Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий





Скачать 108.13 Kb.
НазваниеОрганизация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий
Дата публикации21.03.2015
Размер108.13 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы



ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННОЙ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Абрагина Ольга Дмитриевна, учитель иностранного языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Юрьев-Польского», г. Юрьев-Польский Владимирской области, e-mail: o-abragina@rambler.ru
Аннотация:     Самостоятельное приобретение знаний, умение применять полученные знания при решении разнообразных познавательных, а также практических задач - суть процесса образования и его результата. Вот почему современный образовательный процесс не может замыкаться только на уроке, на учебнике, на учителе. Самостоятельный поиск, самостоятельные «открытия» требуют умения работать с разнообразной информацией. Данная статья отражает точку зрения учителя иностранного языка на проблему информатизации внеурочной деятельности.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, образовательные технологии, Интернет-сайт школы, Интернет-ресурсы, информационная образовательная среда, дистанционные конкурсы, открытое образовательное пространство, интеграция информационной и предметной подготовки учащихся.
Школа, в которой я работаю, в течение нескольких лет ведет системную работу с обучающимися в рамках реализации внутришкольной программы «Одаренные дети». Вот почему проблема развития навыков учебно-исследовательской и творческой деятельности стала значимым направлением моей педагогической деятельности, о чем свидетельствует выбранная тема по самообразованию: «Развитие навыков исследовательской работы и информационной культуры на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности учащихся».

Таким образом, основная цель моей педагогической деятельности в рамках работы с «одаренными» детьми – это содействие в развитии творческих способностей и навыков исследовательской деятельности учащихся, основанное на применении IT - технологий. Данная цель включает в себя решение следующих задач:

1) Создание образовательной среды (включая технические, мотивационные, информационные, организационные ресурсы) для вовлечения учащихся в творческую и исследовательскую деятельность.

2) Разработку авторских материалов (специальных образовательных программ и дидактических материалов, ЦОР) по методическому сопровождению творческой и исследовательской деятельности.

3) Углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки. 

Следует отметить, что реализация перечисленных задач практически невозможна без применения информационных технологий, поскольку создание образовательной среды предполагает работу учащихся с разными информационными источниками, включая Интернет-ресурсы, а обработка полученных в ходе исследования статистических данных (составление графиков, схем и диаграмм), а также наглядное представление результатов работы (подготовка компьютерных презентаций) требует от воспитанников достаточного уровня компьютерной грамотности. Вместе с тем IT-технологии не является самоцелью, а лишь дополняют применение других методов и образовательных технологий, которые отвечают целям и задачам организуемого мною учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, у меня сложилась собственная система внеурочной деятельности с присущими ей методами и технологиями обучения, которая органично интегрируется в образовательный процесс массовой школы (Рис. 1. Место ИК-технологий в системе внеурочной деятельности).

Образовательный процесс





Внеурочная деятельность

Учебная деятельность в рамках реализации государственных программ по предмету



Участие в научно-практических конференциях, дистанционных конкурсах

Индивидуальные занятия и консультации

Мини-исследования в рамках курса по выбору

Освоение методологии научного исследования

в рамках НОУ




Защита творческих проектов



ИК-технологии




Исследовательская деятельность




Групповые технологии




Технология личностно-ориентированного обучения



Метод проектов




Применяемые технологии


Рис. 1. Место ИК-технологий в системе внеурочной деятельности
Как же я использую возможности IT-технологии в организации внеурочной и внеклассной работы?

Я уверена, что приобщение учащихся к исследовательской деятельности возможно начинать с раннего подросткового возраста (5-6 класс). Одним из главных мотивов исследовательской деятельности для данной категории учащихся является потребность в новой информации, новых впечатлениях. Поэтому я стараюсь поддержать и развить их мотивацию к самостоятельному поиску, изучению и обобщению информации. Эффективное решение данной задачи, по моему мнению, обеспечивается грамотно построенной внеклассной работой по предмету. Так, тематическая неделя английского языка, посвященная страноведению, способствовала включению учащихся в активную познавательную деятельность и включала участие: в заочной викторине «Здравствуй, Шотландия!»; в конкурсе кроссвордов о Шотландии; познавательной игре-конкурсе «Знаешь ли ты Шотландию?» и в конкурсе докладов.

Мероприятия для учащихся включали несколько направлений: информационное, творческое, познавательное. Информационный блок, включающий просмотр видеофильмов: 1) «Шотландия – край замков и вересковых пустошей» (Золотой глобус 30 фильм "Шотландия. Край замков и вересковых пустошей"(http://idocrus.ru/zolotoy-globus/3732-zolotoy-globus-30-film-shotlandiya-kray-zamkov-i-vereskovyh-pustoshey.html), 2) «Лучшие путешествия. Эдинбург и Шотландия» (http://www.torrentino.com/torrents/703730) обеспечил заочное знакомство со страной, ее обычаями, историей и культурой.

Конкурсные задания были построены так, что для решения тех или иных познавательных задач ребята были вынуждены самостоятельно искать информацию, используя ресурсы библиотеки, сети Интернет. Считаю, что важную роль в информационной поддержке при проведении Недели английского языка играет Интернет-сайт школы, который я активно использую для размещения электронных версий конкурсов, викторин, положений и сообщений о результатах конкурсных заданий. Такой способ организации предметной недели не только экономит время и ресурсы, но и имеет свои плюсы: для учащихся - этот конкурс становится не только познавательным, но весьма увлекательным мероприятием; для учителя – способствует насыщенному содержательному и методическому наполнению благодаря визуализации материала и спецэффектам. Кроме того, подобная организация внеклассной работы способствует созданию открытого образовательного пространства.

Поскольку для учащихся 6-х классов характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность навыков работы с информацией, я считаю важным создать ситуацию успеха, оказав педагогическую поддержку учащимся в подготовке и оформлении доклада. Для этой цели 6-классники получили инструкцию по оформлению доклада и список рекомендуемых сайтов для поиска информации.

Авторская разработка «Материалы для проведения Недели английского языка» и методические рекомендации к ним были представлены мною на Всероссийском дистанционном конкурсе «Школьный задачник» в номинации «Задания, стимулирующие познавательный интерес» в 2012 году и получили высокую оценку.

С целью формирования начальных основ лингвистического исследования мною разработана программа интегрированного курса по выбору для учащихся 9-х класса - «Основы лингвистического исследования» (на примере изучения англицизмов в современном русском языке), результатом освоения которой является проведение лингвистических мини-исследований. Не секрет, что сегодня многие подростки увлекаются компьютерными играми и читают специальную литературу. Так, одна из рабочих групп, объединенная интересом к компьютерам и научно-популярным молодежным изданиям, выбрала следующую тему мини-исследования: «Использование англицизмов-неологизмов в молодежном журнале «Игромания». Я подсказала ученицам идею создания лингвистического комментария к данному журналу (в виде небольших статей, дающих толкование тех или иных компьютерных терминов). Таким образом, мне удалось направить личный интерес и увлечение учащихся компьютерными играми на решение конкретных задач лингвистического исследования в рамках внеурочной деятельности. В ходе проведенного мини-исследования учащиеся научились находить информацию и пользоваться специальными толковыми словарями: словарем компьютерной лексики и молодежным он-лайн словарем компьютерного сленга. В данном случае использование специальных он-лайн словарей становится средством и важнейшим условием решения исследовательских задач.

Наиболее эффективной формой организации внеурочной деятельности школьников, сложившейся в моей практике, является сотрудничество с учащимися старших классов (8-11) в рамках гуманитарной секции школьного научного общества с последующим участием моих воспитанников в научно-практических конференциях и дистанционных конкурсах. В соответствии со спецификой предмета (английский и французский языки) были определены основные направления в работе гуманитарной секции: лингвистка, зарубежная литература и страноведение. Основные плюсы и положительные стороны применения IT-технологий во внеурочной деятельности исследовательского и творческого характера я вижу в том, что они дают сегодня возможность нашим ученикам, несмотря на территориальную удаленность, участвовать не только в городских или региональных, но и во всероссийских конкурсах, расширяя тем самым пространство для их творческой самореализации.

В течение последних трех лет мои воспитанники достойно представляли школу в конкурсах исследовательских и творческих работ разного уровня, о чем свидетельствуют данные таблицы.


Уровень мероприятия

Тематика исследовательских и творческих работ

Использование IT-технологий

Дата

Результат

II школьная научно-практическая конференция

Реферат «Использование англицизмов в современном русском языке: за и против»

«Давыдова П., 8 А класс»

Презентация в программе Power Point

2010-2011 уч.г

победитель

II районная научно-практическая конференция школьников

Реферат с элементами исследования «Использование англицизмов на страницах молодежных печатных изданий»

(Давыдова П., 8 А класс)

Презентация в программе Power Point; тематический словарь англицизмов

2010-2011 уч.г

победитель

Всероссийский дистанционный конкурс ученических рефератов «Кругозор»

Реферат с элементами исследования «Использование англицизмов на страницах молодежных печатных изданий»

(Давыдова П., 8 А класс)

Презентация в программе Power Point; тематический словарь англицизмов

2010-2011 уч.г

призер

(3 место)

III школьная научно-практическая конференция школьников

Реферат «Лимерик как феномен английской поэзии нонсенса»

(Куликова М., 9 В класс)

Презентация в программе Power Point;

Буклет

2011-2012 уч.г.

победитель

Всероссийский дистанционный конкурс ученических рефератов «Кругозор»

Реферат «Лимерик как феномен английской поэзии нонсенса»

(Куликова М.,

9 В класс)

Презентация в программе Power Point;

Буклет «Пособие по составлению лимериков»

2011-2012 уч.г.

победитель


Районный конкурс знатоков английского языка

Возова М, Рябова Ел., 6 В класс (в составе школьной команды)




2011-2012 уч.г.

победитель

Неделя английского языка.

Конкурс докладов.

Конкурс кроссвордов.

Викторина.

Конкурсная программа для уч-ся 6-х классов «Знаешь ли ты Шотландию?»

(Команды 6А и 6В классов)

Авторский медиапродукт для проведения блиц-турнира; размещение материалов Недели на сайте школы

2011-2012 уч.г.

победитель команда 6 В класса

Областной открытый конкурс юных переводчиков зарубежной поэзии

(г. Владимир)

Перевод поэтического произведения с французского языка на русский (Кузьмина Дарья,

6 Б класс)

Заочное участие на сайте: http:/library.

vladimir.ru

2012-2013 уч.г.

победитель

III районная научно-практическая конференция школьников

Реферат «Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия»

(Кузьмина Дарья,

6 Б класс)

Презентация в программе Power Point;

Буклет

2012-2013 уч.г.

призер

(3 место)


Резюмируя вышеизложенное, хочу обозначить основные условия, необходимые для использования IT-технологий при организации внеурочной деятельности творческого и исследовательского характера:

- создание ресурсного обеспечения в кабинете иностранного языка: наличие компьютера, Интернета, видеопроектора, экрана, справочников, словарей, ЭОР, видеотеки;

- тесное сотрудничество с научным обществом учащихся;

- регулярное ознакомление с каталогами исследовательских работ на информационных порталах и сайтах, обеспечивающих поддержку исследовательской деятельности учащихся;

- использование информационных ресурсов Интернета: поисковых систем книг и электронных порталов наиболее крупных библиотек России;

- использование возможностей школьного сайта для организации внеклассной работы по предмету;

- создание авторских медиапродуктов (презентаций, буклетов, проспектов);

- создание специальных практико-ориентированных программ для проведения лингвистических проб;

- участие в научно-практических конференциях, дистанционных конкурсах, сетевых проектах; участие учащихся в обсуждении конкурсных работ.
Литература:


  1. Левицкая Ю.В. ИКТ на уроках страноведения // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2010, №6, с.9–12.

  2. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий iconМетодическая разработка на тему: «организация проектно- исследовательской...
...
Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий iconНоваторский подход к методике обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Обосновать и экспериментально проверить правильность и эффективность использования современных образовательных технологий,активных...
Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий iconРабочая программа дисциплины дисциплина в. 1 «Информационно-коммуникационные...
Целью изучения дисциплины является подготовка специалистов, способных решать вопросы применения информационно-коммуникационных технологий...
Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках...
Теоретические предпосылки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языка
Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий iconВнеклассное мероприятие в начальной школе
...
Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий iconКопия Диплома Департамента образования Администрации муниципального...
...
Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий iconПрименение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе школы
Васина О. С. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе/ Муниципальное образовательное учреждение «Информационно-диагностический...
Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий iconПрограмма ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной...
Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности
Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении...
Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий iconПрограмма внеурочной деятельности школьников в сфере духовно-нравственного...
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии»
Моу kоробовской сош проходил семинар-практикум для учителей технологии Шатурского муниципального района по теме: «Использование информационно-коммуникационных...
Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий iconСочетание традиционных и информационно-коммуникационных технологий...
Хнологиям. Применение информационно-коммуникационных технологий – вопрос до сих пор еще спорный. Есть много сторонников новейших...
Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий iconСправка о наличии оборудования для использования информационно-коммуникационных...
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №18» имеется...
Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий iconСовременные методы развития познавательной активности с использованием...
Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (икт) в образовании,...
Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий iconОрганизация исследовательской и проектной деятельности как способ...
Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным...
Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий iconОтчет по научно-исследовательской работе
«Анализ существующего уровня доступности культурного наследия, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск