Тема: Почва





Скачать 119.93 Kb.
НазваниеТема: Почва
Дата публикации28.07.2014
Размер119.93 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе (УМК «Перспективная начальная школа»)

Тема: Почва

Цель:

Создать условия для организации исследовательской работы при изучении понятия «почва»

Задачи:

  1. Развивать познавательные общеучебные умения: учить определять состав и свойства почвы, объяснять причину плодородия почв на основе круговорота веществ между живой и неживой природой; учить поиску необходимой информации, её структурированию и моделированию.

  2. Развивать регулятивные общеучебные умения: учить управлять учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, оценки успешности усвоения.

  3. Развивать коммуникативные умения: умение сотрудничать при выполнении совместной работы в группах, вести диалог, искать решения.

  4. Развивать личностные умения: уметь объяснять необходимость бережного отношения к почве.

Оборудование:

у учащихся: пробирки с тремя видами почв, стакан с почвенным коктейлем, 3 чаши с чернозёмной почвой, 2 стакана с водой, карточки с названиями объектов живой и неживой природы, алгоритм выполнения исследования, карточки с тестами, конверты с изображением обитателей почвы

на доске: плакат с изображением пласта почвы, изображение персикового дерева с плодами

у учителя: презентация к уроку

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД



  1. Релаксация


II.Формулирование темы урока


- Окружающий мир. Какой он? Видимый и невидимый. И всегда хочется заглянуть в невидимый мир. Пусть сегодняшний урок будет тем светлым лучом, который осветит нам таинственные уголки Земли, чтобы открыть живые чудеса природы. Закройте глаза. Включите воображение. Вы в летнем саду.

Золотистой нежной кожей
Персик лег ко мне в ладошку,
Сладкий я и соковитый,
Радостью земли налитый,
Солнцем ласковым согрет
И меня вкуснее нет!

Вот треснула кожица нежная,

А под нею мякоть чудесная!

- Откройте глаза. Почувствовали персик в руках? Бархатистую кожицу?

- Возьмите рисунок с изображением персикового дерева и нарисуйте плоды, которые представили.

- С чем в окружающем мире можно сравнить персик?

- Чем они похожи? Что есть у персика? У Земли?

- Нашу планету обтягивает тоненькая плёнка, как кожица персика – верхний слой Земли. Как её называют?

- Так над какой темой будем работать?

- А почва – это живое природное тело ли неживое?

- Если бы изобразили почву третьим кружочком, то в каком круге вы его нарисовали?

- Вы знаете, что В.В. Докучаев, основоположник учения о почвах, назвал почву «особым природным образованием».

-Как вы думаете, почему?

- Мы сегодня и проверим эту гипотезу.

- Прочитайте, что писал о почве известный писатель Пришвин.

- «Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже 20».

- Приведите примеры из жизни, когда в почву можно положить немного, а получить много?

- Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где люди собирают урожай, где растут красивые леса, травы?

-Приведите примеры.



Ответы учащихся.

Учащиеся рисуют .

Предположения уч-ся, связанные с их ассоциациями.

- Косточка персика напоминает ядро Земли, мякоть – мантию, кожица – верхний слой Земли.

- Почва

  • Почва

  • Неживое

Один из учеников рисует

Высказывания детей

Читают по слайду

Приводят примеры из жизни

-Нет.

В Арктике, в Антарктиде, в пустыне, на ледяных горных вершинах

Личностные умения

Регулятивные умения

Регулятивные умения


  1. Постановка проблемного вопроса.




-Перед вами 3 образца почвы в пробирках: песчаная, глинистая, чернозёмная.

- Как вы думаете, какая из них способна производить богатый урожай?

- Почему вы так решили? Собирали урожай на такой почве?

-Рассмотрите и опишите, какой же должна быть почва? Итак,…(дальше запись на слайде?)

Почва – это верхний тёмный, рыхлый, способный производить урожай слой земли

- Возьмите рисунки и нарисуйте почву, как вы её описали.

- У вас какого цвета почва? Сравните по изображениям на слайде возможности тёмной по цвету почвы и более светлой.

- Какой вопрос у вас возникает?

Ответы уч-ся

Примеры из жизни

Описывают внешний вид почвы по состоянию, по цвету.

Продолжают свой рисунок, начатый на сенсорно-моторном этапе

- На серой по цвету почве растут чахлые растения, урожай небогатый. На тёмной почве богатая растительность, собирают хороший урожай.

Почему тёмная почва способна производить урожай? Отчего это зависит?

Регулятивные и познавательные умения

IV. Решение проблемной задачи

1. фронтальная работа


-Выберите из предложенного списка те понятия, которые помогут нам ответить на проблемный вопрос:

Состав почвы

Свойства почвы

Строение животного

Обитатели почвы

Свойства твёрдых тел

- Это и будет план работы в исследовательской лаборатории, сотрудниками которой являетесь вы?

Состав почвы

Свойства почвы

Обитатели почвы


Регулятивные и познавательные умения

2. Экспериментальная работа в группах.


- Исследуем первый пункт плана «Состав почвы». Каждая группа проводит своё исследование. Руководители, возьмите алгоритм, прочитайте своей группе, организуйте работу. Напоминаю, что вы соблюдаете осторожность, аккуратность и безопасность при работе со стеклянными предметами.

- Найдите название вещества в списке на карточке и прикрепите на доске на круг, обозначающий множество живой или неживой природы. Вода относится к живой или неживой природе?

- Для чего нужна растениям вода в почве?

- Что получает растение из почвы?

- Покажите на своём рисунке стрелкой и на доске

- Найдите это вещество в списке и прикрепите на доске. Воздух относится к живой или неживой природе?

- Для чего нужен в почве воздух растениям?

- Что получает растение из почвы?

- Покажите на своем рисунке стрелкой и на доске

- Выберите названия веществ и прикрепите на доске. Песок и глина – это объекты какой природы?

- Если в почве есть песок, то почва будет какой по состоянию?

-Какую роль играет глина?

- Это благоприятные условия для роста растений?

- Я тоже провела эксперимент до урока. Я перемешала почву с водой и несколько капель раствора нагрела. Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт. На что похож белый налёт?

-Значит, в почве есть минеральные соли.

- Для чего растениям минеральные соли или вещества?

- Сделайте вывод, что получают растения из почвы?

- Покажите на своём рисунке стрелкой.

- Что получает почва от растений?

- В каком направлении будет стрелка на рисунке? Покажите на своём рисунке стрелкой и на доске.

- В почве из остатков растений образуется перегной. Найдите название вещества и прикрепите на доске.

- Что получают растения из почвы? Изобразите стрелкой. Мы рассмотрели первый пункт нашего плана.

-Перечислите вещества, образующие механический состав почвы, химический состав.

1 группа

1. Снимите полиэтиленовую плёнку, которой накрыта почва.

2. Рассмотрите внутреннюю часть плёнки. Что на ней заметили? Капельки воды?

3. Вывод:

В почве есть_______

Слова-подсказки: песок, глина, остатки растений, воздух, вода

-Для питания

-Воду

Изображают стрелку на рисунках и на доске

2 группа

  1. В ёмкость с водой опустите комочек почвы

  2. Из него в воду выходят __________.

  3. Что входит в состав почвы?

  4. Допишите вывод:

В воду выходят пузырьки. В почве есть_________ воздух

Слова-подсказки: песок, глина, остатки растений и насекомых, воздух, вода

-Для дыхания

-Воздух

-Выполняют

3 группа

  1. В ёмкость положили немного земли, наполнили водой, встряхнули и дали отстояться. Это почвенный коктейль.

  2. Отчётливо видно, что почва отслоилась. Рассмотрите.

  3. Назовите два нижних слоя.

  4. Допишите вывод:

В почве есть________ и ____ (песок и глина)

Слова-подсказки: песок, глина, остатки растений, воздух, вода

- Рыхлой

-Удерживает влагу

-Да

- На соли

- Для питания

- Минеральные соли

Выполняют

4 группа

  1. В ёмкость с водой высыпьте почву из пробирки №3

  2. Рассмотрите, что плавает сверху?

  3. Допишите вывод:

В почве есть____________ (остатки растений и насекомых)

Слова-подсказки: песок, глина, остатки растений и насекомых, воздух, вода

-Отмершие остатки

Выполняют

Выполняют

-Перегной

Выполняют

Ответы детей


Регулятивные, познавательные и коммуникативные умения

3. Работа с текстом учебника

V.Самостоятельная работа. Самооценка.

VI. Работа в группах. Выявление обитателей почвы

VII. Итог


- Как же образуется перегной? Какова его роль в жизни растений, узнаем из рубрики учебника? Прочитайте название

- Какой мир имеется в виду?

-Почему тогда удивительный?

- Прочитаем текст изучающим чтением, ведя диалог с автором, и проверим наши предположения.

- Какие чудесные создания живут в почве?

Нарисуйте его.

- Какие удивительные вещи совершают дождевые черви?

-Какое же главное свойство почвы?

Это ответ на второй пункт нашего плана. - Из каких слов оно состоит?

- По-вашему плодородие земли бесконечно или необходимо его сохранять?

-Как сохранить плодородие почвы?

- Итак, на наш проблемный вопрос (зачитайте),

- вы сможете дать развёрнутый ответ, когда выполните тест.

- Какой же ответ на проблемный вопрос вы сформулировали?

- Оцените самостоятельную работу по алгоритму:

1.Какое было задание?

Что ты должен был получить в результате?

2. Выполнил полностью верно или с ошибкой?

3. Справился самостоятельно или с чьей – то помощью?

4.Определи отметку, которую ты себе поставишь?

- Кто ещё безошибочно справился с тестом?

- Сравните свой ответ с выводами авторов учебника на стр. 32-33 последний абзац.

- Только ли черви способствуют плодородию почвы?

- Выберите из конвертов изображения других обитателей почвы

- Кто обитает в почве?

- Так можно ли почву назвать «многонаселённым домом»?

- Да, в одном грамме почвы живёт до 10 млрд. микроорганизмов. Микроорганизмы вырабатывают минеральные соли. Мы рассмотрели третий пункт плана.

- Вернёмся к нашей гипотезе

- Почему В.Докучаев назвал почву «особым природным образованием»?

- Посмотрите на нашу модель, что входит в это «особое образование»?

-Так, где теперь мы можем нарисовать третий круг?

- Итак, почва – это единство какой природы?

- Живёт почва благодаря круговороту веществ между живой и неживой природой, что и показывают стрелки.

-Этот удивительный мир

-Почва

- Предположения детей

Читают текст вслух, задавая вопросы автору

-Дождевые черви

Рисуют

-Обогащают почву перегноем и повышают плодородие

-Плодородие.

Плод и родить

Ответы детей

-Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.

Читают текст, полученный в результате выполнения теста

Оценивают себя в диалоге с учителем

Поднимают руки

Выполняют

- Нет, в почве живёт много живых организмов

Работают в группах

Мелкие животные, черви, личинки насекомых, микроорганизмы.

Ответы детей

Объекты живой и неживой природы

Выполняет один из учеников

- Живой и неживой


Познавательные умения

Личностные умения

Познавательные и коммуникативные умения

Познавательные умения

IX. Рефлексия


- Давайте подведём итог. Продолжите устно фразы на ваших листочках:

Сегодня на уроке я – смог… … .

Я запомнил … … .

Теперь я знаю… … .

Я умею …

- Почему почва так важна для человека?

Составьте устно слоган из двух слов, содержащий призыв.

- Какой вопрос у вас возникает?


Ответы детей

- Почва – это источник питания и жизни на Земле.

Ответы детей

- От кого же нужно защищать почву, как?

Личностные умения

VIII. Домашнее задание.


Это исследование вы проведёте дома, читая дополнительный материал «Зачем и как люди заботятся о почве».

-Напишите небольшой рассказ «Путешествие маленького червячка»

- Спасибо вам за урок. Пусть ваша любознательность и воображение будут светлыми лучиками, которые помогут прочувствовать и понять всё многообразие окружающего мира.








Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Почва iconУрок по предмету "Окружающий мир" Тема урока: «Почва. Свойства почвы»
Сформулировать причины, какое значение имеет почва для животных, растений и человека
Тема: Почва iconПлан-конспект урока тема: «Почва»
Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский Физическая география. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений
Тема: Почва icon«Почва важнейшее звено круговорота веществ в природе. Структура,...
Тема: «Почва – важнейшее звено круговорота веществ в природе. Структура, свойства почв и их место в экосистемах. Состояние земельных...
Тема: Почва iconУрока
Учащиеся показывают и комментируют свои рисунки по теме «Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных»
Тема: Почва iconРабочая программа Тренер-преподаватель
Следует также учитывать, что занятия футболом благодатная почва для развития двигательных качеств
Тема: Почва iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах
Тема: Почва iconКонспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему...
План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе
Тема: Почва iconРоссийской федерации фгбоу впо белгородская государственная сельскохозяйственная академия
Посевная секция, анкер, щиток, пружина, почва, уплотнение, посев, семена, удобрения, сошник, эффективность
Тема: Почва iconРеферат на тему: «Почва и человек»
Диссертация В. В. Докучаева была посвящена судьбе русских черноземных степей, охваченных страшной болезнью истощения: падением почвенного...
Тема: Почва iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: познакомить учащихся с понятием «почва», с составом почвы её главным отличием от горных пород – плодородием
Тема: Почва iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Тема: Почва iconРабочая программа дисциплины
В природные территориальные комплексы входят: Массы твердой земной коры; массы гидросферы; воздушные массы атмосферы; биота – сообщества...
Тема: Почва iconКонференция школьников
Слайд №2. Наш край расположен на стыке умеренного и субтропического поясов. Наличие двух морей, обширных равнин и высоких гор обуславливает...
Тема: Почва iconКонспект урока типология обществ «Три вещи делают нацию великой и...
В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи
Тема: Почва iconУрок-проект: «Почва-среда обитания»
Образовательная: сформировать знания учащихся о почве как среде обитания живых организмов; выяснить черты приспособленности организмов...
Тема: Почва iconСодержание программы второго года обучения. Курс «Занимательная экология»
Биоценоз. Компоненты биоценоза: почва, фитоценоз, зооценоз, энтоценоз. Структура биоценоза: видовая, пространственная, экологическая,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск