Презентация; выставка достижений в исследовательской деятельности маоу туендатской оош: детских проектно-исследовательских работ, грамот и дипломов





Скачать 113.38 Kb.
НазваниеПрезентация; выставка достижений в исследовательской деятельности маоу туендатской оош: детских проектно-исследовательских работ, грамот и дипломов
Дата публикации10.04.2015
Размер113.38 Kb.
ТипПрезентация
100-bal.ru > Информатика > Презентация
Семинар "Проектно-исследовательская деятельность младших школьников"

Разделы: Общепедагогические технологии

Этапы работы над исследованием.

Алгоритм исследовательских работ учащихся.

Цель: расширить профессиональные знания и практические умения педагогов начальной школы в области внедрения эффективных педагогических технологий по поисково-исследовательской деятельности.

Задачи.

  1. Распространить педагогический опыт поисково-исследовательской деятельности учащихся начальных классов.

  2. Расширить теоретические знания и практические навыки работы по данной технологии.

  3. Активизировать творческий потенциал педагогов через взаимообмен и взаимообогащение опытом.

  4. Инициировать формирование сообщества учителей для обучения проектно-исследовательской деятельности в рамках постоянно-действующего семинара.

Форма проведения: групповая работа.

Оборудование: презентация; выставка достижений в исследовательской деятельности МАОУ Туендатской ООШ: детских проектно-исследовательских работ, грамот и дипломов.

1. Сообщение темы и цели семинара. Слайд 1

-Здравствуйте, дорогие коллеги. Сегодня здесь собрались люди, которые не хотят просто учить детей, а хотят научить их учиться.

Это желание диктует нам с вами сама жизнь, развитие новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Все это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения.

Слайд 2

В современной школе возрастает значимость подготовки ребёнка к самостоятельной исследовательской деятельности. В связи с этим значительное место  в  педагогической практике следует уделять организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время.

Слайд 3

Цель программы: приобщить младших школьников к исследовательской деятельности и создать для них условия, способствующие  развитию их исследовательских умений.

2. Рассказ о том, что же такое проектно-исследовательская деятельность

- Что же такое проектно-исследовательская деятельность? Слайд 4

- Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение желаемых результатов.

- Среди различных видов самостоятельных работ учащихся ближе всего по жанру друг к другу стоят доклады, рефераты, учебные исследования и проекты. Может быть, поэтому их часто путают не только дети, но и взрослые. Давайте внесём ясность в различия между этими видами работ.

Слайд 5

Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой, дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательства.

Слайд 6

Реферат – сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов.

Слайд 7

Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности: проведение каких-то опытов, собственные наблюдения, выводы.

Слайд 8

Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создаётся проектный продукт.

Таким образом, рассматривая исследование и проектирование с точки зрения продукта деятельности, можно констатировать, что проект предполагает какой-либо конечный ощутимый продукт (изделие, модель, информационный справочник), а в исследовании таковой продукт совсем необязателен.

Слайд 9

Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования, при этом развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.

Начальная школа - важная ступень не только базового образования, но и является основой для формирования азов исследовательской культуры.

Маленький ребёнок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти  вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребёнка как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Таким образом, исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребёнка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.

Любой ребёнок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение птички за окном. Проводить опыты с различными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство. Наша с вами задача- помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребёнка и его окружения.

Помощь эта требуется первое время на всех этапах: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении всего дела до логического завершения. Для того чтобы разобраться в методической стороне, мы сегодня рассмотрим несколько общих вопросов.

3. Структура учебного исследования.

- Давайте вспомним основные этапы проектно-исследовательской деятельности.

Обсуждение в группах.

Перед вами листы бумаги под №1. на них обозначены эти этапы, но вперемешку. Расставьте цифры, соответствующие номеру каждого этапа.

По слайду на доске проверяется правильность выполнения. Слайд 10

  1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).

  2. Выдвижение гипотез.

  3. Формулировка цели и задач исследования.

  4. Сбор материалов.

  5. Обобщение полученных данных.

  6. Оформление работы.

  7. Презентация исследования (защита проекта).

  8. Подведение итогов.

-Мысль о том, что ребёнок способен пройти через эти этапы, на первый взгляд кажется сомнительной и даже пугающей. Но, поверьте, эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная работа.

В целях упрощения, казалось бы, можно было сократить какой-то из этапов. Но внимательно посмотрев на сами эти этапы, мы без труда можем понять, что это существенно обеднит процесс, а, следовательно, и педагогический результат работы.

Сейчас мы рассмотрим последовательно каждый из этапов.

  1. Выбор темы. Слайд 11

Для того чтобы помочь ребёнку с выбором темы исследования для начала можно предложить ему ответить на следующие вопросы:

  • Что мне интересно больше всего?

  • Чем я хочу заниматься в первую очередь?

  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

  • По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

  • О чём хотелось бы узнать как можно больше?

  • Чем я мог бы гордиться?

Независимо от вида темы, существует несколько общих правил выбора темы:

Слайд 12

      1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.

      2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

      3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

      4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Работа групп.

Придумайте тему исследования, соблюдая изложенные правила.

Составляется список тем исследования.

2) Выдвижение гипотез. Слайд 13

- Как рождаются гипотезы? Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это проблема. А откуда берутся проблемы? Здесь обычно действует относительно несложная последовательность. Сначала собираются и анализируются отдельные факты, размышления, опыты и т.д. Затем эти факты и размышления позволяют увидеть что-то необычное, неожиданное: неясности, несоответствия, нарушения в цепи предшествующих доказательств и др. В результате выявляется множество проблем и для решения каждой вырабатывается ряд гипотез. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы, затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа процесса творческого мышления. Важно погрузиться в стихию мысленной игры, риска, всего того, без чего движение к новому невозможно.

Работа в группах.

В умении вырабатывать гипотезы можно потренироваться.

Каждой группе участников выдается листок с перечнем предметов:

Деревянный брусок, велосипедная шина, молоток, пирожное, игрушечный автомобиль.

Задание: придумать условие, в котором будет полезен каждый из этих предметов.

Все предложенные гипотезы фиксируются на бумаге.

-Есть ли среди ваших гипотез неправдоподобные? Такие гипотезы называются

“ провокационными идеями”.

3) Формулировка цели. Слайды 14, 15

ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования

ЗАДАЧИ расшифровывают цель, определяют то, что требует конкретного решения. Задачи непосредственно структурируют логику исследования, обозначают этапы, пути и способы достижения цели - разрешения проблемы и раскрытия темы исследования. Цель - это конец пути. Задачи - это шаги на пути к цели.

4) Следующий этап – сбор материалов. Слайд 16

При выполнении любой проектно- исследовательской работы один из важнейших вопросов: где добыть нужную информацию? Какие источники для этого могут быть использованы?

Естественно, что источники информации во многом зависят от того, какая была избрана тема. Для того чтобы помочь ребёнку выбрать нужный источник информации, заготовим карточки с различными вариантами источников информации.

Групповая работа.

Каждой группе раздаются заготовки карточек.

Задание: создать карточки различных вариантов источников информации.

Каждая группа презентует свою работу.

Создается общий набор таких карточек.

- При выборе источников информации карточки выкладываются перед детьми, а они осуществляют подбор источников и, если это необходимо, распределяют между собой.

-Какой же из этих источников наиболее ценен? Конечно, наблюдение и эксперимент (проведение опытов), т.к. здесь знания добываются самостоятельно, а не используются уже готовые.

Процесс фиксации информации - обычно самое сложное, но и его можно сделать интересным.

Заготавливаем листочки бумаги. На них ручкой, карандашом или фломастером (как удобно, нравится ребёнку) можно делать записи, рисунки, чертить опорные схемы, таблицы, составлять анкеты для опроса. И не важно, что эти значки- “иероглифы” будут понятны только автору. Все эти заметки надо тщательно хранить, по крайней мере, до окончания работы.

5) Обобщение полученных данных. Слайд 17

-Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации дела - весело и приятно. Так и должно быть. А вот задача обобщения полученных данных часто вызывает затруднение. Она действительно значительно сложнее. Задачи этого этапа: проанализировать полученный материал, обобщить его, выделить главное и исключить второстепенное. Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослого. Во многом упрощает эту задачу предварительное решение о том, как будут представлены результаты исследования, в каком виде будет реализован исследовательский проект.

6) Оформление работы. Слайд 18

-О том, в каком виде могут быть представлены результаты исследования, мы уже не раз говорили. Сейчас мы ещё раз это обсудим.

Учитывая, что возможности младших школьников имеют предел, не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ.

Требования к оформлению работы: Слайд 19

Работа не более 10 печатных листов:

  • Титульный лист;

  • Вводная часть - 1 лист;

  • Основная часть – до 8 листов;

  • Заключение - 1 лист, содержит выводы;

  • список литературы обязателен, но в счёт не входит;

  • Возможно приложение (анкетирование, фотографии, рисунки, таблицы и др.)

7) Презентация работы. Слайд 20

“ Обучая других, обучаешься сам…”- эта точная мысль пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребёнок, изучивший что-то, часто стремиться рассказать об этом другим. В нашем случае сообщить об усвоенном важно не столько тому, кому адресовано сообщение, столько тому, кто рассказывает. Поэтому “ этап защиты работы” пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершённым. Защита - венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения маленького исследователя.

О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как всякое настоящее исследование надо защитить. Естественно, что защита должна быть “публичной”. В ходе защиты ребёнок учиться излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учиться доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

8) Подведение итогов. Слайд 21

Весьма важный вопрос - оценка работы младших школьников, мы считаем, что поощрён должен быть каждый ребёнок, участвующий в исследовании, независимо от его ораторских качеств. Ведь в разных работах разные дети проявляются по-разному. Необходимо определять несколько номинаций для награждения детей, чтобы победителем был каждый ребёнок, и интерес к творчеству у детей не иссякал.

4.Обобщение работы семинара.

Мы познакомили вас с этапами проектно-исследовательской деятельности учащихся и надеемся, что наша информация хотя бы немного поможет вам вырастить настоящих творцов, а не простых исполнителей. Ведь главный результат этой работы- не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребёнком сообщение, “технический рисунок” или даже склеенный из бумаги макет космического корабля. Педагогический результат- это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Какова же награда учителю за его нелёгкую, но интересную работу в этой деятельности? У детей, занимающихся исследовательской деятельностью: Слайд 22

  • повышается интерес к предмету;

  • появляется желание углубить свои знания;

  • расширяется кругозор;

  • появляется удовлетворённость от работы;

  • появляется возможность получить награду на конкурсе;

  • повышается самооценка ученика;

  • возможен совместный труд учителя, ученика, родителя

Эта работа потребует от учителя педагогического мастерства, умения быстро ориентироваться в ситуации. И, может быть, та памятка, которую мы вам предлагаем, будет вам тоже полезна. Слайд 23

  • Подходите к проведению работы творчески.

  • Не сдерживайте инициативы детей.

  • Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций.

  • Не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно.

  • Не спешите с вынесением оценочных суждений

- И в завершении нашего семинара хочется, чтобы каждый из вас сказал себе: “ Я блестящий учитель, у меня прекрасные дети”.

Спасибо за внимание. Всего хорошего. Слайд 24

семинар 003.jpg

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Презентация; выставка достижений в исследовательской деятельности маоу туендатской оош: детских проектно-исследовательских работ, грамот и дипломов iconПрограмма организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся
Презентация; выставка достижений в исследовательской деятельности маоу туендатской оош: детских проектно-исследовательских работ, грамот и дипломов iconКритерии оценивания проектно-исследовательских работ учащихся конкурса «Умники и умницы»
Исходя из основных требований фгос к использованию проектного метода и этапов работы над проектами, введены следующие критерии оценивания...
Презентация; выставка достижений в исследовательской деятельности маоу туендатской оош: детских проектно-исследовательских работ, грамот и дипломов iconМетодические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся
Необходимо признать, что бессистемность оценивания проектно-исследовательских работ учащихся снижает эффективность данной деятельности,...
Презентация; выставка достижений в исследовательской деятельности маоу туендатской оош: детских проектно-исследовательских работ, грамот и дипломов iconО проведении научно-практической конференции «Первые шаги в науку»
Мбоу дод «ддт» п. Ханымей с целью подведения итогов проектно-исследовательской деятельности воспитанников и участия лучших исследовательских...
Презентация; выставка достижений в исследовательской деятельности маоу туендатской оош: детских проектно-исследовательских работ, грамот и дипломов iconПоложение о районном конкурсе исследовательских и проектно – исследовательских работ
Рядок организации и проведения районного конкурса исследовательских работ и творческих проектов учащихся, посвященного памятной дате...
Презентация; выставка достижений в исследовательской деятельности маоу туендатской оош: детских проектно-исследовательских работ, грамот и дипломов iconПлан проектно-исследовательской деятельности по психологии на 2012-2013 учебный год
Проектно-исследовательские работы направленные на оптимизацию учебной деятельности
Презентация; выставка достижений в исследовательской деятельности маоу туендатской оош: детских проектно-исследовательских работ, грамот и дипломов iconПояснительная записка Программа исследовательской и проектной деятельности...
Система интегрирования проектно-исследовательских технологий в образовательный процесс
Презентация; выставка достижений в исследовательской деятельности маоу туендатской оош: детских проектно-исследовательских работ, грамот и дипломов iconКонкурс исследовательских работ для учащихся 5-11 кл
Урала на 2011 – 2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 20. 04. 2011 г. №96-П, в целях развития...
Презентация; выставка достижений в исследовательской деятельности маоу туендатской оош: детских проектно-исследовательских работ, грамот и дипломов iconПрограмма «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Направления работы с содержанием образования в процессе проектно-исследовательской деятельности
Презентация; выставка достижений в исследовательской деятельности маоу туендатской оош: детских проектно-исследовательских работ, грамот и дипломов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: фотографии династий казаков, рисунки «Край мой Кубанский», Выставка детских работ, глиняная посуда, самовар, печеные...
Презентация; выставка достижений в исследовательской деятельности маоу туендатской оош: детских проектно-исследовательских работ, грамот и дипломов iconКонкурс проектных работ Конкурс исследовательских работ конкурс рефератов...
Мау имц г. Томска, тгпу, маоу гимназия №18 г. Томска в феврале-марте 2013г проводят сетевую муниципальную научно-практическую конференцию...
Презентация; выставка достижений в исследовательской деятельности маоу туендатской оош: детских проектно-исследовательских работ, грамот и дипломов iconКалендарный план работы гбоу сош №851 Южного окружного управления образования на март 2014 года
...
Презентация; выставка достижений в исследовательской деятельности маоу туендатской оош: детских проектно-исследовательских работ, грамот и дипломов iconЧленам научного общества учащихся гимназии Рекомендации, пожелания...
Учитель думать, уметь сформулировать математическую мысль. Развивать интерес к математике
Презентация; выставка достижений в исследовательской деятельности маоу туендатской оош: детских проектно-исследовательских работ, грамот и дипломов iconФ. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск....
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...
Презентация; выставка достижений в исследовательской деятельности маоу туендатской оош: детских проектно-исследовательских работ, грамот и дипломов iconДень открытых дверей
Выставка детских работ дополнительного образования и уроков изобразительного искусства
Презентация; выставка достижений в исследовательской деятельности маоу туендатской оош: детских проектно-исследовательских работ, грамот и дипломов iconМетодическая разработка на тему: «организация проектно- исследовательской...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск