Скачать 145.28 Kb.
|
Иванова А.В. заместитель директора по УР Формирование ключевых компетенций обучающихся через использование традиционных и современных образовательных технологий Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим. Б.Паскаль В настоящее время в условиях развития новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы образования. Важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы и способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми. Слайд 2. Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции. Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения учащимися практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Слайд 3. Понятие - ключевые компетенции - подразумевает совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы. Слайд 4. Компетентность – это более широкое понятие - это применение своих знаний и умений во внеучебной практической ситуации. Слайд 5. Ключевые компетенции – это универсальные компетенции, которые необходимы выпускнику для дальнейшего обучения, собственного развития, жизненной самореализации, независимо от уровня его обучения, развития и профессии, которую он выберет. На основе главных целей общего образования, основных видов деятельности ученика А.В.Хуторской определил ключевые образовательные компетенции для учащихся: 1. Ценностно-смысловые компетенции:
2. Общекультурные компетенции:
3. Учебно-познавательные компетенции:
4. Информационные компетенции:
5. Коммуникативные компетенции:
6. Социально-трудовые компетенции:
- в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), - в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), - в сфере семейных отношений и обязанностей, - в вопросах экономики и права, - в области профессионального самоопределения. 7. Компетенции личностного самосовершенствования:
Современному обществу требуется открытая для общения личность, способная к межкультурному взаимодействию и сотрудничеству. Поэтому одной из ведущих задач педагогической деятельности выступает формирование коммуникативной компетенции на всех уровнях образовательного процесса в школе. В Федеральной концепции модернизации российского образования впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Слайд 6. Соответственно, принципиально меняются цели образования. В традиционной школе цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: что нового узнает ученик в школе? В новой школе предполагается ответ на вопрос, чему научится ученик за годы обучения в школе? При традиционном подходе к определению целей исходят из того, что личностных результатов можно достичь за счёт приобретения необходимых знаний. Во втором случае в качестве основного пути рассматривается получение опыта самостоятельного решения проблем. Цели школьного образования должны быть ориентированы на повышение уровня образованности выпускников школы, которое соответствовало бы современным социальным ожиданиям в сфере образования и должно заключаться: • в расширении круга проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы; • в повышении сложности проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы, в том числе обусловленной новизной проблем; • в расширении возможностей выбора эффективных способов решения проблем. Такое повышение уровня образованности и означает достижение нового качества образования, на что направлена программа его модернизации. Конечно, фактическими результатами образовательной деятельности могут стать и способность решать типовые задачи, и умение действовать по известному алгоритму. Но эти результаты не могут быть целью школьного образования: это результаты, дополнительные к основным, промежуточные, их нельзя ставить в один ряд с результатами, которые определяются как ключевые компетентности. Слайд 7. Другими словами, происходит смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу, умение действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях. Слайд 8. Смысл компетентностного подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. В компетентностном подходе на одно из первых мест выходят личностные качества, позволяющие человеку быть успешным в обществе. Слайд 9.
Слайды 10-11. Сравнительная характеристика традиционного и компетентностного подходов в образовании:
Слайд 12. Наиболее перспективными технологиями принято считать новые технологии обучения: личностно ориентированные, блочно-модульная, информационно – коммуникационные, метапредметные, технологии, связанные с проектной деятельностью, нестандартной формой учебного занятия. Слайд 13. При выборе методов обучения для реализации компетентностного подхода особое внимание необходимо уделять тем методам, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность, развитию инициативы, ответственности способствующие развитию критического мышления. При таком обучении ученик выступает как партнёр учителя в процессе обучения. Выбираемые методы должны способствовать: - восприятию и осознанию учащимися различных взглядов на одно и тоже явление, событие; - использованию множества вариативных способов описания и анализа одного и того же явления, события; - синтезированию в ходе обсуждения различных позиций и мнений относительно решения проблемы; - появлению различных идей и неоднозначных суждений. Основные методы обучения: - методы активного обучения (деловые игры, дискуссии и т.д.); - метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар); - методы активизации творческого мышления (мозговой штурм и т.д.); - модернизированные традиционные методы обучения; - методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения). Преимуществами активных, а также групповых и коллективных методов обучения являются:
Слайд 14. Абсолютно некомпетентностных форм и методов нет. Используя традиционные технологии, педагоги должны стремиться к тому, чтобы как можно больше активизировать познавательную и творческую деятельность школьников. Необходимо придавать учебным занятиям деятельностный характер, акцент делать на продуктивную работу в малых группах, развивать самостоятельность и ответственность учащихся. Формируя компетенции обучающихся, необходимо: - поддерживать интуицию обучаемого (часто бывают ситуации, когда учащийся высказывает догадку, предположение и получает порицание учителя); - формировать у обучающихся уверенность в своих силах, веру в свою способность решить задачу (тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех); - опираться на положительные эмоции (удивление, радость, переживание успеха); - стимулировать стремление у учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств решения (человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности); - шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания. Слайд 15. Формирование ключевых компетенций обучающихся на учебных занятиях по литературе. 1. Урок литературы – это человекоформирующий процесс (литература – «человековедение» (М. Горький), «история человеческого сердца» (О. Бальзак)). Поэтому в первую очередь это урок-общение, урок-диалог, совместная деятельность учителя и ученика на основе духовного равенства, направленная на формирование у ученика представления о себе самом и об окружающих его людях. При проведении таких уроков на учителе – особая ответственность: он должен быть образцом культуры ведения диалога, дискуссии, интеллектуальным и коммуникативным лидером. 2. Формирование учебно-познавательной и личностной компетенций происходит через использование элементов технологии проблемного обучения, применение эвристического метода, разработку и использование компетентностно-ориентированных заданий. 3. Основой формирования стойкого интереса учащихся к чтению, воспитания компетентного читателя является современное прочтение классики, сохраняющей свою актуальность для формирования ценностно-смысловых и общекультурных компетенций личности. 4. Ответ на поставленный вопрос-проблему, который выступает как учебная задача, организуется методом индивидуального и коллективного поиска (используются групповые, межгрупповые и индивидуальные формы работы), что обеспечивает формирование коммуникативной и учебно-познавательной компетенций. 5. Для формирования ценностно-смысловых компетенций используется работа с текстом. Учащиеся выделяют главную мысль текста, заключают содержание текста в схемы и таблицы, составляют план и тезисы. Учащиеся не только высказывают проблемы, но и комментируют их и высказывают свою собственную позицию, аргументируя ее. 6. В процессе овладения диалогом, монологом развиваются умения слышать, понимать собеседника, строить умозаключения, доказывать мысль. 7. В целях формирования компетенций используются следующие приемы: Слайд 16.
Слайд 17.
Слайды 18-20.
Слайды 21-22.
Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного; 2 строка – два прилагательных; 3 строка – три глагола; 4 строка – фраза, несущая определенный смысл; 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. Проанализировав образ Наташи Ростовой, учащиеся могут составить такой синквейн:
В качестве универсальной формы организации обучения может выступать блочно-модульная технология, где объективно существует возможность реализации компетентностного подхода. Учитель проводит анализ содержания всего курса, выделяя в нем узловые темы. Таких тем в учебном году не должно быть больше 10. Учебный план распределяется таким образом, чтобы каждая тема содержала несколько принципиально важных «модулей»:
Кроме того, должно быть отведено время для публичной презентации итогов самостоятельных исследований учеников. Тезисы:
«Компетентность» - уровень образованности, способность действовать в ситуации неопределённости. Список литературы.
- http://www.pedlib.ru/Books/3/0389/3_0389-2.shtml
|
Я. А. Коменский На начальном этапе «вхождения в профессию» молодому... Данный проект поможет начинающим педагогам почувствовать себя значимыми, авторитетными, востребованными в профессии людьми. И учителям-наставникам,... | «Африка». Находит интересную статью о высокогорном озере Титикака,... Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддержать свою конкурентоспособность,... | ||
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса нескребтов андрей леонидович В последнее время всё более востребованными в нашей стране становятся профессии, связанные с оказанием услуг, созданием более комфортной... | Доклад на тему «Формирование универсальных учебных действий на уроке» Поэтому на современном этапе для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать... | ||
Классный час : «Правда и ложь» Цель: знакомство с понятиями правда и ложь, совершенствовать навыки культуры общения, воспитывать такие нравственные качества личности,... | Классный час: «Правда и ложь». Цель: знакомство с понятиями правда и ложь, совершенствовать навыки культуры общения, воспитывать такие нравственные качества личности,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Поэтому на современном этапе для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать... | ||
Лингвометодический аспект обучения аспирантов реферированию научных текстов В этих условиях популярными и довольно эффективными в методическом плане становятся и такие разновидности компрессии текста, как... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Даже самые послушные дети в кризисные периоды своего развития становятся неуправляемыми и в такие моменты очень сложно найти с ними... | ||
Общие сведения и разрешение проблем доступа в интернет Обычные телефонные кабели становятся высокоскоростными цифровыми каналами, причем скорость передачи данных зависит только от качества... | Полезное одиночество и ситуация "один дома" От такой усиленной публичности некоторые школьники устают; одни из них становятся чересчур беспокойными, суетливыми, при малейшем... | ||
Программа «Информационная культура личности» Умения находить, воспринимать, отбирать, анализировать информацию, выделять главное в информационном сообщении, понимать направленность... | Реферат «Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры» Духовность – это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами... | ||
Республики Башкортостан Отдел образования городского округа город... Общеучебные умения и навыки это такие умения и навыки, которые, формируясь в процессе учебной деятельности, в свою очередь становятся... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А надпредметных (общеучебных) умениях и навыках. Общеучебные умения и навыки это такие умения и навыки, которым соответствуют действия,... |