Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «имена существительные одушевленные и неодушев- ленные.»





Скачать 70.66 Kb.
НазваниеКонспект урока русского языка в 5 классе на тему «имена существительные одушевленные и неодушев- ленные.»
Дата публикации18.09.2013
Размер70.66 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
КОНСПЕКТ

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ
« ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВ-
ЛЕННЫЕ.»


СУЛТАНОВА МИННЕФАЯГУЛЬ

АХТЯМОВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА МОУ «НОВОАЛИМОВСКОЙ ООШ».

2011 год.


Цель : 1.Сформировать знания об именах существительных одушевленных и неодушевленных на осмысления учащимися:

а) их значения;

б) грамматических различий между ними.

2. Научить различать одушевленные и не-

одушевленные существительные в тексте.

3.Формировать навыки правильного сочетания одушевленных и неодушевленных существительных в форме родительного и винительного падежа.

4. Воспитывать сдержанность, умение выслушать товарищей, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник, стр.150-152, карточки с заданиями, шифрограмма, таблицы, дополнительные материалы к уроку.
План урока:

1.Орг. момент.

Приветствие, организация внимания, установление

контакта, проверка готовности к уроку.

2.Актуализация прежних знаний:

а) повторение об именах существительных: игра « Найди

лишнее».

б) Восстановление в памяти знаний об именах существительных одушевленных и неодушевленных:

игра « Шифрограмма»

3. Работа по теме.

1.Беседа по таблице.

2.Работа над правилом.

3.Чистописание.

4.Физкультминутка. Игра « Хлопаем и топаем».

5.Закрепление материала. Выполнение упражнений.

1.№ 391, 394 (устно).

2. № 392, 395 (письм.).

6.Подведение итогов урока.

7 .Домашнее задание: упр. 393, выучить правило.
Ход урока:

1. - Добрый день, ребята. Я рада вновь видеть ваши лица.

Давайте, все настроимся на работу. Сядьте свободно.

Начнем урок русского языка. Дежурный, рапорт.

2. -Дети, посмотрите на доску. Что вы видите на доске?

- Слова.

- Прочитайте.

-Тетрадь, дерево, кошка, зеленый, мальчик.

-Найдите лишнее слово.

-Зеленый.

-Почему оно является лишним? Докажите.

-Слово зеленый обозначает признак предмета,

все остальные - предмет.

-Как называются слова, которые называют предметы?

- Имена существительные.

-Какая часть речи называется существительными?

-Составьте предложение с одним из существительных.

-Какие грамматические признаки имеют существительные?

-Относятся к мужскому, женскому и среднему роду.

-Изменяются по родам, по числам и по падежам.

- В предложении чаще всего являются подлежащими и дополнениями. Но могут быть сказуемыми, обстоятельствами и определениями.

-Хорошо, ребята. С этим заданием вы справились.

А теперь напишем слова под диктовку:

собака Бобик, тетя Надя, Габдулла Тукай, город Казань, кот Пу-

шок , журнал «Мурзилка».

-Что надо было знать, чтобы правильно написать эти су-ществительные?

- Вспомнить и определить: существительное собственное или нарицательное?

-Подчеркните слова, которые написали с заглавной

буквы. Почему? Какие слова пишутся с заглавной буквы? Расскажите правило.

- Собственные имена существительные пишутся

с большой буквы.

-К собственным им. существительным относятся:

-фамилии, имена, отчества людей;

- клички животных;

- названия городов, деревень, улиц, рек, озер и т.д.;

-названия газет-журналов, книг, картин и т. д.

-Названия газет-журналов, книг, картин пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки.

- Собственные имена существительные - это названия отдельных лиц или единичных предметов.

-А остальные существительные как называются?

-Нарицательные.

-Расскажите правило.

-Нарицательное существительные - это общее название для всех

однородных предметов и явлений.

-Молодцы, ребята. Еще раз посмотрите, но доску.

Прочитайте слова.

- Роза, роза.

- Чем похожи эти слова?

-Одинаковые по звучанию и написанию.

- Чем отличаются?

-Первое слово пишется с заглавной буквы, а другое - со строчной.

-Почему?

- Роза- имя девочки, роза-название цветка.

-Молодцы, ребята. А теперь перед вами шифрограмма. Среди множества букв спрятались слова.

Найдите их и подчеркните.

ВУМАМАПС

ВЕТКАЛЮУ

ИДКАСТРА

ЯВОРОБЕЙ

АЗКОШКАШ

ЦЕИЖРЕПА

- Прочитайте, что у нас получилось? Какие слова?

Что объединяет эти слова?

-Все они имена существительные. Все нарицательные су-ществительные.

-Давайте, попробуйте поставить вопросы к словам. На какие вопросы отвечают эти слова?

мама-кто?

ветка-что?

астра-что?

воробей-кто?

кошка-кто?

репа-что?

  • На какие две группы можно разделить данные слова?

  • Некоторые имена существительные отвечают на вопрос кто?

  • Почему?

  • Потому что они обозначают живые предметы.

  • Как называются эти существительные?

  • Одушевленные.

  • Остальные слова отвечают на вопрос что?

  • Почему?

  • Они обозначают неживые предметы.

  • Значит,ребята,о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке, догадались?

  • Об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

  • Сформулируйте тему урока.

  • Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

  • Умницы. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число,

тему.Как всегда несколько минут мы уделим чистописанию.

  • На доске написано четверостишие. Прочитайте хором.

  • Дерево,цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

  • Чему учит нас это стихотворение?

  • Беречь природу.

  • Да, ребята,мы должны любить природу,восхищаться ею,бе-

режно относиться к природе. Очень трудно представить себе нашу жизнь без цветов, без растений, без животных.

С ранней весны до поздней осени в лесах, на полях и в наших садах цветут разнообразные растения.

Многие цветы, растения,животные стали сегодня редкими.Они даже занесены в Красную книгу. “Красной” она называется потому,что красный цвет-сигнал опасности.

  • Стоит ли губить растения из-за несколько дней красоты?

Можно ли поймать птиц, бабочек,посадить их в клетку?

  • Почему?

  • В неволе любому плохо.

  • Можно ломать ветки,стрелять из рогатки,бросить камешки в воробья или кошку?

  • Нет.

  • Верно, ребята.Все это-природа.А природа –это красота. А к

  • красоте можно прикоснуться лишь сердцем.Мы должны защищать животных, птиц, растения не только для себя, а для

  • будущих поколений.

  • А теперь спишите стихотворение чисто, аккуратно,обращая

  • внимание на правильное соединение букв. Пишите проговаривая. Написали? Подчеркните им.существительные одной чертой.

  • 3.Посмотрите, ребята на таблицу.Сегодня мы будем учиться различать одушевленные и неодушевленные существитель-ные. А для чего нужно уметь их различать?

  • Чтобы правильно употреблять их в предложении, т.е. правильно поставить в нужный падеж. ( Беседа по таблице)

  • Чем отличаются одушевленные и неодушевленные сущ-е?

  • Одушевленные существительные отвечают на вопросы кто? кого? кому? кем? о ком? и обозначают людей, животных, птиц, рыб, насекомых, т.е. живые предметы.

  • Неодушевленные сущ-е обозначают неживые предметы и яв-

ния природы; отвечают на вопросы что? чего? чему? чем?

о чем?

  • В татарском языке только люди отвечают на вопрос кто? А все

остальные существительные отвечают на вопрос что?

  • Одушушевленные и неодушевленные существительные в русском языке различаются грамматически. У одушевленных существительных форма винительного падежа совпадает с формой род.падежа мн.числа. Например:

  • В.п. вижу кого? мальчиков, девочек.

Р.п. нет кого? мальчиков, девочек.

  • У неодушевленных существительных форма вин.падежа мн. числа совпадает с именительным падежом. Например:

В.п. вижу что? книги, дома.

И.п. есть что? книги, дома.

  • Иногда неживые предметы , н-р, матрешка, снеговик воспри-

нимаются как живые. Вижу матрешек.

  • А к неодуш-м существительным также относятся им.су-

ществительные типа группа, народ, толпа, молодежь, детвора.

Понятно, ребята? Теперь перейдем к выполнению упражнений.

4. Закрепление. Выполнение упражнений.

а) № 391(устно)

б) Физкультминутка.

-Встали все из-за парт,

Руки на пояс.

Игра называется « Топаем и хлопаем». Если я назову одушевлен-

ные существительные, то вы похлопаете, а если – неодушевленные,

потопаете.

Ягоды, веревка, писатель, карп, яблоня, орел, тигр, человек, трамвай, хлеб, дуб, инженер, люди, толпа, народ, город, мастер, село, лисенок, воин, город, медвежонок.

-Молодцы, ребята, почти не ошибались.

в) №392 (письм.), 394 (устно), 395 (письм).

5.Наш урок заканчивается. Задание на дом - упр. 393, выучить правило на с.151.

6.Оценка за выполнение заданных работ в течение урока.

7.- Наш урок подходит к концу. Какая задача была поставлена?

-Уметь различать одушевленные и неодушевленные существи-

тельные.

-Что вы сегодня узнали об одушевленных и неодушевленных су-

ществительных?

- Кто тему до конца не понял, не расстраивайтесь, на следующих

уроках мы еще продолжим заниматься с существительными; и вы обязательно все поймете. Урок окончен. Спасибо всем за урок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «имена существительные одушевленные и неодушев- ленные.» iconКонспект урока русского языка во 2 классе на тему: «Число имён существительных»
Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные...
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «имена существительные одушевленные и неодушев- ленные.» iconКонспект урока русского языка в 4 классе
Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные...
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «имена существительные одушевленные и неодушев- ленные.» iconКонспект урока русского языка в 4 классе по теме «Имена существительные 3 склонения»
Цель: научить различать имена существительные третьего склонения среди других имён существительных
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «имена существительные одушевленные и неодушев- ленные.» iconТема : «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Формировать умение ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «имена существительные одушевленные и неодушев- ленные.» iconКонспект урока русского языка по теме «Имя существительное» 2 класс...
Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные...
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «имена существительные одушевленные и неодушев- ленные.» iconКонспект урока по теме: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Цель урока: формировать представление о лексическом и грамматическом богатстве имени существительного
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «имена существительные одушевленные и неодушев- ленные.» iconУрок русского языка «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Обучение осуществляется по системе Л. В. Занкова с применением технологии разноуровневого обучения, по учебнику А. В. Поляковой «Русский...
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «имена существительные одушевленные и неодушев- ленные.» iconУрок русского языка. 2 класс. Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь, линейка, карандаш, ручка, индивидуальные карточки, дидактический материал
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «имена существительные одушевленные и неодушев- ленные.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Имена существительные одушевлённые и...
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «имена существительные одушевленные и неодушев- ленные.» iconКонспект открытого урока по русскому языку 5 класс тема: имена существительные одушевленные
Предложение: в зимнем лесу деревья засыпаны снегом, и все освещено ярким солнечным светом
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «имена существительные одушевленные и неодушев- ленные.» iconКонспект урока русского языка по теме «Имена собственные» 2 класс...
Обобщение знаний учащихся об именах собственных, закрепление умения классифицировать на нарицательные/собственные имена существительные....
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «имена существительные одушевленные и неодушев- ленные.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?; учить находить имена существительные...
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «имена существительные одушевленные и неодушев- ленные.» iconУрока русского языка по фгос ООО в 5 классе по теме «Имена существительные,...
Обращает внимание ребят на словарные слова, просит составить с ними словосочетания
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «имена существительные одушевленные и неодушев- ленные.» iconУрока
Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные...
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «имена существительные одушевленные и неодушев- ленные.» iconМетодическая разработка представляет собой сборник, в который входят...
Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные...
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «имена существительные одушевленные и неодушев- ленные.» iconУрок русского языка в 4 классе (1-4) моу «Есеновичская сош»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск