Реферат «Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры»





Скачать 311.6 Kb.
НазваниеРеферат «Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры»
страница1/3
Дата публикации21.01.2015
Размер311.6 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3
Красноармейский район Самарской области

Районные Кирилло-Мефодиевские чтения

Реферат
«Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры»
Реферат подготовила:

ученица 8 Б класса

Гребешкова Мария

МОУ Красноармейская СОШ

Научный руководитель:

учитель высшей категории

Жданова О.А.


Красноармейский район

2009г.

Содержание
I.Введение. Определение духовности 2стр.

II. Музыка 2-7стр.

III. Живопись 7-12стр.

IV. Архитектура 12-20стр.

V. Заключение 21стр.

Духовность – это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами её жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.


МУЗЫКА
Н.В.Гоголь в знаменитой статье «Живопись, скульптура, музыка», осмысливая, что потеряло бы человечество без каждого из этих искусств, восклицает: «Но что было бы с миром, если бы не было тебя, музыка!»

Замечательный русский философ И.А.Ильин в многочисленных трудах и лекциях постоянно связывал триаду: природа – население – культура – и подчеркивал тесную взаимосвязь этих трёх составляющих.

Чаще всего в музыкальных произведениях отражается национальные особенности их создателя, пространство, в котором он живёт. Если обратиться к русской музыке и познакомиться с биографией наших композиторов, то мы увидим, что большинство из них провели своё детство на природе, которая формировала их личность и миросозерцание, а впоследствии нашла отражение в музыке. Одного из величайших музыкантов – Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943) – дала Новгородская земля – край лесной, речной и озёрный. Вековые ели, берёзовые рощи, озёра. Сердце его – озеро Ильмень, оно донесло до нас былинные сказы. Новгородский край был когда-то центром, откуда по всей Руси расходились бродячие музыканты – скоморохи, игравшие на гуслях. На протяжении веков Новгород был главой русского церковно-певческого искусства. Служившие в новгородских церковных хорах певцы, так называемые распевщики, вносили в древние богослужебные напевы, некогда завезённые из далёкой Византии, русские народно-песенные черты. Славится Новгород и замечательным искусством колокольного звона. Старинное русское искусство колокольного звона пользовалось мировой славой. Почти нигде не применялся такой обширный набор колоколов от огромного с низкими «бархатными» звуками до маленьких, весело трезвонивших. Поэтому не случайно колокольный звон отражён в образах русской музыки.

С детства Сережа Рахманинов узнавал все колокола окрестных церквей. Многие годы спустя этот звон откликается во многих произведениях великого композитора. И прежде всего в его знаменитой поэме «Колокола», написанной для хора и оркестра на стихи Э.По в переводе К.Бальмонта. Сначала музыка выражает картину зимнего морозного вечера: мчатся сани, серебристым звоном заливаются колокольчики; всё наполнено атмосферой свежести и бодрости. Колокольный звон становится всё громче и явственнее. Но постепенно краски темнеют, и уже медным набатным звоном передается нарастание несчастий. А в конце поэмы звучит монотонно погребальный колокол; его резкое и порывистое звучание сменяется успокоением.
Колокольный звон стал лейтмотивом и многих других произведений Рахманинова: сонат, прелюдий и особенно знаменитого Второго концерта для фортепиано с оркестром - этой гениальной поэмы о Родине. Об этом концерте другой русский композитор, современник Рахманинова Н.К. Метнер скажет: «Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия». Медленная часть концерта наполнена красотой расцветающей природы.

Пронизан колокольными переливами и Третий концерт для фортепиано с оркестром. Один из рецензентов писал об этом концерте, что здесь вновь встаёт образ Родины, но уже иной: это Русь Алеши Карамазова, внешне тихая, неприметная, но полная глубокой духовной жизни, а некоторые части его дышат свежим сочным ночным воздухом степей.

Образы природы запечатлены во многих произведениях Рахманинова. Музыка его симфоний, например Первой, как бы овеяна чарами дремучих новгородских лесов, заставляющих вспомнить произведения П.И.Мельникова- Печерского. Картина северной русской природы пленяет своей неприхотливой красотой. О Второй симфонии известный музыкальный критик Б.В.Астафьев писал, что она полна пейзажных зарисовок и философских раздумий. Здесь и вьюга, и метель, и русская тройка. А в медленной её части «нежатся струи русской прихотливо извивающейся степной речки. Можно долго и далеко идти вдоль неё, любуясь сменами и оттенками окружающего пейзажа».

Сам Рахманинов говорил:»Иногда я пытаюсь выразить в звуках определённую идею, не указывая на источник вдохновения». Это так называемое программные сочинения. Так, его фантазия «Утёс», посвященная А.П.Чехову, навеяна чеховским рассказом «В пути»: в музыке звучит мотив утёса, напев тучки (эпиграфом фантазии служат начальные строки стихотворения М.Ю.Лермонтова «Ночевала тучка золотая на груди утёса – великана»). А кантата «Весна» написана на стихотворение Н.А.Некрасова «Зелёный Шум»; здесь слышится радостный гомон весны: серебристые переливы флейты и лёгкие пассажи скрипок передают шум «повеселелых сосновых лесов»,»белой берёзоньки», и весенние звоны всё ярче и ярче проступают в звучании оркестра.

А вот совсем противоположное сочинение – «Остров мёртвых», изображающее место вечного покоя с угрюмыми голыми скалами, свинцово – серыми волнами, панорамой моря. Рахманинов насыщает произведение философским содержанием, воплощая вечность жизни в непрерывном движении моря.

Романсы Рахманинова «Сирень», «Маргаритки»,»Буря», «Весенние воды» - это стихийный порыв пробуждающей природы; прелюдии и Этюды – картины, в которых много пейзажных зарисовок. Так, И.Е.Репин об одной из них писал : «Озеро в весеннем разливе, русское половодье», а итальянский композитор О. Респиги определил содержание другого этюда: «Это море и чайки»; одну из прелюдий охарактеризовал так: «Это мягкая картина летнего
вечера: тихо, лишь издалека доносится колокольный звон». Мелодии разных произведений Сергея Васильевича то «показывают» нам светлый пейзаж, то мелкий дождик, то морскую гладь. В одном из этюдов возникают образы дороги и несущейся птицы – тройки, а вокруг расстилаются широкие просторы и, как у Гоголя, «летит мимо всё, что ни есть на земле». Весеннее настроение одних этюдов, светлая печаль других напоминают картины русских художников – пейзажистов Левитана, Нестерова, Шишкина. Но почти во всех прелюдиях и этюдах – картинах Асафьев отмечал «присутствие» пейзажа, не живописно – изобразительного, а подслушанного в русском окружении чуткой душой музыканта.

Во многих музыкальных произведениях Рахманинова больше печали, чем радости. В далёком детстве однажды картина спиленной на глазах у Сережи вековой ели больно ранила его душу; мальчик закричал; эта душевная боль ощущается во многих его произведениях, особенно тех, которые были созданы в эмиграции. Третья симфония, по словам Асафьева, говорит «о многом, многом задушевном, пейзажно-русском : такое чувство охватывает, когда закатной порой в странствиях на Севере выходишь среди леса к озеру, лесом хранимому и завороженному, и поддаёшься очарованию тишины.

С.В.Рахманинов и на чужбине остался великим гражданином своей родины. Он писал:»Я считаю возможным отречься от своей Родины и стать гражданином США». Поэтому не случайна великая акция гражданственности и мужества, которую в конце своей жизни совершил русский композитор, когда он, уже тяжело больной неизлечимой болезнью, играл концерты, сборы от которых передал в советское посольство с США с надписью: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу!»

В декабре 2005 года исполнилось 90 лет со дня рождения Георгия Свиридова, а В январе 2001-го - 3 года с той поры, как его не стало. Чем далее по времени отходит дата кончины композитора, тем сильнее звучит в нас его музыка. Мы видим в ней отблеск вечности, слышим музыку небесных ангельских хоров, понимаем, что если недавно жившему среди нас было дано слышать такие звуки, значит, небеса ещё не отвернулись от нас. О великом русском композиторе размышляет автор «Книги о Свиридове» - критик, музыковед, кинодраматург, заслуженный деятель искусств России Андрей Золотов.

Снег идет, густой – густой.

В ногу с ним, стопами теми

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?..

( Из Бориса Пастернака)

Снег идет…природа, которую так истово чувствовал Свиридов, тихо, по-русски простилась с ним неспешным кружением снежных хлопьев. Покой

и движение, печаль и свет, сиюминутное и вечное всегда и навечно в свиридовской музыке...

А. Золотову вспоминается первое исполнение кантаны Свиридова «Снег идет». Большим симфоническим оркестром и детским хором дирижировал Геннадий Рождественский. Тогда многих удивило обращение Свиридова к поэзии Пастернака, особенно – к неопубликованному, фактически запрещенному стихотворению «Душа». Это был один из Поступков композитора, по сути, обнародовавшего таким образом опальные пастернаковские строки об униженных и замученных.

Таких Поступков было в свиридовской жизни немало. Было и посвящение второй части «Патетической оратории» («Бегство Врангеля») трагедии народа в гражданской войне. Это если и не гимн белому движению, то объективно первый призыв к признанию равнозначности жертв той и другой стороны, обращение к чувству национального единения... Революция – для Свиридова – всеобщее потрясение, рождающее импульс и гигантский прорыв к коллективному единению. Ведь это, по сути, религиозная идея соборности. В этом смысле все творчество Свиридова- не только произведения на канонические культовые тексты, не только хоры к «Царю Федору Иоанновичу! И другим пьесам А.К.Толстого, не только «Песнопения и молитвы»- религиозно, духовно. Свиридов – фигура символическая, объединяющая: каждый определенным образом настроенный человек в нем признает своего- будь то скрипач, играющий на улице «Романс» из «Метели», или математик и философ Шафаревич, или музыкант-мудрец, учитель и почитатель Свиридова Шостакович…

Время – вечность... Это один из стержневых свиридовских двуединых образов. Не случайно возникла в творчестве композитора музыка к фильму Михаила Швейцера «Время, вперед!». Фильм- замечательный, но музыка далеко вышла за его рамки, тоже приобретая значения символа. Мы ведь и по сей день слышим ее в качестве заставки к популярнейшей информационной программе телевидения. Кто-то обвиняет ее в излишней жизнерадостности, видит тут чуть ли не образчик соцреалистического бодрячества. Знают ли эти люди, что были моменты, когда музыку Свиридова пытались изъять из эфира: как водится, «по просьбе трудящихся». Действительно, приходили письма людей, которым свиридовский ритм казался слишком беспокойным – «словно вот-вот начнется война»… правильно, он не безмятежен, в нем – все многообразие ощущения стремительности и непредсказуемости мировых событий. Он и трагичен, и оптимичен...

А рядом- музыка к довольно проходному фильму «Метель». Сегодня редко кто вспоминает о непосредственном кинематографическом поводе ее появления, и сам Свиридов, делая на ее основе симфоническую сюиту, назвал произведение музыкальным иллюстрациям к повести Пушкина. В таком жанровом определении, конечно, сказалась скромность автора; если уж с чем сравнить эти маленькие шедевры, то не меньше, чем с иллюстрациями Дюрера.

У него был потрясающий дар художнического перевоплощения. Это не просто «свое прочтение» Пушкина, Блока или Есенина, это погружение в слово и одновременно возвышение поэтического текста через музыку. С музыкой Свиридова стихи бы обретают крылья и летят в совершенно неожиданном порой направлении.

И вновь на память приходит кантата «Снег идет». Неожиданной для многих в ней была не только вторая часть «Душа», но и финал «Ночь».

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну,

Ты вечности заложник

У времени в плену.

У Пастернака это говорит поэт – другому поэту, художнику вообще. Существенно иное – у Свиридова. У него этот в высшей степени серьезный призыв положен на очень простой мотив, который поют детские голоса, - что опять-таки поставило в тупик немалое количество слушателей. И, между прочим смутило самих детишек, которым Свиридову на репетиции пришлось объяснять: это не пионерская песня, это ангелы поют… Так вот в чем, оказывается, разгадка: мы тут слышим голоса ангелов-хранителей художника, которые подсказывают ему единственно верный путь бодрствования, предостерегает от спячки, застоя, призывает служить людям, миру, Господу Богу через творчество…

Как часто (читатель, наверное, это уже заметил) в связи со Свиридовым приходится касаться темы непонимания художника его окружением. Что ж, большая творческая личность шире наших эстетических, жизненных стереотипов. Свиридов соразмерен Стравинскому, Прокофьеву, Шостаковичу. Его место – рядом с Рахманиновым, Скрябиным. Он – восприемник эпико-драматического направления Мусоргского. Круг его музыкальных симпатий и источников идей – Глинка и его эпоха, древнерусская песнетворчество.

И в тоже время Свиридов – художник мировой стати, понятной и близкий далеко не только русским людям. Помню, как чутко, эмоционально точно отозвался на кантату «Курские песни» великий немецкий режиссер Вальтер Фельзенштейн: «Это же русский реквием!» - воскликнул он…

Свиридов - плоть от плоти европейской, мировой культуры: он обожал Шумана, вообще австро-немецкий романтизм; он мог посреди беседы с вами сесть за рояль и сыграть песню Брамса или Шуберта. Его горячо интересовала музыка XX века: Янычек, Барток, Орф, Бриттен… Он ценил музыку своих современников – соотечественников: Бориса Чайковского, Мечислава Вайнберга, Романа Леденева, Владимира Рубина, чрезвычайно высоко ставил Валерия Гаврилина. Он интересно говорил о песнях Андрея Петрова, а Соловьева-Седого и Блантера прямо называл гениями…

Особая глава – это отношения Свиридова с исполнителями: его связывали глубокая приязнь и прочные творческие узы со многими музыкантами – дирижерами Евгением Светлановым, Кириллом Кондрашиным, Геннадием Рождественским, Натаном Рахлиным, Владимиром Федосеевым, Александром Юрловым, Владимиром Мининым, Владиславом Чернушенко; выдающимися певцами – Александром Ведерниковым, Евгением Нестеренко, Ириной Архиповой, Еленой Образцовой, Алексеем Масленниковым, Дмитрием Хворостовским… Последние годы Георгий Васильевич стремился как можно интенсивнее встречаться и работать с артистической молодежью…

82 года – серьезный возраст, но уход Свиридова все равно стал неожиданным. Он был бодр духом, находился в творческом всеоружии, погружен в работу. Его архив огромен (известно, как тщательно он шлифовал произведения, как долго мог держать под спудом практически готовое сочинение перед тем, как решиться представить его публике), и тут нас еще ожидают потрясающие открытия.

Однажды Свиридов сказал А. Золотову: « У каждого настоящего композитора должно быть хоть одно сочинение, которое не стыдно было бы сыграть над его гробом».

Над гробом Свиридова, над его могилой, над его Именем может звучать любое его сочинение.

«Шлю вам самые хорошие, добрые пожелания на будущее: покоя, благоденствия, успешной работы… Я скучаю… без душевного общения.

Г. Свиридов».

Это новогодняя открытка Георгия Васильевича, присланная автору этих строк на новый, 1997 год, но, право же, эти слова звучат сегодня как свиридовское послание каждому из прикоснувшихся к его музыке людей- на новые времена, без него, но с ним.

ЖИВОПИСЬ

Евангелист Лука

согласно Преданию, первым иконописцем образа Божией Матери является евангелист Лука. Предание утверждает, что он писал образ Богородицы с Самой Пречистой Девы Марии. Все более поздние иконы создавались либо по иконам, созданным Лукой, либо по нерукотворным образам Её, например, по самообразовавшемуся образу Лиддской иконы Божией Матери. Относительно количества написанных Лукой образов есть разные мнения: по одним свидетельствам, их три (Владимирская, Смоленская и Милостивая Киккская, иногда вместо неё называют Тихвинскую), по другим – 70.

Феофан Грек (или Гречин)
Несколько работ знаменитый мастер выполнил и в Московском Кремле: в церкви Рождества Богородицы с приделом Святого Лазаря, где Феофан работал вместе с Симеоном Чёрным; в Архангельском соборе и в Благовещенском. Последний он расписывал совместно с Андреем Рублёвым. Известно, что в Кремле Феофан принимал участие в росписях казнохранилища князя Владимира Андреевича и терема Василия I. Работы эти не сохранились. Вполне возможно, что Феофан принимал участие в создании икон деисусного чина, что находится в Благовещенском соборе. Однако учёные доказали, что этот иконостас не является первоначальным, то есть относящимся к 1405 году, и деисусный чин мог быть перенесён в собор лишь после опустошительного пожара в Кремле, который случился в 1547 году. Но всё же иконы «Богоматерь», «Спас в силах», «Иоанн Предтеча», «Апостол Пётр», «Апостол Павел», «Василий Великий», «Иоанн Златоуст» так совершенны, что заставляют предполагать участие в их создании прославленного мастера.

Иконы Феофана Грека – это совершенная красота. И мы можем со всей определённостью сказать, как много она значила для мироощущения русских людей той поры. «Красота её несказанна», «исписана дивно», «величества и красоты её не можно исповедати», «высотою же и величеством и прочим дивно устроена» - такие высказывания о церквях и иконах можно встретить в наших древнейших письменных памятниках. А мы можем только скорбеть, что современный человек всё меньше и меньше чувствителен к этой абсолютной красоте и абсолютной чистоте, что являла нам русская икона и русская живопись.
А.Рублёв

Нам сегодня трудно представить, как напряжённо трудился во славу Божию этот скромный монах, перебираясь из храма в храм. Вскоре после 1422 года он украшает фресками Троице-Сергиева монастыря и вместе с учениками создаёт в нём иконостас. Сам Рублёв пишет Апостола Павла, Архангела Михаила. В праздничном ряду иконостаса необыкновенно хороши были иконы «Жены у гроба» и «Омовение ног». Свою последнюю работу Рублёв и Даниил Чёрный написали в соборе Андроникова монастыря – от неё уцелели только фрагменты фресковых орнаментов. Они украшали Спасский собор.
Ветхозаветная Троица была символом единения. Ещё в середине XIV века, основывая свою обитель, Сергий Радонежский(как сказано в одном из его житий) «поставил храм Троицы…дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира».

На довольно значительной по размерам доске Андрей Рублёв изобразил ветхозаветную Троицу – явление Аврааму Богу в виде трёх ангелов.

Содержание «Троицы» многогранно. Идейным и композиционным центром её является чаша с головой жертвенного тельца – прообраз ангела новозаветного. «Чаша» прошла долгий путь, и во всей истории человечества имела значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного напитка». В средние века на основе её христианского значения возникло поэтическое сказание о «Чаше Грааля», из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери.

Вокруг престола с чашей сидят три задумчивых ангела, которые образуют собой как бы замкнутый круг – символ вечности, света и любви. Ангелы в одеяниях густого тёплого тона, склоняя с бесконечной грацией убранные высокими прическами головы, с какой-то спокойно-строгой задумчивостью устремили глаза в тихую вечность. В иконе нет ни движения, ни действия – это триединое и неподвижное созерцание, словно три души, равной полноты духа и видения, сошлись, чтобы испытать своё смирение и свою мудрость перед жизнью, её страданиями и скорбью.

За каждым из трёх ангелов изображена его эмблема. За средним – древо, которое означает не только дуб мамрийский из библейского повествования, но и «древо жизни», «древо вечности», путь к которому после изгнания первых людей из рая заградил «Серафим с пламенным вращающимся мечом». Согласно христианству, это древо могло быть символом воскресения.

За вторым ангелом возвышаются лёгкие, стройные палаты. В «Псалтири» палаты являются художественным образом, который употребляется очень часто, как сфера радостного и вдохновенного познания. Созидание внутреннего мира человека в христианстве уподоблялось труду зодчего и называлось «домостроительством».

За третьим ангелом возвышается гора – древний символ всего возвышенного. Таинственность и неизведанность величественных горных высот всегда действовали на воображение людей. В Библии «гора» есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение – на горе Елеонской…
Считается, что икона «Тайная вечеря» из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля написана Андреем рублёвым. Изобразительное решение сцены, поза, жест и выражение лица Христа, позы апостолов, особенно Иоанна, Петра Иуды, наиболее точно соответствуют словам Евангелия от Иоанна: «…Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он припав к груди Иисуса, сказал Ему: «Господи! Кто это?». Иисус отвечал: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту».

Дионисий

В 1467 году Дионисий был приглашён участвовать в росписях церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево- Боровском монастыре.

Значительной работой Дионисия считается монументальная роспись – фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Собор Ферапонтова монастыря посвящён Рождеству Богородицы, которая почиталась покровительницей Москвы. Роспись Дионисия бала призвана восславить это событие, м он восставил его как праздник. Праздничен весь характер росписи, стелющей по стенам храма от купола до пола.

Кисти Дионисия принадлежали и многие житийные иконы – например, святых Кирилла Белозерского, Димитрия Прилуцкого. Наиболее ценятся две парные житийные иконы Дионисия, изображающие митрополитов Петра и Алексия, выполненные для Успенского собора в Московском Кремле. Митрополиты в ней представлены в парадных облачениях, в полный рост, их фигуры располагаются почти симметрично. И величественная осанка, и красочные одежды, и преобладание белого цвета – всё усиливало торжественность и масштабность образов. В житии митрополита Алексия монументальность и лаконизм сочетаются с ясным и неторопливым повествованием.

А.А. Иванов

«Явление Христа Магдалине» - картина ещё наполовину академическая, полная избитых, почти рутинных мотивов. Христос этой картины очень ординарен и неудачен – и лицом, и телом, и драпировками своими. В Магдалине одно только превосходство: это – глубокое чувство, выраженное в заплаканных и вдруг обрадовавшихся глазах. Всё остальное – посредственно.

Вторая (и последняя) картина Иванова: «Явление Христа народу» - уже совершенно другое дело. Здесь Иванов создал такое произведение, которому подобного не только никогда не представляло до тех пор русское искусство, но которое во многом достигло высших пределов, каких достигало итальянское искусство XVI века, то есть высшее искусство старинной Европы.

Иванов занят был этим сюжетом ещё с юношества: ему было двадцать два года, когда он писал своему дяде Деметру в 1824 году: «Я теперь оканчиваю «Иоанна Крестителя, проповедующего в пустыне»; шестнадцать лет позже он принялся за ту же картину, но уже в громадных размерах и писал её целых двенадцать лет. Ему казалось, что ничто не может быть выше и значительнее этого сюжета: уже в декабре 1835 года он писал Обществу поощрения художников, что этот предмет, занимавший его с давнего времени, «сделался теперь единственною его мыслью и надеждою».

Александр Иванов родился в семье живописца. И то, что другим приходилось одолевать с трудом, ему было дано от рождения. Круг друзей семьи, и интересы отца, и представление о работе художника- все это было у Александра Иванова с детства. Конечно же, свои первые уроки живописи он получил у отца- профессора Петербургской Академии художеств. Но, с другой стороны, его отец был человеком неудачливым, добросовестным как-то очень болезненно, тяжело переживающим академические интриги. К тому же он был и не очень талантлив. Семья жила довольно скудно в материальном смысле. И Александр Иванов, собственно, с детства знал о нужде, как и отец тяжело переносил несправедливость и фальшь отношений. «Я был воспитан бедами»,- говорил о себе Иванов.

Он уехал в Рим в 1831 году. Средства для поездки первоначально предоставило ему Общество поощрения художников.

В Италии Иванов ведет сводный образ жизни – много путешествует, копит впечатления от музеев, памятников искусства, от общения с людьми. Он ищет себя, ищет свою тему в искусстве. И размышляет. Несколько первых лет было потрачено на две картины: «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» и «Явление Христа Магдалине после воскресенья» (1834-1836). Последняя отправлена была в Петербург – для отчета о результатах поездки. Картина в Академии была хорошо принята, одобрена и ее автору было присвоено звание академика. Теперь, казалось бы, Иванов вполне мог вернуться на родину и рассчитывать на крепкое место в Академии. Но художник не едет в Россию, а остается в Италии.

Он начинает реализовывать свою новую идею. Он замыслил ставшую главной в его жизни картину «Явление Христа народу». История создания этой картины замечательна во многих отношениях. Из двадцати восьми лет, проведенных художником в Италии, более двадцати двух было отдано этой, одной- единственной картины. Картина была задумана, когда Брюллов только что закончил свое полотно «Последний день Помпеи». Иванов имел много общего с замыслом «великого Карла», как тогда называли Брюллова. Но в то же время суть того, к чему обращался Иванов была иной. Оба художника, следуя «вкусу века», выбрали, если вспоминать слова Гоголя, момент «кризиса, чувствуемого целою массою». Брюллов выбрал такое событие, которое позволяло выразить самые разнообразные чувства – страх, гнев, отчаяние и ужас. Иванов, выбрав сюжет из евангелия, тоже был пленен этой минутой напряжения, этой динамикой встречи Иисуса Христа.

Многое в картине Иванова вызывало недоумение современников. Когда художник вернулся на родину и выставил этот главный итог своей жизни на всеобщее публичное обозрение, восторга не было. Картина была принята довольно прохладно. Одни говорили, что живопись картины суха и строга. Другим, признающим античный образец красоты подлинным, неприятна была «иудейская» внешность персонажей. Газеты писали о прозаизме полотна Иванова и распространяли слухи недовольстве императорского двора работой художника. Картину никто не торопился приобрести; она так и не была продана при жизни художника.

Это картина Иванова была немой свидетельницей личной творческой драмы художника – отдав ей лучшие годы, он не чувствовал радости, он, увы, тоже видел ее недостатки. За три года до возвращения в Россию он писал: «Мой труд – большая картина – более и более понижается в глазах моих. Далеко ушли мы, живущие в 1855 году, в мышлениях наших».
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат «Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры» icon«Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!»...
Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки
Реферат «Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры» iconСписок использованных материалов по теме «Опричнина Ивана Грозного»
ИоИоанн Грозный и опричнина в русской живописи. Часть анн Грозный и опричнина в русской живописи. Часть Иоанн Грозный и опричнина...
Реферат «Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Размышляя о взаимовлиянии музыки, живописи и литературы, можно ли говорить об общих темах в этих видах искусств (да – это пейзаж,...
Реферат «Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры» iconУрока музыки по теме «Можем ли мы увидеть музыку?»
Цель урока музыки: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие
Реферат «Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры» iconТематическое планирование 1 класс
Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния
Реферат «Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры» iconРеферат «А. П. Бородин и опера «Князь Игорь»»
Во второй половине 19 века В. Ф. Одоевский писал: «Рано или поздно в мир общей музыки, этого достояния всего человечества, вольется...
Реферат «Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния
Реферат «Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния
Реферат «Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры» iconРеферат на тему: «р оль русской литературы в формировании духовности»
И одна из задач литературы привить нам духовные, нравственные ценности, влить добро и свет в наши души
Реферат «Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры» iconТема урока Тип урока
Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния
Реферат «Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры» iconУрока Тема урока Элемент содержания
Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния
Реферат «Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры» iconТема урока: «Образ России в музыке»
Цели урока: Создать обобщенный музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки,...
Реферат «Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры» iconРабочая программа по предмету «истоки» 4 класс
«Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования?» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки...
Реферат «Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры» iconРабочая учебная программа По курсу мхк 10 А, 10Б классы
Предлагаемый курс знакомит учащихся с искусством XVII – XIX веков. В центре внимания изучения находятся: эпоха Возрождения, стили...
Реферат «Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры» iconТрадиции и ценности в культуре
Познавая их, человек глубже проникает в духовные истоки культуры, учится бережно относиться к самобытности народа
Реферат «Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры» icon1. Истоки и духовные начала философского знания
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск