Востребованными становятся такие качества личности





Скачать 145.28 Kb.
НазваниеВостребованными становятся такие качества личности
Дата публикации06.08.2014
Размер145.28 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Иванова А.В. заместитель директора по УР
Формирование ключевых компетенций обучающихся через использование традиционных и современных образовательных технологий
Доводы, до которых человек додумывается сам,

обычно убеждают его больше, нежели те,

которые пришли в голову другим.

Б.Паскаль
В настоящее время в условиях развития новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы образования.

Важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы и способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.

Слайд 2.

Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции.
Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения учащимися практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.
Слайд 3.

Понятие - ключевые компетенции - подразумевает совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.
Слайд 4.

Компетентность – это более широкое понятие - это применение своих знаний и умений во внеучебной практической ситуации.
Слайд 5.

Ключевые компетенции – это универсальные компетенции, которые необходимы выпускнику для дальнейшего обучения, собственного развития, жизненной самореализации, независимо от уровня его обучения, развития и профессии, которую он выберет.
На основе главных целей общего образования, основных видов деятельности ученика А.В.Хуторской определил ключевые образовательные компетенции для учащихся:

1. Ценностно-смысловые компетенции:

  • ценностные ориентиры;

  • способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;

  • осознание роли и предназначения;

  • умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

  • принятие решений.

2. Общекультурные компетенции:

  • осведомленность в вопросах национальной и общечеловеческой культуры;

  • познания духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций;

  • опыт деятельности в бытовой и культурно-досуговой сферах.

3. Учебно-познавательные компетенции:

  • компетенции ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности;

  • знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4. Информационные компетенции:

  • умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет);

  • формирование, преобразование, сохранение и передача этой информации.

5. Коммуникативные компетенции:

  • знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;

  • навыки работы в группе;

  • владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Социально-трудовые компетенции:

  • владение знаниями и опытом:

- в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя),

- в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя),

- в сфере семейных отношений и обязанностей,

- в вопросах экономики и права,

- в области профессионального самоопределения.
7. Компетенции личностного самосовершенствования:


  • освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки;

  • владение правилами личной гигиены, заботы о собственном здоровье;

  • половая грамотность;

  • внутренняя экологическая культура;

  • наличие качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.



Современному обществу требуется открытая для общения личность, способная к межкультурному взаимодействию и сотрудничеству. Поэтому одной из ведущих задач педагогической деятельности выступает формирование коммуникативной компетенции на всех уровнях образовательного процесса в школе.

В Федеральной концепции модернизации российского образования впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Слайд 6.

Соответственно, принципиально меняются цели образования. В традиционной школе цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: что нового узнает ученик в школе? В новой школе предполагается ответ на вопрос, чему научится ученик за годы обучения в школе?

При традиционном подходе к определению целей исходят из того, что личностных результатов можно достичь за счёт приобретения необходимых знаний. Во втором случае в качестве основного пути рассматривается получение опыта самостоятельного решения проблем.
Цели школьного образования должны быть ориентированы на повышение уровня образованности выпускников школы, которое соответствовало бы современным социальным ожиданиям в сфере образования и должно заключаться:
• в расширении круга проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы;

• в повышении сложности проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы, в том числе обусловленной новизной проблем;

• в расширении возможностей выбора эффективных способов решения проблем.
Такое повышение уровня образованности и означает достижение нового качества образования, на что направлена программа его модернизации.
Конечно, фактическими результатами образовательной деятельности могут стать и способность решать типовые задачи, и умение действовать по известному алгоритму. Но эти результаты не могут быть целью школьного образования: это результаты, дополнительные к основным, промежуточные, их нельзя ставить в один ряд с результатами, которые определяются как ключевые компетентности.
Слайд 7.

Другими словами, происходит смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.
Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу, умение действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях.
Слайд 8.

Смысл компетентностного подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. В компетентностном подходе на одно из первых мест выходят личностные качества, позволяющие человеку быть успешным в обществе.
Слайд 9.

  • Запомнить и ответить – это накопление знаний.

  • Выполнить задание по алгоритму – это реализация умений.

  • Находить в тексте заданные слова и предложения – проявление навыков.

  • Применить свои знания и умения во внеучебной практической ситуации – это компетентность.

Слайды 10-11.

Сравнительная характеристика традиционного и компетентностного подходов в образовании:

Показатели

Традиционный подход

Компетентностный подход

Цель

Формирование знаний, умений, навыков

Развитие личности

Девиз педагога

«Делай как я»

«Не навреди»

Характер и стиль взаимодействия

Авторитарность, монологичность, закрытость

Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность

Формы организации

Фронтальные

Групповые, коллективные

Формы обучения

Иллюстративно-объяснительные, информационные

Проблемные:

проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический, исследовательский

Способы усвоения

Заучивание, деятельность по алгоритму

Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия

Функция учителя

Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний

Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся

Формула

Знание + понимание + запоминание

Знание + опыт применения на практике + деятельность

Определение урока

- это ограниченный во времени отрезок учебного процесса, в рамках которого осуществляется передача знаний, умений, навыков, развитие познавательных и творческих способностей учащихся

- это не только ограниченный во времени отрезок учебного процесса, а законченный в логическом и смысловом отношении отрезок учебного процесса, на котором в процессе активной деятельности происходит усвоение учащимися знаний, умений, навыков, осуществляется саморазвитие и самореализация учащихся

 

 

Слайд 12.

Наиболее перспективными технологиями принято считать новые технологии обучения: личностно ориентированные, блочно-модульная, информационно – коммуникационные, метапредметные, технологии, связанные с проектной деятельностью, нестандартной формой учебного занятия.
Слайд 13.

При выборе методов обучения для реализации компетентностного подхода особое внимание необходимо уделять тем методам, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность, развитию инициативы, ответственности способствующие развитию критического мышления.

При таком обучении ученик выступает как партнёр учителя в процессе обучения.
Выбираемые методы должны способствовать:

- восприятию и осознанию учащимися различных взглядов на одно и тоже явление, событие;

- использованию множества вариативных способов описания и анализа одного и того же явления, события;

- синтезированию в ходе обсуждения различных позиций и мнений относительно решения проблемы;
- появлению различных идей и неоднозначных суждений.

Основные методы обучения:

- методы активного обучения (деловые игры, дискуссии и т.д.);
- метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар);
- методы активизации творческого мышления (мозговой штурм и т.д.);
- модернизированные традиционные методы обучения;
- методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения).
Преимуществами активных, а также групповых и коллективных методов обучения являются:


  • развитие положительной самооценки толерантности, понимания других людей и их потребностей;

  • приоритетное внимание к развитию сотрудничества, а не конкуренции;

  • обеспечение возможности для членов группы и их учителей признавать и ценить умения других, тем самым получая подтверждение чувства собственного достоинства;

  • развитие умений слушания и коммуникации;

  • поощрение новаторства и творчества.



Слайд 14.

Абсолютно некомпетентностных форм и методов нет. Используя традиционные технологии, педагоги должны стремиться к тому, чтобы как можно больше активизировать познавательную и творческую деятельность школьников. Необходимо придавать учебным занятиям деятельностный характер, акцент делать на продуктивную работу в малых группах, развивать самостоятельность и ответственность учащихся.
Формируя компетенции обучающихся, необходимо:

- поддерживать интуицию обучаемого (часто бывают ситуации, когда учащийся высказывает догадку, предположение и получает порицание учителя);

- формировать у обучающихся уверенность в своих силах, веру в свою способность решить задачу (тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех);

- опираться на положительные эмоции (удивление, радость, переживание успеха);

- стимулировать стремление у учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств решения (человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности);

- шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания.


Слайд 15. Формирование ключевых компетенций обучающихся на учебных занятиях по литературе.

1. Урок литературы – это человекоформирующий процесс (литература – «человековедение» (М. Горький), «история человеческого сердца» (О. Бальзак)). Поэтому в первую очередь это урок-общение, урок-диалог, совместная деятельность учителя и ученика на основе духовного равенства, направленная на формирование у ученика представления о себе самом и об окружающих его людях. При проведении таких уроков на учителе – особая ответственность: он должен быть образцом культуры ведения диалога, дискуссии, интеллектуальным и коммуникативным лидером.
2. Формирование учебно-познавательной и личностной компетенций происходит через использование элементов технологии проблемного обучения, применение эвристического метода, разработку и использование компетентностно-ориентированных заданий.
3. Основой формирования стойкого интереса учащихся к чтению, воспитания компетентного читателя является современное прочтение классики, сохраняющей свою актуальность для формирования ценностно-смысловых и общекультурных компетенций личности.
4. Ответ на поставленный вопрос-проблему, который выступает как учебная задача, организуется методом индивидуального и коллективного поиска (используются групповые, межгрупповые и индивидуальные формы работы), что обеспечивает формирование коммуникативной и учебно-познавательной компетенций.
5. Для формирования ценностно-смысловых компетенций используется работа с текстом. Учащиеся выделяют главную мысль текста, заключают содержание текста в схемы и таблицы, составляют план и тезисы.

Учащиеся не только высказывают проблемы, но и комментируют их и высказывают свою собственную позицию, аргументируя ее.
6. В процессе овладения диалогом, монологом развиваются умения слышать, понимать собеседника, строить умозаключения, доказывать мысль.
7. В целях формирования компетенций используются следующие приемы:
Слайд 16.

  1. «Чтение с остановками», в ходе которых учащимся задаются вопросы:

  • Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

  • Что вы почувствовали, прочитав эту часть? Какие ощущения у вас возникли?

  • Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

  • Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?


Слайд 17.

  1. Инсерт (чтение с пометами).



Слайды 18-20.

  1. Кластер – графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.


Слайды 21-22.

  1. Синквейн.


Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного;

2 строка – два прилагательных;

3 строка – три глагола;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Проанализировав образ Наташи Ростовой, учащиеся могут составить такой синквейн:

  • Наташа Ростова

  • чувствительная, жизнелюбивая

  • любит, радуется, помогает

  • может пожертвовать своим благополучием

  • женщина.


В качестве универсальной формы организации обучения может выступать блочно-модульная технология, где объективно существует возможность реализации компетентностного подхода.

Учитель проводит анализ содержания всего курса, выделяя в нем узловые темы. Таких тем в учебном году не должно быть больше 10. Учебный план распределяется таким образом, чтобы каждая тема содержала несколько принципиально важных «модулей»:

  • ориентационно-мотивационный модуль (ориентировка в содержании темы, распределение индивидуальных заданий, постановка вопросов для поиска информации, вопросы и форма итогового контроля),

  • блок самостоятельной работы с учебной литературой и учебным содержанием темы (учитель здесь выступает в роли консультанта, наставника),

  • практические занятия с материалом курса (для естественных наук – лабораторные занятия, для гуманитарных – дискуссии, семинары и т.д.),

  • модуль контроля (итоговое тестирование, опрос, устный экзамен).

Кроме того, должно быть отведено время для публичной презентации итогов самостоятельных исследований учеников.


Тезисы:

  • Уровень образованности в современных условиях не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.




  • С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.




  • «Компетенция» - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.


«Компетентность» - уровень образованности, способность действовать в ситуации неопределённости.

Список литературы.


  1. А.В.Хуторской. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm




  1. О.Е.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12. - http://www.msses.ru/about/teachers/1224/

- http://www.pedlib.ru/Books/3/0389/3_0389-2.shtml

  1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. – http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm



  2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Востребованными становятся такие качества личности iconЯ. А. Коменский На начальном этапе «вхождения в профессию» молодому...
Данный проект поможет начинающим педагогам почувствовать себя значимыми, авторитетными, востребованными в профессии людьми. И учителям-наставникам,...
Востребованными становятся такие качества личности icon«Африка». Находит интересную статью о высокогорном озере Титикака,...
Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддержать свою конкурентоспособность,...
Востребованными становятся такие качества личности iconПрограмма элективного курса для учащихся 9-го класса нескребтов андрей леонидович
В последнее время всё более востребованными в нашей стране становятся профессии, связанные с оказанием услуг, созданием более комфортной...
Востребованными становятся такие качества личности iconДоклад на тему «Формирование универсальных учебных действий на уроке»
Поэтому на современном этапе для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать...
Востребованными становятся такие качества личности iconКлассный час : «Правда и ложь»
Цель: знакомство с понятиями правда и ложь, совершенствовать навыки культуры общения, воспитывать такие нравственные качества личности,...
Востребованными становятся такие качества личности iconКлассный час: «Правда и ложь».
Цель: знакомство с понятиями правда и ложь, совершенствовать навыки культуры общения, воспитывать такие нравственные качества личности,...
Востребованными становятся такие качества личности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают...
Востребованными становятся такие качества личности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому на современном этапе для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать...
Востребованными становятся такие качества личности iconЛингвометодический аспект обучения аспирантов реферированию научных текстов
В этих условиях популярными и довольно эффективными в методическом плане становятся и такие разновидности компрессии текста, как...
Востребованными становятся такие качества личности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Даже самые послушные дети в кризисные периоды своего развития становятся неуправляемыми и в такие моменты очень сложно найти с ними...
Востребованными становятся такие качества личности iconОбщие сведения и разрешение проблем доступа в интернет
Обычные телефонные кабели становятся высокоскоростными цифровыми каналами, причем скорость передачи данных зависит только от качества...
Востребованными становятся такие качества личности iconПолезное одиночество и ситуация "один дома"
От такой усиленной публичности некоторые школьники устают; одни из них становятся чересчур беспокойными, суетливыми, при малейшем...
Востребованными становятся такие качества личности iconПрограмма «Информационная культура личности»
Умения находить, воспринимать, отбирать, анализировать информацию, выделять главное в информационном сообщении, понимать направленность...
Востребованными становятся такие качества личности iconРеферат «Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры»
Духовность – это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами...
Востребованными становятся такие качества личности iconРеспублики Башкортостан Отдел образования городского округа город...
Общеучебные умения и навыки это такие умения и навыки, которые, формируясь в процессе учебной деятельности, в свою очередь становятся...
Востребованными становятся такие качества личности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А надпредметных (общеучебных) умениях и навыках. Общеучебные умения и навыки это такие умения и навыки, которым соответствуют действия,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск