Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 184.95 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации12.04.2014
Размер184.95 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок


Тхуго И.Л., к.п.н.,

учитель географии ГБОУ СОШ №1367

Межпредметные (синергетические) связи на уроках географии как средство формирования надпредметных компетентностей учащихся.

Система поэтапного формирования метапредметных или надпредметных компетентностей учащихся на уроках географии и во внеурочное время формируются на надпредметных (общеучебных) умениях и навыках. Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.

Мы принимаем за основу классификацию Н.А. Лошкаревой, которая выделила четыре группы общеучебных умений и навыков:

учебно-организационные;

учебно-интеллектуальные;

учебно-коммуникативные;

учебно-информационные.

Указанные умения являются сложными по своему составу и включают в себя ряд простых умений и навыков, формирование которых необходимо производить поэтапно на уроках географии.

В повседневной работе при организации учебной деятельности на уроке учитель всегда определяет для себя те надпредметные и специальные (предметные) умения и навыки, которые необходимо развивать у учащихся.

Авторский коллектив лаборатории географии Московского института открытого образования в составе Ким Э.В., Крылова А.И., Панасенковой О.А., Королёвой Н.Ю. представил примерный перечень общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения.

На наш взгляд, одним из эффективных приёмов специальных, характерных только для географии, приёмов работы, является создание географического образа. Создание географического образа включает в себя образно-географический анализ текстов и реальной местности, создание образно-географических карт, схем и др.

Географический образ – это совокупность ярких, характерных сосредоточенных знаков, символов, ключевых представлений, описывающих какие-либо реальные пространства (территории, местности, регионы, страны, ландшафты и т.д.). Формирование образов в географии – это элементы последовательного пространственного осмысления окружающего мира, в ходе которого развиваются экономичные для их создателей и пользователей структуры пространственного восприятия.

На основе анализа уже существующих научных и учебно-методических материалов мы сформулировали систему поэтапного формирования метапредметных или надпредметных компетентностей учащихся в виде таблицы 1.

Значительную роль в формировании метапредметных или надпредметных компетентностей учащихся играют межпредметные (синергетические) связи географии, которые были использованы при разработке и проведении:

  • Интегрированного урока-конференции (английский язык, география): «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА» «Modern technologies and the environment» в 8 классе.

  • Интегрированного урока-конференции (география, обществознание) «У ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЫ?» в 8 классе.

  • Интегрированного урока по географии-истории-литературе «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ МЕНТАЛИТЕТА РОССИЯН» в 8 классе.

  • Уроков «ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА», «ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПОВОЛЖЬЯ» и т.п. в 7, 8, 9, 10 кл.

  • Литературно-географического диктанта «ЦИКЛОНАЛЬНЫЙ И АНТИЦИКЛОНАЛЬНЫЙ ТИПЫ ПОГОДЫ» в 8 кл.

  • Художественно-географического диктанта «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РУССКОЙ РАВНИНЫ» в 8 кл.

  • Учебно-исследовательских работ учащихся: «УРБАНОНИМЫ РЯЗАНСКОГО РАЙОНА ЮВАО Г.МОСКВЫ» (география-русский язык), «ЧТО НА МЕСТЕ НАШЕЙ ШКОЛЫ БЫЛО МНОГО ЛЕТ НАЗАД?» (география-история).


При разработке урока, наряду основными требованиями к подготовке учащихся – предметными (специальными) умениями, необходимо выделять метапредметные умения, например:

Интегрированный урок-конференция (английский язык, география): «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА» «Modern technologies and the environment» в 8 классе.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Технология. Проблемно-поисковая.

Основные требования к подготовке учащихся – предметные (специальные) умения.

Аргументированно объяснять отрицательное и положительное влияние человека на окружающую среду на русском и английском языках.

Сравнивать характер природопользования в разных странах.

Метапредметные умения:

  • Выявлять причинно-следственные связи внутри природных комплексов, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами.

  • Работать с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами; искать дополнительные источники информации.

  • Формулировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций.

Ещё один пример.

Урок географии в 7 классе «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ АФРИКИ».

Тип урока: Изучение нового материала.

Технология. Проблемно-поисковая.

Цель урока: 1. Сформировать у учащихся умения определять физико-географическое положение материка.

Основные требования к подготовке учащихся – предметные (специальные) умения.

Применять умения, полученные при изучении общей части курса: устанавливать зависимость между географическим положением Африки и особенностями его природы

Метапредметные умения:

  • выявлять причинно-следственные связи,

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,

  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, создавать объяснительные тексты и презентации.



Таблица 1

Виды учебных работ для поэтапного формирования надпредметных компетентностей на основе общеучебных умений и навыков на уроках географии и во внеурочное время в основной общеобразовательной школе.

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Учебно-организационные умения и навыки

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей.
Работать в соответствии с предложенным планом.
Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Ставить учебную задачу под руководством учителя.
Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Оценивать работу одноклассников.

Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи.

Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи

Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями.

Ставить учебные задачи.
Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.

Владеть различными способами самоконтроля.

Виды работ

Составление учащимися «Описания реки» или «Характеристики реки» (различение учебной задачи).

Составление полного и целостного описания реки, с сохранением логики заданного плана.

Проверка учащимися своей работы в соответствии с требованиями, при необходимости внося коррективы.

Создание компьютерной презентации «Австралия - самый сухой материк планеты» (постановка задачи установления факторов, влияющих на особенности климата континента, подбор источников информации доказательств).

Оценка учащимися ответов одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты.

Создание компьютерной презентации «Хозяйственное использование реки Волги» (определение факторов, влияющих на возможности использования, приведение конкретных примеров этого).

Сопоставление учащимися результатов своей работы с ожидаемыми и оценивание, насколько точно они с ней справились.

Проектно-исследовательская работа «Наша школа» (Перепись населения в школе.

Постановка учащимися задач и подзадач, выстраивание логики своей деятельности.

Анализ учащимися стратегии и тактики своей деятельности в заданных условиях, с выделением положительных и отрицательных сторон своих действий.

Учебно-логические умения и навыки

Выделять главное, существенные признаки понятий.

Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям.

Высказывать суждения, подтверждая их фактами.


Выявлять причинно-следственные связи.

Решать учебные проблемные задачи.

Определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов.

Анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.

Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.

Систематизировать информацию.

Искать пути решения учебных и реальных проблемных ситуаций.


Владеть навыками анализа и синтеза.
Структурировать информацию.
Определять реальные проблемы и пути их решения.


Виды работ

Самостоятельное составление учащимися определений и понятий, знакомых школьникам по темам «Рельеф суши», «Реки».



Составление комплексной характеристики Бразилии с объяснением каждого приведенного факта в эпистолярном жанре (письмо учителю о личных впечатлениях).

Составление страноведческой характеристики региона для «Заочного кругосветного путешествия»

Составление таблицы «Атлантический и тихий океаны: черты сходства и различия».


Создание буклета «Характеристика природно-хозяйственной зоны степей».

Создание буклета «Охраняемые территории России» .

Подготовка проблемных материалов к интегрированным урокам по географии-истории-литературе «Географические различия менталитета россиян» и по географии-обществознанию «У последней черты».

Составление логического опорного конспекта изученного параграфа.

Составление схемы «Факторы размещения электростанций разных типов» на основе анализа карт атласа «Топливные ресурсы России» и «Электроэнергетика России».


Учебно-информационные умения и навыки

Поиск и отбор информации  в учебных и справочных пособиях, словарях.

Работа с текстом: и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам.

Качественно и количественно описывать объект.

Классификация и организация информации;

Работа с текстом: и внетекстовыми компонентами составление сложного плана, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы.

Создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).

Представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах.

Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.), использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи.

Создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами.

Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление конспекта текста или тезисов выступления.

Составление рецензии, аннотации.

Виды работ

Составление простого плана по прочитанному тексту учебника.

Выбор из текста учебника опорных слов, которые передают основной содержательный смысл текста.

Составление вопросов к тексту.

Составление плана по тексту учебника. Составление визитной карточки страны. Составление логической причинно-следственной цепочки по тексту учебника.

Создание комиксов-манга для сравнения географического положения и площадей территорий отдельных стран и России.

Составление таблицы

«Климатические пояса и области Евразии»

Составление на основе учебного текста логического опорного конспекта.

Составление таблицы «Природные зоны России».


Составление диаграмм-сравнений основных показателей экономического развития двух регионов с использованием статистических данных.

Написание реферата на тему «Западно- Сибирский экономический район».

Учебно-коммуникативные умения и навыки

Кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме: пересказ близко к тексту, краткий пересказ, составление аннотации.

Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.

Выслушивать и объективно оценивать другого.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Выступать перед аудиторией.

Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении, соблюдая логику темы.

Уметь вести дискуссию.

Вести полемику, участвовать в дискуссии,

находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Виды работ

Объяснение правила работы с компасом своему однокласснику, родителям, своему младшему брату.


Составление рекламного объявления или буклета путешествия по региону

Подготовка и участие в учебных спектаклях «Тунгусский феномен», «Бермудский треугольник» (Приложение 14).


Составление и 5-минутное представление обзоров и аннотаций материалов средств массовой информации (еженедельные обязательные для каждого ученика 9-х и 10-х классов.). Подготовка опережающих сообщений на уроках «Межнациональные конфликты» в теме «Южная Азия. Индия» – 10 класс, «Калининградская область» – 9 класс, «Кавказ» – 8 класс и др.

Подготовка и выступление перед товарищами на экскурсиях. Подготовка и участие в учебных спектаклях «Тунгусский феномен», «Бермудский треугольник».

Разработать анкеты и провести опрос одноклассников и учителей в рамках работы над проектами

Подготовка и участие в спектаклях «Тунгусский феномен», «Бермудский треугольник».

Подготовка и выступление перед товарищами на экскурсиях.


Помимо представленных видов работ по формированию надпредметных компетентностей учащихся по каждой категории, следует отметить, что ещё одним эффективным видом учебной работы, специфическим географическим, является создание географического образа территории. В школьном курсе географии создание географического образа территории позволяет использовать широкий спектр различных методов, приёмов работы и их сочетаний, позволяющих повысить эффективность преподавания, сделать более глубоким и действенным восприятие все более увеличивающихся объемов учебных материалов. Н.Н. Баранский писал: «Основным объектом изучения в географии является страна и район (большой или малый) во всем их своеобразии – природном, хозяйственном, культурном, политическом. Характеристика стран и районов – главное содержание географических работ». В таких характеристиках методами географии, истории и смежных наук, образностью искусства и литературы необходимо создать географический образ территории, выявить ее своеобразие.

Географический образ – это совокупность ярких, характерных знаков, символов, ключевых представлений о реальных пространствах: местностях, территориях, регионах, странах, ландшафтах и т.д. Географический образ возникает или конструируется в результате пересечения и взаимодействия различных географических или парагеографических понятий. К парагеографическим понятиям относятся любые культурологические, исторические, политологические, экономические и т.д. понятия [9]. Решение такой задачи требует привлечения материалов всех многочисленных географических и смежных с ними – истории, статистики, социологии и многих других наук. Диапазон таких характеристик весьма широк: по афористичному определению Н.Н. Баранского, «от геологии до идеологии». Они характеризуют определенные качества территории: особенности политической системы, своеобразие культуры и литературы, религиозной жизни и др.

Формирование образа территории, так же, как и формирование надпредметных компетентностей, процесс длительный и сложный. Эту работу я провожу с использованием всевозможных форм и методов:

  • зрительный образ складывается с помощью слайдов, видеосюжетов с использованием мультимедиа, Интернета;

  • звуковой образ создается с помощью аудиозаписей шума морских волн, воя ветра, журчания воды и др., коллекция которых собрана мною за долгие годы работы;

  • метод ассоциаций позволяет использовать уже имеющиеся знания учащихся, их кругозор;

  • метод ключей предоставляет возможность выбора наиболее интересных объектов и территорий для более детальных характеристик в сообщениях и докладах учащихся;

  • моделирование территории путем создания макетов на асфальте с действующими моделями вулканов, обвалов и других рельефообразующих процессов, на создание которых учащихся наводят географические знания и фантазия (Приложение ).


Одна из важнейших задач комплексного страноведения состоит в том, чтобы характеристика территории была более конкретной. Для решения этой задачи на уроках, при изучении тем «Страны Юго-Восточной и Восточной Азии» в 7 классе, «Европейский Север», «Дальний Восток» в 8 классе, «Северо-Западный экономический район», «Дальневосточный экономический район» в 9 классе, «Япония» в 10 классе, я использую эмоциональные и яркие «Рассказы путешественника». Использую при этом слайды, фото- и видеоматериалы и экспонаты своего личного архива. Прожив долгие годы в Японии, я знакомлю учащихся с культурой и обычаями этой страны, я провожу мастер-классы и выставки икебаны.

Техническое оснащение кабинета географии, а именно мобильный компьютерный класс с беспроводным подключением к Интернету позволяют учащимся с удовольствием изготавливать туристические буклеты и краткие справочники туриста при изучении отдельных стран и регионов (Приложение 16), по географии России «Характеристика природно-хозяйственной зоны степей» (Приложение 6), «Охраняемые территории России» (Приложение 7) и др.

В классический метод географических описаний в виде

  • устных сообщений учащихся (круглый стол «Природное и культурное наследие мира» в теме «Мировые природные ресурсы» 10 класс, «Центрально-Черноземный район, его освоение, своеобразие природных ресурсов КМА» – 9 класс, «Байкал» - 8 класс, «Страны Северной Африки», «США – одна из крупнейших стран Северной Америки» – 7 класс и другие),

  • обзоров и аннотаций материалов средств массовой информации при изучении тем «Межнациональные конфликты» в теме «Южная Азия. Индия» – 10 класс, «Калининградская область» – 9 класс, «Кавказ» – 8 класс и др.,

я включаю литературно-географические диктанты, составленные из отрывков литературных произведений школьной программы, например проверочный диктант «Природные зоны России» – 8 класс (Приложение 17). Этот вид работы вызывает у учащихся неподдельный интерес и оживление, доставляет радость узнавания. Таким образом, проявляется синергетический подход, осуществляются межпредметные связи, в данном случае, географии и литературы.

В.П. Семенов-Тян-Шанский подчеркивал, что научная география представляет собой изобразительную науку, связанную со зрительными представлениями и зрительной памятью. Тут особенно проявляются аналогии с изобразительным искусством и необходимость таких визуальных восприятий, которые, по словам Я.Г.Машбица, важны для создания образа, роднят географа и художника. По аналогии с литературно-географическим диктантом, я провожу художественно-географические диктанты с использованием мультимедиа и репродукциями картин великих художников из Интернета, например «Природные зоны Русской равнины».

Страноведческие характеристики, представляющие своего рода географический паспорт или визитную карточку определенной территории – одни из самых распространенных и эффективных форм доведения специально обработанной информации о территориях. Учащиеся с радостью создают визитные карточки в электронном виде в программе Microsoft office Publisher (Приложения 6, 7, 10, 16).

Самостоятельная работа учащихся по обработке информации и размещение ее в таблицы развивает у учащихся логическое мышление, умение выделять главное. Например, «Сводную таблицу «Экономические районы России» учащиеся 9 классов составляют на протяжении всего времени изучения региональной части «Экономической и социальной географии России». Таблицы «Климатические пояса и области Евразии» (Приложение 12), «Атлантический и Тихий океаны: черты сходства и различия» в 7 классе (Приложение 5), «Природные зоны России» в 8 классе и др.

Учиться составлению страноведческих характеристик учащиеся начинают с 7 класса. Традиционно в рамках проведения предметных недель я готовлю с ними «Заочное кругосветное путешествие» для учащихся младших классов, представляющее собой учебный спектакль «Загадки морей и океанов» и путешествие по станциям-материкам. Ведущие самостоятельно проводят отбор материала и его генерализацию при составлении 5-минутной характеристики отдельного материка, используя при этом слайды, видеоматериалы и рисунки. Эта форма внеклассной работы позволяет большому количеству учащихся, еще не изучающих географию, познакомиться с этой наукой, разбудить интерес к ней (Приложение 4).

Изучая передовой педагогический опыт Японии, и защитив кандидатскую диссертацию на тему «Современное состояние и проблемы развития школьного географического образования в Японии», работая в школе с углублённым изучением информационных технологий и имея в своём распоряжении современный, технически хорошо оснащённый кабинет, я использую некоторые виды работ, заимствованные в японской школе. В настоящее время во всем мире и в России, в том числе широкое распространение получил особый жанр – комиксы-манга, где максимальную информацию несут рисунки при минимальном тексте. Феномен популярности комиксов в Японии – родоначальнице комиксов-манга, привлек внимание издателей педагогической литературы. Первыми новые приемы освоили историки, создавшие школьные учебники, содержание которых становилось легко доступным для любого ученика. Легкость усвоения материала, изложенного в картинках, удивляет. Психологи, педагоги, воспитатели, исследователи утверждают, что комиксы способны передавать информацию гораздо более эффективно, чем простой текст. Манга вырабатывают в читателях способность быстро схватывать суть проблемы, не полагаясь на принципы линейной логики. Именно в манга эксперты видят причины того, что юное поколение Японии с таким успехом овладевает компьютерами и основами программирования.

В настоящее время многие российские школьники, как и подростки других стран мира, увлекаются манга. Учащимся было предложено при изучении темы «Страны Южной Европы»: «Представить материал о географическом положении и территории отдельных стран Южной Европы в сравнении с Россией в виде комиксов, выполненных в электронном виде или нарисованных от руки. Возможно использование готовых шаблонов комиксов из Интернета». Учащиеся проявили большую заинтересованность, высокую активность, фантазию. Эта работа позволила развивать аналитические способности учащихся при сравнении площади территории и географического положения России и выбранной ими страны; умения работы с информационно-коммуникационными технологиями; воспитывать чувство гордости за свою Родину, патриотизм (Приложение 11).

Наиболее эффективным для формирования надпредметных компетентностей учащихся является проектный метод, исследовательская работа школьников. Под моим руководством учащиеся подготовили множество проектов. Самыми удачными из них стали «Деревянное кружево старого Жулебино» (этот проект является постоянно действующей экспозицией школьного «Музея культуры и быта народов России» школы №1922 ЮВАО г. Москвы), документальный видеофильм «Жизнь и деятельность авиаконструктора М.Л.Миля», имя которого носит улица, на которой стоит школа, «Русские имена на карте мира», «Сохранение участка Кузьминского лесопарка в районе Жулебино ЮВАО города Москвы и возможности его благоустройства» с дальнейшей передачей этих материалов главе районной управы (Приложение 18), «Наша школа. Демографический портрет школы № 1367 ЮВАО г. Москвы» (Приложение 1). Авторы последнего проекта стали призёрами (II место) окружного конкурса школьных проектов 2009 года.

Особое внимание по формированию надпредметных компетентностей следует уделить внеклассной работе по географии. Она традиционно включает в себя работу географического клуба «Меридиан», на занятиях которого учащиеся овладевают новыми знаниями по географии и смежным наукам, информационно-коммуникационными технологиями при создании различных электронных продуктов на ноутбуках мобильного компьютерного класса, путешествуют по Москве и Подмосковью, ставят учебные спектакли. Сценарии учебных спектаклей я пишу сама (сценарий спектакля «Тунгусский феномен: величайшая загадка ХХ века» был опубликован в №6 журнала «География в школе» в 2000 году) (Приложение 13), в последнее время самостоятельным сбором материала занимаются учащиеся, как например, к спектаклям «Бермудский треугольник», «Загадки морей и океанов», «Гиперборея».

В заключение следует отметить, что образовательные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает принцип: ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. Это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие соблюдения технологии. Оценить результативность длительного и сложного процесса формирования ключевых компетентностей в короткий срок, как полученные знания, не представляется возможным, поскольку компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии и возраста, и результаты работы педагога будут проявляться по истечении определённого времени.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск