№
урока
| Тема урока
| Цели и задачи урока
| Тип урока
| Содержание
образования
| Наглядность
Применение ЦОР, ИКТ
| Вид контроля
|
1
| Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе.
Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство
с героями путешествий
| Ознакомить учащихся с новым учебником, формировать навыки словесного творчества Тренировать в чтении произведений, умении ставить вопросы к прочитанному тексту и отвечать на заданные вопросы
| Урок повторения изученного
| Знать основное содержание изученных произведений, их авторов
|
|
|
Раздел 1. Произведения современной детской литературы разных жанров (4часов)
|
2
| Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника»
| Воспитывать у детей стремление быть честными, уметь отвечать за свои поступки, понимать, почему порицается ложь и приветствуется честность; тренировать навыки сознательного, правильного чтения Формировать умение читать поэтическое произведение, выделять голосом логическое ударение, находить рифму; отрабатывать навыки выразительного чтения
| Урок повторения изученного
| Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
|
| Текущий контроль: устный рассказ
|
3
| Е. Велтистов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной и фантастической повести
| Урок обобщения изученного
| Комплект таблиц «Литературное чтение -4 класс»
Таблица № 16
| Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть
|
4
| Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»
| Тренировать в чтении произведений, умении ставить вопросы к прочитанному тексту и отвечать на заданные вопросы; формировать умение быстро находить в тексте нужные слова и предложения (выборочное чтение)
| Урок обобщения и контроля изученного
|
| Тематический контроль
|
5
| Внеклассное чтение. Книги о родной природе
| Развивать речевые умения, творческие способности, совершенствовать навыки чтения, расширить круг чтения
| Урок обобщения изученного
|
| РК
Выставка книг о родной природе
| Тематический контроль: краткий перес каз
|
Раздел 2. У истоков русской детской литературы (18) часов)
|
6
| Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…», «Повесть временных лет». Расселение славян.
| Воспитывать стремление к познанию окружающего мира, упражнять учащихся в выразительном, правильном и беглом чтении,
учить составлять небольшое высказывание –
| Урок введения новых знаний
| Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.
Уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть
|
| Текущий контроль: чтение текста наизусть
|
7
| Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки
| Совершенствовать навыки чтения, знакомство с преданиями о происхождении тех или иных мест
| Урок введения новых знаний
| Таблица «Буквы славянского алфавита»
| Текущий контроль: выразительное чтение «летописных» текстов
|
8
| «Похвала книгам» Ярослава Мудрого
М.Н.Юхма. Раскрытая настежь душа народа.
| Совершенствовать навыки чтения, знакомство с преданиями о происхождении тех или иных мест
| Урок обобщения и систематизации знаний и умений
| РК
|
|
9-10
| «Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице»
| Совершенствовать навыки чтения, знакомство с преданиями о происхождении тех или иных мест
| Урок закрепления изученного
| Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.
Уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть;
– отличать древнерусские стихи от современных
|
| Текущий контроль: выразительное чтение текста
|
11-12
| Путешествие 1.
XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия, Симеона Полоцкого и Кариона Истомина…
| Развивать умения определять основную тему произведения, учить оценивать события
Совершенствовать навыки чтения, знакомство с преданиями о происхождении тех или иных мест
| Урок развития умений и навыков
| Комплект таблиц «Литературное чтение -3 класс»
Таблица № 15
| Текущий контроль: чтение наизусть нескольких строк из летописи
|
13
| Путешествие 2.
XVIII век. Сон незнакомого мальчика. Усадьба Аксаковых. Сережины книги
| Совершенствовать навыки чтения, знакомство с преданиями о происхождении тех или иных мест
| Урок ознакомления с новым материалом
| Комплект таблиц «Литературное чтение -4 класс»
Таблица № 14
| Текущий контроль: выразительное чтение текста
|
14
| Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы».
Проверочная работа № 1 Внеклассное чтение. Книги о книгах. Николаева А.А. Путешествие на другую планету
| Тренировать в чтении произведений, умении ставить вопросы к прочитанному тексту и отвечать на заданные вопросы; формировать умение быстро находить в тексте нужные слова и предложения (выборочное чтение)
| Урок повторения изученного
| Уметь:
– выполнять творческие задания;
– определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги
| РК
| Тематический контроль: выполнение проверочной работы
|
15-16
| С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
«Аленький цветочек»
| Познакомить с творчеством С. Аксакова, с автобиографической повестью, развивать умения определять основную тему произведения, учить оценивать события совершенствовать навыки чтения
| Уроки повторения изученного
| Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.
Уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть
| Комплект таблиц «Литературное чтение -4 класс»
Таблица № 8
| Текущий контроль: выразительное чтение повести.
Рассказ о герое книги
|
17-18
| А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих предков и первейших лет моей жизни» Проверка техники чтения
| Познакомить с автобиографической повестью, с первыми детскими писателями, развивать речь, мышление и внимание, совершенствовать навыки чтения
| Урок введения новых знаний
|
| Текущий контроль: самостоятельное чтение; выразительное чтение
|
19
| Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»
| Познакомить с первым детским писателем, развивать речь, мышление и внимание Тренировать в умении ставить вопросы к прочитанному тексту и отвечать на заданные вопросы; формировать умение быстро находить в тексте нужные слова и предложения (выборочное чтение)
| Урок развития умений
и навыков
| Знать:
– о Н. И. Новикове как издателе, писателе, ученом;
– отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов.
Уметь:
– сравнивать построение нравоучительных статей;
– соотносить текст
с пословицами
|
| Текущий контроль: выразительное чтение статьи
|
20-21
| Детские стихи А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь»
Лукашин А.И.Стихи
| Формировать умение читать поэтическое произведение, выделять голосом логическое ударение, находить рифму; отрабатывать навыки выразительного чтения
| Урок введения новых знаний
| Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.
Уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст
| РК
| Текущий контроль: пересказ по плану
|
22
| Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги) Библиотечный урок
| Познакомить с автобиографическими книгами
|
| Знать автобиографическую литературу (автобиографические книги писателей о себе).
Уметь определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности
| Портреты писателей
| Тематический контроль: краткий пересказ
|
23
| Развитие речи. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы»
| Учить составлять небольшое монологическое высказывание о произведении, аргументации своего мнения с привлечением текста произведения.
| Урок развития связной речи
| Уметь:
– выбирать смысловые слова, тему;
– анализировать тему и содержание сочинения
|
| Текущий контроль: выполнение творческой работы
|
Раздел 3. Детская литература XIX века (25часов)
|
24-26
| Путешествие 3.
Москва начала
XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська», «Квартет». Характерные особенности жанра басни
| Формировать умение читать поэтическое произведение, выделять голосом логическое ударение, находить рифму; отрабатывать навыки выразительного чтения
| Урок обобщения и систематизации знаний и умений
| Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– читать стихотворные произведения наизусть.
– различать жанры художественной литературы
| Портрет И.А.Крылова
| Текущий контроль: выразительное чтение басни
|
27-29
| Путешествие 4.
1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица»
| Тренировать в чтении произведений, умении ставить вопросы к прочитанному тексту и отвечать на заданные вопросы; формировать умение быстро находить в тексте нужные слова и предложения (выборочное чтение)
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Портрет А.Погорельского
| Текущий контроль
|
30-31
| Путешествие 5.
Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэ-тическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Сказки и сказочники.
| Познакомить с творчеством поэта, с миром сказок В. А. Жуковского, совершенствовать навыки чтения,
| Урок повторения изученного
| Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
| Комплект таблиц «Литературное чтение -4 класс»
Таблица № 6
| Текущий контроль: чтение сказки (отрывка) наизусть
|