ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «Образования»
| I. Общие сведения
| Ф.И.О. автора опыта
| Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом
| Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
| Стаж работы в должности
| Воронова Вера Николаевна
| МОУ «Новошимкусская СОШ Яльчикского района
Чувашской Республики».
429388 Чувашская Республика,
Яльчикский район,
с. Новые Шимкусы,
ул. Набережная, 125.
| Учитель чувашского языка и литературы, КРК.
| 25 лет
| II. Сущностные характеристики опыта
| Тема инновационного педагогического опыта
| Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания родного (чувашского) языка, литературы и культуры родного края
| Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)
| В современном динамично меняющемся мире, в первую очередь, востребованы люди, способные свободно ориентироваться в огромном информационном поле, обладающие креативностью, способностью к аналитической деятельности, умеющие самостоятельно находить решения и успешно их реализовывать. Развить в ребенке эти необходимые качества пытается школа. Стремясь дать качественное образование, образовательные учреждения все больше сил вкладывают в оснащение учебно-воспитательного процесса современным оборудованием, в освоение педагогическим коллективом новых, более результативных форм работы с учащимися, создают условия для роста профессионализма учительского состава. Одними из самых интенсивно используемых педагогами стали информационно-коммуникационные технологии. В настоящее время активно разрабатываются методики применения информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания различных предметов. Однако в методической литературе недостаточно освещен вопрос использования информационно-коммуникационных технологий на уроках чувашского языка, чувашской литературы и культуры родного края. Разрешению данной проблемы немало внимания уделяется в Муниципальном образовательном учреждении «Новошимкусская средняя общеобразовательная школа Яльчикского района» Чувашской Республики, потому что практика показывает: информационно-коммуникационные технологии позволяют повысить качество обучения и действительно развивают в учащихся необходимые им в дальнейшей жизни умения и навыки.
| Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)
| В связи с реализацией приоритетного национального проекта «Образование», федеральной целевой программой «Электронная Россия» (2002-2010 годы)», информатизацией образования вовлечение ИКТ в процесс преподавания чувашского языка, литературы и культуры родного края представляется перспективным направлением повышения качества образования. Разработка методики применения ИКТ на уроке чувашского языка, литературы и культуры родного края позволит создать условия для более прочного усвоения учащимися народных традиций и нравственных идеалов, вызовет интерес к познанию истории, культуры и искусства чувашского народа, а также выведет практику преподавания данных предметов на качественно новые конечные результаты. Информационно-коммуникационные технологии могут быть использованы в трех вариантах: 1) как проникающие (для обучения отдельным темам, разделам); 2) как основные (ведущие из используемых образовательных технологий); 3) как монотехнология (все обучение опирается на применение компьютера).
| Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
| Концепция изменений состоит в постепенном внедрении в традиционное преподавание чувашского языка, литературы и КРК более эффективных педагогических технологий (развивающего обучения, проблемного обучения, исследовательских методов обучения, технологий блочно-модульного обучения, лекционно-семинарско-зачетных систем обучения, игровых технологий, обучения в группе, технологий проектов) в сочетании с информационно-коммуникационными.
Трудоемкость инновационного педагогического опыта заключается: 1) в необходимости подготовки учителя-предметника к освоению новых информационных технологий, средств медиаобразования, приёмов работы в глобальных информационных сетях; 2) в информационном (подключение к телекоммуникационным системам различного уровня с выходом в глобальные сети, поддержка веб-сайта) и ресурсном (материально-техническое оснащение: наличие компьютерной техники, интернет-связи, учебно-наглядных пособий; программное и учебно-методическое оснащение образовательного процесса: наличие современного оборудования, фонда литературы, фильмотеки и медиатеки) обеспечении.
Данная методика может быть использована в работе филологов-чувашоведов всех типов образовательных учреждений, но с учетом возможностей и потребностей конкретной образовательной среды.
| Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)
| Классно-урочная система и репродуктивный метод обучения, предполагающий повторение и подражание, не сформируют человека, способного работать с новой информацией, анализировать её, быстро реагировать на самую нестандартную ситуацию. Поэтому ведущим условием реализации ИПО является установка на раскрытие творческого потенциала ученика, развитие его познавательных и коммуникативных способностей, духовное, нравственное и умственное обогащение личности. Немаловажную роль играет и системный подход, включающий направленность на личностно-ориентированное обучение, мониторинг, проведение индивидуальных и групповых консультаций, семинаров, интеллектуальных мероприятий, участие учащихся в научно-исследовательской и проектной работе, помощь в профессиональном самоопределении и многое другое. Без постоянного профессионального роста педагога также трудно говорить об успешной реализации ИПО. Воронова В.Н. – опытный классный руководитель, создает высокую мотивацию обучения; имеет авторскую программу элективного курса по литературе «Тăван сăмах-пин-пин ахах»; призер районного конкурса «Мастерство и творчество»; участница конкурса «Учитель года -2004», лучший учитель чувашского языка и литературы Яльчикского района (2003), лучший учитель района (2006), победитель ПНПО (2007 г.);
| Результат изменений
| В процессе применения технологии учащиеся наиболее активно вовлечены в учебно-воспитательный процесс, потому что они получают мотивацию к творчеству и самораскрытию, получают опыт самостоятельного поиска, опыт созидания нового продукта,- всё это придает обучаемому чувство уверенности, создает ситуацию психологического комфорта на уроке. В результате использования ИКТ на уроках происходит взаимообмен с учащимися в области компьютерной грамотности, возникает психологическое содружество и взаимопомощь. Значительно повышается интерес к предмету, а, следовательно, и показатели в учёбе.
Растет число учащихся- победителей различных конкурсов, конференций, олимпиад.
По окончании школы 10 учащихся выбрали своей будущей специальностью чувашскую филологию, журналистику, культурологию.
В течение последних лет фонд кабинета чувашского языка и литературы пополнился новыми материалами - электронными ресурсами, изготовленными учителем, учащимися и приобретенными в готовом виде.
В 2007-2008 учебном году учащиеся приняли участие в первой республиканской дистанционной интернет-олимпиаде и вошли в десятку, а в 2008-2009 учебном году – 2 место. В республиканских конкурсах с использованием ИКТ заняли 4 призовых места. Кабинет чувашского языка и литературы подал заявку на участие в районном смотре кабинетов, материалы для конкурса были оформлены с применением компьютера и заняли в нем І место.
| Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
| Имеются публикации:
1.Кайăксем-пирěн туссем.- Сайт школы, 2006 г.
2.Посади в саду цветы, в баночку-пшеницу.// Халăх шкулĕ.- 2002.- № 2.-с. 27-28
3.Анне – пирĕн телей. // Халăх шкулĕ.- 2004.- № 5.- с.33-34
4.Курнавăш шкулĕн историйĕ пуян. //«Елчĕк ен», №152 /9978/, 27 декабря 2006 года, стр. 3.
5.Сценарии «Звездный час» и «Тăван сăмах – чăваш чĕлхи» отправлены на республиканский дистанционный конкурс педагогических инноваций и размещены на CD-диске «Конкурс педагогических инноваций» в разделе «Воспитательная работа», 2006 г.
| III. Описание инновационного опыта учителя
| Внедрение новых информационных компьютерных технологий (ИКТ) меняет традиционный взгляд на образование, помогает преодолеть противоречие между активным использованием различных педагогических технологий и недостаточным ростом эффективности обучения. ИКТ направлены на интенсификацию образования, реализацию идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.
Компьютерные технологии можно применять при подготовке и проведении уроков, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по чувашскому языку, литературе и культуре родного края, в методической и воспитательной работе.
Учебно-воспитательный процесс, как известно, начинается с планирования. План работы кабинета, календарно-тематическое планирование уроков, план работы методического объединения, предметной недели или просто крупного мероприятия удобно составлять на компьютере: в записи можно всегда внести поправки и дополнения. Информацию, записанную в память компьютера или сохраненную на съемном носителе (дискете, диске, карте памяти), можно быстро найти, так как материалы упорядочены по специальным папкам: «Учебные достижения обучающихся» (средний балл; качество знаний; процент успеваемости; результаты экзаменов; список учащихся, поступивших в вузы по предмету), «Внеурочная деятельность» (олимпиады, конференции, конкурсы, кружки, факультативы, внеклассные мероприятия), «Материалы для проведения уроков» (5 класс, 6 класс и т.д.), «Таблицы и схемы», «Портретная галерея», «Наше творчество» и пр. Картотеку ошибок учащихся, интересных фактов также удобно вести, используя компьютер. Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: тесты; контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; презентации и проекты; просмотр медиафайлов (рисунки, художественные и документальные фильмы, спектакли, передачи); прослушивание песен, музыки, текста, аудиофрагментов; диктант с использованием ИКТ; сочинение по картине, спроецированной из компьютера на экран; работа на тренажере; предметные игры; решение кроссвордов; работа с электронным учебником; составление таблиц, схем, графиков, диаграмм; создание минифильмов и анимаций; работа над лингвистическими комиксами; составление рефератов, докладов, сообщений; списывание текста с пропущенными орфограммами и пунктограммами, редактирование и правка работ; составление словарей и списков проблемных слов; выпуск стенгазет, сборников.
С помощью интернет можно обмениваться опытом с коллегами, проводить мероприятия в режиме онлайн. Сайты, электронная почта позволяют находиться не только в районном, республиканском, но и в общероссийском и даже мировом информационном пространстве.
| IV. Экспертное заключение
| Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений (формы распространения опыта)
| Данная методика возможна к использованию в процессе преподавания филологических дисциплин, но, прежде всего она была бы интересна преподавателю родного языка.
С опытом работы Веры Николаевны можно ознакомиться на сайтах nsimk-yal.narod.ru (МОУ «Новошимкусская СОШ) , http://21101.edusite.ru (Чувашский Республиканский координационный центр), www.wwn.21420s23.edusite.ru (сайт учителя Вороновой В.Н.)
ИПО был представлен коллегам на различных мероприятиях:
2003 год - Презентация методической работы «Мой личный вклад в реализации программы развития образования в Яльчикском районе» (выступление).
2004 год - Конкурс «Учитель года», номинация «Учитель-исследователь» (Нестандартный урок по теме «Кайăксем-пирěн туссем» и внеклассное мероприятие «Чăваш пики»).
2004 год - Конкурс сценариев внеклассных мероприятий (Сценарий «Cěр cинче асли çук căкăртан»).
2004 год - «Педагогические инновации в воспитательной работе» (Разработка «Кěрлерě вaрçă, çунчě çěр..»).
2004 год – Районные секционные занятия учителей чувашского языка и литературы («Класс тулашěнчи ěçсен уйрăмлăхěсем»).
2005 год – Конкурс кабинетов - «Лучший кабинет района».
2005 год – I Конференция учителей чувашского языка и литературы «Шкул тата чăваш чěлхи» (делегат).
2006 год - Республиканский дистанционный конкурс педагогических инноваций, номинация «Воспитательная работа» («Звездный час» и «Тăван сăмах – чăваш чěлхи»).
2006 год – Республиканский фотоконкурс «Учитель, прояви себя!»
2006 год - Районная конференция методических объединений, проведенная по программе «Содержание и направления деятельности методических объединений по развитию педагогической инициативы и творчества» (Презентация электронных уроков).
2006 год - Районные секционные занятия учителей чувашского языка и литературы («Минимум образования, анализ программ и учебников, методика»).
2007 год - Республиканские рождественские чтения на тему «Православное образование и воспитание». Круглый стол «Духовно-нравственное воспитание личности на уроках литературы и истории» - (Доклад «Воспитание и обучение средствами народных традиций и народной культуры»).
2007 год - Презентация электронных учебников по чувашскому языку - (Выступление «Использование электронного пособия «Учите чувашский» в учебно-воспитательном процессе»), г. Чебоксары
2007 год - Районные секционные занятия учителей чувашского языка и литературы ("Организация поисково-исследовательской работы учащихся").
2007 год - Районная ярмарка методической продукции по организации воспитательной деятельности «Методическая ярмарка» - (Программа курса для профильной подготовки учащихся 10 класса по чувашской литературе «Тăван сăмах – пин-пин ахах»).
2007 год - Районный конкурс педагогических работников «Мастерство и творчество» (Проект «Чувашский фольклор» -3 место).
2008 год – Мастер-класс «Япала ячěсене вěрентнě чухне ИКТ мелěпе усă курасси».
2008 год - Районная ярмарка методической продукции по организации воспитательной деятельности «Методическая ярмарка» - (М.Федоровăн «Арçури» поэмине ИКТ мелěпе вěрентесси).
2008 год – Республиканский семинар учителей чувашского языка и литературы (Творческий отчет «Чăваш чěлхипе литература урокěсенче ИКТ мелěпе усă курасси»).
| Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
| Круглова Надежда Николаевна – руководитель методического объединения учителей чувашского языка и литературы при МОУ «Новошимкусская СОШ Яльчикского района Чувашской Республики», 429388 Чувашская Республика, Яльчикский район,
с.Новые Шимкусы, ул. Набережная, 9.Телефон: 8(835)49-30-3-29 nadesda77@yandex.ru
| |