Муниципальное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Тахтамыгда
имени Н.К. Магницкого
Сковородинского района, Амурской области
«Рассмотрено»
Руководитель МО
______________/__________/
Протокол ____ от
«____» ________ ____ г.
| «Согласованно»
Заместитель директора по УВР
______________/___________/ «____» ___________ ______ г.
| «Утверждено»
Директор МАОУ СОШ с. Тахтамыгда имени Н.К. Магницкого
_____________/_____________/
Приказ № ____ от
«____» ____________ ______ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Делопроизводство с использованием
компьютерных технологий». для 9 класса Учитель: Грибанова Ирина Михайловна
Категория: 2 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Программа по элективному курсу «Делопроизводство с использованием компьютерных технологий» предназначена для обучения учащихся 9 класса. В ходе обучения школьники овладевают знаниями и умениями, которые они могут использовать в профессиях (секретарь-машинистка, секретарь-делопроизводитель).
На втором этапе обучения в 10-х классах учащиеся, занимавшиеся по данному курсу «Делопроизводство с использованием компьютерных технологий» завершают обучение.
Целью обучения современному делопроизводству является изучение школьниками компьютера, а также освоение ими умений и навыков письма на клавиатуре; знакомство с характером, условиями и спецификой трудовой деятельности работников среднего звена.
Практическое обучение направлено на формирование у учащихся 9 класса знаний по устройству компьютера, средств копирования и оперативного размножения информации, по составлению и оформлению письменных документов в соответствии с действующими ГОСТами.
На практических занятиях, учащиеся приобретают навыки письма на компьютере, школьники осваивают правильные приёмы работы, изучают требования организации рабочего места и безопасности труда.
Большое внимание при изучении клавиатуры ПК уделяется развитию навыков ритмичного письма, предупреждению утомления, физического напряжения. Применение гимнастических упражнений развивает подвижность пальцев и равномерный удар.
На теоретических и практических занятиях следует приобщать школьников к творческой деятельности, содержанием которой могут быть рационализация рабочего места, технологического процесса, планирование работы; разработка приспособлений, повышающих качество работы и производительность труда.
В процессе выполнения лабораторно-практических работ школьники развивают полученные знания: осваивают новую технику; знакомятся с современными техническими средствами, которыми она оснащена; приобретают знания об аппаратуре управления, о дальнейшем совершенствовании механизма управления.
Большое внимание при планировании и организации занятий отводится общественно полезному труду учащихся, выполнению ими заказов педагогических работников образовательного учреждения.
Процесс освоения школьниками основ делопроизводства построен с учетом знаний, приобретенных ими на уроках физики, черчения и технологии в 5-8 классах.
2. Содержание программы. Теоретическое обучение. 1. Освоение клавиатуры слепым десятипальцевым методом.
Методы изучения клавиатуры. Слепой десятипальцевый метод письма и его преимущества. Клавиатура ПК и зоны действия пальцев на клавиатуре. Изучение клавиатуры в горизонтально-вертикальном направлении. Исходная позиция.
Использование учебной схемы клавиатуры с разделением на ряды и цветовые зоны.
2. Правила оформления различных текстовых работ.
Приёмы применения корректурных знаков. Письмо текста через один, полтора и два интервала. Рабочая строчка стандартной машинописной страницы. Правильное окончание строк и страниц. Правила выделения слов в тексте различными способами. Правила оформления примечаний и сносок (ссылок) к тексту, в тексте.
Приёмы выделения отдельных слов в тексте. Требования к письму с выделением текста. Правила расположения текста примечаний (приложений) в соответствии с действующими ГОСТами. Правильное оформление текста сносок (ссылок).
Понятие о документах.
Правила составления и оформления отдельных видов документов.
Понятие о документах. Виды документов. Общие требования к составлению и оформлению документов. Требования к документам, изготовленным машинописным способом.
Формуляр справки. Оформление реквизитов служебных справок. Правила составления и оформления автобиографической характеристики.
4. Правила оформления цифровых и табличных работ.
Построение таблиц в соответствии с ГОСТами. Виды графления. Конструирование таблиц.
5. Техника и правила письма.
Правильное использование пальцев левой и правой рук в процессе работы. Точность зрительных и двигательных представлений о расположении письменных знаков на клавиатуре машины, амплитуда движения пальцев. Координация движения отдельных пальцев обеих рук.
Выработка навыков безошибочного письма. Совершенствование техники письма, наращивание скорости. Степень автоматизации в движениях пальцев по клавишам.
Абзац. Соблюдение полей. Письмо текстов через один, полтора, два интервала. Заголовки и подзаголовки. Смысловое деление больших заголовков на строки. Правила расположения подзаголовков по отношению к заголовку и тексту. Выделение подзаголовков.
Расчет рабочей строки. Нумерация страниц. Оформление титульного листа. Нумерация страниц с титульным листом. Приемы исправления ошибок. Практическое обучение.
1. Техника и правила письма.
Переход к письму текста. Заголовки и подзаголовки к тексту. Оформление титульного листа. Исправление ошибок и нумерация страниц.
Письмо текстов через один, полтора и два интервала. Выделение абзаца при письме, соблюдение полей. Письмо коротких текстов на качество и скорость.
Упражнения на правильное расположение заголовков и подзаголовков, выделение подзаголовков. Нумерация страниц. Упражнения по оформлению титульного листа.
Отработка приемов исправления ошибок. Письмо коротких текстов. Письмо текста через два интервала в трех экземплярах, закладка копий по комплектам. Исправление ошибок в рабочих копиях. Общественно полезный, производительный труд.
Оказание помощи учителям по оформлению раздаточного и дидактического материала для учебных кабинетов и мастерских, перепечатки небольших по объему работ.
2. Письмо текстов через один, полтора и два интервала
Письмо текстов на качество. Работа над ошибками.
3. Выделение отдельных слов в тексте различными способами.
Практическая работа по выполнению различных печатных работ с выделением в тексте.
4. Оформление примечаний и сносок к тексту.
Письмо текстов с вариантами расположения примечаний к тексту. Письмо текста с применением в один или несколько пунктов. Письмо текста со сносками. Письмо текстов с правкой.
5. Составление и оформление отдельных видов документов.
Составление и оформление на ПК служебной справки, письма, автобиографии, характеристики.
6. Выполнение цифровых и табличных работ
Построение таблиц в соответствии с ГОСТами. Конструирование таблиц.
Перечень знаний, умений, формируемых в 9 классе.
Учащиеся должны знать:
правила безопасности труда, внутреннего распорядка;
общие требования, предъявляемые к секретарю-машинисту, секретарю-делопроизводителю среднего звена;
основные сведения об аппарате управления, перспективы его дальнейшего усовершенствования;
общее устройство и принцип действия основных частей и механизмов ПК;
порядок расположения материала при письме различных печатных работ;
правила работы с копировальной бумагой;
- правила выделения слов в тексте различными способами, оформление примечаний и сносок (ссылок) к тексту и в тексте;
- правила составления и оформления в соответствии с ГОСТами отдельных видов документов;
- этапы творческого процесса, понятие о рациональном предложении, изобретении, требования к оформлению предложений;
- основы экономики и организации производства;
- назначение и классификацию ЭВМ.
Учащиеся должны уметь:
- организовать рабочее место, планировать свою работу;
-пользоваться компьютером, устранять мелкие неисправности;
- выполнять текстовые машинописные работы слепым десятипальцевым методом;
- правильно и красиво располагать текстовой и цифровой материал, контролировать качество выполняемых работ;
- соблюдать правила безопасности труда;
- выполнять текстовые печатные работы через один, полтора, два интервала;
- выделять отдельные слова в тексте различными способами;
- оформлять примечания и сноски к тексту;
- выполнять цифровые и табличные работы;
- оформлять и составлять простейшие документы;
- печатать на клавиатуре ЭВМ.
Тематический план.
№ п/п
| Разделы и темы
| Количество часов
| дата
| Теоретическое обучение
| 6
|
| 1
| Персональный компьютер – составная часть оргтехники. Общность трудовых приёмов при работе на информационно – клавишных устройствах. Освоение клавиатуры слепым десятипальцевым методом.
| 1
|
| 2
| Введение. История развития делопроизводства и секретарской службы. Организация труда делопроизводительного персонала.
| 1
|
| 3
| Правила оформления различных текстовых работ. Правила выделения слов в тексте различными способами. Правила оформления примечаний и сносок к тексту.
| 1
|
| 4
| Понятие о документе. Правила составления и оформления отдельных видов документов.
| 1
|
| 5
| Правила оформления цифровых и табличных работ.
| 1
|
| 6
| Зачётная работа №1 «Клавиатурный тренажёр»
|
|
|
| Практическое обучение
| 28 часов
|
|
|
|
|
| 7-10
| Правила оформления реферата. Заголовки и подзаголовки к тексту. Оформление титульного листа. Оглавление. Исправление ошибок и нумерация страниц.
| 4
|
| 11-14
| Письмо текстов через один, полтора и два интервала. Выделение отдельных слов в тексте различными способами.
| 4
|
| 15-19
| Оформление сносок и примечаний к тексту. Составление и оформление справки, характеристики, отчёта, запроса.
| 5
|
| 20-22
| Выполнение цифровых и табличных работ.
| 3
|
| 23
| Зачётная работа №2 «Правила оформления текстовых документов»
| 1
|
| 24-26
| Работа с числовой информацией. Табличный способ организации обработки данных. Электронная таблица. Этапы создания табличного документа.
| 2
|
| 27
| Зачётная работа №3 «Работа с числовой информацией
| 1
|
| 28-29
| Сетевые технологии. Знакомство с интерфейсом среды Outlook.
| 2
|
| 30
| Виды компьютерных сетей. Интернет. Сервис в сети Интернет. Технология работы в сети.
| 2
|
| 31
| Профессиональная этика и деловое общение.
| 1
|
| 32
| Зачётная работа №4 «Сетевые технологии»
| 1
|
| 33-34
| Резерв
| 2
|
|
| Итого:
| 34 часа
|
|
Критерии достижения
учащихся и образцы контрольных заданий для итоговой аттестации.
Проверка знаний учащихся по оформлению деловой документации.
Получив карточку, школьник знакомится с её содержанием, записывает на листке бумаги свою фамилию, номер задания и номер ответов и сдаёт лист на проверку преподавателю.
Критерии оценок:
«5» - полные и точные ответы на все вопросы;
«4» - полные и точные ответы на два вопроса (на третий – неполный);
«3» - полный и точный ответ на один вопрос, на второй – неполный, на третий – неправильный;
«2» - неполный ответ только на один вопрос, на остальные (или все) – ответы неправильные.
|