Скачать 246.39 Kb.
|
Формы, методы и приемы организации учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках мировой художественной культурыАвтор: Киселёва Наталья Витальевна, учитель литературы и МХК МОУ гимназии № 3 г. Ярославля В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания. Л.С. Выготский Главная задача новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, состоит в «достижении современного качественного образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства»1. Воплощать эту задачу призваны образовательные учреждения, которые «должны формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся». Тот способ передачи информации, который существовал 10 лет назад, не отвечает современным требованиям, изложенным в Концепции модернизации российского образования от 25 октября 2001 года. «Транслируемые знания не выполняют роли развивающего личность средства. Оно передается в закрытом, конечном и абсолютном виде, не предполагая, даже с подключением отдельных школ к сети Интернет, интеграцию различных способов освоения человеком мира. Среди этих способов – включение ученика в процесс добывания знаний, их «порождение заново»2. В традиционном обучении дети получали информацию, которой владел учитель, причем получение этой информации шло пассивным путем. «Такая традиция удобна, поскольку определяет необходимость рассмотрения любого, в том числе и гуманитарного знания с позиции привычного естественно-научного подхода. Он способствует сохранению знаний в памяти, но препятствует открытому познанию, технократизирует сознание, «зауживая» его на тех участках, которые транслируются как наиболее «правильное» и «выгодное» знание. Знание-запоминание оценивается гораздо выше знания-открытия и знания-понимания».3 Но современная действительность ставит учащихся в такие условия, когда необходимо решать проблемы самостоятельно; из обилия информации выбрать ту, которая является главной. Отсюда следует, что тех приемов, методов и форм организации урока, которые до сих пор существовали недостаточно. Необходимо так организовать обучение, чтобы дети научились самостоятельно добывать и обрабатывать полученную информацию и не просто запоминать и воспроизводить уже готовые знания, а применять их на практике. Не оспаривается и тот факт, что, оставаясь главными источниками информации, учебник и учитель не могут быть единственными. В учебном процессе должны быть задействованы и такие источники, как Интернет и электронные издания (CD и DVD). Использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий позволяет:
Для эффективного использования Интернет-ресурсов на уроке, на наш взгляд, необходимо соблюдать следующие рекомендации:
Рассмотрим формы, методы и приемы организации учебной деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий, в частности, использование Интернет-ресурсов. В рамках использования информационно-коммуникационных технологии в организации учебной деятельности автором написано ряд статей:
Вариант1 Изложение нового материала иногда представляет трудность для учителя. Как изложить то, что пока неизвестно учащимся, понятно, доступно, интересно, чтобы, уходя с урока, они самостоятельно продолжили поиски ответа на вопросы, поставленные учителем при объяснении нового материала. Во время изучения нового материала можно предложить учащимся следующие задания:
Перечисленные задания могут быть использованы и в работе с младшими школьниками (например, первое или второе), и в работе со старшеклассниками (третье задание) Пример: По теме «Новозаветные заповеди» учащимся были предложены следующие сайты: www.abc-people.com - Энциклопедия людей и идей (Раздел «Тематические собрания. Искусство живописи – галерее картин») www.maykapar.ru – Страница Искусства и Музыки Александра Майкапара Ученикам нужно было подобрать иллюстративный ряд к сюжету «Тайная вечеря», сгруппировав найденные иллюстрации к сюжету «Тайная вечеря», объяснить, какой момент сюжета выбирают художники, на какие детали заостряют наше внимание. Вариант 2 Включение в учебную деятельность информационно-коммуникативных технологий способствует развитию исследовательских навыков учащихся. Умения сравнивать, сопоставлять, анализировать являются главными в исследовательской деятельности, поэтому задания, направленные на формирование таких умений, должны начинаться со слов «Сравните…», «Сопоставьте…», «Выявите…» Примеры: При изучении темы «Новозаветные заповеди» или на уроках литературы при изучении темы «Притчи», учащимся было предложено ознакомиться с несколькими сайтами http://www.maykapar.ru/nz/nz10.shtml сравнить разный подход к интерпретации библейской притчи «Блудный сын» и определить, как воплощается идея всепрощения в каждой из представленных картин. На уроке «Шедевры древнерусских княжеств» учащимся было предложено: «Используя сайт http://artclassic.edu.ru - Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала, сравнить Собор Святой Софии в Киеве и Собор Святой Софии в Новгороде, определив, в чем выразилась преемственность развития художественной культуры Новгородской Руси» Вариант 3 Ресурсы сети Интернет могут быть использованы и на этапе закрепления материала, что стимулирует познавательную активность учащихся. На данном этапе можно предложить учащимся подобрать к уже изученному материалу музыкальный и/или поэтический фрагмент. Такие задания развивают ассоциативное мышление. Пример. Тема урока: «Искусство Северного Возрождения». После объяснения нового материала, на котором были расставлены акценты на особенностях развития искусства Северного Возрождения, учащимся необходимо подобрать к одному из озвученных шедевров музыкальный и поэтический фрагменты, объяснив причину выбора. Для этого ребятам предлагались следующие сайты: www.Classic-Music.ru — классическая музыка (раздел «Записи») www.fondcultura.ru – сайт методической поддержки учителей МХК (раздел «Коллекции») www.poezia.ru - «Поэзия.ру» - литературно-поэтический сайт http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» www.smallbay.ru – Галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифологии (раздел «Живопись») www.word-art.ru/painting - World Art — мировое искусство Вариант 4 Интернет может быть использован и в качестве справочного материала: словаря или энциклопедии. Это не занимает много времени на уроке, поэтому такую работу можно использовать не только со старшеклассниками, но и с учащимися 5-6 классов, что, в свою очередь, стимулирует познавательную способность младших школьников. Для старшеклассников данная работа может быть усложнена тем, чтобы сравнить разные подходы к определению того или иного термина; выделить ключевые слова в определении. Примеры: Урок с использованием Интернет в качестве справочного материала можно найти на сайте http://pedsovet.org/mtree/task,viewlink/link_id,4553/Itemid,118/. Здесь представлен конспект урока «Первые художники Земли». Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями может быть организована с помощью игровых приемов. Одним из таких приемов является решение кроссворда Пример: Одним из этапов урока «Новозаветные заповеди» был анализ сюжета «Распятие». Распятие Иисуса Христа на кресте, свершившегося на Голгофе, описывают все евангелисты – их рассказы отличаются лишь некоторыми деталями. В живописных интерпретациях встречаются и такие детали, которых нет ни у одного евангелиста. Перед учащимися был кроссворд, в котором заполнена только вертикальная строка «Иисус». Пользуясь ресурсами сети Интернет, в данном случае сайтом Александра Майкапара http://www.maykapar.ru/nz/nz13.shtml ребятам надо было дать формулировки понятий, составляющих кроссворд. У каждой группы было свое одно неизвестное другим слово: 1 – пеликан; 2 – змей; 3 – солнце; 4 – луна; 5 – Креститель. Затем каждая группа озвучивает свое задание, а остальные пытаются разгадать зашифрованное слово. На основании уже заполненного кроссворда, но слова не были известны классу,
Могут быть использованы и другие способы работы с кроссвордами:
Вариант 5 В 2005 году группой исследователей Цымбаленко С.Б., Шариковым А.В., Щегловой С.Н. под эгидой ЮНИСЕФ проводились социологические исследования, одной из задач которых было определение основных коммуникационных каналов, которые позволяют эффективно и с уважением к личности подростка доносить до них информацию, важную для полноценного развития. Таким каналом стал Интернет. Как показали исследования, дети, которые пользуются Интернетом являются наиболее общительными и активными. Они чаще ходят в кинотеатры, музеи, на концерты, больше общаются со взрослыми. Отсюда вытекает, что использовать Интернет-ресурсы можно и нужно (но с условием, что это позволяют домашние условия) не только на уроках, но и в качестве домашнего задания. В таком случае домашнее задание должно быть вариативным: предполагать не только изучение разных источников информации, но и разнообразие в выполнении домашнего задания. Примеры: Тема урока «Шедевры культуры древнерусских княжеств». Домашнее задание по данной теме имело несколько вариантов, ориентированных на развитие у учащихся умений анализировать разные источники информации, выбирать те, которые соответствуют теме, обобщать полученные результаты:
Вариант 6 Все учебные программы по истории, литературе, мировой художественной культуре включают в себя обязательное изучение египетской, греческой и частично славянской мифологии. Так по программа Даниловой Г.И. предполагает изучение сюжетов и образов античной мифологии и судьбу языческой славянской мифологии в течение всего 5 класса.1 Неоценимым помощником при изучении данных мифологий может стать сайт «Виртуальная мифологическая энциклопедия» http://myfhology.narod.ru. Сайт содержит минимальные тексты, достаточные для раскрытия поставленных учителем вопросов, поэтому может использоваться непосредственно на уроках и при первичном знакомстве с мифологией, и на повторительно-обобщающих уроках. Например, после вступительного слова учителя об общих чертах египетской мифологии, может быть организована работа с разделом «Египетская мифология», где учащимся предстоит самостоятельно познакомиться с основными древнеегипетскими богами и подготовить устное сообщение по самостоятельно изученному материалу, который они изучали. Данная работа может быть организована как индивидуально, так и группой, тогда уже можно включить в работу несколько разделов сайта. При такой организации урока учитель формирует у учащихся навыки совершенствования монологического и диалогического высказывания, навыки самостоятельного изучения темы. Целесообразно использовать этот сайт для учащихся 5-6 классов, когда детей привлекает все необычное, загадочное, да и тексты в разделах короткие, написаны доступным, простым языком. На уроках мировой художественной культуры работа с данной энциклопедией может быть организована и при изучении искусства стран Востока (Индия, Китай, Япония), Азии (Иран, Монголия), Скандинавии, Америки; искусства эпохи Возрождения, романтического стиля, когда великие мастера живописи обращались к мифологическим сюжетам и образам. Используя материалы данного сайта (а он состоит из 16 разделов), можно организовать необычные уроки-путешествия, например по разделам «Мифологическая среда обитания», «Геральдические монстры», «Животные в мифологии», «Носители магии - ведьмы, колдуны», «Галерея мифических существ». Также можно предложить учащимся необычные темы для рефератов или исследовательских работ, что заставит их обратиться к дополнительным источникам информации. Сайт предлагает и свою поисковую систему, что облегчает нахождение необходимой информации. Для этого достаточно ввести слово на самой главной странице сайта. Вариант 7 При изучении большого объема материала, но при ограниченном количестве часов на изучение этого материала, можно использовать ресурсы сети Интернет как форму организации учебного процесса, позволяющую экономить время и развивать самостоятельную деятельность учащихся. Такая работа отвечает и личностно-ориентированным подходом в обучении, в центре которого должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Организовать такую работу можно с помощью метода обучения в сотрудничестве Класс делится группы по 3-5 человек. Каждая группа получает одно конкретное задание, являющееся частью большой темы, над которой на уроке работает весь класс, и четкие инструкции по его выполнению. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение нового материала. Внутри группа сама определяет, что делает каждый ее участник, следит за правильностью выполнения задания. Учителем контролируется как успешность выполнения школьниками учебно-познавательной деятельности, так и культура их общения. Уроки с применением Интернет-ресурсов лучше всего использовать парами: на первом уроке ученики самостоятельно изучают заданный материал, а на втором – выступают с сообщениями. Пример. На изучение темы «Искусство эпохи Возрождения» в 10 классе отведено 3 часа. Класс разбивается на малые группы: «Мир ученого Леонардо да Винчи», «Мир Леонардо да Винчи художника», «Рафаэль – «первый среди великих», «Бунтующий Микеланджело». Каждой группе выдается «Информационная карта урока», содержащая инструкцию по выполнению работы, вопросы, список иллюстраций, перечень сайтов (причем, количество вопросов должно совпадать с количеством человек в группе). 1 урок – самостоятельная работа по «Информационной карте урока». Инструкции по выполнению работы: 1. Внимательно прочитайте задания к уроку; 2. Распределите обязанности: кто и за какой участок работы отвечает; 3. Ознакомьтесь с предложенными сайтами; 4. Отберите нужную информацию и скопируйте в свою папку; 5. Структурируйте полученную информацию; 6. Подготовьтесь к оглашению результатов работы. |
Применение информационно-компьютерных технологий в процессе изучения... В течение десяти лет я изучала методы новых педагогических технологий и широко использовала их в своей практике. На своих уроках,... | «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках начальной школы» Содержание Методы и формы организации внедрения информационно-коммуникативных технологий в начальных классах 12 | ||
Современные методы развития познавательной активности с использованием... Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (икт) в образовании,... | «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии» Моу kоробовской сош проходил семинар-практикум для учителей технологии Шатурского муниципального района по теме: «Использование информационно-коммуникационных... | ||
Методическая разработка на тему: «организация проектно- исследовательской... ... | «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках... Теоретические предпосылки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языка | ||
Приемы работы с интерактивной доской на уроках русского языка и литературы Деятельность учителя на современном этапе образовательного процесса направлена на постоянное совершенствование форм и методов преподавания... | Сочетание традиционных и информационно-коммуникационных технологий... Хнологиям. Применение информационно-коммуникационных технологий – вопрос до сих пор еще спорный. Есть много сторонников новейших... | ||
Пояснительная записка В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием... | Применение икт на уроках английского языка для повышения мотивации обучающихся Применение новых информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся... | ||
Доклад тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий... ... | Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе школы Васина О. С. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе/ Муниципальное образовательное учреждение «Информационно-диагностический... | ||
Доклад к конференции «Панорама педагогических технологий» на тему:... «Роль информационно-коммуникационных технологий при организации самостоятельной работы учащихся при изучении математики» | Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция,... | Поощрения и наказания Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий |