Скачать 312.8 Kb.
|
Программа «Информационная культура личности» Объяснительная записка Современная ситуация предъявляет новые требования к познавательной деятельности учащихся – восприятие и переработка информации, поступающей по различным коммуникативным каналам, делают особый акцент на привитии информационной культуры. Умения находить, воспринимать, отбирать, анализировать информацию, выделять главное в информационном сообщении, понимать направленность коммуникации, скрытый смысл сообщений становятся необходимыми на всех стадиях обучения. Информационная культура рассматривается мировым сообществом как одно из непременных условий деятельности современного человека. В развитых странах Европы и в Америке уделяется значительное внимание формированию информационной культуры у школьников и студентов. Организация современного образовательного процесса предполагает органичное включение новых технологий, которые направлены на развитие навыков работы с информацией, следовательно, создаются условия для формирования информационной культуры учащихся. Понимая важность поставленной проблемы в 2002 году в Лицее была разработана модель формирования информационной грамотности лицеистов. Схема разработанной модели представлена на рисунке 1. Суть модели сводится к утверждению тезиса о том, что повышение уровня информационной культуры учащихся возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации, то есть при организации информационного образования. Обучаясь в начальной школе, учащиеся получают общеучебные навыки работы с информацией в процессе учебной деятельности. На уроках чтения и внеклассного чтения происходит знакомство с библиотекой, организацией хранения книг в библиотеке и получение навыков поиска нужной книги, даются сведения о структуре книги, принципах организации словарей, справочников, энциклопедий. На познании мира дети получают представление как определять направление поиска информации на заданную тему, выбирать из предложенной информации самое главное и оформлять результаты своей работы в виде сообщений. На уроках информатики знакомятся с техническими средствами приема и передачи информации, получают навыки ввода текста в компьютер, создания компьютерных изображений и дальнейших действий с ними. Формирование информационной культуры происходит в основной школе. Представленная модель позволяет организовать целенаправленный процесс формирования информационной культуры лицеистов. Последовательно раскрывая, включить в понимание и активное использование детьми информационных понятий. Объектами методики преподавания становятся организация и анализ активной многосторонней познавательной деятельности и разноуровневой коммуникации. На основе разработанной модели была составлена Программа «Основы информационной культуры». Эта программа предназначена для более глубокого овладения навыками информационной культуры учащимися, которые активно участвуют в научном лицейском обществе, выполняют учебные или исследовательские проекты, являются членами Олимпийской команды Лицея. Цель курса «Основы информационной культуры» - дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Задачи:
Курс “Основы информационной культуры” отвечает следующим требованиям: содержание курса должно носит интегративный характер; цели, задачи, структура и содержание курса - четко дифференцированы в зависимости от категории обучаемых; обучение имеет деятельностно-ориентированную, практическую направленность и строится на активном использовании новых информационных технологий; Методика формирования информационной культуры опирается на следующие взаимосвязанные принципы:
Предполагается, что развитие умений и навыков работы с информацией должно проходить через следующий порядок формирования информационной культуры: - находить требуемую информацию в различных источниках; - систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам; - понимать задания в различных формулировках и контекстах; - вычленять главное в информационном сообщении; - находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению; - собирать и систематизировать длительное время (четверть, учебное полугодие или другой отрезок времени) тематическую информацию; - оперировать различными предметными понятиями и терминами; - извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или другой форме; - устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями; - аргументировать собственные высказывания; - воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой их них; - иметь представление об инструментарии подготовки, передачи и получения информации и первоначальные умения работы с этим инструментарием. - составлять план информационного сообщения, предлагать форму его изложения, адекватную содержанию; - составлять рецензии и анонсы информационных сообщений; - переводить визуальную информацию в вербальную систему, а вербальную информацию переводить в знаковую систему; - понимать цели коммуникации, направленность информационного потока; - трансформировать информацию, видоизменяя ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из целей коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена; Программа курса «Основы информационной культуры» призвана обеспечить базовые знания учащихся в области информационной культуры, т.е. сформировать представление о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой составной частью научного мировоззрения, познакомить учащихся с современными информационными технологиями. Результативность деятельности по повышению уровня информационной культуры личности, отдельных категорий потребителей информации, общества в целом зависит от целого ряда факторов:
Нормативная часть Программа курса «Основы информационной культуры» предполагает 85 учебных часов в три этапа (5 кл. – 17 часов, 6-7 кл. – 34 часа, 8-9 кл. – 34 часа) и рассчитана на учащихся 5-9 классов занимающихся проектной работой, специальной подготовкой к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам. Первый этап (5 класс) «Информация вокруг нас». Цель данного этапа - формирование понятийного аппарата. На данном этапе учащиеся должны знать основные понятия и определения, относящиеся к теме «Информация», знать основные принципы организации информации (каталоги, словари, указатели, справочники), знать основные источники информации и их направленность. Второй этап (6-7 классы) «На пороге чтения-изучения». Цель – формирование базовых умений и навыков информационной культуры. Ожидаемый результат – знание традиционных и нетрадиционных источников информации, самостоятельный поиск информации, первоначальные навыки анализа и оценки информации, соблюдение правил организации информации, применение информации и выбор формы ее представления. Третий этап (8-9 классы) «Культура умственного труда». Цель этапа - развитие навыков целенаправленного применения элементов информационной культуры в учебной деятельности. Итогом изучения на данном этапе является знание учащимися структуры построения информационно-поисковых систем, как традиционных, так и нетрадиционных, овладение навыками систематизации информации по заданным признакам, извлечение данных и представление их в табличной форме, составление плана информационного сообщения, выбор формы его изложения в зависимости от содержания, видоизменение объема, формы, знаковой системы, носителя информации, исходя из целей ее создания, установление ассоциативных и практически целесообразных связей между информационными сообщениями Тематический план курса «Основы информационной культуры»
Требования к знаниям, умениям и навыкам Внедрение в учебный процесс курса «Основы информационной культуры» способствует приобретению учащимися следующих умений: - выделять главное в информационном сообщении - делать сравнения между различными информациями - ставить нужные вопросы при поиске информации, а так же при анализе информационного объекта - рассказывать о проблеме; - отделять факты от субъективного мнения; - видеть необъективность суждения и аргументировано доказывать это; - выделять причинно-следственные связи; - делать выводы; - проверять выводы на практике; - демонстрировать логически обоснованные суждения. Целенаправленная работа на уроках и во внеурочной деятельности по поиску, обработке, применению и представлению информации позволит сформировать у лицеистов следующие навыки: - работа с ключевыми понятиями и терминами; - описание фактов и деталей (отличать значительные факты от незначительных, подтверждать фактами теоретических положений); - при составлении информационных сообщений соблюдать логику изложения; - анализ данных (избыток информации или нехватка данных, необходимых для достижения конкретных целей); - критическое мышление (прислушиваться к доводам других при отстаивании своих позиций и оценка этих доводов); - самостоятельная организация устного и письменного изложения темы или проблемы. Констатирующая (содержательная) часть I этап «Информация вокруг нас» 5 класс |
Информационная культура личности – приоритетное направление библиотечной деятельности Информационная культура личности – приоритетное направление библиотечной деятельности : библиографический список / Муниципальное... | Информационная культура личности библиографический указатель кемерово 2006 Библиографический указатель предназначен для исследователей, занимающихся разработкой теории формирования информационной культуры... | ||
Урок-путешествие по теме: «Интеллектуальный символ России» Мбоу мамлейская оош состоялось очередное заседание районного методического объединения школьных библиотекарей. Тема заседания: «Информационная... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебник: Н. В. Макарова «Информатика и икт» Характерные черты информационного общества. Этапы развития информационного общества. Информационные ресурсы общества. Информационная... | Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса «Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная... | ||
Календарно-тематическое планирование по информатике для 10-х класс Вещественно-энергетическая и информационная картины мира. Разомкнутая информационная система. Замкнутая информационная система | Информационная справка К в английском языке для студентов Института туризма, рекреации, реабилитации и фитнеса 2 курса, обучающихся по направлению 034400.... | ||
Информатика и информационные технологии в образовании Информационная грамотность основа для развития и деятельности современной личности | Урок Тема, стр учебника Введение в визуальную коммуникацию (Adobe Photoshop, учебник «Информационная культура» 10 класс) | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине по специальности 032101.... Аннотация, информационная справка, темы самостоятепльных и контрольных работ, темы семинарских занятий, вопросы для зачета, вопросы... | Тема Культура речи как образовательная Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык... | ||
Тема Культура речи как образовательная Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык... | Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» Целью дисциплины является формирование всесторонне развитой личности, владеющей средствами укрепления здоровья, повышения работоспособности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общие и специфические признаки, характеризующие физическую культуру. Соотношение понятий «Физическая культура общества» и «Физическая... | Информационная справка По дисциплине: «Социология физической культуры и спорта», по специальности «физическая культура (педагог фк)», для студентов 4 курса... |