Рабочая программа дисциплины





Скачать 161.34 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины
Дата публикации27.05.2015
Размер161.34 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Калининградский государственный технический университет»






Утверждаю

Проректор по учебно-

методической работе

_________А.Л. Гудков

«23» марта 2014г.



Рабочая программа дисциплины
ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ
Профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть
Направление подготовки

110100 Агрохимия и агропочвоведение
Квалификация (степень) выпускника –

бакалавр
Форма обучения - очная


Факультет биоресурсов и природопользования

Кафедра-разработчик – кафедра агропочвоведения и агроэкологии

Калининград 2014



  1. Цель освоения дисциплины


Цель освоения дисциплины – формирование представления, теоретических знаний и практических умений и навыков по ландшафтоведению, основу которого составляют природные территориальные комплексы (ПТК), представленные конкретными региональными или локальными сочетаниями компонентов земной природы. В природные территориальные комплексы входят: 1. Массы твердой земной коры; 2. массы гидросферы; 3. воздушные массы атмосферы; 4. биота – сообщества организмов (растений, животных и микроорганизмов); 5. почва.

При освоении дисциплины необходимо изучить:

  • методологию и методы ландшафтоведения, законы и принципы;

  • локальные и региональные ПТК, геосистемы разных типов;

  • морфоструктуры ландшафтов, их состояние, генезис и потенциал;

  • возраст, эволюцию ландшафтов, их состояние, генезис и потенциал;

  • геохимию ландшафтов;

  • антропогенную трансформацию ландшафтов;

  • ландшафтное районирование;

  • культурный ландшафт;

  • устойчивость геосистем к техногенным воздействиям.


2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) бакалавра

Дисциплина «Ландшафтоведение» входит в состав базовой (общепрофессиональной) части дисциплин профессионального цикла ООП. При изучении дисциплины используются знания и навыки, полученные при освоении таких дисциплин, как «Ботаника», «Агропочвоведение», «Мелиорация», «Физика», «Математика»

При изучении дисциплины учитываются особенности зонального размещения ландшафтных систем, способы использования ландшафта в сельском хозяйстве, а также локальные и региональные природно-территориальные комплексы (ПТК) и геосистемы разных типов, морфоструктура ландшафтов, их генезис и потенциал, динамика и устойчивость ландшафтов, компоненты ландшафта, границы ландшафта, влагооборот в ландшафте, биогенный оборот вещества, энергетика ландшафта и интенсивность функционирования; систематика, физико-географическое районирование, техногенные воздействия на структуру и функционирование геосистем; устойчивость геосистем к техногенным воздействиям, особенности культурного ландшафта, оптимизация природопользования на основе ландшафтно-геохимического и экологического нормирования и проектирования.

Результаты освоения дисциплины "Ландшафтоведение" могут быть использованы для изучения следующих дисциплин: «География почв», «Почвы региона», «Лугопастбищное хозяйство с основами кормопроизводства», «Земледелие», «Сельскохозяйственная экологи», а также в период прохождения практик и в профессиональной деятельности
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Ландшафтоведение» у обучающегося формируются следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции (или их элементы), предусмотренные ФГОС ВПО;

  • умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

  • способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

  • готовность установить соответствие агроландшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур при их размещении по территории землепользования (ПК-6);

  • способность обосновывать подбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона и уровня интенсификации земледелия, подготавливать семена к посеву (ПК-7);

  • готовность участвовать в проведении почвенных, агрохимических и агроэкологических обследований земель сельскохозяйственного назначения (ПК-8).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- строение и состав Земли;

- геологические процессы;

- компоненты, динамику пространственную дифференциацию ландшафта;

- основы геохимии и биохимии природных и природно-антропогенных ландшафтов;

- понятие о земле и земельном фонде

уметь:

- проводить геоморфологический и ландшафтный анализ территории;

- проводить генетическую и агрономическую оценку почв и почвенного покрова;

-составлять схему севооборотов в агроландшафтах;

владеть:

- навыками ландшафтно-экологических исследований; агроэкологической оценкой природно-территориальных комплексов.

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура дисциплина

Общая трудоемкость дисциплины «Ландшафтоведение» составляет 2 зачетные единицы (ЗЕТ), 72 академических часа в пятом семестре. 46 часов – аудиторные занятия (АЗ), 26 часа – самостоятельная работа студента (СРС). Итоговая аттестация по дисциплине – зачёт.




п/п

Тема

дисциплины

Семестр

Неделя

семестра

Трудоемкость учебной работы по ее видам (час.)


Формы текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине

АЗ

СРС

Всего

ЛК

ПЗ٭

1.

Ландшафтоведение как наука




1-2

2

4

2

8

Контроль на ПЗ. .

2.

Типы ландшафтов Земли.

3-5

4

4

4

12

Контроль на ПЗ.



3.

Функционально-динамические аспекты учения о ландшафтах.

5-7

2

6

2

10

Контроль на ПЗ. .



4

Основы геохимии ландшафтов.

8-10

2

6

2

10

Контроль на ПЗ.



5.

Физико-географическое районирование.

11-12

2

4

4

10

Контроль на ПЗ. .

6.

Антропогенно - преобразованные ландшафты (АПЛ).

13-14

2

4

4

10

Контроль на ПЗ.



7.

Территориальное устройство и оптимизация агроландшафтов

15

2

2

2

6

Контроль на ПЗ. .




Подготовка к зачёту и его сдача

16-17

-

-

6

6


• зачёт




Всего в семестре




16

30

26

72


зачёт

46
ПЗ – Практические занятия, ЛК - лекции
4.2. Теоретические занятия (лекции)

Объем лекционных занятий – 16 часов



п/п

Тема дисциплины

Содержание

Кол-во

часов

1.

Ландшафтоведение как наука

Ландшафтоведение как наука. Понятие о географической оболочке Земли. Зональность. Региональная и локальная дифференциация ГО. Антропосфера

2

2.

Типы ландшафтов Земли.

Типы ландшафтов Земли. Эндогенные и экзогенные процессы. Структура почвенного покрова. Классификация и таксономия ландшафтных комплексов. Фация, подурочище, урочище, местность, ландшафт. Границы ландшафтов

4

3.

Функционально-динамические аспекты учения о ландшафтах.

Функционально-динамические аспекты учения о ландшафтах. Структура и функционирование ландшафта. Изменчивость, устойчивость и динамика ландшафта

2

4.

Основы геохимии ландшафтов.

Основы геохимии ландшафтов. Геохимический ландшафт. Элементарный геохимический ландшафт (ЭГЛ). Аккумуляция веществ в почвенном профиле

2

5.

Физико-географическое районирование.

Физико-географическое районирование. Сущность и содержание районирования. Ландшафтная структура физико-географических регионов.

2

6.

Антропогенно - преобразованные ландшафты (АПЛ).

Антропогенно - преобразованные ландшафты (АПЛ). Формирование, генезис и классификация АПЛ. Трансформация деградированных агроземель в другие угодья. Оптимизация соотношения площадей различных угодий в АПЛ.

2

7.

Территориальное устройство и оптимизация агроландшафтов

Территориальное устройство и оптимизация агроландшафтов

2

Итого:




16


4.3. Практические занятия




п/п

темы

дисциплины

Содержание практических занятий

Кол-во часов ПЗ

1-2

1

Работа с физико-географическим атласом Калининградской области.

4


3-4

2

Работа с контактными фотоснимками, их ландшафтное дешифрирование

4

5-7

3

Анализ факторов почвообразования

6

8-10

4

Почва – зеркало ландшафта, анализ рельефа как фактор дифференциации ландшафта

6

11-12

5

Физико-географические районирование Калининградской области

4

13-14

6

Характеристика культурного ландшафта

4

15

7

Ландшафты современного города, как техногеосистемы. Параметры оценки ландшафтно-градостроительных структур

2

ИТОГО

30



4.4. Лабораторные занятия (работы)

Не предусмотрены


    1. Самостоятельная работа студента

При изучении дисциплины «Ландшафтоведение» в качестве самостоятельной работы предусматривается детальная проработка отдельных вопросов по некоторым разделам дисциплины, подготовка к практическим занятиям, выполнение некоторых расчетов по заданию практической работы, подготовка к зачёту и сдача зачёта в период сессии.


п/п


Вид (содержание) СРС

Кол-во часов

Форма контроля

1.


Освоение теоретического учебного

материала, подготовка к практическим занятиям

20


Контроль на ПЗ


2.

Подготовка к зачёту и его сдача

6

зачёт


Итого

26





5. Образовательные технологии

В процессе преподавания используются следующие методы:

- лекции;

- практические работы;

- консультации преподавателей;

- тестирование.

В лекциях изложены теоретические, методические и прикладные вопросы дисциплины. Акцент сделан на изучение ландшафта как открытой термодинамической системы, функционирование которого обеспечивается компонентным составом с учетом региональных агроклиматических особенностей, дотационной энергией. Для текущего контроля учебы студентов проводится тестирование. Оценки результатов тестирования учитываются при текущей и итоговой аттестации по дисциплине.

5.2. В структуре дисциплины предусмотрен практикум, включающий в себя 15 практических занятий, выполняемых как во время аудиторных, так и в свободное от них время. При выполнении заданий практических занятий используются соответствующие методические указания (в них сформулированы задания для всей группы). В процессе практических занятий выполняются задания, которые представлены в виде таблиц и текстовых ответов. В конце практического занятия имеется перечень вопросов для самоконтроля, используемых при защите материала. По результатам практических занятий в пятом семестре выставляется оценка, которая учитывается при и итоговой аттестации по дисциплине, а также служит основанием допуска к зачету.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине.

6.1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости студентов: задания для тестирования, темы для написания рефератов, вопросы к зачёту приводятся в качестве отдельных материалов УМКД.

6.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов определено в разделе 7.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины

7.1. Основная литература

  1. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. – М.: «Высшая школа», 1991. – 306 с.

  2. Арманд. Д.Л. Наука о ландшафте. М.: Изд. «Мысль», 1975. – 290 с

  3. Алексеенко В.А. Экологическая геохимия (учебник) – М.: Логос, 2000.

  4. Яшин И.М., Шишов И.М., Раскатов В.А. Почвенно-геологические исследования в ландшафтах. – М.: МСХА, 2000.

  5. Глазовская М.А., Геннадиев А.Н.. География почв с основами поч воведения. – М.: Изд. МГУ, 1995 – 400 с.

  6. Агроэкология // Под ред. В.А. Черникова – М.: Колос, 2000. - 536 с.

  7. Почвы Калининградской области/ АН СССР. Почв. ин-т им. В.В. Докучаева. – М.: АН СССР, 1961. - 174 с.

7.2. Дополнительная литература

  1. Географический атлас Калининградской области. – Калининград, КГУ, 2002. –276 с.

7.3. Средства обеспечения освоения дисциплины:

Электронный каталог библиотеки, топографические карты.

7.4. методические указания и материалы по видам занятий:

  1. Паракшин Ю.П., Паракшина Э.М., Анциферова О.А, Терентьева М.Ю. Основы общего землеведения. Калининград, КГТУ, 2003. - 202 с

7.5. Информационно-программные средства

www.herbal.msu.ru

www.nlr.ru

www.gpntb/ru

www/cnshb.ru

www2.usu.ru

8. материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. специализированные аудитории:

Аудитория кафедры для проведения лекций и практических занятий.
Лист согласования рабочей программы дисциплины
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 110100 – Агрохимия и агропочвоведение (утвержден 28.10.2009 г. приказом Минобрнауки РФ № 490), учебным планом университета по этому же направлению, утвержденному ученым советом университета 27.10.2011 г.

Автор программы – Паракшин Юрий Петрович, д-р. с-х. наук, профессор

Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании кафедры агропочвоведения и агроэкологии (рецензент – д-р с/х наук, проф. Паракшина Э.М., протокол № 9 от 26.03.2012).

Заведующая кафедрой

доктор биол. наук, доцент О.М. Бедарева




п/п

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Наименование литературы

Наличие в учебном абонементе НТБ (кол-во)

Наличие в электронной библиотеке




Основная литература







1.

Колбовский Е.Ю. Ландшафтоведение / Е.Ю. Колбовский. – Москва, 2006. – 474 с.

10







Дополнительная литература







2.

Паракшин Ю.П., Паракшина Э.М., Анциферова О.А, Терентьева М.Ю. Основы общего землеведения. Калининград, КГТУ, 2003. - 202 с.

20





Директор НТБ М.В. Вареницына

Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии (протокол № от « » 2013 г.)
Председатель методической комиссии

канд. биол. наук, профессор К.В. Тылик



«Согласовано»

Зам. начальника учебного-методического

управления В.Е. Огнев





№__________ дата___________




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ
Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины финансовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Парламентское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины трудовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины жилищное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Жилищное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины уголовное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины муниципальное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины административное право (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск