Программа «Информационная культура личности»





Скачать 312.8 Kb.
НазваниеПрограмма «Информационная культура личности»
страница1/3
Дата публикации22.02.2015
Размер312.8 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
  1   2   3
Программа «Информационная культура личности»
Объяснительная записка
Современная ситуация предъявляет новые требования к познавательной деятельности учащихся – восприятие и переработка информации, поступающей по различным коммуникативным каналам, делают особый акцент на привитии информационной культуры. Умения находить, воспринимать, отбирать, анализировать информацию, выделять главное в информационном сообщении, понимать направленность коммуникации, скрытый смысл сообщений становятся необходимыми на всех стадиях обучения.

Информационная культура рассматривается мировым сообществом как одно из непременных условий деятельности современного человека. В развитых странах Европы и в Америке уделяется значительное внимание формированию информационной культуры у школьников и студентов.

Организация современного образовательного процесса предполагает органичное включение новых технологий, которые направлены на развитие навыков работы с информацией, следовательно, создаются условия для формирования информационной культуры учащихся.

Понимая важность поставленной проблемы в 2002 году в Лицее была разработана модель формирования информационной грамотности лицеистов. Схема разработанной модели представлена на рисунке 1. Суть модели сводится к утверждению тезиса о том, что повышение уровня информационной культуры учащихся возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации, то есть при организации информационного образования. Обучаясь в начальной школе, учащиеся получают общеучебные навыки работы с информацией в процессе учебной деятельности. На уроках чтения и внеклассного чтения происходит знакомство с библиотекой, организацией хранения книг в библиотеке и получение навыков поиска нужной книги, даются сведения о структуре книги, принципах организации словарей, справочников, энциклопедий. На познании мира дети получают представление как определять направление поиска информации на заданную тему, выбирать из предложенной информации самое главное и оформлять результаты своей работы в виде сообщений. На уроках информатики знакомятся с техническими средствами приема и передачи информации, получают навыки ввода текста в компьютер, создания компьютерных изображений и дальнейших действий с ними. Формирование информационной культуры происходит в основной школе.

Представленная модель позволяет организовать целенаправленный процесс формирования информационной культуры лицеистов. Последовательно раскрывая, включить в понимание и активное использование детьми информационных понятий. Объектами методики преподавания становятся организация и анализ активной многосторонней познавательной деятельности и разноуровневой коммуникации.

На основе разработанной модели была составлена Программа «Основы информационной культуры». Эта программа предназначена для более глубокого овладения навыками информационной культуры учащимися, которые активно участвуют в научном лицейском обществе, выполняют учебные или исследовательские проекты, являются членами Олимпийской команды Лицея.

Цель курса «Основы информационной культуры» - дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.

Задачи:

  1. Знакомство с различными источниками информации, как традиционными, так и нетрадиционными.

  2. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами

  3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов, обзоров)



Курс “Основы информационной культуры” отвечает следующим требованиям: содержание курса должно носит интегративный характер; цели, задачи, структура и содержание курса - четко дифференцированы в зависимости от категории обучаемых; обучение имеет деятельностно-ориентированную, практическую направленность и строится на активном использовании новых информационных технологий;

Методика формирования информационной культуры опирается на следующие взаимосвязанные принципы:

  1. Принцип мотивации познания, или, иначе, формирование произвольной, добровольной, осознанной мыслительной деятельности: с помощью специальных заданий инициируется сознательная мыслительная работа учащихся.

  2. Принцип психологического соответствия возрастных особенностей ребенка содержанию и формам организации учебного процесса.

  3. Принцип права на собственное мировоззрение. Это важнейший (не только этический) принцип при формировании информационной культуры. Признание учителем права ученика на то миропонимание, которым ученик уже обладает в соответствии со своим жизненным опытом, является обязательным. В противном случае происходит нарушение первого и главного принципа - принципа добровольной мыслительной деятельности и познавательный процесс “разрушается”.

  4. Принципы произвольного “переключения” точки зрения и “объемного” восприятия объекта познания.

  5. Принцип “пронизывающего” анализа. Систематический системно-информационный анализ объектов, т.е. выделение существенных признаков и отношений, описание поведения объекта, помогает учащимся в бесконечном множестве явлений, фактов, систем и закономерностей выявить трудно уловимую аналогию между социальными, природными и техническими системами.

Предполагается, что развитие умений и навыков работы с информацией должно проходить через следующий порядок формирования информационной культуры:

- находить требуемую информацию в различных источниках;

- систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам;

- понимать задания в различных формулировках и контекстах;

- вычленять главное в информационном сообщении;

- находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;

- собирать и систематизировать длительное время (четверть, учебное полугодие или другой отрезок времени) тематическую информацию;

- оперировать различными предметными понятиями и терминами;

- извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или другой форме;

- устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;

- аргументировать собственные высказывания;

- воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой их них;

- иметь представление об инструментарии подготовки, передачи и получения информации и первоначальные умения работы с этим инструментарием.

- составлять план информационного сообщения, предлагать форму его изложения, адекватную содержанию;

- составлять рецензии и анонсы информационных сообщений;

- переводить визуальную информацию в вербальную систему, а вербальную информацию переводить в знаковую систему;

- понимать цели коммуникации, направленность информационного потока;

- трансформировать информацию, видоизменяя ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из целей коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;
Программа курса «Основы информационной культуры» призвана обеспечить базовые знания учащихся в области информационной культуры, т.е. сформировать представление о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой составной частью научного мировоззрения, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Результативность деятельности по повышению уровня информационной культуры личности, отдельных категорий потребителей информации, общества в целом зависит от целого ряда факторов:

  • теоретическая неразработанность данного научного направления, обусловленная новизной, сложностью самого объекта изучения - феномена информационной культуры. Сложность проблемы породила множество исследовательских подходов, отличающихся понятийным аппаратом, значительной разницей в трактовке данного явления. Многозначность, отсутствие четкого определения понятия “информационная культура” привели к отождествлению информационной культуры либо с библиотечно-библиографическими знаниями, либо с компьютерной грамотностью;

  • методическая неразработанность, полное отсутствие научно аргументированных, дидактически обоснованных методик обучения основам информационной культуры, дефицит по данному направлению как для обучающих, так и для обучающихся.

Нормативная часть
Программа курса «Основы информационной культуры» предполагает 85 учебных часов в три этапа (5 кл. – 17 часов, 6-7 кл. – 34 часа, 8-9 кл. – 34 часа) и рассчитана на учащихся 5-9 классов занимающихся проектной работой, специальной подготовкой к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам. Первый этап (5 класс) «Информация вокруг нас». Цель данного этапа - формирование понятийного аппарата. На данном этапе учащиеся должны знать основные понятия и определения, относящиеся к теме «Информация», знать основные принципы организации информации (каталоги, словари, указатели, справочники), знать основные источники информации и их направленность. Второй этап (6-7 классы) «На пороге чтения-изучения». Цель – формирование базовых умений и навыков информационной культуры. Ожидаемый результат – знание традиционных и нетрадиционных источников информации, самостоятельный поиск информации, первоначальные навыки анализа и оценки информации, соблюдение правил организации информации, применение информации и выбор формы ее представления. Третий этап (8-9 классы) «Культура умственного труда». Цель этапа - развитие навыков целенаправленного применения элементов информационной культуры в учебной деятельности. Итогом изучения на данном этапе является знание учащимися структуры построения информационно-поисковых систем, как традиционных, так и нетрадиционных, овладение навыками систематизации информации по заданным признакам, извлечение данных и представление их в табличной форме, составление плана информационного сообщения, выбор формы его изложения в зависимости от содержания, видоизменение объема, формы, знаковой системы, носителя информации, исходя из целей ее создания, установление ассоциативных и практически целесообразных связей между информационными сообщениями
Тематический план курса «Основы информационной культуры»





Тема

теория

практ.

Всего

I Информация вокруг нас

5 класс



Введение. Что такое информация

1

-

1



Виды представления информации

-

1

1



История возникновения информационных ресурсов общества. История книги

2

1

3



Способы хранения информации. Основные виды накопителей

1

-

1



Передача информации. Искажения при передаче информации

1

1

2



Обработка информации. Алгоритмы обработки информации

1

1

2



Структура книги

1

1

2



Периодические издания: газеты и журналы

-

1

1



Справочные издания: энциклопедии, словари, справочники

1

1

2



Самостоятельная работа с книгой

-

1

1



Информационные ресурсы современного общества

1

-

1




Итого:







17

II На пороге чтения-изучения

6-7 классы



Введение. Человек в информационном пространстве

1

-

1



Информационные потребности школьника в ходе учебной и научно-познавательной деятельности

1

-

1



Основные правила поиска информации

1

2

3



Различные способы знакомства с источником информации

2

4

6



Некоторые приемы скорочтения

1

1

2



Пометки при чтении или чтение с карандашом

1

2

3



Основные формы записи полученной информации

2

4

6



Методы и приемы работы с энциклопедиями, словарями, справочниками

1

3

4



Исследование как поиск, переработка и создание информационного продукта

2

4

6



Гигиена умственного труда

1

1

2




Итого:







34

III Культура умственного труда

8-9 классы



Введение. Информационная культура

1

-

1



Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества

1

1

2



Вторичные документы как результат переработки информации

1

1

2



Библиотека как информационно-поисковая система

1

2

3



Логико-психологические основы чтения

2

2

4



Основные приемы интеллектуальной работы с книгой

1

5

6



Технология подготовки доклада, реферата, сообщения

2

4

6



Новые информационные технологии

2

4

6



Ораторское искусство

1

2

3



Заключительное занятие

1

-

1




Итого:







34




Всего:







85


Требования к знаниям, умениям и навыкам
Внедрение в учебный процесс курса «Основы информационной культуры» способствует приобретению учащимися следующих умений:

- выделять главное в информационном сообщении

- делать сравнения между различными информациями

- ставить нужные вопросы при поиске информации, а так же при анализе информационного объекта

- рассказывать о проблеме;

- отделять факты от субъективного мнения;

- видеть необъективность суждения и аргументировано доказывать это;

- выделять причинно-следственные связи;

- делать выводы;

- проверять выводы на практике;

- демонстрировать логически обоснованные суждения.
Целенаправленная работа на уроках и во внеурочной деятельности по поиску, обработке, применению и представлению информации позволит сформировать у лицеистов следующие навыки:

- работа с ключевыми понятиями и терминами;

- описание фактов и деталей (отличать значительные факты от незначительных, подтверждать фактами теоретических положений);

- при составлении информационных сообщений соблюдать логику изложения;

- анализ данных (избыток информации или нехватка данных, необходимых для достижения конкретных целей);

- критическое мышление (прислушиваться к доводам других при отстаивании своих позиций и оценка этих доводов);

- самостоятельная организация устного и письменного изложения темы или проблемы.
Констатирующая (содержательная) часть
I этап «Информация вокруг нас» 5 класс

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Информационная культура личности» iconИнформационная культура личности – приоритетное направление библиотечной деятельности
Информационная культура личности – приоритетное направление библиотечной деятельности : библиографический список / Муниципальное...
Программа «Информационная культура личности» iconИнформационная культура личности библиографический указатель кемерово 2006
Библиографический указатель предназначен для исследователей, занимающихся разработкой теории формирования информационной культуры...
Программа «Информационная культура личности» iconУрок-путешествие по теме: «Интеллектуальный символ России»
Мбоу мамлейская оош состоялось очередное заседание районного методического объединения школьных библиотекарей. Тема заседания: «Информационная...
Программа «Информационная культура личности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Программа «Информационная культура личности» iconУчебник: Н. В. Макарова «Информатика и икт»
Характерные черты информационного общества. Этапы развития информационного общества. Информационные ресурсы общества. Информационная...
Программа «Информационная культура личности» iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...
Программа «Информационная культура личности» iconКалендарно-тематическое планирование по информатике для 10-х класс
Вещественно-энергетическая и информационная картины мира. Разомкнутая информационная система. Замкнутая информационная система
Программа «Информационная культура личности» iconИнформационная справка
К в английском языке для студентов Института туризма, рекреации, реабилитации и фитнеса 2 курса, обучающихся по направлению 034400....
Программа «Информационная культура личности» iconИнформатика и информационные технологии в образовании
Информационная грамотность основа для развития и деятельности современной личности
Программа «Информационная культура личности» iconУрок Тема, стр учебника
Введение в визуальную коммуникацию (Adobe Photoshop, учебник «Информационная культура» 10 класс)
Программа «Информационная культура личности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине по специальности 032101....
Аннотация, информационная справка, темы самостоятепльных и контрольных работ, темы семинарских занятий, вопросы для зачета, вопросы...
Программа «Информационная культура личности» iconТема Культура речи как образовательная
Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык...
Программа «Информационная культура личности» iconТема Культура речи как образовательная
Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык...
Программа «Информационная культура личности» iconРабочая программа дисциплины «Физическая культура»
Целью дисциплины является формирование всесторонне развитой личности, владеющей средствами укрепления здоровья, повышения работоспособности...
Программа «Информационная культура личности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общие и специфические признаки, характеризующие физическую культуру. Соотношение понятий «Физическая культура общества» и «Физическая...
Программа «Информационная культура личности» iconИнформационная справка
По дисциплине: «Социология физической культуры и спорта», по специальности «физическая культура (педагог фк)», для студентов 4 курса...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск