения изучаемого материала Автор считает целесообразными следующие формы использования ИКТ на уроках музыки:

1)презентацияо жизни и творчестве композитора или художника, включающая в себя его портреты (по возможности разных авторов), его фотографии (если имеются), репродукции известных картин и др., либо о художественном направлении эпохи, стиле в искусстве и т. д. Такая презентация может быть фрагментом урока и выполнять роль информационной справки, либо быть сквозной и лежать в основе структуры урока. В конце такой презентации возможны тестовые или творческие задания, которые выполняются как письменно, так и устно. В случае устного выполнения заданий возможны дискуссии, обсуждения, сопоставление различных точек зрения, что приведёт к главному выводу по теме, то есть к осознанию детьми художественно-педагогической идеи урока.(приложение 4)

2) демонстрация видеофрагментов опер, балетов, мюзиклов, документальных фильмов и др. В зависимости от того, на каком этапе урока используется данный материал, могут решаться различные задачи. Так просмотр фрагмента в начале урока может стать отправной точкой в изучении темы, создать атмосферу главной идеи урока, эмоционально настроить детей на круг основных образов, помочь восприятию сложного произведения.

3)  виртуальные путешествия в мир музеев изобразительного искусства, мастерскую художника, в музей музыкальных инструментов. Осуществить такое путешествие возможно благодаря различным электронным пособиям, таким, как «Учимся понимать музыку», «Музей музыкальных инструментов», «Шедевры музыки» и др. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Так на уроках музыки дети, знакомясь с музыкальными тембрами, могут не только увидеть музыкальный инструмент, услышать его звучание, но и увидеть то, как на нём играет музыкант-исполнитель.

4) исполнение песен под караоке на уроках музыки. В конце 70-х гг. XX в. в Японии было изобретено устройство, быстро получившее широкую популярность – караоке. Каким же образом мы можем использовать караоке на уроке музыки? Прежде всего, как замену стандартного инструментального сопровождения песни. Несомненно, детям гораздо больше нравится петь под аккомпанемент эстрадного ансамбля или симфонического оркестра, нежели под звуки простого фортепиано.Кроме исполнения хором той или иной песни, мы получаем также возможность выбора одного или нескольких солистов, которые будут исполнять сольно запевы куплетов с микрофоном, а припев будет петь весь класс. Это наверняка станет мощным дополнительным стимулом для музыкальных занятий. Кроме того, караоке позволяет провести такие мероприятия, как «Угадай мелодию», «Два рояля» и т. д. В этих случаях к названным стимулирующим факторам прибавляется еще и положительные влияния игровой ситуации, а также состязательности, что в конечном итоге, интенсифицирует процесс музыкального развития детей.

4)  интернет позволяет быть в курсе мировых музыкальных новостей, а новейшие Flash – технологии помогают собирать дополнительные материалы к уроку.

6) анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;

7) зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика. Репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии и др.

8) звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;

9) литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме.

Тему, содержание и материалы урока дети запоминают надолго, уровень знаний повышается, усиливается интерес к предмету, желание учиться. Основное время в предполагаемом опыте затрачивается на основательную методическую подготовку учителя к уроку, на организацию деятельности обучающихся.

В мультимедийной презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, подборка портретов, цитат. На экране могут также появляться определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Презентация дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.
Уроки с использованием компьютерной презентации - это и уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, и урок-лекция, и урок-обобщение, и урок-конференция, и урок - защита проектов, и интегрированный урок. Урок защиты проектных работ - уникальный способ реализации творческого потенциала учащихся, способ творческого преломления их знаний и умений на практике. Использование ИКТ на уроках подобного типа - одна из форм презентации материала, способ активизации слушателей, отражение структуры выступления. Использование мини-проектов на уроках музыки позволяет интегрировать знания и умения из различных областей науки, культуры, искусства. Авторы проектов четко представляют, что будет результатом их деятельности. И очень важно, что презентация проектов проводится как для одноклассников, так и для желающих ребят и для родителей старшеклассников. Ученикам интересен этот вид деятельности, они неподдельно воспринимают мир, о котором сообщают нам. Проекты не оставляют равнодушными созерцателями никого, а к концу учебного года автор видит, как обучающиеся нестандартно мыслят, решают проблемные ситуации, успешно адаптируются в обществе, умеют анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать.

Работа над проектом не только творческая, но и кропотливая, она развивает культурологическую компетенцию как стержневую в духовном развитии школьника.

Используемые автором педагогические технологии (в том числе и ИКТ) ориентируют на метод проектов, на обучение в сотрудничестве, проблемное и исследовательское обучение. Урок с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину.

Создавая презентации для своих уроков, автор старается использовать различные методики. Используется методика сравнения и анализа.

Условия работы учителя музыки коренным образом изменились сегодня. Мы стремимся, чтобы результаты урока радовали детей, вдохновляли, музыкально развивали. Работая в 5-7-х классах, педагог пришел к мнению о необходимости создания таких условий, в которых ребята индивидуально оценивают учебную ситуацию, ищут альтернативные решения, самореализуются в учебных отношениях. И решить эти проблемы в 6-х классах помогает мега-проект «Великая музыка прошлого», в 7-х классах – «Музыкальные кумиры наших отцов». Эти проекты соединяют в себе ученические мини-проекты, например, «Юнона и Авось» на современной сцене», «Гений великого искусства», «Р.Шуман – самый музыкальный из всех романтиков и самый романтичный из всех музыкантов».

Каждый урок музыки в 5-7 классах проводится с использованием информационно-компьютерных технологий. Так, например, управление уроком по теме «Вокальная музыка. ВИА «Песняры» осуществлялось мною и учениками на равных. Мобилизующим началом урока была актуализация знаний по данной теме. Компьютерная презентация позволила провести экспресс-опрос быстро, компактно, эстетично. Далее, работая в группах, учащиеся решали индивидуальные задачи: определяли тембр звучащего голоса, выполняли упражнение «Мелодия» (электронный практический курс «Учимся понимать музыку»).

Такие формы проведения урока, как концерт-загадка («угадай-ка»), концерт по заявкам, с использованием компьютерных технологий проводятся более качественно: нет необходимости прокручивать аудиокассету в поисках нужного произведения. Выбор и воспроизведение музыкального произведения с ноутбука позволяет экономно расходовать время на уроке.

Одна их любимых учащимися форм работы на уроке - виртуальные экскурсии. Виртуальные экскурсии «Энциклопедии классической музыки» помогают учителю знакомить учащихся с музыкальной культурой различных стран. Виртуальный визит в государственный Эрмитаж http://www.hermitage.ru (Приложение №2), Русский музей (CD-ROMPC «Русский музей.Виртуальная экскурсия») содержат интерактивные планы-схемы этажей. С помощью интерактивной программы дети совершают тур по экспозиции, рассматривают произведения искусства, панораму залов и получают информацию об экспонатах; пользуются поиском произведений по времени создания, жанру, технике.

На уроках активно используется иллюстративный материал, который дают всевозможные мультимедийные энциклопедии. Например, «Энциклопедия Классической музыки» используется на всех этапах обучения. Статьи – это основной раздел энциклопедии. Они содержат биографическую информацию о композиторах и исполнителях, сведения о музыкальных произведениях (их сюжетах, премьерах, истории написания), о музыкальных инструментах, о жанрах классической музыки и этапах её развития. С помощью этой энциклопедии прослушиваются отрывки из музыкальных произведений, просматриваются иллюстрации и видеофрагменты, относящиеся к выбранным статьям. По необходимости распечатываются статьи и иллюстрации.

Ресурсы Интернета позволяют учителю пользоваться различными энциклопедиями, содержащими раздел «Музыка». Это энциклопедия Кругосветhttp://krugosvet.ru, Википедия http://wikipedia.ru, Классическая музыка.ruhttp://www.classic-music.ru/ Российский образовательный порталhttp://music.edu.ru (Приложение №2).

Использование информационных технологий обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебнойработы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

Чтобы убедиться в этом, автор опыта сравнивает два типа домашних заданий: получить из книги описание путешествия, эксперимента, прочитать информацию о музыкальном произведении или самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент, послушать музыку с возможностью воздействовать на изучаемые объекты и процессы, получать ответные реакции, углубляться в заинтересовавшее, попробовать сделать по-своему и т.д. Наиболее распространёнными способами использования презентаций PowerPointв организации самостоятельной работы учащихся являются:

1. Выполнение отдельными учащимися индивидуального творческого задания, оформленного в виде презентации с последующей её демонстрацией.

2. Презентация как сопровождение при защите реферата.

3. Познавательные задания на интерактивной доске.

Технический потенциал программы PowerPoint позволяет сделать урок или занятие содержательным, интересным, наглядным, интерактивным.

Автор отмечает, что, используя мультимедийные ресурсы, можно представить вниманию учащихся качественное звучание музыки, выбрать лучшее исполнение, что очень важно при формировании художественного вкуса.

Использование электронных пособий помогает активизировать учебный процесс, повысить наглядность в предъявлении материала, сместить акценты от теоретических знаний к практическим. Например, викторины, проводимые с помощью электронного пособия «Энциклопедия классической музыки», повышают интерес учеников к обучению.

Изучение песен проводится с использованием слайдов с текстом.

Во время исполнения готовой песни используются видеоклипы, созданные в форме слайдов.

Используются так называемые «минусовки» и караоке следующих современных авторов Ю.Варламова, И.Верижникова,Е.Зарицкой, Ж. Колмагоровой, что позволяет значительно расширить песенный репертуар, исполняемый на уроке и при проведении школьных мероприятий, а также дает возможность контролировать качество исполнения каждого ученика. Если при разучивании в сопровождении фортепиано удается разучить 2-3 новые песни, то с применением компьютера их число возрастает в несколько раз.

В своей работе автор использует программы «Музыкальная школа», «Piano», «Шарманщик». Они обладают рядом преимущественных достоинств: изучение нотной грамоты, музыкальных терминов, истории создания инструментов древности, средних веков и наших дней; знакомство с композиторами и их творчеством; музыкальные викторины и многое другое.

Данные музыкальные программы разработаны как дополнение к урокам музыки в общеобразовательных школах для 1-7 классов. Путеводитель по коллекции современных записей европейской и русской классики, джазовой и популярной музыки, поэтической песни, выполненных ведущими мировыми студиями, в исполнении лучших музыкантов планеты. Коллекция избранных музыкальных произведений отражает тысячелетнюю историю развития музыкальных жанров, предоставляет материалы для работы на уроке, а также интерактивную среду для развивающей и проектной деятельности учащихся и дистанционного обучения.

Возможность записи собственного исполнения позволяет прослушать себя со стороны, а уникальная методика – научиться читать ноты, развить музыкальный слух и многое другое.

Благодаря данным разработкам изучение музыкального искусства превращается в увлекательную интерактивную игру и обеспечивается высокая эффективность таких уроков.

У детей особое отношение к музыке. Так как это искусство временное – его нельзя потрогать или рассмотреть, поэтому при подборе музыкального материала для урока стоит отдавать предпочтение ярким зримым образам. С появлением компьютерных технологий у нынешних учеников есть определённое смещение в сторону зрительного ряда, то есть им непросто воспринимать только аудиоматериал.

Современные педагогические технологии и внедрение компьютерных возможностей в музыкальное образование позволяет совершенствовать содержание учебно-образовательного процесса, повышает информационную емкость уроков музыки. Это особенно важно в ситуации весьма ограниченного времени, отводимого базисным учебным  планом на освоение предметной области «Музыкальное искусство». Насыщенность и  интенсивность познавательной деятельности, потребность в музыкальном самообразовании обеспечивается мультимедийными возможностями компьютера в организации учебного содержания. Это в  значительной мере способствует визуализации музыкальной информации, качественному и полному музыкальному восприятию и мышлению каждого ученика, повышения мотивации обучения.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опыта: «Формирование художественного вкуса у обучающихся 2 ступени через использование информационных технологий на интегрированных уроках музыки» iconМетодические рекомендации по созданию и использованию электронных...
Мастер-класс «Повышение эффективности образовательного процесса через использование интерактивных информационных технологий на интегрированных...
Опыта: «Формирование художественного вкуса у обучающихся 2 ступени через использование информационных технологий на интегрированных уроках музыки» icon«Формирование информационно – коммуникативной компетентности через...
Суть данного проекта состоит в создании условий для повышения уровня информационно-коммуникативной деятельности учащихся, в развитии...
Опыта: «Формирование художественного вкуса у обучающихся 2 ступени через использование информационных технологий на интегрированных уроках музыки» icon«Использование инновационных технологий на уроках изо»
Изо моя педагогическая деятельность направлена на формирования устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным...
Опыта: «Формирование художественного вкуса у обучающихся 2 ступени через использование информационных технологий на интегрированных уроках музыки» icon«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение...
Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;...
Опыта: «Формирование художественного вкуса у обучающихся 2 ступени через использование информационных технологий на интегрированных уроках музыки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Использование информационных технологий на уроках изо, музыки, мхк и внеклассной роботе»
Опыта: «Формирование художественного вкуса у обучающихся 2 ступени через использование информационных технологий на интегрированных уроках музыки» iconГ. Зернограда Ростовской области Тема опыта
«Формирование мыслительной и познавательной деятельности школьников, повышение мотивации учения через активные формы и методы с использованием...
Опыта: «Формирование художественного вкуса у обучающихся 2 ступени через использование информационных технологий на интегрированных уроках музыки» iconИз опыта работы с краеведческой литературой в библиотеке моу «сош №4» го Сухой Лог
Целью данного проекта является формирование у учащихся чувства верности своему Отечеству, своей малой Родине, сохранение духовно-...
Опыта: «Формирование художественного вкуса у обучающихся 2 ступени через использование информационных технологий на интегрированных уроках музыки» iconОбразовательная программа по специальности баян (пятилетний срок обучения)
Цель данного курса – овладение игрой на баяне, расширение музыкального кругозора детей, формирование их художественного вкуса, воспитание...
Опыта: «Формирование художественного вкуса у обучающихся 2 ступени через использование информационных технологий на интегрированных уроках музыки» iconО гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт...
Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14
Опыта: «Формирование художественного вкуса у обучающихся 2 ступени через использование информационных технологий на интегрированных уроках музыки» iconМуниципальная Интернет конференция «Инновации, технологии, разработки»...
Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий
Опыта: «Формирование художественного вкуса у обучающихся 2 ступени через использование информационных технологий на интегрированных уроках музыки» iconВостребованными становятся такие качества личности
Формирование ключевых компетенций обучающихся через использование традиционных и современных образовательных технологий
Опыта: «Формирование художественного вкуса у обучающихся 2 ступени через использование информационных технологий на интегрированных уроках музыки» iconИнформационные технологии в таможенной сфере Выпускная работа по...
Основным направлением развития информационных таможенных систем является внедрение технологий электронного декларирования, интегрированных...
Опыта: «Формирование художественного вкуса у обучающихся 2 ступени через использование информационных технологий на интегрированных уроках музыки» iconВероника Игоревна Использование информационных технологий в гуманитарных...
Мвц межвузовский центр новых информационных технологий в гуманитарном образовании
Опыта: «Формирование художественного вкуса у обучающихся 2 ступени через использование информационных технологий на интегрированных уроках музыки» iconУрок по литературе. Тема: «Учимся прогнозировать»
...
Опыта: «Формирование художественного вкуса у обучающихся 2 ступени через использование информационных технологий на интегрированных уроках музыки» iconЭкспериментальная группа по внедрению Информационных технологий в...
Формирование коммуникативной деятельности на уроках английского языка с помощью Интернет технологий
Опыта: «Формирование художественного вкуса у обучающихся 2 ступени через использование информационных технологий на интегрированных уроках музыки» iconВступление Взаимодействия специалистов, воспитателей и родителей...
Цель: формирование у воспитанников представлений о красоте родного края через синтез разных видов искусства (художественного слова,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск