Формы, методы и приемы организации учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках мировой художественной культуры





Скачать 246.39 Kb.
НазваниеФормы, методы и приемы организации учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках мировой художественной культуры
страница1/2
Дата публикации23.01.2015
Размер246.39 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
  1   2

Формы, методы и приемы организации учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках мировой художественной культуры


Автор: Киселёва Наталья Витальевна,

учитель литературы и МХК

МОУ гимназии № 3 г. Ярославля
В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить,

чем сообщить ему те или иные знания.

Л.С. Выготский
Главная задача новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, состоит в «достижении современного качественного образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства»1. Воплощать эту задачу призваны образовательные учреждения, которые «должны формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся».

Тот способ передачи информации, который существовал 10 лет назад, не отвечает современным требованиям, изложенным в Концепции модернизации российского образования от 25 октября 2001 года. «Транслируемые знания не выполняют роли развивающего личность средства. Оно передается в закрытом, конечном и абсолютном виде, не предполагая, даже с подключением отдельных школ к сети Интернет, интеграцию различных способов освоения человеком мира. Среди этих способов – включение ученика в процесс добывания знаний, их «порождение заново»2.

В традиционном обучении дети получали информацию, которой владел учитель, причем получение этой информации шло пассивным путем. «Такая традиция удобна, поскольку определяет необходимость рассмотрения любого, в том числе и гуманитарного знания с позиции привычного естественно-научного подхода. Он способствует сохранению знаний в памяти, но препятствует открытому познанию, технократизирует сознание, «зауживая» его на тех участках, которые транслируются как наиболее «правильное» и «выгодное» знание. Знание-запоминание оценивается гораздо выше знания-открытия и знания-понимания».3

Но современная действительность ставит учащихся в такие условия, когда необходимо решать проблемы самостоятельно; из обилия информации выбрать ту, которая является главной. Отсюда следует, что тех приемов, методов и форм организации урока, которые до сих пор существовали недостаточно. Необходимо так организовать обучение, чтобы дети научились самостоятельно добывать и обрабатывать полученную информацию и не просто запоминать и воспроизводить уже готовые знания, а применять их на практике.

Не оспаривается и тот факт, что, оставаясь главными источниками информации, учебник и учитель не могут быть единственными. В учебном процессе должны быть задействованы и такие источники, как Интернет и электронные издания (CD и DVD). Использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий позволяет:

  1. активизировать познавательные способности учащихся. В свою очередь развитие навыков осуществления познавательной деятельности через Интернет может стимулировать не только развитие познавательных действий в рамках традиционной деятельности, но и личностный рост4

  2. развивать как коммуникативно-социальные, так и аналитические способности;

  3. индивидуализировать процесс обучения;

  4. преодолеть стереотипы традиционного стиля взаимодействия между учителем и учеником.

  5. сделать акцент на самообразовании, а самостоятельное овладение знаниями, несомненно, ведет к развитию личности ребенка, созидательных способностей;

Для эффективного использования Интернет-ресурсов на уроке, на наш взгляд, необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  1. Оптимальное использование ресурсов для старшеклассников– 2-3 однотипных, 5 - общих; для учащихся 5-7 классов -1 источник информации. Это связано с особенностями психологического развития детей.

  2. Ссылки на ресурсы могут даваться по главной страничке, тогда поиск лучше всего расписать, или ссылки даются сразу на искомый материал, что экономить время, а это, в свою очередь, позволяет разнообразить задания с использованием Интернет-ресурсами;

  3. Желательно, чтобы информация располагалась на одной веб-странице, скорость увеличения фотографии была высокой, а в соответствии с этим и много времени на одной уроке не займет, особенно, если урок предполагает экскурсию по виртуальным музеям и галереям.

Рассмотрим формы, методы и приемы организации учебной деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий, в частности, использование Интернет-ресурсов. В рамках использования информационно-коммуникационных технологии в организации учебной деятельности автором написано ряд статей:

  1. Киселева, Н.В. Виртуальный урок как одна из форм дистанционного обучения [Текст] // Ярославский педагогический вестник, 2005, № 3, с. 87-90

  2. Киселева, Н.В. Интернет и «МХК»: точки соприкосновения в образовательном процессе [Текст]. // www.auditorium.ru

  3. Киселева, Н.В. Коммуникация в образовательном процессе: технологии на службе эмоционально-познавательной деятельности [Текст] // Коммуникативные стратегии в культурном поле провинции. Сб. научных работ – Ярославль – СПб, 2006, с. 183-188

  4. Киселева, Н.В. Применение информационных ресурсов сети Интернет на уроках мировой художественной культуры [Текст]. // Искусство в школе, 2007, № 6, с.44-46

  5. Киселева, Н.В. Возможности аудиовизуальных средств в построении современного урока мировой художественной культуры // Науки о культуре в новом тысячелетии. – М. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007, с. 290-292


Вариант1

Изложение нового материала иногда представляет трудность для учителя. Как изложить то, что пока неизвестно учащимся, понятно, доступно, интересно, чтобы, уходя с урока, они самостоятельно продолжили поиски ответа на вопросы, поставленные учителем при объяснении нового материала.

Во время изучения нового материала можно предложить учащимся следующие задания:

  • оживить материал с помощью иллюстративного ряда;

  • озвучить тему с помощью музыкальных фрагментов;

  • найти в сети Интернет материал по сходной теме, определить в каком ключе будет рассмотрена поставленная учителем проблема,

Перечисленные задания могут быть использованы и в работе с младшими школьниками (например, первое или второе), и в работе со старшеклассниками (третье задание)
Пример: По теме «Новозаветные заповеди» учащимся были предложены следующие сайты:

www.abc-people.com - Энциклопедия людей и идей (Раздел «Тематические собрания. Искусство живописи – галерее картин»)

www.maykapar.ru – Страница Искусства и Музыки Александра Майкапара

Ученикам нужно было подобрать иллюстративный ряд к сюжету «Тайная вечеря», сгруппировав найденные иллюстрации к сюжету «Тайная вечеря», объяснить, какой момент сюжета выбирают художники, на какие детали заостряют наше внимание.
Вариант 2

Включение в учебную деятельность информационно-коммуникативных технологий способствует развитию исследовательских навыков учащихся.

Умения сравнивать, сопоставлять, анализировать являются главными в исследовательской деятельности, поэтому задания, направленные на формирование таких умений, должны начинаться со слов «Сравните…», «Сопоставьте…», «Выявите…»
Примеры: При изучении темы «Новозаветные заповеди» или на уроках литературы при изучении темы «Притчи», учащимся было предложено ознакомиться с несколькими сайтами

http://www.maykapar.ru/nz/nz10.shtml

сравнить разный подход к интерпретации библейской притчи «Блудный сын» и определить, как воплощается идея всепрощения в каждой из представленных картин.
На уроке «Шедевры древнерусских княжеств» учащимся было предложено: «Используя сайт http://artclassic.edu.ru - Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала, сравнить Собор Святой Софии в Киеве и Собор Святой Софии в Новгороде, определив, в чем выразилась преемственность развития художественной культуры Новгородской Руси»
Вариант 3

Ресурсы сети Интернет могут быть использованы и на этапе закрепления материала, что стимулирует познавательную активность учащихся.

На данном этапе можно предложить учащимся подобрать к уже изученному материалу музыкальный и/или поэтический фрагмент. Такие задания развивают ассоциативное мышление.
Пример. Тема урока: «Искусство Северного Возрождения». После объяснения нового материала, на котором были расставлены акценты на особенностях развития искусства Северного Возрождения, учащимся необходимо подобрать к одному из озвученных шедевров музыкальный и поэтический фрагменты, объяснив причину выбора. Для этого ребятам предлагались следующие сайты:

www.Classic-Music.ru — классическая музыка (раздел «Записи»)

www.fondcultura.ru – сайт методической поддержки учителей МХК (раздел «Коллекции»)

www.poezia.ru - «Поэзия.ру» - литературно-поэтический сайт

http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

www.smallbay.ru – Галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифологии (раздел «Живопись»)

www.word-art.ru/painting - World Art — мировое искусство
Вариант 4

Интернет может быть использован и в качестве справочного материала: словаря или энциклопедии. Это не занимает много времени на уроке, поэтому такую работу можно использовать не только со старшеклассниками, но и с учащимися 5-6 классов, что, в свою очередь, стимулирует познавательную способность младших школьников. Для старшеклассников данная работа может быть усложнена тем, чтобы сравнить разные подходы к определению того или иного термина; выделить ключевые слова в определении.
Примеры: Урок с использованием Интернет в качестве справочного материала можно найти на сайте http://pedsovet.org/mtree/task,viewlink/link_id,4553/Itemid,118/. Здесь представлен конспект урока «Первые художники Земли».
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями может быть организована с помощью игровых приемов. Одним из таких приемов является решение кроссворда
Пример: Одним из этапов урока «Новозаветные заповеди» был анализ сюжета «Распятие». Распятие Иисуса Христа на кресте, свершившегося на Голгофе, описывают все евангелисты – их рассказы отличаются лишь некоторыми деталями. В живописных интерпретациях встречаются и такие детали, которых нет ни у одного евангелиста.

