Скачать 51.24 Kb.
|
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема: «Кровь, её значение, состав и свойства». Цель: - познакомить со значением, свойствами и составом крови, а так же с кровеносными сосудами; - развивать умение общаться, слушая друг друга; высказывать свою точку зрения, делать предположения и вытекающие из них выводы; - познакомить с простейшими способами оказания первой медицинской помощи при кровопотерях. Оборудование: мультимедийное оборудование, микроскопы, капля крови, йод, лейкопластырь, вата, бинт. Наглядные пособия: таблица: «Кровеносные сосуды», капелька крови человека, сказочная капелька – рисунок; иллюстрации, отражающие свойства крови. Ход: I. Организационный момент.
Ребята, закройте глаза и представьте себе, что вы попали в средневековье. Ночь. Кладбище. Люди в чёрном раскапывают могилу. Как вы думаете, кто эти люди и что они делают на кладбище? Эти люди учёные. Ещё в средние века люди интересовались изучением организма человека. Но религия не разрешала заниматься наукой и поэтому учёные изучали организм человека в тайне от церкви. Сегодня на уроке нам предстоит заняться исследовательской деятельностью, будем учиться наблюдать, делать выводы и узнаем много интересного об организме человека и остановимся на изучении крови, её значении и свойствах. А поможет нам в этом капелька крови ( на доске открывается изображение сказочной улыбающейся капельки). Я вижу, что капелька приготовила вам вопросы, прочитайте их и ответьте: а) При порезе вы потеряли несколько капель крови. Что может произойти? б) Человек серьезно поранили, из раны сильно течёт кровь. Что может произойти? Почему? Два ученика поочерёдно выходят к доске, читают вопросы капельки, отвечают на них. Да, ребята, ещё в незапамятные времена люди неоднократно наблюдали, что раненое животное или человек, потерявшие много крови – умирали. Жизнь покидала их вместе с вытекающей кровью. Эти наблюдения приводили к мысли, что именно в крови заключается жизненная сила. Но все свойства крови оставались для людей загадкой. И только в 1628 году английский учёный врач Вильям Гарвей открыл пути, по которым движется кровь П роведём опыт. Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Ждём полминуты. А теперь сравните руки. Что произошло? (одна рука побледнела, а другая покраснела) -Что это доказывает? (что кровь движется ). Мы доказали движение крови. - Посмотрите на запястья рук, что вы видите? - Это кровеносные сосуды. - Все ли сосуды одинаковые? (Разные: есть толстые и тонкие.) Открывается таблица «Кровеносные сосуды». Наше тело пронизано густой сетью кровеносных сосудов. Они проложены по всему организм , как водопроводные трубы проложены по всему дому. Одни широкие и плотные. Это вены и артерии. Другие настолько узкие. Что через них не пропустить и волоса. Это капилляры. Кровеносные сосуды – это дорога жизни. Протяжённость её в организме, включая разветвлённую сеть капилляров, составляет 100 000км. Как вода обегает по трубам весь дом и попадает в каждую квартиру, так и кровь по широким и узким сосудам пробегает по всему телу. За 26 секунд кровь успевает обежать весь организм. –А какого цвета кровь? (Она красная). Наша капелька оказалась под микроскопом. Рассмотрите эту капельку и расскажите, что вы видите? Учащиеся рассматривают под микроскопом кровь. (Микроскоп у каждого на столе). Дети высказываются, что они увидели. Открывается слайд «Кровь под микроскопом». Вы увидели прозрачную желтоватую жидкость с красными шариками. - Значит, что такое кровь? Вывод: Кровь – это прозрачная жидкость с мелкими красными шариками. Жёлтая жидкость – это плазма, а красные шарики – это эритроциты. Их так много в капле, что кровь кажется красного цвета. Какую же функцию выполняют эритроциты. - Из чего состоит наше тело? (из клеток) -Что необходимо всем живым клеткам? ( питание и кислород) - Эту функцию выполняют эритроциты. Это клеточки-почтальоны, которые разносят по всему организму кислород. - А, где они берут кислород? ( В лёгких) А из организма удаляют углекислый газ. - Какую же функцию выполняет кровь? Вывод: 1 функция крови: - перенос кислорода к клеткам и удаление углекислого газа. Эту функцию называют ещё дыхательной. ( на доске начинаем строить схему: Свойства крови. Физминутка. Разогреем кровь: 4 –наклона в сторону 4 – вперёд, 4 приседания. Обогатим кровь кислородом: Глубокий вдох и медленный выдох 3 раза.
- А почему под микроскопом мы их не увидели? (они прозрачные и бесцветные, хоть и крупнее эритроцитов) - Какую же роль они выполняют? Представьте, вы посадили занозу. Что происходит , если долго её не удалять из раны? ( она начинает гноиться) Эта работа лейкоцитов. Прочитайте о роли лейкоцитов в учебнике на странице 35. ( самостоятельная работа с учебником) -Какую же функцию играют лейкоциты в крови? Вывод: Защита организма от микробов.
Представьте: вы чуть- чуть порезали палец. Что произойдёт? ( кровь сама остановится). - Да , если порез небольшой. То кровь сворачивается и кровотечение останавливается. За свёртываемость отвечают кровяные пластинки тромбоциты. Их под микроскопом мы увидеть так же не можем. Их число можно определить только лабораторным способом. Итак: Из чего же состоит кровь: На интерактивной доске ребята подписывают плазму, эритроциты, в плазме лейкоциты и тромбоциты). За что отвечают тромбоциты? Значит, 3 свойство крови – свёртываемость. - Как вы думаете, это важное свойство для организма? Если кровь не будет сворачиваться, человек может погибнуть из-за потери крови. Врачи не могли бы делать операции. К сожалению есть такое заболевание – гемофилия – несвёртываемость крови, которая плохо поддаётся лечению. Этим людям нужно беречься от любых ран и царапин. Ведь крови в организме человека немного. У взрослого 4,5 литра, а у вас всего 3, 5. поэтому тромбоциты в крови необходимы. Итак: свойства и функции крови. Свойства и функции крови Поставщик питательных веществ (плазма) Защита организма от микробов (лейкоциты, плазма) Поставщик кислорода к клеткам (эритроциты) Свёртываемостькрови (тромбоциты) Для того чтобы человек не потерял много крови при ранении , мы должны как можно скорее оказать ему первую помощь. Как остановить кровь при небольшой ране? ( Обработать края раны йодом и наложить повязку) дети это демонстрируют. При артериальном кровотечении кровь не успевает свернуться, так как это сильное кровотечение и нам необходимо сначала остановить кровотечение с помощью жгута или закрутки. А уж затем обработать края раны йодом и наложить стерильную повязку. Продемонстрировать, как наложить жгут, или закрутку. Итог урока: Итак, ребята, что вы узнали о капельке крови? Состав крови. Капелька принесла вам рисунки – загадки. Угадайте, какое свойство отражено на рисунке. (Поставщик кислорода (эритроциты), защитник организма от микробов (лейкоциты и плазма), свёртываемость крови (тромбоциты). Дом задание стр 32-36 прочитать и выписать в тетрадь свойства крови и зарисовать каплю крови под микроскопом. Оценка ответов учащихся. |