Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 123.61 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации10.05.2014
Размер123.61 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
«Окружающий мир»
3 класс
Урок по теме «Почва»
Задачи:

Личностные

формирование учебно-познавательной мотивации (заинтересованности при выполнении заданий)

Познавательные

Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;

Использовать логические опоры (схемы) ; наблюдать , видеть закономерность, делать выводы;

Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника и тетради; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;

Коммуникативные

формирование умения слушать партнёра, сотрудничать при работе в парах, работать с информацией ;
воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность

формирование умений сопоставлять информацию, представленную в разных видах(текст, рисунок, схема, )
Оборудование:

рабочий лист (9 шт.)

лабораторные ящики(9шт.);

чашка фарфоровая (9 шт.);

образцы почв (раздаточный материал 9 шт.);

стеклянные палочки (9 шт.);

(стеклянные стаканы (9шт.);

стеклянная воронка (9 шт.);

колба (9 шт.);

бумажный фильтр (9шт.);

лупы (9);

демонстрационный столик;

штатив, стекло;

сухое горючее или спиртовка;

держатель;

толковый словарь;

компьютер; веб-камера;

мультимедийный проектор;

экран; ЦП

учебник “Окружающий мир” 3 класс,

Рабочая тетрадь (3 класс)

Ход урока

1 слайд

I. Орг. момент. 
Вот звонок нам дал сигнал – 
Поработать час настал.

II. Эмоциональный настрой. Актуализация знаний учащихся.


2 слайд

Учитель:

Есть просто храм, 
Есть храм науки. 


3 слайд

А есть еще природы храм – 
С лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам. 

Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь. 

Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.
– Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не возможна? (Без земли.)
– Еще эту святыню называют кладовой природы. Послушайте рассказ “Чудесная кладовая” (М .Ильин, Е Сегал)


4 слайд

Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.

– Сказка это или не сказка?
Нет, это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?

– Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:

Бьют меня ногами,
Режут ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять. 

– Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если ее бьют, колотят, ворочают и режут?
– Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений.
-Найдите в словаре толкование этого слова, :


5 слайд

это и название нашей планеты, на которой мы живем;

это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;

это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.


6 слайд

– Как вы думаете, что же это такое? (Фотография среза земли, взятого с обрыва)

– Мы с вами сегодня будем говорить о чём?
- О земле.
- О земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице или ... о чем? Каково ее научное название?
– Почва.
– Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?

III. Сообщение темы и цели урока.


7 слайд

– Действительно, тема урока – “Почва. Ее состав и свойства

– Сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники, которые изучают состав, свойства и виды почвы.


8 слайд

Правила работы в учебной лаборатории

– Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

– Научные сотрудники работают по плану.

– Я предлагаю и нам составить план работы на уроке.

– Согласны? С чего начнем?

– Знаете ли вы, что такое почва?

– Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве.


9 слайд

– Что еще хотели бы узнать о почве?

– И чего состоит почва?

– Какими свойствами она обладает?

– А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует?

– Только ли человеку нужна почва?(Выслушиваются ответы детей)

– Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей)

– Обо всем этом мы будем изучать в научной лаборатории. Там работают ученые, а помогают им младшие научные сотрудники и лаборанты. Приступим к работе, следуя составленному плану. Так, что же такое почва?


10 слайд

IV. Изучение новой темы.

Чтобы это узнать это отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Получался рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям.


11 слайд

Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Из их остатков образовался перегной. В почве смогли поселиться неприхотливые растения. Они дают еще больше перегноя и повышают плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Теперь могут селиться и более прихотливые и крупные растения. Вслед за растениями селятся и животные.


12 слайд

Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано. – Что такое почва? (Верхний темный, рыхлый плодородный слой земли.) (Записать в таблицу в тетради)


13 слайд

– Какие факторы влияют на образование почвы?


14 слайд

– Переходим ко 2 пункту нашего плана


15 слайд

1-й опыт.

– Через лупу рассмотрите почву.

– Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)

– Запишите свои наблюдения в таблицу.

– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых)?


16 слайд

– Это перегной.

Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают в таблицу "перегной")


17 слайд

2-й опыт.

– Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.

– Что заметили?

– Пузырьки.

– Сделайте вывод.

– В почве есть воздух.

– Впишите в таблицу.


18 слайд

3-й опыт. Нагревание почвы.

При выполнении этого опыта учителю следует помнить о правилах техники безопасности, работая со спиртовкой и огнем. Опыт проводит учитель на демонстрационном столике. Влажную почву нагреть, над ней подержать стекло. Дети внимательно наблюдают. Вода из почвы испаряется, образуя на стекле капли. Стекло перевернуть и нагреть на огне. Вода испарится, а на стекле остаются белые налеты.

На стекле появляются капли воды и белый налет. –

– Что же это такое?

Вода и минеральные соли.

– О роли минеральных солей для растений прочитайте в учебнике.

– Сделайте вывод, что входит в состав почвы.







19, 20 слайд

V. Промежуточная рефлексия.

– Давайте вспомним состав почвы с помощью загадок. По ходу заполните схему в рабочем листе.

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)

Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я ... (вода)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – 
Они понадобятся сразу. (Глина.)

– Какие еще важные компоненты почвы мы не назвали. (Минеральные соли, перегной)

VI. Продолжение новой темы.


21 слайд

– Переходим к выполнению следующего пункта плана.


22 слайд

4-й опыт. Возьмите в руки почву. Что можно с ней сделать? Размять, пересыпать. Значит, она какая? (Рыхлая – запишите это свойство в таблицу)


23 слайд

5-й опыт.

Возьмите колбу с воронкой, в которой лежит фильтр. Насыпьте туда немного почвы и налейте воды. Что произошло? О чем это говорит. Какой вывод делаем?

– Способность почвы пропускать воду называется – водопроницаемость.


24 слайд

– Чтобы определить следующее свойство почвы, привлечем ваш жизненный опыт.

– Вспомните, что происходит с почвой в жаркий летний день? (Она нагревается)

– А зимой? (Охлаждается)

– Способность почвы нагреваться и охлаждаться называется – теплопроводность.


25 слайд

– Вспомните начало урока. Рассказ “Кладовая природы”.

– Почему мешок зерна превращается в 20, а ведро картошки в 20 ведер?

– Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва?


26 слайд

– Как вы можете прокомментировать этот рисунок?

(В темной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.) – Как вы думаете, почему так происходит? В темной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы ее и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)

– Что поможет узнать точное определение слова "плодородие"?

– Правильно. Словарь.

– Прочитаем значение этого слова в толковом словаре.

– Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)

– Какие еще свойства есть у почвы? (Теплопроводность, водопроницаемость, сыпучесть– в таблицу)


27 слайд

– Как вы думаете, в нашей местности плодородная почва или нет?

– По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)

VI. Физкультминутка.

Игра на внимание. Сейчас я проверю, насколько вы внимательны.

Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.

Осина, апельсин, ель, береза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клен, персик, яблоня, груша, лиана.







28, 29 слайд

– Какими свойствами обладает почва?

– Какое свойство главное?

– Почему?

– Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей. Перегной )

– Перейдем к последнему пункту нашего плана. Кому нужна почва?


30 слайд

Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества “путешествуют” в природе как бы по кругу. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.
Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.
Вот почему замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, без почвы – нет.

VII. Рефлексия.

Рассмотрите рис. в учебнике на с. 90.

что изображено?

где расположен плодородный слой?

как вы догадались?

далее идет переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода.

в каких слоях почвы располагаются корни растений? Почему?

– Давайте подведем итог.

что такое почва?

какая почва называется плодородной?

чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)

Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

VIII. Обучающий тест. Работа с ЦП


31 слайд

– Перед вами 6 вопросов.

– Вы читаете их ,выбираете правильный ответ и даёте сигнал с пульта..

– Проверяем ответы.


– Работа в научной лаборатории подходит к концу. Какие выводы мы сделаем?

Вывод: Почва – это верхний плодородный слой земли. Она возникает и развивается под воздействием климата и живых организмов очень медленно. За 100 лет ее слой увеличивается в среднем на 1 см. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому. Почва состоит из песка, глины, перегноя, воды, воздуха, микроорганизмов. Имеет свойства – водопроницаемость, теплопроводность, плодородие.

32 слайд
IX. Домашнее задание.


Учебник с. 68–69 прочитать, ответить на вопросы, подготовить рассказ о почве. Тетрадь. с. 27 з. 64, 65.

Дополнительно, по желанию: Рассказ, книжку –малышку, презентацию, буклет об охране почв.

X. Итог.

– Спасибо за урок!

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img1.gif
1 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img2.gif
2 СЛАЙД

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img3.gif
3 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img4.gif
4 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img5.gif
5 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img6.gif
6 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img7.gif
7 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img8.gif
8 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img9.gif
9 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img10.gif
10 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img11.gif
11 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img12.gif
12 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img13.gif
13 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img14.gif
14 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img15.gif
15 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img16.gif
16 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img17.gif
17 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img18.gif
18 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img19.gif

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img20.gif

19слайд 20 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img21.gif
21 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img22.gif
22 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img23.gif
23 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img24.gif
24 слайд

.

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img25.gif
25 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img26.gif
26 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img27.gif
27 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img28.gif

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img29.gif

28слайд 29 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img30.gif
30 слайд

описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img31.gif
31 слайд


описание: http://festival.1september.ru/articles/565751/img33.gif

32 слайд


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск