Урока: Нефть. Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти. Задачи





Скачать 55.16 Kb.
НазваниеУрока: Нефть. Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти. Задачи
Дата публикации18.07.2014
Размер55.16 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
БОУ СМР "Коррекционная школа VIII вида "

Конспект интегрированного урока

(химия + география)

10 класс

Тема "Нефть"

учитель - Луговская Ольга Авенеровна.

(высшая квалификационная категория)

2013 год

Интегрированный урок (химия + география) 10 класс

Тема урока: Нефть.

Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти.

Задачи:

  • знать сущность перегонки термического и каталитического крекинга, риформинга;

  • уметь по схеме объяснять процесс перегонки нефти;

  • составлять уравнения химических реакций, отражающих процесс крекинга;

  • иметь представление об октановом числе и детонационной стойкости бензина.

Тип урока: изучение новой темы.

Форма урока: урок-презентация.

Оборудование: информационная карта «ректификационная колонна», мультимедийная установка, ноутбук, физическая карта мира.

Сообщения учащихся: «Теория происхождения нефти», «Экологические проблемы использования нефтепродуктов».

Вещества: нефть в пробирке, стакан с водой.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Нефть дает тепло и свет –
Ей замены просто нет.
Делают из нефти много:
И асфальтные дороги,
И костюмы, и рубашки,
Удивительные чашки!
Вспомните, как тепловоз
Вас когда-то к морю вез…
В его топках нефть горела,
А без нефти что за дело?
И не даром в нашем крае,
Всяк нефтяник это знает,
С нетерпением ее ждут,
Черным золотом зовут.

II. Актуализация знаний

– На прошлом занятии мы приступили к изучению природных источников углеводородов.

– Назовите источники углеводородов? (Нефть, природный и попутные нефтяные газы, каменный уголь.)

– Перечислите основные продукты, получаемые из попутного и нефтяного газов? (Растворители, синтетический каучук, пластмассы, этиловый спирт.)

– Природные и попутные нефтяные газы являются ценным химическим сырьем, нефть более ценное сырье. По количеству добываемой нефти судят об экономической мощи страны.

III. Изучение новой темы

– Цель нашего урока: познакомиться с составом, свойствами и переработкой нефти (Приложение, слайд 1).

Любая попытка дать характеристику нефти не может быть исчерпывающей…

(слайд 2)

1. Состав нефти

– Рассмотрите таблицу «Содержание углеводородов в нефти в разных месторождениях» и сделайте вывод о содержание углеводородов в нефти (слайд 3).

Учащиеся делают вывод о составе нефти и записывают в тетрадь.

Ответ: нефть-смесь углеводородов, в разных месторождениях состав нефти различный (слайд 4).

– Почему нефть разных месторождений имеет разный количественный состав углеводородов? (Это зависит от происхождения.)

2. Теории происхождения нефти (слайд 5)

– Существует три основный теории происхождения нефти:

Карбидная;

Биологическая;

Космическая.

Сообщения учащихся «Происхождение нефти» (Приложение 1)

Вывод: состав нефти зависит от происхождения.

3. Физические свойства нефти

Лабораторный опыт: изучение физических свойств нефти.

– нефть в пробирке, описать внешний вид: цвет, запах, агрегатное состояние.

– в пробирку с водой добавить 2–3 капли нефти и встряхнуть; сделать вывод о плотности нефти и растворимости (слайд 6 – физические свойства нефти).

– Нефть различных месторождений имеет различный состав, следовательно, различные свойства (переход количественных изменений в качественные).

4. Переработка нефти

Вопрос учащимся: какой способ можно предложить для разделения углеводородов входящих в состав нефти?

Ответ: разные углеводороды имеют разную молекулярную массу, следовательно, разную температуру кипения. Вывод: разделение нефти основано на основе нагревания.

Разделение нефти на углеводороды – перегонка, крекинг, риформинг (слайд 7).

А) Перегонка-ректификация

Строение ректификационной колонны (слайд 8).

Самостоятельная работа учащихся с информационной картой: «Строение ректификационной колонны» (Приложение 2).

Вопрос учащимся: расскажите о ректификации нефти.

Вывод: ректификация (перегонка) – физический способ.

Продукты, получаемые из нефти, делятся на две группы: светлые и темные (слайд 9).

Бензин получаемый в результате первичной переработки – риформинга получают низкого качества.

Б) Крекинг.

Разработали вторичную переработку нефти (Шухов, Гаврилов 1891 год) – крекинг термический и каталитический.

В результате крекинга происходит расщепление углеводородов (рассмотреть пример на слайде 10)

Задание учащимся: составьте уравнения крекинга гексадекана, октана.

C16H34 ––> C8H18 + C8H16

— гексадекан октан октен

C8H16 ––> C4H10 + C4H8

— бутан бутен

Каталитический бензин содержит изотеры углеводородов, возросло октановое число.

В) Понятия: детонация и октановое число (слайд 11).

Детонация – чрезмерно быстрое сгорание топливной смеси в карбюраторных двигателях. Способность к детонации определяется октановым числом (содержание изооктана и н-гептана детонация изооктана равна 100, гептана 0).

Например, бензин 76 марки содержит 76% изооктана и 24% н-гептана.

Задание учащимся: какой состав будет иметь бензин 95 марки?

Ответ: 95% изооктана и 5% н-гептана.

Полученные бензиновые и лигроиновые фракции нефти, обладают низким октановым числом, подвергают переработки.

Г) Риформинг – ароматизация (слайд 12)

5. Применение нефти продуктов

Продукты, получаемые из нефти и их использование (слайд 13, 14).

Нефти продукты в жизни людей имеют огромное значение, так как это ценное химическое сырье. Любое химическое производство требует соблюдение техники безопасности.

6. Экологические проблемы использования нефтепродуктов

Существует ряд экологических проблем использования нефтепродуктов (слайд 15).

Сообщение учащихся: «Экологические проблемы использования нефтепродуктов» (Приложение 3).

7. Основные месторождения нефти (показать на карте):

Западная Сибирь

Западный Казахстан

Север Европейской части

Волгоградская область (слайд 16)

Вывод по уроку: нефть ценное химическое сырье, 40% ее используется в топливно-энергетическом комплексе. По эффективности как энергоноситель нефть не имеет себе конкурентов. Нефть горела в топках и очевидно еще долг, будет гореть в топках.

«Химику всегда трудно примириться с тем, что он видит, когда сгорает нефть в топках» Н.Д.Зелинский

(слайд 17)

IV. Закрепление

Вопросы учащимся:

Что собой представляет нефть по составу?

Перечислите основные свойства нефти.

Какие способы переработки нефти вы узнали на уроке?

Почему транспорта используют разные виды топлива? А в разных автомобилях – разные марки бензина. Что нужно знать? Ответ: в состав входят различные углеводороды, следовательно, при горении будет выделять разное количество теплоты. Разные марки зависят от детонационной стойкости.

Выставление оценок.

V. Домашнее задание: записи в тетради.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Нефть. Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти. Задачи iconПлан урока тема урока «Нефть»
...
Урока: Нефть. Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти. Задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: познакомить учащихся с составом, изомерией и свойствами предельных одноатомных спиртов
Урока: Нефть. Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти. Задачи iconИ номер урока в теме
Цель урока: познакомить учащихся с назначением и свойствами компьютерных презентаций
Урока: Нефть. Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти. Задачи iconКонспект урока «Осенний вальс»
Образовательные задачи: сформировать у учащихся представление о солях как производных кислот и оснований; познакомить учащихся с...
Урока: Нефть. Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти. Задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить со значением, свойствами и составом крови, а так же с кровеносными сосудами
Урока: Нефть. Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти. Задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная: Познакомить учащихся с природными источниками углеводородов, их составом, свойствами, применением
Урока: Нефть. Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти. Задачи iconКонспект урока окружающего мира 3 класс Тема: «Вода и её роль в природе»...
Задачи: 1 дать представление о свойствах и состояниях воды, круговороте воды в природе
Урока: Нефть. Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти. Задачи iconКонспект урока соли Кузнецова Светлана Ивановна мбоу сош д. Михайловка...
Образовательные задачи: сформировать у учащихся представление о солях как производных кислот и оснований; познакомить учащихся с...
Урока: Нефть. Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти. Задачи iconУрок-праздник «Всё начинается с семьи». Цели
Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить учащихся с составом чисел 6 и 7; научить писать цифру 7
Урока: Нефть. Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти. Задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью урока является ознакомление учащихся с природным источником углеводородов: нефтью, промышленной переработкой нефти и основными...
Урока: Нефть. Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти. Задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи урока: Познакомить учащихся с видами костей; строением и химическим составом костей; типами соединения костей
Урока: Нефть. Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти. Задачи iconУрок геометрии в 8 классе Учебник «Геометрия 7-9»
Цель урока: ввести понятие средней линии треугольника, познакомить с её свойствами, формировать умения решать задачи, в которых используется...
Урока: Нефть. Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти. Задачи iconКонспект урока тема: Числа 6 и Письмо цифры Корнеева Елена Александровна...
Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить учащихся с составом чисел 6 и 7; научить писать цифру 7
Урока: Нефть. Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти. Задачи iconУрока по геометрии. 9 класс. Учитель: Сафина Э. Н. Тема урока: Средняя линия трапеции
...
Урока: Нефть. Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти. Задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: познакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, свойствами шерстяных и шелковых тканей
Урока: Нефть. Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти. Задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока : познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления в «пищу»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск