Урока





Скачать 118.32 Kb.
НазваниеУрока
Дата публикации18.07.2014
Размер118.32 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Урок кубановедения

в 3 классе

«Разнообразие растительного мира

Краснодарского края, его охрана»

Учитель начальных классов:
Падалка Наталья Ильинична


Тема урока: Разнообразие растительного мира Краснодарского края, его охрана.

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Тип урока: комбинированный, урок – виртуальное путешествие.
Цель: формирование знаний о разнообразии растительного мира

Краснодарского края.
Задачи: - расширение знаний о растениях Краснодарского края;

- формирование представления о ценности для человека мира растений;

- углубление знаний о Красной книге Кубани;

- воспитание бережного отношения, любви к природе своего края;

- развитие познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать,

делать выводы на основе полученной информации;

- развитие речи учащихся.
Оборудование: компьютер; мультимедиа проектор;

презентация Power Point к уроку;

«Красная книга Краснодарского края»;

плакаты «Защитим природу».

Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка выполнения домашнего задания.

Учащиеся показывают и комментируют свои рисунки по теме «Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных».
III. Сообщение темы и целей урока.

- Отгадайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может. (Слайд 1) Что это? (Растение.) (Слайд 2)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О растениях.)

- Итак, тема урока: Разнообразие растительного мира Краснодарского края, его охрана.

Как вы понимаете слово разнообразие? (Много разных растений.)

- Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по всему нашему краю. Виртуальное означает

с помощью компьютера. Мы познакомимся с растениями нашего края, вспомним известные факты, узнаем новые о растениях, будем выполнять интересные упражнения, поиграем.
IV. Подготовка к усвоению нового материала.

- Перед началом путешествия нам необходимо подготовиться, ответить на некоторые вопросы, вспомнить, что уже знаем.

- Как вы думаете, важны ли растения в нашей жизни? Может быть, без них было бы лучше? Почему?

(Слайд 3) Растения

  • используются в пищу людьми и животными;

  • помогают бороться с болезнями; (Слайд 4-6)

  • используются как промышленное сырьё;

  • очищают воздух;

Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 тонн пыли.

Кедр, сосна, лиственница – лучшие борцы с микробами в воздухе.

  • украшают нашу жизнь. (Слайд 7)


(Слайд 4) В энциклопедии «История медицины» есть такие слова: «Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственных средств, то можно сказать: мы живём в мире лекарств».

Растения – лекарства. Лекарственные растения помогают бороться с болезнями. Люди используют такие растения в натуральном виде или изготавливают из них лекарственные препараты. На Кубани растёт более 160 видов лечебных растений. Вот некоторые из них.
(Слайд 5) Мята перечная, подорожник, мать-и-мачеха, облепиха,

(Слайд 6) донник лекарственный, лопух большой, ландыш майский, одуванчик лекарственный, шиповник ржаво-красный, бессмертник песчаный.

- При каких заболеваниях вы и ваша семья используете лекарственные растения? Какие?

Рассказы детей о растениях из «Зелёной аптеки».
(Слайд 7) - «Растение – земли украшение». Как вы понимаете смысл этой поговорки?

Зелёные растения украшают города, посёлки и жилища. Без цветов и деревьев невозможно представить ни улицы городов, ни старинные дворцовые ансамбли. И в будни, и в праздники растения рядом с нами.
ИГРА «Отгадай цветы».

- Цветы радуют нас своей красотой и ароматом. (Слайд 8) Буквы в словах перемешались, подумайте и отгадайте названия цветов.

АКМ (МАК), ЛЬПТЮАН (ТЮЛЬПАН), РЦИНАСС (НАРЦИСС), ОНПИ (ПИОН)

- Эти цветы на территории нашего края можно увидеть и в дикой природе, и в садах,

на городских клумбах.

V. Работа над новым материалом.
Разнообразие растительного мира Кубани. (Слайд 9)

- Отправляемся в путешествие по нашему краю, а помогать нам будет карта, но не совсем обычная. Посмотрите на неё и скажите, чем она отличается от привычной? (На ней рисунки растений).

- В нашем крае растёт более 3 000 видов растений. Некоторые из них появились очень давно, примерно 2 млн. лет назад. Их ещё называют реликтовыми, т.е. сохранившимися с древних времён. Нигде в нашей стране нет так много разных растений. Как вы думаете, почему?

(На Кубани особый климат, здесь хорошие условия для жизни растений).

- Конечно, в разных природных условиях растут разные растения. Немаловажную роль при этом играют климат и рельеф местности.

- Рисунки справа от карты, как дверцы, помогут нам оказаться в тех местах, где растут разные растения.

- Итак, начнём путешествие с зоны лиственных лесов. Почему их так назвали? (Там растёт много лиственных деревьев).

(Слайд 10) В лесостепной зоне Кубани растут широколиственные леса, состоящие из дуба, клёна, осины, ясеня, граба и других деревьев.
ИГРА «ОТГАДАЙ ДЕРЕВЬЯ» (Слайд 11)

- Отгадайте загадки, и назовите деревья.

Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила. (Ива.)

Клейкие почки, зелёные листочки, с белой корой стоит под горой. (Берёза.)

Стоит над кручей богатырь могучий, крона кудрявая, сучья корявые. (Дуб.)

Среди лета метелица: его пух летит и стелется. (Тополь.)

- Какое из этих деревьев часто называют символом города Краснодара? (Тополь.) Почему?

(Много тополей растёт в нашем городе и в его окрестностях. Тополя сажали в лесополосах вокруг пригородных полей.)
ИГРА «ЧЕЙ ЛИСТИК?» (Слайд 12)

- Сорвал ветер листья с деревьев. Отгадайте, с каких деревьев эти листочки. (Берёза, дуб, каштан, клён, ива.)
(Слайд 13) Основная часть лесов находится в предгорье. Поднимаясь выше в горы, встречаются хвойные леса, состоящие из кавказской пихты, или сосны. Растут там и ели, и лиственницы,

и кедры. Объясните, почему леса называют «лёгкими» нашего края? (Деревья очищают воздух.)
(Слайд 14) Черноморское побережье удивляет и радует субтропической растительностью.

В районе Большого Сочи круглый год зеленеют кипарисы, магнолии. Это потому, что горы защищают от ветров, а тёплое море обогревает побережье. Тут в скверах растут пальмы, олеандр, лавровишня, камелия японская и др. Нет такого месяца в году, чтобы не цвели какие-нибудь растения. В каком парке города Сочи собраны образцы растений со всего света? (Дендрарий.)
(Слайд 15) В садах зреют абрикосы, сливы, персики, груши, яблоки и др. плоды. Фрукты спешат к нашему столу, дарят нам не только вкус, но и здоровье. Объясните, почему? (В них много витаминов, полезных для человека.)

- Какие блюда можно приготовить из фруктов?
(Слайд 16) Хорошо на Черноморском побережье, особенно от Таманского полуострова и южнее, растёт виноград. Виноградная гроздь, налившись солнцем, повисает на ветке между широкими резными листьями. Великолепные виноградники ежегодно дают свой урожай. Какого цвета виноград вы видели и пробовали? О чём это говорит? (На Кубани растёт и белый, и розовый, и тёмно-синий виноград. Это значит, что разные сорта винограда растут на кубанской земле.)

(Слайд 17) Аромат жаркого южного солнца, дыхание тёплого моря и соки древней земли – всё это наполняет кубанские вина, известные далеко за пределами края. Многие сорта кубанских вин ежегодно завоёвывают медали на российских, международных конкурсах и выставках.
(Слайд 18) Кубань – житница России. Что означает слово житница? (От слова жить, дающая жизнь.)

- На сотни километров многоцветным ковром расстилается кубанская нива. Только море может поспорить с её величавой красотой. Современная степь почти вся распахана и занята посевами пшеницы, ржи, овса, кукурузы и др. Как используют люди зерновые культуры?
(Слайд 19) Кубань является главным производителем риса в России. Рис называют белым золотом Кубани. Почему? (Очищенные зёрна риса белого цвета.)
(Слайд 20) Жёлтые головки-солнышки подсолнечника готовы отдать своё семя. Благодаря ему мы ежедневно пользуемся растительным маслом. Как вы думаете, почему так назвали это растение?

(Головки-цветки подсолнечника всё время поворачиваются за солнцем.)
(Слайд 21) Свыше 100 сельскохозяйственных культур выращивают на полях Кубани. Овощами Кубань кормит не только кубанцев, но и жителей других регионов России.
«А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?» Интересные факты об овощах.

  • Родиной огурца считают Индию, где до сих пор встречаются их дикие виды.

  • В Древней Греции лук считали священным растением, где луковица считалась символом устройства Вселенной. В древней Руси лук считали универсальным лекарством от всех болезней.

  • А знаете ли вы, что картофель сначала выращивали как декоративное растение, потом варили варенье из зелёных ягод, и лишь затем стали употреблять в пищу клубни. Ещё 200 лет назад в Европе картофель был такой редкостью, что его дарили друг другу в праздники.

  • За много веков до нашей эры в Египте, Греции и Риме капусту применяли как лекарство. Её использовали для лечения бессонницы, головной боли, её соком смазывали раны. Сейчас капуста – одна из главнейших овощных культур Европы.


- Какие ещё овощи выращивают на Кубани? Чем полезны овощи для человека?
VI. Динамическая пауза.
(Слайд 22) В степи, на лугу, вдоль дорог, по склонам оврагов можно встретить: пырей, полынь, тимофеевку, ковыль и многие другие травы.
(Слайд 23) Водоёмы Кубани богаты водной растительностью. Для плавней и лиманов обычны белая и жёлтая лилии, ряска, лютик, водяной орех, а у берегов заросли камыша, осоки.

В некоторых местах встречается лотос индийский, нежно розовые лепестки которого, распускаются в августе. Посаженные руками человека эти создания укрывают поверхность мелководных мест, находя в тёплой пресной воде благоприятную среду для роста и цветения. Лотос покоится на круглых, больших листьях, достигающих до 80 см в диаметре. Восточное поверье гласит: «Шепни в раскрывшийся цветок лотоса имя любимого человека, и любовь его сопроводит тебя на всю жизнь».
(Слайд 24) Посмотрите внимательно на карту. Кто знает, что это за уголок природы нас приглашает в гости?
(Слайд 25) Сейчас мы перенесёмся в уголок природы, где много растений и животных живут под охраной человека - КАВКАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК. Кто может объяснить, что значит слово заповедник?

(Слайд 26) Великая природа… Она так и остаётся источником жизни, она главные духовные ресурсы человека. Мы с ней единый организм. Изумительные ландшафты, чистый горный воздух, минеральные источники, пение птиц дарят нам бесценное благо. А взамен человек обязан позаботиться о природе, чтобы сохранить её в здоровом, первозданном виде, поскольку на планете осталось немного таких мест.
(Слайд 27) Заповедник – территория, на которой постоянно охраняется природа: недра, почвы, растительность и животный мир.




(Слайд 28) Кавказский заповедник, самый крупный в нашем крае, расположен в западной его части. Кавказский государственный биосферный заповедник – один из наиболее сложных природных районов Кавказа. Разнообразен климат на территории заповедника: от влажного субтропического, до сурового высокогорного.
(Слайд 29) Флора (мир растений) заповедника разнообразна, насчитывает около 3 000 видов. Среди лесов преобладают пихтарники. Отдельные пихты-гиганты достигают более 60 метров высоты при диаметре 2 метра.
(Слайд 30) Местами цепкие заросли ежевики затянули поверхность почвы, скрывая лежащие на земле стволы лесных великанов, отживших свой век. Рядом можно увидеть и кусты шиповника.

Чем похожи эти растения? (Эти кусты колючие, их ягоды и плоды очень полезны.)
(Слайд 31) Распространены буковые леса.  

(Слайд 32) Тиссо-самшитовая роща - уникальный памятник природы. Здесь сохранились тисс ягодный и самшит колхидский. Живёт тисс до 1 500 лет, а иногда, до 3 000 – 4 000 лет. Это самое теневыносливое из всех хвойных пород растение. В народе его называют - «негной-дерево». Подумайте, почему? (Не гниёт древесина.)

- Древесина тисса твёрдая и тяжёлая, почти не поддаётся гниению, прекрасный материал для строительных, столярных. Широкое использование тисса привело к его массовому уничтожению.

Самшит – самое тяжёлое дерево (тонет в воде). Растёт очень медленно 1 мм в год. Живет до 300-500 лет. Растёт на отвесных скалах известняков. Больших самшитовых лесов нигде нет и поэтому, роща является уникальной, очень редкой.

Одной из достопримечательностей рощи является плантация пробкового дуба, устойчивого к холодам. Стволы деревьев покрыты толстой корой, из которой изготавливают пробку.
(Слайд 33) Путешественник обязательно встретит в заповеднике различные виды папоротников,

(Слайд 34) иглицу, колокольчики, много медоносных цветов.
(Слайд 35) В высокогорье обширные площади занимают заросли рододендрона кавказского. Рододендрон участвует в образовании торфа.
(Слайд 36) Здесь можно встретить кустарнички черники кавказской. Благодаря чему это растение получило своё название? (Ягоды чёрного цвета.)
(Слайд 37) Разноцветный цветочный ковёр радует глаз на альпийских и субальпийских лугах.

На высоте 1 800 – 2 200 м над уровнем моря – изобилие субальпийской растительности, а далее идут альпийские луга. Природа здесь сурова. Лишь в августе поляны освобождаются от снега. В субальпийской зоне всё велико и пышно, в альпийской те же растения, но высотой не выше 15 см, в основном растения стелющейся формы. Поражают окраска, пестрота цветов на каменистых полянах, в окружении скал и снегов. Кругом произрастают красные мытники, ярко – синие горечавки, золотисто – жёлтые лютики и одуванчики, розово – красные гвоздики, голубые незабудки, колокольчики.

КРАСНАЯ КНИГА Краснодарского края. (Слайд 38)

«Охранять природу – значит охранять Родину». Эти слова должен помнить каждый человек.

Красная книга – книга особенная. Она предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!»

И это действительно так. Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. В Красной книге Краснодарского края есть информация о растениях и животных, нуждающихся в срочной помощи, защите. Некоторые растения страдают от вытаптывания. Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья, когда обрывают всё до последнего цветка. Некоторые травы исчезают по вине цветоводов – любителей. Они выкапывают растения в лесу и пытаются выращивать в своих садах. Большинство выкопанных растений не приживаются, погибает. Человек, сорвавший цветок, наверное, не думает, что, возможно, погубил ещё одно растение исчезающего вида.
(Слайд 39) Познакомьтесь с некоторыми растениями из Красной книги нашего края. Первоцвет Воронова, подснежник кавказский и подснежник Воронова растут на опушках, в зарослях кустарников, лиственных лесах. Число этих растений сокращается.

Безвременник великолепный растёт на лугах и в лесах, в горных ущельях и на опушках, поднимается до 3 000 м над уровнем моря. Численность его стремительно сокращается.

(Слайд 40) Цикламен косский и кавказский встречаются в окрестностях Красной Поляны, южнее Туапсе, в окрестностях Камышановой поляны Апшеронского района. Массовое уничтожение на зимние и ранневесенние букеты, выкапывание клубней для лекарственных целей. Необходимы полный запрет продажи цветов и выкопки клубней.

Тюльпан Липского встречается только в высокогорных районах нашего края. Произрастает в альпийском поясе по травянистым склонам и щебнистым местам на высоте 2 400 - 3 000 м над уровнем моря. Численность очень мала, встречается чрезвычайно редко.

Так же нуждаются в охране, в защите: копеечник седоватый,
(Слайд 41) ремнелепестник козий, ятрышник, пион кавказский, сосна пицундская.
(Слайд 42) Много леса – не губи, мало леса – береги. Что значат эти плакаты?
ИГРА «ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?» (Слайд 43)

Подумайте, что правильно, а что нет в действиях людей. Обоснуйте свой ответ.
VII. Итог урока.

- Понравился вам урок?

- Что вы узнали нового, интересного?

- Какое значение для людей имеет окружающая нас природа?

- Почему охрана природы помогает сохранять здоровье людей?
Слайд 44

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля!

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобой родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относится добрей.


  1. Домашнее задание. Нарисовать эскиз плаката о защите растений.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
Урока iconУрока. Продолжительность урока 40 минут
Продолжительность урока в1классах – 35–мин, сентябрь–октябрь 3 урока, далее 4 урока
Урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Структура и ход урока Вводная часть урока, подготовительная часть урока, основная часть урока, заключительная часть урока
Урока iconКонспект урока по физкультуре, в 6 «В» классе Тема урока: легкая...

Урока iconКонспект урока по волейболу 8-9 класс Дата урока: 20. 12. 12 Тема...
Цель урока: Укрепление здоровья и подготовка учащихся к внутришкольным и районным соревнованиям
Урока iconУрок. Тема урока Форма урока
Место и роль урока в теме. Внешние связи урока: устанавливается место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока...
Урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кой цели занятия место урока в системе занятий по целому разделу; связь урока с предыдущим: как она осуществлялась; структура урока:...
Урока iconКонспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:...
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов
Урока iconУрок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья»
Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным...
Урока iconТема урока: Наука о природе Земли
Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока)
Урока iconКонспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка...
Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки)
Урока iconУрока: 1 Тема урока. Я гражданин и ученик
...
Урока iconАнализ урока в соответствии с требованиями фгос ноо цель посещения:...
Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол...
Урока iconКонспект урока русского языка в спаренных 1 и 2 классах Тема урока: Цель урока
Цель урока: формировать навык грамотного письма слов с безударными гласными, находящимися в сильной и слабой позициях
Урока iconСтруктура урока основные звенья (этапы) современного урока
Структура урока это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая...
Урока iconКонспект урока в 4а классе. Тип урока: Комбинированный. Цель урока:...
«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Вальс цветов» П. И. Чайковского, павлово-посадские цветные платки, изделия декоративно-прикладного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск