Скачать 176.77 Kb.
|
М униципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 4 г. Сельцо Брянской области Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках физики и астрономии с использованием сетевых компьютерных технологий» Выполнил: учитель физики и астрономии средней школы № 4 Ефремов А.Г. Сельцо-2005 г. Содержание: Введение……………………………………………………………………….3 стр.
Заключение……………………………………………………………………..20 стр. Список литературы……………………………………………………………..21 стр. Приложение 1 (видеозапись создания ресурсов учеников в Портале) Приложение 2 (Презентации учеников по астрономии) Приложение 3 (Презентации по физике) ВВЕДЕНИЕ В программе полного общего образования по физике, разработанной на основе Стандарта полного среднего образования сказано, что «Изучение физики в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Сейчас есть много хороших методик преподавания физики в основной и средней школе. Часть методов преподавания связаны с использованием компьютерных технологий. В своей работе я хочу рассказать об использовании сетевых компьютерных технологий при изучении курса физики. В настоящее время существует проблема в изучения физики в школах. Это связано, прежде всего с тем, что в школах не хватает демонстрационного и лабораторного оборудования, наличием старых методик, учебников, невозможностью обмениваться своими взглядами, проектами и гипотезами за рамками своего класса или, в крайнем случае, кратковременного (1 – 2 часового) предметного вечера по физике. Цель использования данной методики – научить детей использовать средства компьютерных коммуникаций и программного обеспечения в изучении физики, повысить мотивацию в изучении одного из сложнейших предметов и показать учителям преимущества использования компьютерной техники и сетевых технологий. Указанные средства использования компьютерных сетевых технологий помогут достигнуть целей, указанных в Стандарте по физике.
На современном этапе развития школьного образования возникает интерес педагогов к использованию метода проектов в преподавании учебных дисциплин в рамках одного урока. Этот подход основан на освоении учащимися методов научного познания. Такие проекты, которые укладываются в один урок или несколько занятий наиболее востребованы в школе и интересны с методической точки зрения. В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания. К общенаучным методам относятся аналогия, наблюдение и опыт, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, конкретизация. Применяя эти методы познания при организации учебного исследования можно раскрывать содержание образования в рамках одного урока или фрагмента урока, не выходя за рамки тематического учебного плана. Назовем такой урок (фрагмент урока) проектным и рассмотрим возможные приемы его организации. Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока. Основной формой работы на уроке является групповая работа. Если каждая группа решает одну и ту же задачу (ведет исследование одного и того же объекта), то целесообразно формирование разноуровневых групп. При дифференциации задач можно формировать группы, в которые войдут учащиеся одного образовательного уровня. В ходе проектного урока (фрагмента урока) присутствуют все этапы, характерные для реализации любого исследовательского проекта: 1. В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос, актуализируются необходимые для дальнейшего исследования знания, ставятся цели и задачи работы. 2. Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования. 3. Выбирается метод исследования. Этот выбор может быть осуществлен в ходе фронтальной беседы, самостоятельного обсуждения проблемы и гипотезы в группе или же сформулирован учителем. Далее же проблему выбора метода учащиеся должны научиться решать самостоятельно. 4. Учащиеся, работая в группе, ведут поиск решения выдвинутой проблемы, применяя выбранный на третьем этапе урока метод. Затем анализируют полученный результат и делают выводы о своей работе. 5. Полученные в ходе своих исследований результаты каждая группа оформляет в виде конспекта, плана, алгоритма и т.д. Вид отчета оговаривается до начала выполнения работы. 6. Каждая группа представляет результаты своей работы в виде устного сообщения. 7. Подводятся итоги работы, и дается оценка деятельности каждой группы. На всю работу может быть отведено от 15 минут урока до двух академических часов (пары уроков) в зависимости от объема рассматриваемого вопроса. В отличие от проектов, требующих больших временных рамок, проектный урок может иметь место при изучении свойств объектов, определении взаимосвязей между объектами, установлении причинно - следственных связей между событиями и явлениями, доказательстве теорем и выводе формул, отработке навыков решения различных задач и т.д. Существенным в проектном уроке является применение для исследования методов научного познания. Этот вопрос часто учителями не принимается во внимание, отсюда затруднения в определении тематики исследования и организации проектной деятельности. Складывается некоторый стереотип в мышлении педагогов, заключающийся в том, что исследования могут быть проведены только методами статистического анализа. Сейчас большинство школ работает по классно-урочной системе. Этот ритм удобен своей определённостью, чёткостью, организованностью. Но в наше время всего этого недостаточно, и, соответственно, необходимо использование принципиально иной, хотя и не новой философии образовательного процесса. Считается, что она берёт своё начало в трудах Джона Дьюи. Именно этот учёный предложил вести обучение через целесообразную деятельность для ученика, с учётом его личных интересов и целей. Ученик должен поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни. Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. Кроме краткосрочных проектов – постановка, проведение и обсуждение эксперимента (лабораторной работы), анализ природного явления, решения нестандартной задачи, дети выбирали и долгосрочные - на полугодие или год, проекты. В качестве тем проекта по физике учащиеся школы выбирали:
В качестве тем по астрономии:
и другие темы.
В 2003 году в школы области поступило программное обеспечение Брянского распределенного образовательного Портала. В 2004 году была поставлена усовершенствованная вторая версия. Программное обеспечение Портала установленного в компьютерных классах школ, где работали локальные сети позволило учителям информатики учить детей поиску информации, публиковать свои работы в Портале, использовать электронную почту и цифровую подпись, оставлять свои сообщения в гостевых книгах, высказывать свои мнения на предметных форумах и конференциях. Так как в компьютерном классе занимаются все учащиеся 8-11 классов, аудитория получается достаточно большой и, конечно, не ограничивается рамками одного класса и отдельного урока. Все из перечисленных инструментов можно использовать и на уроках других предметов, в том числе физики и астрономии.
Перед началом организации работы в Портале учителю необходимо провести некоторую подготовительную работу, а именно:
Затем необходимо сделать следующее. Запустить программу Internet Explorer. В адресной строке набрать IP-адрес компьютера на котором установлен Портал. В поле логин набрать логин администратора, в поле пароль – пароль администратора. Нажать OK, в открывшемся окне – Вход. Затем кнопку – Добавить. В открывшемся окне создать ресурс. В зависимости от типа создаваемого ресурса в поле Тип ресурса в открывающемся списке выбрать
После выбора оформления внизу страницы нажать кнопку создать и на сообщение от сервера, что введенная информация успешно добавлена в базу данных – OK. Кстати, ученик, выполняющий проект в Портале, должен сначала пройти регистрацию в нем (логин и пароль который будет ему присвоен надо записать), затем войти на созданный учителем ресурс - проекты учеников, и создавать свои ресурсы также, как учитель (тесты, фото галерею, новости и др.)
При выполнении лабораторных работ кроме проведения эксперимента важно получение результата, учет погрешностей и формулирование вывода. Поэтому можно предложить следующий алгоритм выполнения лабораторной работы с использованием сетевых технологий:
Для, автоматизации контроля знаний можно создать тест в Портале. Создается он следующим образом.
Если картинки к вопросам и сами вопросы заранее приготовлены, то создание теста из 10 вопросов займет не более 10 минут. Фрагмент теста по физике Создание теста экономит время учителя, автоматизирует работу, гарантирует объективность оценки и в то же время, так как тест интерактивен, привлекает интерес к его прохождению детей.
Организация проектной деятельности учащихся на уроках физики и астрономии позволяет:
В зависимости от цели, определенной учителем, постановка проектной задачи может быть различной, например:
В создании проекта может участвовать либо один ученик, либо группа учащихся со сходными интересами, но разнонаправленными способностями – дизайнер, расчетчик, мастер и т.д. При создании долгосрочного проекта очень важно, чтобы ученик сам определился с выбором темы. Дело в том, что процесс самостоятельного выбора темы наиболее трудоемкий в плане психологическом, так как при выборе ученик начинает производить самооценку своих интересов, знаний и умений. Здесь очень важна поддержка учителя, который в нужную минуту может посоветовать, подсказать и подтвердить уверенность в будущем успехе ученика. После выбора темы проекта надо смоделировать сам проект. Необходимо определить его структуру, содержание, взаимосвязь отдельных составляющих, выбрать инструменты и материалы для проведения эксперимента, компьютерные программы для расчета результатов, построения графиков, диаграмм. Немаловажный вид деятельности – определить источники информации по теме проекта. Например, для проектов по астрономии: какие сайты наиболее информационны, следят за новейшими открытиями и исследованиями в области астрономии и астрофизики, пополняются новейшими фотографиями небесных объектов, какие печатные источники – газеты, журналы, книги могут быть надежными источниками информации. Самой крупной из общедоступных библиографических баз данных, связанных с астрономией и астрофизикой, является поддерживаемая NASA Система астрофизических данных (ADS): http://adswww.harvard.edu/. Её ядром является Служба рефератов, содержащих библиографические характеристики и краткое содержание статей по астрономии, астрофизике, физике, геофизике и оптическому приборостроению. Общее число рефератов составляет сейчас около 1,5 миллионов и постоянно пополняется. Служба позволяет проводить поиск по фамилиям авторов, названиям статей, наименованиям объектов или ключевым словам. Возможен поиск статей, в которых цитируются работы какого-либо конкретного автора. Другая часть системы ADS - Служба статей. Она реализует возможность доступа к текстам свыше 40000 статей, опубликованных в ведущих астрономических изданиях. Статьи заносятся в базу данных как графические файлы и, по требованию пользователя, их страницы воспроизводятся на экране компьютера точно так же, как они выглядят в оригинальном журнале. При необходимости, статьи можно скопировать по сети как файлы формата PostScript. Следует отметить, что одна страница журнала занимает до нескольких сот килобайт и для воспроизведения её на экране или копирования необходимо достаточно много времени даже при высокой скорости передачи информации. К сожалению, статьи основных журналов ("Astrophysical Journal", "Astronomy and Astrophysics" и др.), доступные системе ADS, оканчиваются последними выпусками 1996 г. Начиная с 1997 г., их редакции требуют абонементную плату за допуск к своим электронным версиям. Правда, для стран бывшего Советского Союза редакции ряда журналов предоставляют бесплатную информацию, но требуют заключения лицензионного соглашения. В системе ADS имеется виртуальная библиотека. Наибольший интерес для студентов представляет "Справочник по космической астрономии и астрофизике" М.В.Зомбека. Кроме того, имеется небольшая коллекция трудов конференций и набор списков содержания основных астрономических журналов. Важным источником информации является Служба электронных препринтов. Она организована и поддерживается Лос Аламосской национальной лабораторией (США) http://xxx.lanl.gov/. Имеется и несколько "зеркальных" серверов, в том числе сервер Института теоретической и экспериментальной физики http://xxx.itep.ru/. С начала 90-х годов Служба хранит препринты по физике, астрофизике, геофизике и математике. Используемая база данных позволяет проводить поиск препринтов по их номерам, авторам и тематике. Для первоначального ознакомления может быть вызван реферат препринта, содержащий краткое описание исследования и его основные результаты. Тексты препринтов могут быть скопированы либо в исходном формате (чаще всего в LaTex), либо как файлы формата PostScript или PDF. В последнее время препринты пользуются большой популярностью. Только по астрофизике в базу данных этой службы ежемесячно поступает около 500 препринтов. Они удобны полностью свободным доступом. Кроме того, со времени помещения препринта на Лос Аламосский сервер до момента выхода статьи из печати обычно проходит несколько месяцев. Стали обычными ссылки на электронные препринты в научных статьях. Например, запись "astro-ph/9904271" означает 271 препринт, поступивший в базу данных в апреле 1999 г. по разделу астрофизика. http://adswww.harvard.edu/. www.starlab.ru/ - Эфирная астрофизика http://cobr.kts.ru/astron/virtlib.htm - виртуальная астрономическая библиотека http://xxx.lanl.gov/ http://xxx.itep.ru/ Следующий этап – реализация проекта. При его реализации важно следовать определенному плану, который был разработан при проектировании проекта. Ученик, сумбурно бросившийся в реализацию, в конце концов запутается, попросит помощи учителя, и здесь, учитель должен корректно возвратить ученика к этапу проектирования, постановке целей и задач. Обычно сам проект начинают учащиеся с изготовления мультимедийной презентации, в которой они раскрывают тему своего проекта. Очень важно, чтобы этот процесс не стал наиглавнейшим в работе ученика. Раскрытие своей темы должно быть не самоцелью, а одним из структурных звеньев в работе над сетевым проектом. В дальнейшем ему надо опубликовать свою презентацию в общем ресурсе (см. видеоролик), сделать рекламу своему проекту и наладить обратную связь через гостевую книгу, чат, конференцию и т.д. 3.3. Защита проекта Защиту проектов можно проводить в форме конференций, презентаций. Такая деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Важно оценивать насколько предложенный учеником проект в сети школы нашел отклик, единомышленников и тех, кто вообще интересуется данной темой. Заключение При применении "Метода проектов" для решения разнообразных задач с использованием компьютера можно выделить следующие основные этапы, которые я использую в своей работе:
Обучение с использованием "Метода проектов" - это обучение, где целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по физике и астрономии. Список используемой литературы и источников:
|
Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках... | Методическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для... Комплексный подход к военно-патриотическому воспитанию суворовцев на уроках физики | ||
Методическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы» «…В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс... | Методическая разработка по внедрению проектного метода на уроках географии Данная методическая разработка предполагает проведение уроков по дисциплине География с использованием элементов проектного метода... | ||
Проектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время | «Проектная деятельность на уроках обществознания» Проектная деятельность... Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило,... | ||
Разработка урока с использованием новых педагогических технологий... Игра «Кто хочет стать миллионером» по информатике с использованием системы Learningapps org», 7 класс | Методическая разработка на тему: «Формирование исследовательской... Кузнецова Марина Станиславовна, преподаватель (руководитель дисциплины физика и астрономия) | ||
Методическая разработка на тему: Современный урок с позиции здоровье сберегающих технологий В ней рассматривается пути сохранения здоровья учащихся при помощи здоровье сберегающих технологий. Данная методическая разработка... | Методическая разработка На тему: «Использование игровых технологий... На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры» | ||
Программа по элективному курсу «Делопроизводство с использованием... На втором этапе обучения в 10-х классах учащиеся, занимавшиеся по данному курсу «Делопроизводство с использованием компьютерных технологий»... | Методическая разработка урока физики с использованием информационных... Задачи. — Познакомить учащихся с многообразием пресмыкающихся, их значением в природе и жизни человека, сформировать знания о характерных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием икт» | Урок физики с использованием компьютерных технологий 7 класс Провела... Цели урока : дать понятие равномерного инеравномерного движения; дать понятие скорости и записать формулу для ее расчета. Выразить... | ||
Методическая разработка на тему: «организация проектно- исследовательской... ... | Методическая разработка урока по химии на тему «электролитическая диссоциация» Методическая разработка урока по химии на тему «электролитическая диссоциация» с использованием икт |