Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 Копейского городского округа
Обобщение опыта работы
учителем английского языка
I категории
Саломатовой Натальи Виталиевны
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка, как средство повышения качества знаний».
г. Копейск – 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение………………………………………………………………………4
1.Теоретические предпосылки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языка.
1.1.Анализ современных концепций по проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам……………………………………………………………………………….8 1.2. Классификация мультимедийных средств, применяемых в процессе обучения……………………………………………………………………….……10
1.3. Особенности применения информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе……………………………………………….…..13
1.4.Особенности использования средств информационно-коммуникационных технологий при организации познавательной деятельности обучающихся…………………………………………………….….15
2.Процесс использования информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсов на уроке и во внеклассной работе по английскому языку.
2.1 Цели обучения английскому языку…………………………………...18
2.2.Средства информационно-коммуникационных технологий для подготовки и проведения урока…………………………………………………...20
2.3. Использование информационно-коммуникационных технологий в зависимости от классификации типов уроков…………………………………....24
2.4 Использование информационно-коммуникационных технологий для развития речевой деятельности учащихся……………………………………......32
3.Использование информационно-коммуникационных технологий и Интернет - ресурсов во внеклассной работе по английскому языку……………42
4. Использование Интернет - ресурсов на уроках иностранного языка……………………………………………………………………………… . 44
5. "Плюсы" и "минусы" информационных технологий в образовательном процессе.
5.1. «Плюсы» применения информационных технологий в образовательном процессе…………………………………………………………45
5.2. «Минусы» применения информационных технологий в образовательном процессе…………………………………………………………47
6. Результативность применения информационно-коммуникационных технологий в собственной практической деятельности в МОУ СОШ №24 Копейского городского округа…………………………………………………….49
Список используемой литературы…………………………………………...53
Приложение……………………………………………………………………57
Введение В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Новые информационные технологии - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения и воспитания. Современные педагогические технологии, такие, как проектная методика, использование информационных технологий, Интернет — ресурсов позволяют реализовать личностно — ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов и т. д.
Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий. Речь идёт о создании условий для раскрытия творческого потенциала человека, развития способностей, воспитания потребности самосовершенствования и ответственности.
Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерной техники делает и позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения. Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной из насущных проблем для современного общества.
Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине. Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Практическое использование ИКТ и Интернет-ресурсов предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.
Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой. Следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно – коммуникативные, личностно – ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности.
Однако изучение результатов психолого-педагогических и социологических исследований (Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н., Коряковцева Н.Ф., Леонтьев А.А.и др.) и анализ реальной школьной практики показывают, что не все учителя готовы к решению этих задач, ибо профессиональная компетентность современного учителя и его ментальность недостаточно соответствует требованиям модернизации базового образования. Необходимость активизации использования ИКТ современным учителем актуализирует вопросы, связанные с содержанием педагогического образования.
Противоречие между необходимостью внедрения ИКТ, способствующей достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, и недостаточным уровнем мотивации и уровнем обученности по английскому языку в МОУ СОШ № 24 Копейского городского округа, а также необходимостью участия в решении методической темы школы «Личностно – ориентированное обучение как средство развития и саморазвития личности» обуславливают актуальность темы исследования работы «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка, как средство повышения качества знаний».
Объект: повышение качества знаний учащихся по английскому языку в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 24 Копейского городского округа.
Предмет: процесс повышения качества знаний учащихся по английскому языку в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 24 Копейского городского округа.
Цель работы – доказать эффективность использования ИКТ и Интернет - ресурсов на уроке английского языка.
Задачи:
Изучить научные концепции об использовании ИКТ в сфере образования.
Описать процесс использования ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке и во внеклассной работе по английскому языку.
Показать результативность применения ИКТ в собственной практической деятельности в МОУ СОШ № 24 Копейского городского округа.
Гипотеза: внедрение ИКТ в учебном процессе способствует повышению
качества обучения.
Методы исследования: сбор, анализ, систематизация научной литературы, диагностика уровня обученности учащихся.
Методологическую базу исследования составили работы: Альбрехт К.Н., Биболетова М.З., Бим И. Л., Вильямс Р., Войтко С.А., Гальскова Н.Д., Гиркин И. В Евстигнеев М.Н., Коряковцева Н.Ф., Полат Е.С., Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А. Ю., Сафонова В.В., Сысоев П.В., Лусканова Н.Г., Данилова И.Е.).
Научная новизна исследования: систематизированы методические рекомендации эффективного применения ИКТ и Интернет-ресурсов в учебном процессе.
Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена необходимостью изучения процесса использования ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке и во внеклассной работе по английскому языку для достижения поставленных целей и улучшения показателей учебно – воспитательного процесса педагогического коллектива МОУ СОШ № 24. Также материалы опыта работы могут быть перенесены в практику работы других общеобразовательных учреждений.
|