Скачать 184.95 Kb.
|
Тхуго И.Л., к.п.н., учитель географии ГБОУ СОШ №1367 Межпредметные (синергетические) связи на уроках географии как средство формирования надпредметных компетентностей учащихся. Система поэтапного формирования метапредметных или надпредметных компетентностей учащихся на уроках географии и во внеурочное время формируются на надпредметных (общеучебных) умениях и навыках. Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни. Мы принимаем за основу классификацию Н.А. Лошкаревой, которая выделила четыре группы общеучебных умений и навыков: учебно-организационные; учебно-интеллектуальные; учебно-коммуникативные; учебно-информационные. Указанные умения являются сложными по своему составу и включают в себя ряд простых умений и навыков, формирование которых необходимо производить поэтапно на уроках географии. В повседневной работе при организации учебной деятельности на уроке учитель всегда определяет для себя те надпредметные и специальные (предметные) умения и навыки, которые необходимо развивать у учащихся. Авторский коллектив лаборатории географии Московского института открытого образования в составе Ким Э.В., Крылова А.И., Панасенковой О.А., Королёвой Н.Ю. представил примерный перечень общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения. На наш взгляд, одним из эффективных приёмов специальных, характерных только для географии, приёмов работы, является создание географического образа. Создание географического образа включает в себя образно-географический анализ текстов и реальной местности, создание образно-географических карт, схем и др. Географический образ – это совокупность ярких, характерных сосредоточенных знаков, символов, ключевых представлений, описывающих какие-либо реальные пространства (территории, местности, регионы, страны, ландшафты и т.д.). Формирование образов в географии – это элементы последовательного пространственного осмысления окружающего мира, в ходе которого развиваются экономичные для их создателей и пользователей структуры пространственного восприятия. На основе анализа уже существующих научных и учебно-методических материалов мы сформулировали систему поэтапного формирования метапредметных или надпредметных компетентностей учащихся в виде таблицы 1. Значительную роль в формировании метапредметных или надпредметных компетентностей учащихся играют межпредметные (синергетические) связи географии, которые были использованы при разработке и проведении:
При разработке урока, наряду основными требованиями к подготовке учащихся – предметными (специальными) умениями, необходимо выделять метапредметные умения, например: Интегрированный урок-конференция (английский язык, география): «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА» «Modern technologies and the environment» в 8 классе. Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. Технология. Проблемно-поисковая. Основные требования к подготовке учащихся – предметные (специальные) умения. Аргументированно объяснять отрицательное и положительное влияние человека на окружающую среду на русском и английском языках. Сравнивать характер природопользования в разных странах. Метапредметные умения:
Ещё один пример. Урок географии в 7 классе «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ АФРИКИ». Тип урока: Изучение нового материала. Технология. Проблемно-поисковая. Цель урока: 1. Сформировать у учащихся умения определять физико-географическое положение материка. Основные требования к подготовке учащихся – предметные (специальные) умения. Применять умения, полученные при изучении общей части курса: устанавливать зависимость между географическим положением Африки и особенностями его природы Метапредметные умения:
Таблица 1 Виды учебных работ для поэтапного формирования надпредметных компетентностей на основе общеучебных умений и навыков на уроках географии и во внеурочное время в основной общеобразовательной школе.
