МБОУ КР ОО «Кривчиковская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе УМК Школа России.
Тема урока: «Где живут слоны»
Учитель: Савенкова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов
2014 год
Цель: формирование представления учащихся о животном мире нашей планеты, различной среде их обитания и образе жизни; развитие логического мышления, мыслительных операций (сравнение, анализ, обобщение), развитие речи; воспитание познавательного интереса у учащихся, экологической культуры познания. Предметные результаты: знать, что на Земле есть очень жаркие районы - саванна и влажные тропические леса, находить на глобусе и на карте эти места, уметь характеризовать их, познакомить с понятием экватор, приводить примеры животных жарких районов.
Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, осуществлять самоконтроль, рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них и дополнительных источников информацию о животном мире жарких районов, устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями, отвечать на вопросы и оценивать себя на уроке.
Личностные результаты: Воспитывать коммуникативные навыки в процессе работы в группе, формировать умение иметь свою точку зрения и в тоже время уважительно относиться к мнению товарищей, интерес к животному миру Земли. Ход урока
1.Организационный момент
Психологический настрой.
Мы смелые, мы умные,
Мы внимательные, мы старательные,
В 1 классе учимся, все у нас получится!
- Кто готов подняться к вершинам новых знаний? Ну тогда не будем терять времени! В путь! К новым открытиям!
Как всегда помогать вести урок мне будут наши помощники: Муравьишка-Вопросик и Мудрая Черепаха.
Актуализация знаний
- О каких полюсах вы узнали на прошлом уроке?
- Какие холодные районы есть на земле? Покажите их на карте.
- Где живут белые медведи?
- Где живут пингвины?
- Почему белые медведи не охотятся на пингвинов?
(Выполнение теста по изученной теме)
Самоопределение к деятельности
- Муравьишка принёс загадки.
Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тысячу рос. (Слон) У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя маленький хвост,
Спереди зверя хвост большой.
Кто же это? Кто он такой? (Слон) - Две загадки, а отгадка одна. Где мы можем встретить слона? Где живет слон в природе? О чем или о ком пойдет речь на уроке? (стр. 14 учебника – тема урока). У: А как вы думаете, есть ли на Земле такие места, где всегда жарко и круглый год светит солнце? (ученики высказывают свое мнение)
У: Сегодня на уроке мы должны найти ответ и на этот вопрос. Что для этого надо сделать?
Правильно, отправиться в путешествие. А поможет нам наш старый друг - глобус.
А что такое глобус? ( Модель Земли)
Практическая работа
Посмотрите внимательно на глобус и найдите линию, которая делит Земной шар на 2 половины.
Эта линия называется экватор.
Прочитайте, что такое экватор? Дети читают (Слайд № 2)
У: А сейчас обратимся к карте. ( У каждой группы детей лежат образцы карт)
Возьмите карту, найдите экватор и выделите его красным цветом. А теперь по обе стороны от экватора найдите области, закрашенные желтым и зеленым цветом. Область, закрашенная оранжевым цветом это саванна Зеленым - влажные тропические леса)
Именно в эти места мы сегодня и отправимся.
Постановка учебной задачи
Какие цели мы поставим, отправляясь в путешествие?
Д: Что такое саванна?
Что такое влажные тропические леса?
Какие там природные условия?
Каких животных там можно встретить? Как они приспособились к жизни в этих условиях? (Учитель помогает и корректирует ответы детей)
У: Каждый из вас высказал свою цель, и все они будут ступеньками главной цели нашего урока. Как вы думаете, какой?
Д: Где живут слоны?
У: Верно! Мудрая Черепаха согласна с вами. Итак, в путь!
Изучение новой темы
У: Саванна. Найдите ее еще раз на карте. Прежде чем, я вам расскажу о саванне, скажите, какой вы себе ее представляете.
Рассказ учителя (Слайд № 3)
Саванна-это царство травянистых растений. Кустарники здесь встречаются редко и растут небольшими группами, еще реже здесь встретишь деревья.
До полугода здесь тянется тропическая зима. Но она не такая как у нас морозная и снежная, а сухая и очень жаркая. В это время почти не бывает дождей и влаги едва хватает низкорослым травам. Для деревьев же ее остается совсем мало. Поэтому и растения здесь растут такие, которые не боятся засухи. Травы имеют узкие-узкие стебли, чтобы жаркое солнце испаряло меньше влаги, а также длинные корни или подземные клубни, в которых запасается вода. (Слайд № 4)
Саванна - удивительное место, где засушливая жаркая зима сменяется влажным дождливым летом. И тогда сухая растительность оживает и разрастается ярким зеленым и разноцветным ковром.
У: Как вы думаете, можно ли в этой местности встретить животных?
Д: Да!
У: Да, вы правы! Здесь водится много животных, которые хорошо приспособились к жизни в саванне.
Но прежде чем говорить о животных, познакомимся еще с одним жарким районом. Напомните мне, как он называется?
Д: Тропические леса.
У: Что вы знаете о тропических лесах?
Рассказ учителя (Слайд № 5)
В этих лесах всегда жарко. Но дожди здесь идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, как в тропических лесах. Многие деревья достигают огромной высоты — 50-60 метров. Это высота 15-20-этажного дома. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними — еще и еще меньше. А в самом низу на земле — кусты, папоротники, травы... (Слайд № 6)
Цепкие лианы, как змеи, обвивают стволы, перебрасываются с одного дерева на другое. В тропическом лесу всегда сумрачно. Тесно растениям на земле, они тянутся вверх, к свету и солнцу. Пройти через чащу без топора вряд ли удастся. Разве что попадешь на широкую тропу, протоптанную слонами..
А какое многообразие деревьев можно встретить в этих лесах. Это и высоченные пальмы с пышным пучком листьев на верхушке, и бананы, которые свесили до земли широкие и длинные, как полотенца, листья и гроздья спелых плодов, и даже фикусы.
Много разных птиц и зверей бегает, летает, ползает в лесной чаще.
У: Вот какие интересные районы нашей Земли мы посетили. Давайте еще раз вспомним их названия.
Первичное закрепление ( групповая работа)
Как называются открытые места в жарких странах? ( Д: саванна)
Как называются густые влажные леса в жарких странах? ( Д: тропические леса)
Физкультминутка
У: А вот какие животные населяют эти районы, вы расскажите мне сами, выполняя задания в группах.
( Учащиеся работают по рисункам в учебнике: первая и вторая группа — по рисунку на стр. 14, третья и четвертая - на стр. 15.
Им нужно внимательно рассмотреть рисунки и рассказать о том, что увидели, по плану.
План (Слайд № 7)
1.В каком районе вы побывали?
2.Какая была погода?
3.Какие растения были вокруг?
4.Каких животных встретили?
( Сначала выслушиваются ответы о саванне - первая группа отвечает, вторая дополняет, потом выслушиваются ответы о тропических лесах)
У: Чем похожи эти районы?
Д: Жарко, есть растительность.
У: Одних и тех же или разных животных можно встретить в этих районах?
Д: Могут встречаться как одинаковые животные, так и разные.
У: К сегодняшнему уроку вы готовили сообщения о животных этих районов.
Заранее подготовленные ученики рассказывают свои сообщения
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
Выполнение заданий в рабочей тетради
№1, стр. 12
У: Рассмотрите рисунки. Чем отличается африканский слон от индийского?
Д: У африканского слона уши больше и более округлые, у индийского меньше и заострены внизу. Спина у африканского слона прямая, слегка вогнутая, у индийского выпуклая. Бивни у африканского слона длиннее.
У: Выполните задание №2, стр.13
Рассмотрите рисунки. Назовите этих животных. Укажите стрелками где они живут.
Выполнение заданий на электронном носителе. Обобщение и закрепление
У: Напомните, какова была главная цель нашего урока?
Д: Узнать, где живут слоны?
У: Как мы теперь ответим на этот вопрос?
Д: Слоны живут в саванне и в тропических лесах. Африканский слон живет в саванне, а индийский слон – в тропических лесах.
У:- Итак, подведём итог нашего урока.
А сейчас каждая группа получит текст, в котором пропущены слова. Вставьте их.
На Земле есть районы, где круглый год _____________
Там живут___________________________________
( дети выполняют задание)
А теперь прочитайте в учебнике на с. 15 вывод, который сделала Мудрая Черепаха и сравните со своими текстами.
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием!
Рефлексия
У: Вот и подходит к концу наш урок.
Мне бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу на уроке по плану:
Презентация Слайд № 19.
Я знал…
Я узнал…
Мне бы хотелось больше узнать о….
А теперь возьмите в руки смайлики и покажите с каким настроением вы уйдете с сегодняшнего урока. (на партах лежит конверт с грустным и веселым смайликом- ребята делают свой выбор)
Спасибо! Вы отлично сегодня потрудились, надеюсь, что узнали много нового и интересного.
Спасибо вам за урок! Вы все - молодцы! |