Пояснительная записка
2 класс
Цель программы 2 класса – знакомство с основами образного языка изобразительного искусства, с выразительными возможностями художественных материалов, с выражением в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла. Духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира является основной целью художественного воспитания. В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
– изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
– декоративная и конструктивная работа;
– восприятие явлений действительности и произведений искусства;
– обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
– изучение художественного наследия.
Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Сокращения, используемые в программе:
ОНЗ – урок открытия новых знаний;
УОНМ – урок ознакомления с новым материалом;
УЗИМ – урок закрепления изученного материала;
УО – урок обобщения;
КУ – комбинированный урок;
УП – урок-практикум.
Содержание курса и предметные результаты
Согласно программе по изобразительному искусству, разработанной под редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского, на изучение предмета во 2 классе отводится 34 часа в год, по учебному плану средней школы «Уна» - 34 часа, 1 час в неделю. Исходя из этого, предлагается следующее распределение часов.
Общая тема: «Искусство и ты »- 34 часа
Как и чем работают художники – 9часов
Представления о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов. Цвет: основные, составные цвета. Смешивание красок. Роль черной и белой красок. Ритм пятен. Лепка, моделирование из бумаги.
Ученик научится:
- наблюдать цветовые сочетания в природе, смешивать краски;
-изображать различными художественными материалами, сравнивать их выразительные возможности;
-создавать простые композиции на заданную тему;
-различать основные и составные цвета, изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с черной и белой красками;
-использовать различные художественные материалы (карандаш, гуашь, акварель, бумага).
Ученик получит возможность научиться:
-создавать творческие работы на основе собственного замысла.
Реальность и фантазия – 7 часов
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.
Ученик научится:
-изображать животных, выделяя пропорции тела;
-придумывать фантастические образы животных;
-наблюдать украшения в природе;
-создавать украшение в природе;
-создавать украшения для людей, используя узоры;
-сравнивать природные формы с архитектурными постройками;
-создавать макеты фантастического города (коллективная работа).
Ученик получит возможность научиться:
-моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства.
О чем говорит искусство – 10 часов
Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.
Ученик научится:
-изображать живописными материалами контрастные состояния природы;
-изображать живописными материалами время суток;
-изображать животного с ярко выраженным характером и настроением;
-создавать средствами живописи образ человека (противоположные по характеру сказочные женские и мужские образы и былинные персонажи);
-передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета) в живописи, графике или скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта;
-понимать роль украшения в жизни людей;
Ученик получит возможность научиться:
- передавать настроение в композиции с помощью цвета, формулировать собственный замысел.
Как говорит искусство – 8 часов
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое – холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.
Ученик научится:
-составлять теплые и холодные, тихие и звонкие цвета;
-изображать с помощью цвета простые сюжеты с колористическим контрастом;
-видеть линии в окружающей действительности, изображать линиями;
-понимать, что такое ритм, пропорция;
-создавать коллективную творческую работу;
-обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников.
Ученик получит возможность научиться:
-воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств. Личностные и метапредметные результаты
Личностные УУД:
-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
-осознавать роль изобразительного искусства в жизни людей;
-эмоционально «проживать» произведения искусства, выражать свои эмоции; высказывать свое отношение к ним;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Средством достижения личностных результатов служат художественные произведения, детские работы, прекрасное в жизни, обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
-самостоятельно организовывать свое рабочее место;
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
-учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования данных УУД являются технология мотивации работы, технологии проблемного диалога и оценивания, технология продуктивного чтения (задания для работы с текстом).
Познавательные УДД:
-ориентироваться в учебнике; в словаре;
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и ИКТ (первичные навыки работы с информацией: поиск информации в учебнике и словарях, в окружающем мире, в сети Интернет; конструирование небольших информационных объектов; работа на компьютере).
Коммуникативные УДД:
-оформлять свои мысли в устной речи и в рисунках;
-слушать и понимать речь других; фиксировать тему, ключевые слова;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога и организации работы в парах и группах.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Для реализации программного содержания используются:
- учебник Е.И.Коротеевой «Искусство и ты».- М.: Просвещение, 2010.
-Изобразительное искусство. 1-4 класс. Методическое пособие для учителя.
-Интерактивная доска «SMART Board», компьютер.
Список литературы
Для учителя:
1. Алехин, А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1984.
2. Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству. – СПб., 2004
3.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.- М.: Академия, 2003 Для ученика:
1. Басина, Н. С кисточкой и музыкой в ладошке. – М.: Линка-Пресс, 1997.
2.Учимся рисовать и лепить животных/ И.С. Казакова.- М.: Чистые пруды, 2006. |