Помимо представленных видов работ по формированию надпредметных компетентностей учащихся по каждой категории, следует отметить, что ещё одним эффективным видом учебной работы, специфическим географическим, является создание географического образа территории. В школьном курсе географии создание географического образа территории позволяет использовать широкий спектр различных методов, приёмов работы и их сочетаний, позволяющих повысить эффективность преподавания, сделать более глубоким и действенным восприятие все более увеличивающихся объемов учебных материалов. Н.Н. Баранский писал: «Основным объектом изучения в географии является страна и район (большой или малый) во всем их своеобразии – природном, хозяйственном, культурном, политическом. Характеристика стран и районов – главное содержание географических работ». В таких характеристиках методами географии, истории и смежных наук, образностью искусства и литературы необходимо создать географический образ территории, выявить ее своеобразие. Географический образ – это совокупность ярких, характерных знаков, символов, ключевых представлений о реальных пространствах: местностях, территориях, регионах, странах, ландшафтах и т.д. Географический образ возникает или конструируется в результате пересечения и взаимодействия различных географических или парагеографических понятий. К парагеографическим понятиям относятся любые культурологические, исторические, политологические, экономические и т.д. понятия [9]. Решение такой задачи требует привлечения материалов всех многочисленных географических и смежных с ними – истории, статистики, социологии и многих других наук. Диапазон таких характеристик весьма широк: по афористичному определению Н.Н. Баранского, «от геологии до идеологии». Они характеризуют определенные качества территории: особенности политической системы, своеобразие культуры и литературы, религиозной жизни и др. Формирование образа территории, так же, как и формирование надпредметных компетентностей, процесс длительный и сложный. Эту работу я провожу с использованием всевозможных форм и методов:
Одна из важнейших задач комплексного страноведения состоит в том, чтобы характеристика территории была более конкретной. Для решения этой задачи на уроках, при изучении тем «Страны Юго-Восточной и Восточной Азии» в 7 классе, «Европейский Север», «Дальний Восток» в 8 классе, «Северо-Западный экономический район», «Дальневосточный экономический район» в 9 классе, «Япония» в 10 классе, я использую эмоциональные и яркие «Рассказы путешественника». Использую при этом слайды, фото- и видеоматериалы и экспонаты своего личного архива. Прожив долгие годы в Японии, я знакомлю учащихся с культурой и обычаями этой страны, я провожу мастер-классы и выставки икебаны. Техническое оснащение кабинета географии, а именно мобильный компьютерный класс с беспроводным подключением к Интернету позволяют учащимся с удовольствием изготавливать туристические буклеты и краткие справочники туриста при изучении отдельных стран и регионов (Приложение 16), по географии России «Характеристика природно-хозяйственной зоны степей» (Приложение 6), «Охраняемые территории России» (Приложение 7) и др. В классический метод географических описаний в виде
я включаю литературно-географические диктанты, составленные из отрывков литературных произведений школьной программы, например проверочный диктант «Природные зоны России» – 8 класс (Приложение 17). Этот вид работы вызывает у учащихся неподдельный интерес и оживление, доставляет радость узнавания. Таким образом, проявляется синергетический подход, осуществляются межпредметные связи, в данном случае, географии и литературы. В.П. Семенов-Тян-Шанский подчеркивал, что научная география представляет собой изобразительную науку, связанную со зрительными представлениями и зрительной памятью. Тут особенно проявляются аналогии с изобразительным искусством и необходимость таких визуальных восприятий, которые, по словам Я.Г.Машбица, важны для создания образа, роднят географа и художника. По аналогии с литературно-географическим диктантом, я провожу художественно-географические диктанты с использованием мультимедиа и репродукциями картин великих художников из Интернета, например «Природные зоны Русской равнины». Страноведческие характеристики, представляющие своего рода географический паспорт или визитную карточку определенной территории – одни из самых распространенных и эффективных форм доведения специально обработанной информации о территориях. Учащиеся с радостью создают визитные карточки в электронном виде в программе Microsoft office Publisher (Приложения 6, 7, 10, 16). Самостоятельная работа учащихся по обработке информации и размещение ее в таблицы развивает у учащихся логическое мышление, умение выделять главное. Например, «Сводную таблицу «Экономические районы России» учащиеся 9 классов составляют на протяжении всего времени изучения региональной части «Экономической и социальной географии России». Таблицы «Климатические пояса и области Евразии» (Приложение 12), «Атлантический и Тихий океаны: черты сходства и различия» в 7 классе (Приложение 5), «Природные зоны России» в 8 классе и др. Учиться составлению страноведческих характеристик учащиеся начинают с 7 класса. Традиционно в рамках проведения предметных недель я готовлю с ними «Заочное кругосветное путешествие» для учащихся младших классов, представляющее собой учебный спектакль «Загадки морей и океанов» и путешествие по станциям-материкам. Ведущие самостоятельно проводят отбор материала и его генерализацию при составлении 5-минутной характеристики отдельного материка, используя при этом слайды, видеоматериалы и рисунки. Эта форма внеклассной работы позволяет большому количеству учащихся, еще не изучающих географию, познакомиться с этой наукой, разбудить интерес к ней (Приложение 4). Изучая передовой педагогический опыт Японии, и защитив кандидатскую диссертацию на тему «Современное состояние и проблемы развития школьного географического образования в Японии», работая в школе с углублённым изучением информационных технологий и имея в своём распоряжении современный, технически хорошо оснащённый кабинет, я использую некоторые виды работ, заимствованные в японской школе. В настоящее время во всем мире и в России, в том числе широкое распространение получил особый жанр – комиксы-манга, где максимальную информацию несут рисунки при минимальном тексте. Феномен популярности комиксов в Японии – родоначальнице комиксов-манга, привлек внимание издателей педагогической литературы. Первыми новые приемы освоили историки, создавшие школьные учебники, содержание которых становилось легко доступным для любого ученика. Легкость усвоения материала, изложенного в картинках, удивляет. Психологи, педагоги, воспитатели, исследователи утверждают, что комиксы способны передавать информацию гораздо более эффективно, чем простой текст. Манга вырабатывают в читателях способность быстро схватывать суть проблемы, не полагаясь на принципы линейной логики. Именно в манга эксперты видят причины того, что юное поколение Японии с таким успехом овладевает компьютерами и основами программирования. В настоящее время многие российские школьники, как и подростки других стран мира, увлекаются манга. Учащимся было предложено при изучении темы «Страны Южной Европы»: «Представить материал о географическом положении и территории отдельных стран Южной Европы в сравнении с Россией в виде комиксов, выполненных в электронном виде или нарисованных от руки. Возможно использование готовых шаблонов комиксов из Интернета». Учащиеся проявили большую заинтересованность, высокую активность, фантазию. Эта работа позволила развивать аналитические способности учащихся при сравнении площади территории и географического положения России и выбранной ими страны; умения работы с информационно-коммуникационными технологиями; воспитывать чувство гордости за свою Родину, патриотизм (Приложение 11). Наиболее эффективным для формирования надпредметных компетентностей учащихся является проектный метод, исследовательская работа школьников. Под моим руководством учащиеся подготовили множество проектов. Самыми удачными из них стали «Деревянное кружево старого Жулебино» (этот проект является постоянно действующей экспозицией школьного «Музея культуры и быта народов России» школы №1922 ЮВАО г. Москвы), документальный видеофильм «Жизнь и деятельность авиаконструктора М.Л.Миля», имя которого носит улица, на которой стоит школа, «Русские имена на карте мира», «Сохранение участка Кузьминского лесопарка в районе Жулебино ЮВАО города Москвы и возможности его благоустройства» с дальнейшей передачей этих материалов главе районной управы (Приложение 18), «Наша школа. Демографический портрет школы № 1367 ЮВАО г. Москвы» (Приложение 1). Авторы последнего проекта стали призёрами (II место) окружного конкурса школьных проектов 2009 года. Особое внимание по формированию надпредметных компетентностей следует уделить внеклассной работе по географии. Она традиционно включает в себя работу географического клуба «Меридиан», на занятиях которого учащиеся овладевают новыми знаниями по географии и смежным наукам, информационно-коммуникационными технологиями при создании различных электронных продуктов на ноутбуках мобильного компьютерного класса, путешествуют по Москве и Подмосковью, ставят учебные спектакли. Сценарии учебных спектаклей я пишу сама (сценарий спектакля «Тунгусский феномен: величайшая загадка ХХ века» был опубликован в №6 журнала «География в школе» в 2000 году) (Приложение 13), в последнее время самостоятельным сбором материала занимаются учащиеся, как например, к спектаклям «Бермудский треугольник», «Загадки морей и океанов», «Гиперборея». В заключение следует отметить, что образовательные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает принцип: ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. Это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие соблюдения технологии. Оценить результативность длительного и сложного процесса формирования ключевых компетентностей в короткий срок, как полученные знания, не представляется возможным, поскольку компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии и возраста, и результаты работы педагога будут проявляться по истечении определённого времени. |