Перед учащимися был кроссворд, в котором заполнена только вертикальная строка «Иисус». Пользуясь ресурсами сети Интернет, в данном случае сайтом Александра Майкапара http://www.maykapar.ru/nz/nz13.shtml ребятам надо было дать формулировки понятий, составляющих кроссворд. У каждой группы было свое одно неизвестное другим слово: 1 – пеликан; 2 – змей; 3 – солнце; 4 – луна; 5 – Креститель. Затем каждая группа озвучивает свое задание, а остальные пытаются разгадать зашифрованное слово.

На основании уже заполненного кроссворда, но слова не были известны классу,

П

З







К

Е

М







Р

Л

Е




Л

Е

И

И (Й)

С

У

С

К




О

Н

Т

А




Л

А

И

Н




Н




Т







Ц




Е







Е




Л













Ь

Могут быть использованы и другие способы работы с кроссвордами:

  1. как обобщение материала: составить кроссворд по теме урока;

  2. как закрепление изученного материала: составить кроссворд по ключевым словам урока



Вариант 5

В 2005 году группой исследователей Цымбаленко С.Б., Шариковым А.В., Щегловой С.Н. под эгидой ЮНИСЕФ проводились социологические исследования, одной из задач которых было определение основных коммуникационных каналов, которые позволяют эффективно и с уважением к личности подростка доносить до них информацию, важную для полноценного развития. Таким каналом стал Интернет. Как показали исследования, дети, которые пользуются Интернетом являются наиболее общительными и активными. Они чаще ходят в кинотеатры, музеи, на концерты, больше общаются со взрослыми. Отсюда вытекает, что использовать Интернет-ресурсы можно и нужно (но с условием, что это позволяют домашние условия) не только на уроках, но и в качестве домашнего задания. В таком случае домашнее задание должно быть вариативным: предполагать не только изучение разных источников информации, но и разнообразие в выполнении домашнего задания.

Примеры: Тема урока «Шедевры культуры древнерусских княжеств». Домашнее задание по данной теме имело несколько вариантов, ориентированных на развитие у учащихся умений анализировать разные источники информации, выбирать те, которые соответствуют теме, обобщать полученные результаты:

  1. Подобрать сайты по теме «Шедевры Ярославского княжества», подготовить аннотацию к каждому сайту.

  2. Написать реферат «Культура Ярославля XII-XVI веков»;

  3. Составить список «Семь чудес древнерусских княжеств» с объяснением выбора.


Вариант 6

Все учебные программы по истории, литературе, мировой художественной культуре включают в себя обязательное изучение египетской, греческой и частично славянской мифологии. Так по программа Даниловой Г.И. предполагает изучение сюжетов и образов античной мифологии и судьбу языческой славянской мифологии в течение всего 5 класса.1 Неоценимым помощником при изучении данных мифологий может стать сайт «Виртуальная мифологическая энциклопедия» http://myfhology.narod.ru.

Сайт содержит минимальные тексты, достаточные для раскрытия поставленных учителем вопросов, поэтому может использоваться непосредственно на уроках и при первичном знакомстве с мифологией, и на повторительно-обобщающих уроках. Например, после вступительного слова учителя об общих чертах египетской мифологии, может быть организована работа с разделом «Египетская мифология», где учащимся предстоит самостоятельно познакомиться с основными древнеегипетскими богами и подготовить устное сообщение по самостоятельно изученному материалу, который они изучали. Данная работа может быть организована как индивидуально, так и группой, тогда уже можно включить в работу несколько разделов сайта. При такой организации урока учитель формирует у учащихся навыки совершенствования монологического и диалогического высказывания, навыки самостоятельного изучения темы.

Целесообразно использовать этот сайт для учащихся 5-6 классов, когда детей привлекает все необычное, загадочное, да и тексты в разделах короткие, написаны доступным, простым языком.

На уроках мировой художественной культуры работа с данной энциклопедией может быть организована и при изучении искусства стран Востока (Индия, Китай, Япония), Азии (Иран, Монголия), Скандинавии, Америки; искусства эпохи Возрождения, романтического стиля, когда великие мастера живописи обращались к мифологическим сюжетам и образам.

Используя материалы данного сайта (а он состоит из 16 разделов), можно организовать необычные уроки-путешествия, например по разделам «Мифологическая среда обитания», «Геральдические монстры», «Животные  в  мифологии», «Носители магии - ведьмы, колдуны», «Галерея мифических существ».

Также можно предложить учащимся необычные темы для рефератов или исследовательских работ, что заставит их обратиться к дополнительным источникам информации.

Сайт предлагает и свою поисковую систему, что облегчает нахождение необходимой информации. Для этого достаточно ввести слово на самой главной странице сайта.
Вариант 7

При изучении большого объема материала, но при ограниченном количестве часов на изучение этого материала, можно использовать ресурсы сети Интернет как форму организации учебного процесса, позволяющую экономить время и развивать самостоятельную деятельность учащихся. Такая работа отвечает и личностно-ориентированным подходом в обучении, в центре которого должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.

Организовать такую работу можно с помощью метода обучения в сотрудничестве

Класс делится группы по 3-5 человек. Каждая группа получает одно конкретное задание, являющееся частью большой темы, над которой на уроке работает весь класс, и четкие инструкции по его выполнению.

В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение нового материала. Внутри группа сама определяет, что делает каждый ее участник, следит за правильностью выполнения задания. Учителем контролируется как успешность выполнения школьниками учебно-познавательной деятельности, так и культура их общения.

Уроки с применением Интернет-ресурсов лучше всего использовать парами: на первом уроке ученики самостоятельно изучают заданный материал, а на втором – выступают с сообщениями.
Пример. На изучение темы «Искусство эпохи Возрождения» в 10 классе отведено 3 часа. Класс разбивается на малые группы: «Мир ученого Леонардо да Винчи», «Мир Леонардо да Винчи художника», «Рафаэль – «первый среди великих», «Бунтующий Микеланджело». Каждой группе выдается «Информационная карта урока», содержащая инструкцию по выполнению работы, вопросы, список иллюстраций, перечень сайтов (причем, количество вопросов должно совпадать с количеством человек в группе).

1 урок – самостоятельная работа по «Информационной карте урока».

Инструкции по выполнению работы:

1. Внимательно прочитайте задания к уроку;

2. Распределите обязанности: кто и за какой участок работы отвечает;

3. Ознакомьтесь с предложенными сайтами;

4. Отберите нужную информацию и скопируйте в свою папку;

5. Структурируйте полученную информацию;

6. Подготовьтесь к оглашению результатов работы.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формы, методы и приемы организации учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках мировой художественной культуры iconПрименение информационно-компьютерных технологий в процессе изучения...
В течение десяти лет я изучала методы новых педагогических технологий и широко использовала их в своей практике. На своих уроках,...
Формы, методы и приемы организации учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках мировой художественной культуры icon«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках начальной школы» Содержание
Методы и формы организации внедрения информационно-коммуникативных технологий в начальных классах 12
Формы, методы и приемы организации учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках мировой художественной культуры iconСовременные методы развития познавательной активности с использованием...
Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (икт) в образовании,...
Формы, методы и приемы организации учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках мировой художественной культуры icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии»
Моу kоробовской сош проходил семинар-практикум для учителей технологии Шатурского муниципального района по теме: «Использование информационно-коммуникационных...
Формы, методы и приемы организации учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках мировой художественной культуры iconМетодическая разработка на тему: «организация проектно- исследовательской...
...
Формы, методы и приемы организации учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках мировой художественной культуры icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках...
Теоретические предпосылки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языка
Формы, методы и приемы организации учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках мировой художественной культуры iconПриемы работы с интерактивной доской на уроках русского языка и литературы
Деятельность учителя на современном этапе образовательного процесса направлена на постоянное совершенствование форм и методов преподавания...
Формы, методы и приемы организации учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках мировой художественной культуры iconСочетание традиционных и информационно-коммуникационных технологий...
Хнологиям. Применение информационно-коммуникационных технологий – вопрос до сих пор еще спорный. Есть много сторонников новейших...
Формы, методы и приемы организации учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках мировой художественной культуры iconПояснительная записка
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием...
Формы, методы и приемы организации учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках мировой художественной культуры iconПрименение икт на уроках английского языка для повышения мотивации обучающихся
Применение новых информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся...
Формы, методы и приемы организации учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках мировой художественной культуры iconДоклад тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий...
...
Формы, методы и приемы организации учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках мировой художественной культуры iconПрименение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе школы
Васина О. С. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе/ Муниципальное образовательное учреждение «Информационно-диагностический...
Формы, методы и приемы организации учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках мировой художественной культуры iconДоклад к конференции «Панорама педагогических технологий» на тему:...
«Роль информационно-коммуникационных технологий при организации самостоятельной работы учащихся при изучении математики»
Формы, методы и приемы организации учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках мировой художественной культуры iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка

Формы, методы и приемы организации учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках мировой художественной культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция,...
Формы, методы и приемы организации учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках мировой художественной культуры iconПоощрения и наказания
Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск