Методическая разработка на тему: «организация проектно- исследовательской деятельности в преподавании географии с использованием информационно-коммуникационных технологий»





НазваниеМетодическая разработка на тему: «организация проектно- исследовательской деятельности в преподавании географии с использованием информационно-коммуникационных технологий»
страница1/6
Дата публикации08.01.2015
Размер0.76 Mb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > География > Методическая разработка
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Канаш

Методическая разработка на тему:

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»


Учитель географии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Канаш

Суркова Н.В.

Канаш 2007


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

Глава I. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ.

    1. История развития метода проектов в России и за рубежом.………….…………………………………………………………5

    2. Метод проектов и современная школа………………………………….11

    3. Типология проектов ……………………………………………………...14

    4. Роль метода проектов в развитии творческой активности личности….………………………………………………………………..20

    5. Телекоммуникационные проекты………………………………………..23


Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ГЕОГРАФИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

    1. Основы проектирования и использования средств информационно-коммуникационных технологий на уроках географии…………………………………………...……………………..27

    2. Этапы подготовки и реализации проекта ….……………...…….…… 33

    3. Факторы, влияющие на успех проектной деятельности учащихся …………………………………………………………….………………..35

    4. Структура и содержание исследовательской работы учащихся……...………………………………………………………….. 37

    5. Социальный проект как пример практико-ориентированной учебно-исследовательской деятельности учащихся ……………………………………………………………………………...38

    6. Создание природно-антропогенного комплекса на территории школьного двора…………………………………………………………..48

    7. Критерии оценки проектной деятельности учащихся…………………………………………………………………72


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………74

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………..……………………76

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….78

1.Проект «Мой вклад в чистоту родного города»;Операция «Чистый двор».




2.Методическая разработка урока географии с использованием информационных технологий. 6 класс


3. Методическая разработка урока географии на тему «Население России» 9 класс

3. Интегрированный курс «География с основами информатики»8 класс

ВВЕДЕНИЕ
В последние несколько лет в педагогике общеобразовательной школы стали очень популярны идеи прагматизма.

Само название «прагматическая педагогика» (pragma –дело, действие), определяет основной принцип обучения – обучение посредством делания. Основным методом в прагматической педагогике (автор концепции- Джон Дьюи) является метод проектов, сущность и ценность которого состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющиеся знания, умения и навыки при решении конкретных проблем.

Актуальность проектно-исследовательская деятельность очень прочно входит в образовательную среду. Работа по проектному методу учит определять приоритеты, работать в жестком графике, преодолевать трудности, анализировать слабые и сильные стороны, распределять ресурсы, обязанности и ответственность, использовать утвержденные правила и процедуры, сотрудничать с членами рабочей группы, достигать максимальной эффективности в реализации целей и задач в соответствии с графиком и в рамках утвержденного бюджета.

Проектирование как один из видов человеческой деятельности связано с выполнением заданий на воспроизведение по образу, включая:

  1. поисковые задания, связанные, как правило, с усовершенствованием конструкции уже известных объектов;

  2. творческие задания, направленные на создание новых объектов.

Цель нашего исследования - использование средств информационно-коммуникационных технологий в исследовательской деятельности учащихся, реализованной в проектной форме на примере предмета географии на основной ступени.

Объект исследования – процесс организации и проведения проектной работы учащимися по предмету география в основной школе, с применением средств информационно-коммуникационных технологий.

Предмет исследования – методические рекомендации по использованию средств информационно-коммуникационных технологий в учебно-исследовательской деятельности учащихся по предмету география и её организации в форме проектной работы. Проблема исследования: интенсификация процесса обеспечения школ современными средствами информационно-коммуникационных технологий и вместе с тем недостаточная разработанность практико-ориентированных методик использования компьютерного оборудования и программных средств в современных формах обучающихся по различным предметам, в том числе по географии. В соответствии с поставленной целью нами были выделены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;

  2. определить особенности использования средств информационно-коммуникационных технологий при организации практико-ориентированной проектной деятельности учащихся по предмету география.

  3. разработать методические рекомендации, направленные на формирование навыков проектирования и проведение учебно-исследовательской деятельности учащимися с использованием средств ИКТ.

  4. провести количественный и качественный анализ результатов, данных экспериментов, проводимых на основе разработанных рекомендаций.

Методологической основой исследования являются законы проектно-исследовательской деятельности:

  • закон отрицания отрицаний, т.е. процесса перехода из одного качественного состояния в другое;

  • принципы развития;

Методы исследования:

  1. теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных педагогов по проблеме исследования;

  2. наблюдение;

  3. анкетный опрос;

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, первой главы, освещающей современное состояние проблемы развития проектной деятельности как в нашей стране, так и в зарубежной педагогике, второй главы, включающей описание проектирования в преподавании географии и заключительной главы, описывающей практическую часть работы.
Этапы исследования:

I этап – изучение педагогического опыта и анализ состояния проблемы в литературе

II этап – организация и проведение опытно-экспериментальной работы;

III этап – статистическая обработка данных, формулировка выводов по результатам эксперимента и оформление работы

Теоретическая значимость: определено значение проектной деятельности в организации практико-ориентированного обучения. Практическая значимость: разработаны методические рекомендации по использованию средств информационно-коммуникационных технологий в организации исследовательской деятельности учащихся, реализованного в проектной форме.
Глава I. ОБЗОР ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО

ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1.Метод проектов в России и за рубежом.
Впервые термин «проект» употребил в 1908 г. Заведующий отделом воспитания сельхозшкол в США Д.Снедзен. Вначале 19 века образ жизни фермеров не позволял их детям регулярно посещать школу, так как они привлекались к сельскохозяйственным работам весной и осенью. Американские педагоги считали, что практическое обучение является основой обучения будущих фермеров. Учащиеся получали в школе ряд заданий для выполнения на дому, носивших обобщённое название «домашний проект». Так возник метод проектов. И в 1911 году Бюро воспитания США узаконило термин «проект».

На ранней стадии знакомства с предметом можно допустить большое количество непринуждённой бессознательной игры мысли, даже рискуя «экспериментированием на авось»; на позднейших ступенях следует поощрять сознательную формулировку и пересмотр. Проектирование и рефлексия, идя прямо вперёд и обращаясь назад для тщательного исследования, считает Дж. Дьюи, должны чередоваться. Бессознательность придаёт свободу и свежесть, сознательность- убеждение и контроль. Утверждение, что сведения, накопленные не с целью выяснения и решения проблемы, могут быть впоследствии по желанию свободно использованы мыслью, совершенно ложно.

Большое значение Дж. Дьюри придавал обучению через деятельность и противопоставлял выбору традиционной школьной системы, относящейся с полным пренебрежением к «…внешней деятельности как к фактору воспитания и средству для чисто теоретических предметов и методов. Благоприятных условий для выбора действительно воспитывающей деятельности гораздо больше в жизни ребёнка, чем в жизни взрослого. Мы игнорируем самую серьёзную проблему: проблему открытия и организации форм деятельности, которые были бы наиболее свойственны и более всего соответствовали незрелой ступени развития, подготовке к исполнению социальных обязанностей взрослого и в то же время оказывали бы максимальное влияние на образование навыков точного наблюдения и последовательности».

Роль учителя, по мнению Дьюи, заключается в отборе и руководстве деятельностью ребёнка, пробуждению любознательности и прочее.

Сторонники метода проектов, основываясь на философских взглядах Дж. Дьюи, исходили из приоритетного значения накопления сведений, приобретённых путём мышления.

Старая же школа традиционно делала акцент на запоминание нового материала без его обоснования.

Таким образом, в начале 20 века основной задачей педагогики в новых социально- педагогических условиях стало воспитание действенного мышления. Сторонники метода проектов первостепенную роль отводили проблеме, мотиву и считали, что ими определяется весь ход и направление работы. М.М. Рубинштейн считает, что и в методе проектов над всем «господствует дух поставленной реальной проблемы, но поставленной в естественной постановке и с готовностью к действию искать её решение и умение провести его в жизнь».

Ч. Мак Мерри отмечает, что возникший в голове ребёнка и им самим выполненный на основании его личного опыта проект- лучшая основа для воспитательных целей, так как в процессе выполнения проекта вырабатывается самостоятельность и активная осмысленность. В основе проекта были главные факторы человеческой деятельности- пища, одежда, материальные нужды, духовные ценности. В элементарной школе М. Уэльс школьная программа содержала три годичных проекта. Через ряд промежуточных степеней, специальных проблем, решаемых повседневной работой, школа постепенно продвигалась к определённой цели. В зависимости от широты целевой установки М. Уэльс различает большой и малый проекты. В большом проекте учебная задача ставится на целый год, а в малом соответствует повседневной школьной жизни. Таким образом, основное задание разбивалось на мелкие проекты, связанные между собой общей темой. Учащиеся делились по выбору на группы, каждая из которых выполняла один из проектов. В процессе работы над проектом они изучали грамматику, писали частные и деловые письма, делали вычисления, изготавливали макеты и так далее. В результате такой организации процесса обучения по методу проектов, формировались в том числе формальные навыки счёта, письма, чтения и т. д.

Американские педагоги использовали метод проектов для всех ступеней обучения. Он позволил дифференцировать обучение на различных возрастных этапах: от младших школьников требовалась элементарная творческая работа, а для старших применялись более сложные и трудные задания. Применение метода проектов способствует самоопределению учащихся в будущей профессиональной деятельности. Также американские педагоги называли условия, которые являлись обязательными для получения благоприятных результатов при использовании метода проектов:

    1. Соответствующая квалификация педагогов.

    2. Формирование численности детей в классе.

В России в начале 20 века большое значение методу проектов уделял С.Т. Шацкий. Вместе со своими единомышленниками он определил следующие элементы этого метода:

1. Реальный опыт ребёнка, который должен быть выявлен педагогом.

2. Организационный опыт- организация для учащихся занятий на основе того, что знает педагог об опыте ребёнка.

3. Соприкосновение с накопленным человеческим опытом- готовые знания.

4. Упражнения, дающие ребёнку нужные навыки.

Группа С.Т. Шацкого начала свою деятельность в 1904 году. На основе метода проектов был построен план работы с детьми.

По мнению С.Т. Шацкого, значение всех планов работы, связанных с культурой самодеятельности, самостоятельности учеников в том, что здесь можно «…нащупать для каждого ученика в отдельности наиболее целостный для него темп и способ работы. В этом заключается индивидуальный подход в обучении».

В России в начале 1920-х гг. разворачивается дискуссия между представителями современной русской дидактики (П.Ф. Каптеревым, В.П. Вахтеревым, К.Н. Вентцелем, П.П. Блонским, А. Пинкевичем и др.), содержащая критику пассивных методов обучения традиционной школы, оказавшая заметное влияние на школу. Методам традиционной школы в своих трудах они противостояли новые методы и организационные формы, способствующие активности и самостоятельности учащихся. Эта дискуссия была очень актуальной, так как промышленность того времени испытывала острую потребность в новых, образованных, творчески мыслящих кадрах.

В 1923 г. научно- педагогическая секция Государственного ученого совета (ГУС) в целях ликвидации разрыва школы и жизни разработала схему построения комплексных программ. Изучение трудовой деятельности людей, взятое за стержень, должно было обеспечить решение проблемы. А. Пинкевич отмечал, что комплексное обучение не только разрушает перегородки между отдельными предметами, но и приближает детей к жизни, содействует развитию воли, а его суть заключается в концентрации материала вокруг:

а) какой-нибудь цели;

б) определённого предмета;

в) на основе определённого метода.

Из практики советской школы была исключена предметная система. В основу воспитания и обучения была положена разработка комплексных тем («Знакомство со школой», «Начало весенних работ» и т. д.). Каждую тему рассматривали в трёх аспектах:

  1. природа (физика, биология, строение Вселенной);

  2. труд (отрасли производства, техника, история, организация);

  3. общество (обществоведение, история).

Практика образования требовала новых методов обучения. Педагогическая наука выбрала метод проектов в 1920-е годы. Термин «метод проектов» стали использовать в отечественной педагогической литературе, хотя педагоги отмечали неадекватность термина содержанию понятия.

Метод проектов явился формой проработки учебного материала, дающей педагогическому процессу жизненную целевую установку. Он ориентировал учащихся на непосредственное включение в окружающую жизнь и базировался на принципе связи школы с жизнью посредством преобразующей деятельности. Таким образом, решался социальный заказ общества на воспитание активной, самостоятельной и творческой личности. Проектом называлось какое- либо общественно- полезное мероприятие, при выполнение которого должны были приобретаться знания. В процессе выполнения проекта проявлялись самые разнообразные практические задачи, которые, в свою очередь, вызывали потребность в новых знаниях и в формировании умений и навыков.

Развитие метода проектов в школах России связано с именами таких педагогов, как В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев и др. Одной из организационных форм учебных занятий был бригадно-лабораторный метод.

В 1920-х гг. отечественные педагоги проявили интерес к психологическому аспекту проектного метода. П.П. Блонский, А.П. Пинкевич, А.К. Калашников и др. обращали внимание на необходимость учёта психофизиологических особенностей ребёнка при постановке целей обучения и воспитания, при отборе учебного материала и при выборе методов обучения. Ведущее место заняла проблема интереса школьников к учению. Метод проектов, по мнению педагогов 1920-х гг., вносит разнообразие в учебную работу, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, способствует воспитанию у учащихся инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков планирования и организации труда, распределения сил и средств.

Постановлением ЦК ВКП(б) от 05.09.1931 г. «О начальной и средней школе» организация работы с учащимися по методу проектов была осуждена. Причинами послужили:

  • излишнее увлечение методами проектов;

  • придание ему политической направленности;

  • подчинение всей школьной жизни комплексным проектам;

  • недостаточная квалификация педагогов;

  • слабая материальная оснащенность школ;

  • переполненность классов.

В дальнейшем в течение многих лет метод проектов в отечественной педагогике не применялся.
1.3. Метод проектов и современная школа.
Анализируя стремление новаторов 1920-х гг. найти формы, наиболее соответствующие содержанию и задачам обучения и воспитания в советской школе, современная отечественная и зарубежная педагогика выделяет следующие наиболее перспективные идеи, содержащиеся в работе по методу проектов:

  1. Укрепление связи школы с жизнью.

  2. Развитие индивидуальных способностей и наклонностей учащихся.

  3. Развитие умений планировать свой учебный труд и самостоятельно выполнять его.

  4. Система контроля и самоконтроля.

В недавнем прошлом идеи, заложенные в проектную деятельность, реализовывались через общественно- полезный труд школьников. Исследования в области политехнического образования, передовой педагогический опыт подтвердили роль соединения обучения с производительным трудом как средства всестороннего развития личности.

Современные подходы к построению концептуальных основ образования отражены в концепции «наука-технология-общество», которую называют мегатенденцией 1980-ых годов. Её суть в совершенствовании качества обучения путём «…повышения научной грамотности школьников с тем, чтобы они понимали постоянно возрастающие в современном мире взаимосвязи и взаимозависимости науки, технологии и общества».

Объективная необходимость модернизации обучения в 1980-х гг. была связана с процессом интеграции, происходившим в странах ЕЭС, и намеченным к 2000г. введением в среднюю школу Единого европейского учебного плана. В основных требованиях к нему выделяется следующий принцип трудовой подготовки: вооружить учащихся базовыми знаниями и умениями ориентироваться в новых технологиях с учётом европейского рынка труда.

Реформа английской школы стала первым этапом в этом процессе. Технологическое образование начало осуществляться через традиционные предметы путём включения специального учебного материала, который планируется с помощью сквозных тем. Деятельность учащихся строится на основе постепенно усложняющихся проектов. В результате учащиеся получают навыки работы с материалами, инструментами, информацией по мере выполнения проекта. Актуальными проблемами образования на современном этапе являются:

  1. гуманизация;

  2. интеграция;

  3. дифференциация;

  4. индивидуализация.

Эти принципы позволяют на практике осуществить метод проектов.

Обновление содержания образования, поиск новых эффективных методов обучения и внедрение их в учебно-воспитательный процесс способствуют возрождению методов проектов применительно к различным предметам. Выделяются следующие положительные черты проектов:

  1. Интеграционные связи между отдельными школьными предметами;

  2. У школьников понимание единства различных аспектов его деятельности;

  3. Возможность многофункциональной подготовки учащихся в новых социально-экономических условиях;

  4. Активизацию процесса обучения на основе:

    • мотивации деятельности,

    • поэтапной организации труда,

    • анализа хода практических работ, их диагностики и метода исправления недостатков,

    • экспертной оценки проделанной работы;

    • формирование социально значимых качеств личности;

    • реализацию дифференцированного и индивидуального подхода в обучении

Под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием объекта. Метод проектов - это комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом. Важно отметить, что метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся.

В ряде регионов России существенное внимание в преподавании уделяется методу проектов как важному средству, несущему в себе большой потенциал для разностороннего развития учащихся.

1.4.Роль метода проектов в развитие творческой активности личности.

Психологии творчества посвящены тысячи страниц научных монографий и популярных работ. Не претендуя на исчерпывающую характеристику существующих в настоящее время взглядов на сущность творчества, его результативных и процессуальных аспектов, а также опыта построения развивающих творческую активность программ, нужно остановиться на нескольких моментах. Они дадут возможность составить систематизированные представления об основных понятиях, отражающих различные грани феномена творчества, творческого процесса и продукта в аспекте применения метода проектов в организации деятельности учащихся на уроках.

Определения, иллюстрирующие попытки определить творчество по его продукту, содержат некоторое ограничение. Бесспорно и очевидно, что сущность творчества проявлявляет себя в творческих продуктах: идеях, поведении, материальных объектах. В то же время описание результатов творчества, продвигая нас к познанию его сущности, не дают полного представления о феномене. С определённой точки зрения, более продуктивны определения творчества, акцентирующие внимание на его процессуальном аспекте. Отдавая отчёт производимого выбора, отметим, что наиболее глубокое определение творчества принадлежит В.М. Бехтереву. В книге «Общие основы рефлексологии человека» он определяет творчество как созидание чего-либо нового в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта.

Если творчество понимается как процесс, имеющий определённую специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека.

Креативность- способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.

Креативность проявляет себя многообразно. Категории, относящиеся к определению креативности:

  • быстрота,

  • гибкость,

  • точность,

  • оригинальность мышления,

  • богатое воображение,

  • чувство юмора,

  • приверженность высоким эстетическим ценностям,

  • степень детализации образа проблемы.

Существующим условием актуализации этой способности является само обладание и уверенность в себе. Значительная часть проявлений креативности относится к особенностям мышления. Один из первых экспериментально обоснованных перечней особенностей мышления, способствующих творческим достижениям, был предложен Дж. Гилфордом, который считал необходимым для творчества интеграцию конвергентного (логического, последовательного, линейного) и дивергентного (целостного, интуитивного, релятивного) мышления.

В частности, он выделяет как результат интеграции обоих измерений

мышления такие его особенности:

  • беглость как способность генерировать максимальное количество идей;

  • гибкость как способность к рождению широкого многообразия идей;

  • оригинальность как способность генерировать нестандартные идеи;

  • точность как способность придавать завершенный вид продуктам мышления.

Конгнитивистские объяснительные схемы, наиболее распространены в психологической литературе, относящейся к проблеме творчества. В то же время творческая продуктивность определяется не только качеством мыслительных операций, но и личностными характеристиками человека.

Творчество- это создание чего-то нового, непохожего, это всегда выход за какие-то рамки, общепринятые способы понимания и видения, Поэтому творческая личность часто воспринимается окружающимися как выбивающаяся из общей колеи, разрушающая общепринятые устои. Творчество, как научное, так и художественное, является неадаптивной активностью личности.

Адаптивность выражается в согласовании целей и результатов её функционирования. Следовательно, адаптивность- это сообразность, сообразуемость, соотнесённость целей и результатов активности.

Неадаптивность состоит в том, что между целью и результатом активности индивида складываются противоречивые отношения: намерение не совпадает с деянием, замысел с воплощением, побуждение к действию с его итогом.

Неадаптивная активность характеризуется особым процессом целеполагания. Основу целеполагания состовляет познание, рефлексия человеком спонтанно складывающися образов возможного будущего. Образ возможного переходит в определённых условиях в действие, выступает как цель. Эта цель обладает определённой избыточностью с точки зрения динамики деятельности, её породившей, обеспечивает расширение деятельности субъекта.

Именно благодаря особенностям своего мышления, творческие личности и в обычных бытовых ситуациях способны найти необычные, нетривиальные способы взаимодействия со своим окружением, обнаружить выход из, казалось бы, неразрешимых ситуаций, адекватно реагировать на новое. Незнакомое. Непонятное. Следовательно, они значительно легче, без лишних энергетических затрат способны адаптироваться в наиболее сложных, непредсказуемых ситуациях. Чем более сложной оказывается среда, в которой человеку приходится действовать, тем чаще от него требуется проявление творческих способностей.

Именно с этим связана актуальность развития творческих способностей для современного человека. По мнению А. Маслоу, мы переживаем сейчас совершенно особый исторический момент, связанный с тем, что жизнь ускорилась, как никогда. Настала пора человека, способного жить в постоянно изменяющемся, постоянно движущемся мире. «…Мы должны стать другими- людьми, которыми ни к чему делать мир статичным, стабильным, замораживать его, людьми, которые не видят необходимости делать то, что делали их отцы и деды, людьми, которые с уверенностью смотрят в неведомый завтрашний день, людьми, настолько уверенными в своих вилах, чтобы с воодушевлением смотреть в лицо грядущим переменам и жить, импровизируя и приспосабливаясь к ним».

Становится очевидной необходимость поиска средств, позволяющих развивать креативность- способность, которой, пусть и в разной степени, обладает каждый человек. Рассматривая метод проектов как эффективное средство организации учебной деятельности, следует обратить внимание на понятие деятельность.

Известно, что под деятельностью понимается активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. В структуре деятельности выделяют: мотивы, побуждающие субъект к деятельности; цели как прогнозируемые результаты этой деятельности; операционные методы, с помощью которых деятельность реализуется.

Потребность в умственной деятельности обозначается в научрой литературе различными терминами, близкими по смыслу: умственная активность, познавательная потребность, познавательная активность, исследовательская деятельность. Это не совсем одно и тоже, но все же про одно- про потребность думать, радость узнавать. Для обозначения этой самой общей черты интересующей нас категории детей можно пользоваться выражением «познавательная потребность».

Познавательная потребность характеризуется, прежде всего, активностью: человек сам ищет смену впечатлений, новую информацию, испытывает нужду в самом процессе познания. Эту потребность отличает следующее: получение нового знания не гасит, а, наоборот, усиливает её. По мере обогащения знаний стремление к познанию растёт. Познавательная потребность в развитой форме становится ненасыщаемой- чем больше человек узнаёт, тем больше ему хочется знать. В этом смысле она принципиально отличается от любых органических потребностей, в которых можно резко провести границу- имеется ли потребность или она исчезла, удовлетворена.

Учебный процесс в массовой школе мало чем изменился со времён Гербарта, предложившего классно- урочную систему и определённую схему ведения урока. С тех пор кардинальным образом изменилось содержание обучения, появилось огромное количество новых средств обучения. Всё это так, и вместе с тем современное образование придерживается парадигмы обучения, принятой в 19 веке: учитель- учебник- ученик. Эта система, ориентированна на преподавание, на центральную роль учителя в этом процессе и ученика как объекта этой деятельности. Все заявления о том, что ученик должен стать субъектом учебного процесса, пока не реализуются на практике в должной мере. Между тем общество информационных технологий, или, как его называют, «постиндустриальное общество» в отличие от индустриального общества конца 20 века в гораздо большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Таким образом, современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания и умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем для того, чтобы найти достойное место в жизни;

  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;

  • быть способными генерировать новые идеи, уметь творчески мыслить;

  • грамотно работать с информацией;

  • уметь самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, культурного уровня;

  • быть коммуникабельными и контактными, уметь работать сообща в различных областях, различных ситуациях и в различных социальных ролях.

Таким образом, нужна новая парадигма образования: ученик- предметно-информационная среда- учитель.

Какие же условия для этого необходимы? Прежде всего возможность вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения навыками, а к активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им знаний на практике и четкого собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности её всестороннего исследования.

Использование проектного метода обучения, коллективных и индивидуальных форм проектной деятельности является эффективным средством решения поставленных задач.

Использование метода проектов способствует повышению творческой активности детей, проявлению элементов творчества в выполняемых детьми работах, развивает воображение, фантазию и творческие способности. Проектная деятельность создаёт условия для мобилизации чувства коллективизма у детей, создает меньше возможностей для обособленной деятельности субъекта.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка на тему: «организация проектно- исследовательской деятельности в преподавании географии с использованием информационно-коммуникационных технологий» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработка урока географии в 6 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий (учитель Кухтин А. В.)
Методическая разработка на тему: «организация проектно- исследовательской деятельности в преподавании географии с использованием информационно-коммуникационных технологий» iconПрограмма организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся
Методическая разработка на тему: «организация проектно- исследовательской деятельности в преподавании географии с использованием информационно-коммуникационных технологий» iconОрганизация внеурочной исследовательской деятельности школьников,...
Абрагина Ольга Дмитриевна, учитель иностранного языка мбоу «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Юрьев-Польского», г. Юрьев-Польский...
Методическая разработка на тему: «организация проектно- исследовательской деятельности в преподавании географии с использованием информационно-коммуникационных технологий» iconСовременные методы развития познавательной активности с использованием...
Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (икт) в образовании,...
Методическая разработка на тему: «организация проектно- исследовательской деятельности в преподавании географии с использованием информационно-коммуникационных технологий» iconОтчет по научно-исследовательской работе
«Анализ существующего уровня доступности культурного наследия, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий,...
Методическая разработка на тему: «организация проектно- исследовательской деятельности в преподавании географии с использованием информационно-коммуникационных технологий» iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме: «Исследование отрасли...
Директор Областного государственного бюджетного учреждения «Электронный Ульяновск»
Методическая разработка на тему: «организация проектно- исследовательской деятельности в преподавании географии с использованием информационно-коммуникационных технологий» iconРабочая программа дисциплины дисциплина в. 1 «Информационно-коммуникационные...
Целью изучения дисциплины является подготовка специалистов, способных решать вопросы применения информационно-коммуникационных технологий...
Методическая разработка на тему: «организация проектно- исследовательской деятельности в преподавании географии с использованием информационно-коммуникационных технологий» icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках...
Теоретические предпосылки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языка
Методическая разработка на тему: «организация проектно- исследовательской деятельности в преподавании географии с использованием информационно-коммуникационных технологий» iconПрезентация раздел электронного учебника. Достаточно простые средства...
...
Методическая разработка на тему: «организация проектно- исследовательской деятельности в преподавании географии с использованием информационно-коммуникационных технологий» iconПрименение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе школы
Васина О. С. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе/ Муниципальное образовательное учреждение «Информационно-диагностический...
Методическая разработка на тему: «организация проектно- исследовательской деятельности в преподавании географии с использованием информационно-коммуникационных технологий» iconПоощрения и наказания
Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий
Методическая разработка на тему: «организация проектно- исследовательской деятельности в преподавании географии с использованием информационно-коммуникационных технологий» iconВолков А. А., Гастев С. А
Инновации с использованием интегративно-аксиологического подхода к применению информационно-коммуникационных технологий
Методическая разработка на тему: «организация проектно- исследовательской деятельности в преподавании географии с использованием информационно-коммуникационных технологий» iconФормы, методы и приемы организации учебной деятельности с использованием...
Воплощать эту задачу призваны образовательные учреждения, которые «должны формировать новую систему универсальных знаний, умений,...
Методическая разработка на тему: «организация проектно- исследовательской деятельности в преподавании географии с использованием информационно-коммуникационных технологий» iconПрезентация; выставка достижений в исследовательской деятельности...
Цель: расширить профессиональные знания и практические умения педагогов начальной школы в области внедрения эффективных педагогических...
Методическая разработка на тему: «организация проектно- исследовательской деятельности в преподавании географии с использованием информационно-коммуникационных технологий» iconОрганизация и проведение конкурсов в компьютерном классе
Мбоудод ддт «Созвездие» открыт компьютерный класс, в котором работают педагоги дополнительного образования, реализующие образовательные...
Методическая разработка на тему: «организация проектно- исследовательской деятельности в преподавании географии с использованием информационно-коммуникационных технологий» iconТесты по дисциплине «Региональные и местные налоги и сборы»
Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск