Скачать 1.88 Mb.
|
1. Истоки и духовные начала философского знания.Философия как одно из высших проявлений человеческого духа есть результат длительного развития человека, его мысли сознания. От эпохи появления человека сознательного (Homo Sapiens) до времен человека осознавшего себя, в тех или иных формах знания, прошло несколько десятков тысяч лет. В эти тысячелетия человек тем не менее познавал мир, самого себя и окружающую природу, он испытывал страх и тревогу, обижался и радовался, находил новое и утрачивал старое, был любопытен и творчески удачлив и последователен в достижении цели. Достаточно сказать, что до эпохи цивилизации человек одомашнил и окультурил подавляющее большинство видов животных и растений. У него складывались достаточно устойчивые воззрения на окружающий мир и природу, в которых находил место и для себя. Формировались эти воззрения в форме мифических и религиозных представлений. Существует два понимания мифа - богословское и этнографическое. В богословской трактовке миф - это первобытная религия истинного богопознания, прарелигия, претерпевающая искажения вследствие грехопадения человека. Этнографическое понимание мифа опирается на эволюционизм и ассоциируется с "наивной" стадией культуры, которая претерпевает прогрессивные изменения постепенно исчезая. Поэтому нет необходимости, особенно в рассматриваемое время, отграничивать миф от религии, вполне допустимо говорить о едином религиозно-мифологическом сознании. И в мифах и ранних религиях (анимизм, тотемизм) жизнь людей, животных, предметов и всех явлений окружающего мира зависит и управляется духами, душой, отождествляется с человеческим дыханием, кровью, тенью. Религиозно-мифологическое отношение к мифу есть жизненно-практическое отношение, основанное на единстве человеческого и природного, субъективного и объективного. На мифах и ранней религии лежит печать абсолютной непосредственности и наивности. Здесь "мысль работает" в кругу обыкновенных вещей, предметов и людей. Одна из основных установок религиозно-мифологического сознания заключается в том, что миф представлен как определенная целостность, но целостность в практическом смысле. Мир мифологического человека, его поступки и действия осуществляются в конечном, обозримом пространстве, у него нет идеи бесконечных задач и идеальных достижений. Видение мира побуждается потребностями жизни, подчинена им и, что самое главное воспринимается на веру. В мифе нет намека на научность мысли. В мифологическо-религиозном сознании есть понятие потусторонности, но она выражала не сверхъестественное, а естественное. Например, боги в мифах древней Греции и Индии представляют собой человеческую природу, они естественны как естественен человек и отличаются от него только силой, сноровкой, хитростью, красотой, добротой, коварством. И даже бог богов Зевс - громовержец наделен всеми человеческими качествами, которому также далеко до статуса Абсолюта мистических религий как и человеку. Мифологические боги - это персонифицированные человеческие качества, воздействующие на человека как природные естественные силы (Зевс - справедливость, Афина - мудрость, Афродита - любовь и т.д.). Значение религиозно-мифологического сознания для возникновения философии заключается прежде всего в том, что в его рамках поставлены и затронуты многие из вопросов, составившие в последствии каркас предмета философских рассуждений (мир, человек, душа, тело, добро, мудрость, справедливость и т.п.) А кроме того, несмотря на жизннено-практический характер, чувственность и осязаемость мифов "Их природе существенно свойственна некая отрешенность и некая иерархичность" благодаря чему "на их основании возникали и могут возникать соответствующие философские конструкции" (А.Ф. Лосев). Показательны в этом отношении "Илиада" и "Одиссея" Гомера и "Теогону" и "Творение и дни" - Гесиода - классические мифоэпические, но уже с определенным философским подтекстом произведения. Боги и люди, небо и земля, война и мир, добро и зло, радость и страдание, составляющие реальность гомеровского и гесиодовского эпоса пронизаны идеей гармонии, пропорции и меры, "мера лучшая из вещей", "ничего слишком", которая в философии приобретает качество важного онтологического принципа. В идее первоначального хаоса соотнесенного с Богами и космосом "высвечивается" принцип исходного начала всего сущего космологии. Хаос - источник жизни мира, из него возникли весь мир и бессмертные боги как-то: и богиня земли Гея, и мягкая все оживляющая любовь - Эрос, и вечный мрак – Эреб. |
Курс «философия» для нефилософских специальностей введение Программа курса предусматривает изучение основных областей философского знания. В ходе изучения курса студенты должны ознакомиться... | Темы для рефератов по философии Предмет философского знания. Специфика философского познания (рефлексивность и дискурсивность). Функции философии в культуре. Философия... | ||
Традиции и ценности в культуре Познавая их, человек глубже проникает в духовные истоки культуры, учится бережно относиться к самобытности народа | Годовая контрольная работа по информатике Тестирование Правомерно ли считать, что религия, искусство, наука – духовные истоки философии? Обоснуйте свой ответ | ||
Сущность, виды и функции исследовательской деятельности учащихся Правомерно ли считать, что религия, искусство, наука – духовные истоки философии? Обоснуйте свой ответ | Урок №47. Формы мышления. Алгебра высказываний. Цели урока Правомерно ли считать, что религия, искусство, наука – духовные истоки философии? Обоснуйте свой ответ | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «философия» Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского... | Реферат «Духовные истоки русской музыки, живописи, архитектуры» Духовность – это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами... | ||
Контрольные вопросы для самопроверки: Что обозначает термин «философия»?... Правомерно ли считать, что религия, искусство, наука – духовные истоки философии? Обоснуйте свой ответ | Урока истоки Пояснительная записка Учебник Учебник: -камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е, исправленное. – М.:... | ||
Предмет философии и основные аспекты философского знания Данный элективный курс углубить знания по физической географии при изучении геологического прошлого своего края и увлечь учащихся... | Тематическое планирование по всеобщей истории 10 класс Индо-буддийская, китайско-конфуцианская, иудео-христианские духовные цивилизации. Социальные нормы, духовные ценности | ||
Философского знания Комиссия по кристаллохимии и рентгенографии минералов Российского Минералогического Общества | Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию Цель преподавания философии совершенствование духовной культуры, формирование философского мировоззрения студентов, овладение основами... | ||
Российской федерации федеральное агентство по образованию Цель преподавания философии совершенствование духовной культуры, формирование философского мировоззрения студентов, овладение основами... | Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию Цель преподавания философии совершенствование духовной культуры, формирование философского мировоззрения студентов, овладение основами... |