Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 63.54 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.06.2014
Размер63.54 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок географии в 8 «а» классе

Учитель: Новикова Валентина Григорьевна

Тема: Почвы – «особое природное тело»

Цели и задачи:

1. Образовательная: сформировать понятие «почва». Дать представление о почвообразовательных процессах, свойствах почвы, почвенном горизонте.

2.Воспитывающая: способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к окружающей нас природе.

3.Развивающаяся: развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени.

Оборудование: физическая карта России, и карта Почвы России, атлас, учебник, презентация по теме

Тип урока: изучение нового материала

Используемые технологии: диалогово - коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности.

Формы: групповая.

Методы: исследовательский, познавательный, практический.
Ход урока.

I Организационный момент. Объявляю тему и цель урока.

1. Пять земель императора Мин.

( рассказ учителя)

Почти 500лет назад в императорском саду в центре Пекина был воздвигнут памятник. Он представлял собой приподнятую на возвышенности квадратную площадку с длиной стороны 6 м., состоящую из насыпных почв различного цвета и происхождения. В центре желтый круг из лёсса – породы. Характерной для обширных территорий Китая. Именно ему обязана своим цветом Жёлтая река – Хуанхэ, размывающая толщи лёссового плато. Остальная поверхность площадки разделена на четыре сектора, обращенные к четырем сторонам света. Северный сектор насыпан чернозёмом, распространённым в северо– восточном Китае, южный – краснозёмом из южных частей страны, западный – светлыми пустынными почвами северо–западного Китая, восточный – голубыми заболоченными почвами рисовых полей Великой Китайской равнины. Выбитая на камне надпись гласит: « Это сооружение построено в 1421году в эпоху династии Мин. Все эти земли разных цветов принадлежат императору».

Что должен был означать этот памятник? Несомненно величие императорской власти, выраженное в обширности, природном богатстве и экономическом могуществе Поднебесной.

О чём может сказать он нам, современным людям? Это достаточно древнее символическое представляет нам почву в нескольких её качествах. Во – первых, как символ плодородия, составляющего основу существования всего живого, включая человека. Во – вторых, как природное тело, в географическом распространении которого есть определённые закономерности. В – третьих, как объект с весьма разнообразными свойствами. Кроме того можно с уверенностью говорить об эстетической ценности - он просто красив.

- Так что же такое почва?
Слайд 1.Тема: Почвы – «особое природное тело»

Слайд 2. Цели и задачи урока.

Слайд 3.План урока.

Слайд 4. Настрой на деловой ритм работы.

Весной был посажен картофель на два разных поля, осенью было отмечено, что на одном поле картофель крупный, урожай другого мелкий. Почему при одинаковом уходе и посадочном материале мы получили разный урожай?

  • Вспомните, что такое почва?

  • Какое основное свойство почвы? (плодородие)

  • От чего зависит плодородие почв?

  • Можно ли создать искусственную почву?

  • Чем почва отличается от горной породы?

На некоторые вопросы ребята могут дать ответ, используя свой запас знаний  7 класса.

II . Изучение нового материала.

Сегодня на уроке вы узнаете, как образуется почва, какова роль русского ученого В.В.Докучаева в изучение почв; почему почвы разнообразны; что такое почвенные горизонты.

Открываем тетради, записываем число и тему урока

Слайд 5. Почва — это тонкий рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием. Почвы – национальное достояние страны ( учебник Т.4 стр115)

Горсть хорошей почвы содержит миллионы микроорганизмов. Почва – хранительница плодородия и жизни. Чтобы образовался слой почвы мощностью в 1 см, требуется столетие.

Слайд 6. Что такое земельные ресурсы?

Рис.80 стр.116.Земельный фонд России.



Какой процент территории используется в сельском хозяйстве? (13 %)

Слайд 7. - Изучением почв занимается наука почвоведение. Основоположником является русский ученый В.В.Докучаев (1846-1903)

Сообщение на тему В.В. Докучаев

Докучаев определял почву, как самостоятельное природное образование, подобно минералам, растениям, животным, выявившимся в результате совместной деятельности разных факторов.
Как же образуется почва? Какие компоненты участвуют в процессе почвообразования?

Физминутка (музыкальная пауза).

Слайды 8 -10. Почвообразующие факторы.

Вопрос классу.

  • Как образовалась почва? Сообщение ученика( за ранее даю опережающее задание ученику «Как образовалась почва?»)

На основе прослушанного сообщения выделяем следующие почвообразующие факторы:

1. « выветривание»: разрушения скальных пород. Ледники приносят массы горных пород, разрушая скалы и горы. В сочетании с химическими элементами вода растворяет и вымывает некоторые виды горных пород. Смена температур способствует разрушению гор. От нагревания и охлаждения на поверхности скал образуются трещины. Туда попадает вода, которая при замерзании еще больше разрушает горы

2.появление первых растений – лишайники – пионеры. 3.деятельность растений

В трещины в горных породах попадают семена деревьев, они дают побеги и своими корнями также содействуют разрушению горных пород.

Но это только начало образования почвы. Для образования настоящей почвы в песок или в мельчайшие частички скальных пород необходимо добавить «гумус».

4. деятельность живых организмов

В результате деятельности бактерий остатки почти всех растений и животных превращаются в почву. Бактерии разлагают их и повышают плодородие почвы. Земляные черви и другие насекомые также обогащают почву. Образуется гумус.

Гумус — это органическая масса, получаемая из растений и останков животных, рельеф местности

Слайд 11. Почва и ее состав.

Объяснение нового материала начинаю с постановки проблемного вопроса перед классом:

  • Что такое почва?

Если бы поверхность нашей Земли не была бы покрыта почвой, человек не смог бы на ней существовать. Без почвы не было бы растительности, и человек и другие животные не смогли бы добыть себе пищу.

Почва особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой(органической) и мертвой (неорганической) природы.

Почва состоит из твердой, жидкой, газообразной частей и живых организмов.

Твердая часть-это минеральные и гумусовые вещества ( слайд 11) :



  • минеральная основа (50–60 % от общего объёма);

  • органическое вещество (до 10 %)

Жидкая - вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями (слайд 7) :

  • вода (25–35 %).

Газообразная часть(почвенный воздух) заполняют поры и пустоты в почве (слайд 8):

  • воздух (15–25 %)

  • Почва – верхний плодородный слой земной коры, обладающий плодородием.

  • Слайд 12



Работа с учебником стр. 117 рис.81.
Слайд 13. Какое строение имеет почва?

Аo горизонт лесная подстилка (луговой войлок) самая верхняя часть почвенного профиля — лесная подстилка или степной войлок, представляющая собой опад растений на различных стадиях разложения — от свежего до полностью разложившегося.
А1- горизонт накопления гумуса, наиболее темноокрашенный в почвенном профиле, в котором происходит накопление органического вещества в форме гумуса, тесно связанного с минеральной частью почвы. Цвет этого горизонта варьируется от черного, бурого, коричневого до светло-серого, что обусловлено составом и количеством гумуса. Мощность гумусового горизонта колеблется от нескольких сантиметров до 1,5 м и более.
А2 - горизонт вымывания – это осветленный горизонт, из которого вынесена часть органических и минеральных соединений, а иногда и все, что может раствориться. По цвету напоминает золу.
В - горизонт вмывания в него попадает, то что теряет верхняя часть почвы. Здесь накапливается много мельчайших частиц (ила, глины). В разных климатических условиях на разных горных породах этом горизонте могут накапливаться разные минералы, например, оксиды железа и алюминия, что придает почве красно-бурый цвет. Мощность от 1 см. до 1, 5 м.
С - горизонт материнская (почвообразующая) горная порода, из которой сформировалась данная почва, не затронутая специфическими процессами почвообразования (аккумуляцией гумуса, элювиированием и т. д.). , в этом горизонте нет гумуса.
Слайд 14. Взаимосвязь почв, растительности и климата



Слайд 16. Почвенная карта России.



III. Закрепление изученного на уроке.

1.Что такое почва?

2. Назвать почвообразующие факторы?

3.Почему В.В.Докучаев назвал почвы « зеркалом ландшафта»?

4. Назовите основное свойство почвы.

5. Что такое гумус?

6.Назовите почвенные горизонты.

7.Как можно по горизонтам почвенного профиля определить возраст почвы ( старая или молодая)?

IV. Выставление оценок. Что нового узнали на уроке?

V. Домашнее задание: § 18.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск