Скачать 118.32 Kb.
|
Урок кубановедения в 3 классе «Разнообразие растительного мира Краснодарского края, его охрана» Учитель начальных классов: Падалка Наталья Ильинична Тема урока: Разнообразие растительного мира Краснодарского края, его охрана. Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Тип урока: комбинированный, урок – виртуальное путешествие. Цель: формирование знаний о разнообразии растительного мира Краснодарского края. Задачи: - расширение знаний о растениях Краснодарского края; - формирование представления о ценности для человека мира растений; - углубление знаний о Красной книге Кубани; - воспитание бережного отношения, любви к природе своего края; - развитие познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации; - развитие речи учащихся. Оборудование: компьютер; мультимедиа проектор; презентация Power Point к уроку; «Красная книга Краснодарского края»; плакаты «Защитим природу». Ход урока: I. Организационный момент. II. Проверка выполнения домашнего задания. Учащиеся показывают и комментируют свои рисунки по теме «Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных». III. Сообщение темы и целей урока. - Отгадайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может. (Слайд 1) Что это? (Растение.) (Слайд 2) - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О растениях.) - Итак, тема урока: Разнообразие растительного мира Краснодарского края, его охрана. Как вы понимаете слово разнообразие? (Много разных растений.) - Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по всему нашему краю. Виртуальное означает с помощью компьютера. Мы познакомимся с растениями нашего края, вспомним известные факты, узнаем новые о растениях, будем выполнять интересные упражнения, поиграем. IV. Подготовка к усвоению нового материала. - Перед началом путешествия нам необходимо подготовиться, ответить на некоторые вопросы, вспомнить, что уже знаем. - Как вы думаете, важны ли растения в нашей жизни? Может быть, без них было бы лучше? Почему? (Слайд 3) Растения
Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 тонн пыли. Кедр, сосна, лиственница – лучшие борцы с микробами в воздухе.
(Слайд 4) В энциклопедии «История медицины» есть такие слова: «Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственных средств, то можно сказать: мы живём в мире лекарств». Растения – лекарства. Лекарственные растения помогают бороться с болезнями. Люди используют такие растения в натуральном виде или изготавливают из них лекарственные препараты. На Кубани растёт более 160 видов лечебных растений. Вот некоторые из них. (Слайд 5) Мята перечная, подорожник, мать-и-мачеха, облепиха, (Слайд 6) донник лекарственный, лопух большой, ландыш майский, одуванчик лекарственный, шиповник ржаво-красный, бессмертник песчаный. - При каких заболеваниях вы и ваша семья используете лекарственные растения? Какие? Рассказы детей о растениях из «Зелёной аптеки». (Слайд 7) - «Растение – земли украшение». Как вы понимаете смысл этой поговорки? Зелёные растения украшают города, посёлки и жилища. Без цветов и деревьев невозможно представить ни улицы городов, ни старинные дворцовые ансамбли. И в будни, и в праздники растения рядом с нами. ИГРА «Отгадай цветы». - Цветы радуют нас своей красотой и ароматом. (Слайд 8) Буквы в словах перемешались, подумайте и отгадайте названия цветов. АКМ (МАК), ЛЬПТЮАН (ТЮЛЬПАН), РЦИНАСС (НАРЦИСС), ОНПИ (ПИОН) - Эти цветы на территории нашего края можно увидеть и в дикой природе, и в садах, на городских клумбах. V. Работа над новым материалом. Разнообразие растительного мира Кубани. (Слайд 9) - Отправляемся в путешествие по нашему краю, а помогать нам будет карта, но не совсем обычная. Посмотрите на неё и скажите, чем она отличается от привычной? (На ней рисунки растений). - В нашем крае растёт более 3 000 видов растений. Некоторые из них появились очень давно, примерно 2 млн. лет назад. Их ещё называют реликтовыми, т.е. сохранившимися с древних времён. Нигде в нашей стране нет так много разных растений. Как вы думаете, почему? (На Кубани особый климат, здесь хорошие условия для жизни растений). - Конечно, в разных природных условиях растут разные растения. Немаловажную роль при этом играют климат и рельеф местности. - Рисунки справа от карты, как дверцы, помогут нам оказаться в тех местах, где растут разные растения. - Итак, начнём путешествие с зоны лиственных лесов. Почему их так назвали? (Там растёт много лиственных деревьев). (Слайд 10) В лесостепной зоне Кубани растут широколиственные леса, состоящие из дуба, клёна, осины, ясеня, граба и других деревьев. ИГРА «ОТГАДАЙ ДЕРЕВЬЯ» (Слайд 11) - Отгадайте загадки, и назовите деревья. Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила. (Ива.) Клейкие почки, зелёные листочки, с белой корой стоит под горой. (Берёза.) Стоит над кручей богатырь могучий, крона кудрявая, сучья корявые. (Дуб.) Среди лета метелица: его пух летит и стелется. (Тополь.) - Какое из этих деревьев часто называют символом города Краснодара? (Тополь.) Почему? (Много тополей растёт в нашем городе и в его окрестностях. Тополя сажали в лесополосах вокруг пригородных полей.) ИГРА «ЧЕЙ ЛИСТИК?» (Слайд 12) - Сорвал ветер листья с деревьев. Отгадайте, с каких деревьев эти листочки. (Берёза, дуб, каштан, клён, ива.) (Слайд 13) Основная часть лесов находится в предгорье. Поднимаясь выше в горы, встречаются хвойные леса, состоящие из кавказской пихты, или сосны. Растут там и ели, и лиственницы, и кедры. Объясните, почему леса называют «лёгкими» нашего края? (Деревья очищают воздух.) (Слайд 14) Черноморское побережье удивляет и радует субтропической растительностью. В районе Большого Сочи круглый год зеленеют кипарисы, магнолии. Это потому, что горы защищают от ветров, а тёплое море обогревает побережье. Тут в скверах растут пальмы, олеандр, лавровишня, камелия японская и др. Нет такого месяца в году, чтобы не цвели какие-нибудь растения. В каком парке города Сочи собраны образцы растений со всего света? (Дендрарий.) (Слайд 15) В садах зреют абрикосы, сливы, персики, груши, яблоки и др. плоды. Фрукты спешат к нашему столу, дарят нам не только вкус, но и здоровье. Объясните, почему? (В них много витаминов, полезных для человека.) - Какие блюда можно приготовить из фруктов? (Слайд 16) Хорошо на Черноморском побережье, особенно от Таманского полуострова и южнее, растёт виноград. Виноградная гроздь, налившись солнцем, повисает на ветке между широкими резными листьями. Великолепные виноградники ежегодно дают свой урожай. Какого цвета виноград вы видели и пробовали? О чём это говорит? (На Кубани растёт и белый, и розовый, и тёмно-синий виноград. Это значит, что разные сорта винограда растут на кубанской земле.) (Слайд 17) Аромат жаркого южного солнца, дыхание тёплого моря и соки древней земли – всё это наполняет кубанские вина, известные далеко за пределами края. Многие сорта кубанских вин ежегодно завоёвывают медали на российских, международных конкурсах и выставках. (Слайд 18) Кубань – житница России. Что означает слово житница? (От слова жить, дающая жизнь.) - На сотни километров многоцветным ковром расстилается кубанская нива. Только море может поспорить с её величавой красотой. Современная степь почти вся распахана и занята посевами пшеницы, ржи, овса, кукурузы и др. Как используют люди зерновые культуры? (Слайд 19) Кубань является главным производителем риса в России. Рис называют белым золотом Кубани. Почему? (Очищенные зёрна риса белого цвета.) (Слайд 20) Жёлтые головки-солнышки подсолнечника готовы отдать своё семя. Благодаря ему мы ежедневно пользуемся растительным маслом. Как вы думаете, почему так назвали это растение? (Головки-цветки подсолнечника всё время поворачиваются за солнцем.) (Слайд 21) Свыше 100 сельскохозяйственных культур выращивают на полях Кубани. Овощами Кубань кормит не только кубанцев, но и жителей других регионов России. «А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?» Интересные факты об овощах.
- Какие ещё овощи выращивают на Кубани? Чем полезны овощи для человека? VI. Динамическая пауза. (Слайд 22) В степи, на лугу, вдоль дорог, по склонам оврагов можно встретить: пырей, полынь, тимофеевку, ковыль и многие другие травы. (Слайд 23) Водоёмы Кубани богаты водной растительностью. Для плавней и лиманов обычны белая и жёлтая лилии, ряска, лютик, водяной орех, а у берегов заросли камыша, осоки. В некоторых местах встречается лотос индийский, нежно розовые лепестки которого, распускаются в августе. Посаженные руками человека эти создания укрывают поверхность мелководных мест, находя в тёплой пресной воде благоприятную среду для роста и цветения. Лотос покоится на круглых, больших листьях, достигающих до 80 см в диаметре. Восточное поверье гласит: «Шепни в раскрывшийся цветок лотоса имя любимого человека, и любовь его сопроводит тебя на всю жизнь». (Слайд 24) Посмотрите внимательно на карту. Кто знает, что это за уголок природы нас приглашает в гости? (Слайд 25) Сейчас мы перенесёмся в уголок природы, где много растений и животных живут под охраной человека - КАВКАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК. Кто может объяснить, что значит слово заповедник? (Слайд 26) Великая природа… Она так и остаётся источником жизни, она главные духовные ресурсы человека. Мы с ней единый организм. Изумительные ландшафты, чистый горный воздух, минеральные источники, пение птиц дарят нам бесценное благо. А взамен человек обязан позаботиться о природе, чтобы сохранить её в здоровом, первозданном виде, поскольку на планете осталось немного таких мест. (Слайд 27) Заповедник – территория, на которой постоянно охраняется природа: недра, почвы, растительность и животный мир. (Слайд 28) Кавказский заповедник, самый крупный в нашем крае, расположен в западной его части. Кавказский государственный биосферный заповедник – один из наиболее сложных природных районов Кавказа. Разнообразен климат на территории заповедника: от влажного субтропического, до сурового высокогорного. (Слайд 29) Флора (мир растений) заповедника разнообразна, насчитывает около 3 000 видов. Среди лесов преобладают пихтарники. Отдельные пихты-гиганты достигают более 60 метров высоты при диаметре 2 метра. (Слайд 30) Местами цепкие заросли ежевики затянули поверхность почвы, скрывая лежащие на земле стволы лесных великанов, отживших свой век. Рядом можно увидеть и кусты шиповника. Чем похожи эти растения? (Эти кусты колючие, их ягоды и плоды очень полезны.) (Слайд 31) Распространены буковые леса. (Слайд 32) Тиссо-самшитовая роща - уникальный памятник природы. Здесь сохранились тисс ягодный и самшит колхидский. Живёт тисс до 1 500 лет, а иногда, до 3 000 – 4 000 лет. Это самое теневыносливое из всех хвойных пород растение. В народе его называют - «негной-дерево». Подумайте, почему? (Не гниёт древесина.) - Древесина тисса твёрдая и тяжёлая, почти не поддаётся гниению, прекрасный материал для строительных, столярных. Широкое использование тисса привело к его массовому уничтожению. Самшит – самое тяжёлое дерево (тонет в воде). Растёт очень медленно 1 мм в год. Живет до 300-500 лет. Растёт на отвесных скалах известняков. Больших самшитовых лесов нигде нет и поэтому, роща является уникальной, очень редкой. Одной из достопримечательностей рощи является плантация пробкового дуба, устойчивого к холодам. Стволы деревьев покрыты толстой корой, из которой изготавливают пробку. (Слайд 33) Путешественник обязательно встретит в заповеднике различные виды папоротников, (Слайд 34) иглицу, колокольчики, много медоносных цветов. (Слайд 35) В высокогорье обширные площади занимают заросли рододендрона кавказского. Рододендрон участвует в образовании торфа. (Слайд 36) Здесь можно встретить кустарнички черники кавказской. Благодаря чему это растение получило своё название? (Ягоды чёрного цвета.) (Слайд 37) Разноцветный цветочный ковёр радует глаз на альпийских и субальпийских лугах. На высоте 1 800 – 2 200 м над уровнем моря – изобилие субальпийской растительности, а далее идут альпийские луга. Природа здесь сурова. Лишь в августе поляны освобождаются от снега. В субальпийской зоне всё велико и пышно, в альпийской те же растения, но высотой не выше 15 см, в основном растения стелющейся формы. Поражают окраска, пестрота цветов на каменистых полянах, в окружении скал и снегов. Кругом произрастают красные мытники, ярко – синие горечавки, золотисто – жёлтые лютики и одуванчики, розово – красные гвоздики, голубые незабудки, колокольчики. КРАСНАЯ КНИГА Краснодарского края. (Слайд 38) «Охранять природу – значит охранять Родину». Эти слова должен помнить каждый человек. Красная книга – книга особенная. Она предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!» И это действительно так. Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. В Красной книге Краснодарского края есть информация о растениях и животных, нуждающихся в срочной помощи, защите. Некоторые растения страдают от вытаптывания. Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья, когда обрывают всё до последнего цветка. Некоторые травы исчезают по вине цветоводов – любителей. Они выкапывают растения в лесу и пытаются выращивать в своих садах. Большинство выкопанных растений не приживаются, погибает. Человек, сорвавший цветок, наверное, не думает, что, возможно, погубил ещё одно растение исчезающего вида. (Слайд 39) Познакомьтесь с некоторыми растениями из Красной книги нашего края. Первоцвет Воронова, подснежник кавказский и подснежник Воронова растут на опушках, в зарослях кустарников, лиственных лесах. Число этих растений сокращается. Безвременник великолепный растёт на лугах и в лесах, в горных ущельях и на опушках, поднимается до 3 000 м над уровнем моря. Численность его стремительно сокращается. (Слайд 40) Цикламен косский и кавказский встречаются в окрестностях Красной Поляны, южнее Туапсе, в окрестностях Камышановой поляны Апшеронского района. Массовое уничтожение на зимние и ранневесенние букеты, выкапывание клубней для лекарственных целей. Необходимы полный запрет продажи цветов и выкопки клубней. Тюльпан Липского встречается только в высокогорных районах нашего края. Произрастает в альпийском поясе по травянистым склонам и щебнистым местам на высоте 2 400 - 3 000 м над уровнем моря. Численность очень мала, встречается чрезвычайно редко. Так же нуждаются в охране, в защите: копеечник седоватый, (Слайд 41) ремнелепестник козий, ятрышник, пион кавказский, сосна пицундская. (Слайд 42) Много леса – не губи, мало леса – береги. Что значат эти плакаты? ИГРА «ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?» (Слайд 43) Подумайте, что правильно, а что нет в действиях людей. Обоснуйте свой ответ. VII. Итог урока. - Понравился вам урок? - Что вы узнали нового, интересного? - Какое значение для людей имеет окружающая нас природа? - Почему охрана природы помогает сохранять здоровье людей? Слайд 44 Любите родную природу – Озёра, леса и поля! Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобой родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относится добрей. |
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут.... | Урока. Продолжительность урока 40 минут Продолжительность урока в1классах – 35–мин, сентябрь–октябрь 3 урока, далее 4 урока | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Структура и ход урока Вводная часть урока, подготовительная часть урока, основная часть урока, заключительная часть урока | Конспект урока по физкультуре, в 6 «В» классе Тема урока: легкая... | ||
Конспект урока по волейболу 8-9 класс Дата урока: 20. 12. 12 Тема... Цель урока: Укрепление здоровья и подготовка учащихся к внутришкольным и районным соревнованиям | Урок. Тема урока Форма урока Место и роль урока в теме. Внешние связи урока: устанавливается место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кой цели занятия место урока в системе занятий по целому разделу; связь урока с предыдущим: как она осуществлялась; структура урока:... | Конспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:... Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов | ||
Урок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья» Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным... | Тема урока: Наука о природе Земли Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока) | ||
Конспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка... Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки) | Урока: 1 Тема урока. Я гражданин и ученик ... | ||
Анализ урока в соответствии с требованиями фгос ноо цель посещения:... Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол... | Конспект урока русского языка в спаренных 1 и 2 классах Тема урока: Цель урока Цель урока: формировать навык грамотного письма слов с безударными гласными, находящимися в сильной и слабой позициях | ||
Структура урока основные звенья (этапы) современного урока Структура урока это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая... | Конспект урока в 4а классе. Тип урока: Комбинированный. Цель урока:... «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Вальс цветов» П. И. Чайковского, павлово-посадские цветные платки, изделия декоративно-прикладного... |