Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 324.91 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации16.03.2014
Размер324.91 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Военное дело > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными.

Основной целью образования становиться развитие личности обучающихся. Конечно, все это предполагалось и раньше. Задачей школы всегда было жизненное самоопределение молодого человека, но это отходило на второй план, терялось за требованиями к процессу обучения. В новом стандарте впервые открыто декларируется, что значимое требование к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации — обеспечение личностного развития учащихся. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире. «На выходе» из системы образования молодой человек должен уметь учиться, стремиться к реализации своего творческого потенциала; у него должна быть сформирована научная картина мира, позволяющая управлять своей познавательной деятельностью и система ценностей, включающая в себя национальную, государственную и гражданскую идентичность; а так же достаточная степень коммуникативного развития.

В связи с тем, что приоритетным направлением ФГОС второго поколения является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия – в широком смысле, умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком смысле – это совокупность способов действия обучающихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход – организация процесса обучения не только как усвоения знаний, умений, навыков, но и как процесса развития личности ребенка, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

(Л. С. Выготский,А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин,  П. Я. Гальперин, 

В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов.)

Система универсальных учебных действий позволит реализовать основные требования общества, семьи, государства, личности к образовательному процессу.
Цель:

Создание условий для формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
Задачи:

  1. Формирование у обучающихся умения самостоятельно осуществлять учебную деятельность: ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

  2. Создание условий для развития личности, формирования толерантных установок, социальной и профессиональной мобильности.

  3. Обеспечение успешного усвоения знаний, умений, навыков, формировании компетентностей в любой предметной области познания.


Ожидаемый результат
К переходу из начальной школы в основную обучающийся должен:

- обладать потенциалом к саморазвитию, уметь учиться, и самостоятельно добывать знания, принимать решения;

- строить продуктивные взаимодействие и сотрудничество со взрослыми и сверстниками;

- выражать свое отношение к окружающему, иметь целостное мировоззрение.
Структура программы:

  1. Описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования.

  2. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД обучающихся.

  3. Описание преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

  4. Связь универсальных учебных действий с содержание учебных предметов.

  5. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

  6. Интеграция данной подпрограммы в другие подпрограммы образовательной программы.

  7. Описание отслеживания результата формирования универсальных учебных действий.


1. Описание ценностных ориентиров содержания образования

на ступени начального общего образования

В каждом обществе явно или неявно присутствуют представления об идеальном типе личности, отражающие набор ценностных нормативных характеристик, которые даются человеку обществом в определенную историческую эпоху. Эти характеристики идеального типа личности находят свое выражение в ценностных ориентациях образования как ведущего института социализации личности, направленного на создание социальных установок, обеспечивающих формирование личности как идеального представителя гражданского общества. В контексте культурно-исторического системно-деятельностного подхода определяются основные задачи и направления развития системы образования, на основе которых сформулированы ценностные ориентиры начального образования:

  • формирование основ гражданской идентичности на базе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважения истории и культуры каждого народа;

  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решение с учетом позиций всех участников;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива, стремление следовать им;

- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование способности к организации своей учебной деятельности;

  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и активно отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Новые тенденции оптимизации образовательного процесса в школе свидетельствуют об изменении общей парадигмы образования, что находит отражение в переходе:

- от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формированию умения учиться;

- от системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач;

- от стихийности учебной деятельности обучающегося к стратегии ее целенаправленной организации;

- от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового;

- от индивидуальной формы усвоения знаний к ведущей роли учебного сотрудничества.

2. Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий.


Универсальные учебные действия

универсальные учебные

действия
личностные регулятивные познавательные коммуникативные

Личностные действия обеспечивают знание моральных норм, умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения.

Следует выделять 3 вида личностных действий применительно к учебной деятельности:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • смыслообразование (т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать);

  • нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Регулятивные действия обеспечивают организацию учебной деятельности:

  • целеполагание (постановка учебной задачи);

  • планирование (составление плана);

  • прогнозирование (предполагаемый результат);

  • контроль (сличение результата с заданным эталоном);

  • коррекция (внесение необходимых корректив);

  • оценка (осознание того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения);

  • саморегуляция (волевое усилие, преодоление препятствий).

Познавательные действия включают : общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение информации;

  • структурирование знаний;

  • осознание и построение речевого высказывания ;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результата;

  • смысловое чтение (свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; определение основной и второстепенной информации);

  • постановка проблемы, самостоятельное создание алгоритма деятельности;

  • моделирование с помощью знаково-символических действий.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов;

  • синтез;

  • сравнение, классификация;

  • подведение под понятие;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • создание способов решения проблемы.

Коммуникативные действия обеспечивают умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. К ним относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов;

  • управление поведением партнера;

  • умение точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

3. Описание преемственности программы формирования

универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Необходимость реальной преемственности отдельных ступеней системы отечественного образования – проблема, сохраняющая свою актуальность на современном этапе совершенствования образования. Проблема преемственности наиболее остро стоит в момент поступления детей в школу и в период перехода обучающихся из начальной школы в основную.

Причины:

  1. Скачкообразное изменение методов и содержания обучения.

  2. Обучение на предыдущей ступени не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

Компоненты готовности детей к обучению в школе:


I. Физическая готовность. Состояние здоровья ребенка, уровень морфофункциональной зрелости организма ребенка, в том числе развитие двигательных навыков и качеств (зрительно-моторная координация), физической и умственной работоспособности.

  1. Психологическая готовность:

1. Эмоционально-личностная готовность – произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация, самооценка.

2. Интеллектуальная готовность – развитие образного мышления, воображения и творчества, основ словесно-логического мышления.

3. Коммуникативная готовность – мотивы и элементарные навыки общения со взрослыми и сверстниками.

Формирование фундамента школьной готовности должно осуществляться естественно и непринужденно в рамках специфических детских видов деятельности.

Усилению преемственности дошкольного и начального образования способствует:

- определение разделов подготовительной базы начального обучения;

- выделение критериев психологической и других видов готовности ребенка к обучению в школе;

- определение системы диагностических методов, необходимых для обследования ребенка дошкольного возраста, поступающего в 1 класс.

В настоящее время на усиление преемственности дошкольной и начальной школьной ступе­ни в системе образования направлены следующие практические меры:

1) определены разделы содержатель­ного обучения дошкольников как подготовительная база начального обучения;

2) выделены критерии психологи­ческой и других видов готовности ребенка к обучению в школе;

3) определена система диагностиче­ских методов, необходимых для обследования ребенка дошкольно­го возраста, поступающего в 1-й класс;

4) первый год начального обучения имеет статус адаптационного, и его организация опирается на основные элементы ведущей деятельности до­школьного возраста.

Психолого-педагогический статус первоклассника

Психолого-педагогический статус школьника - это совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния, оказывающих существенное влияние на успешность его обучения и развития в школьной среде.

Параметры психолого-педагогического статуса

Психолого-педагогические требования к содержания статуса первоклассников

1. Познавательная сфера

1.1. Произвольность психических процессов

Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий.

Совершение учебных действий по образцу и правилу.

Поддержание внимания на учебной задаче.

Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении учебной задачи.

1.2. Уровень развития мышления

Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: использование схем, вычленение существенных свойств предметов, способность к обобщению свойств предметов.

Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных.

1.3. Уровень развития речи

Понимание смысла текста и простых понятий.

Использование речи как инструмента мышления.

1.4. Уровень развития тонкой моторики

Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию.

1.5. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности

Способность сосредоточенно работать в течение 15-20 минут.

Сохранение удовлетворительной работоспособности в течение всего учебного дня.

Способность работать в едином темпе со всем классом.

2. Особенности общения и поведения

2. 1. Взаимодействие со сверстниками

Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем.

2.2. Взаимодействие с педагогами

Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков.

Проявление уважения к учителю.

2.3. Соблюдение социальных и этических норм

Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения.

2.4. Поведенческая саморегуляция

Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях.

Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний.

2.5. Активность

Активность в познавательной и социальной деятельности.

3. Особенности мотивационно-личностной сферы

3.1. Наличие и характер учебной мотивации

Желание учиться, идти в школу.

Наличие познавательного или социального мотива учения.

4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе

4.1. Отношения со сверстниками

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками.

4.2. Отношения с педагогами

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами.

4.3. Отношение к значимой деятельности

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения.

4.4. Отношение к себе

Устойчивая положительная самооценка.


Переход из начальной школы в основную традиционно считается одной из наиболее сложных школьных проблем, а период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Психологическая неготовность к переходу проявляется, помимо ухудшения успеваемости и дисциплины, и в усилении негативного отношения к учению, росте эмоциональной нестабильности, нарушениях поведения.

Причины возникновения трудностей:

  1. Необходимость адаптации к новым условиям, к новой организации процесса и содержания обучения.

  2. Совпадение начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущего вида деятельности.

  3. Недостаточная готовность детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности.

В данный период большое значение такому показателю как самостоятельность мышления. В подростковом периоде развития самостоятельность мышления выступает как одно из наиболее необходимых психических новообразований. Поэтому переход из начальной школы в основную предъявляет особые требования к психологической зрелости ребенка.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск