Тема лекции: государственный бюджет РФ





НазваниеТема лекции: государственный бюджет РФ
страница1/7
Дата публикации25.09.2013
Размер0.9 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
ТЕМА ЛЕКЦИИ:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РФ.
ПЛАН ЛЕКЦИИ:

  1. Состав и принципы бюджетной системы.

  2. Бюджетная классификация РФ.

  3. Основные характеристики бюджетов государства и его субъектов.

  4. Принятие бюджетов и контроль их исполнения.

  5. Государственные внебюджетные фонды.


ВОПРОС №1. СОСТАВ И ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на экономических отношениях и государственном устройстве страны. Бюджетное устройство включает организацию и принципы построения бюджетной системы. В федеративном государстве Россия выделяют три уровня бюджетного управления, регулируемого нормами права. Первый уровень составляют федеральный бюджет и бюджеты государственных (федеральных) внебюджетных фондов. Бюджеты субъектов Российской Федерации и региональные внебюджетные фонды — это второй региональный уровень, а местные бюджеты относятся к третьему — муниципальному уровню (городов и сельских поселений).

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и объявляются федеральными законами. Бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются законами субъектов Российской Федерации. Бюджеты местных органов управления разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления. Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Бюджетный процесс отражает деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю их исполнения, осуществлению бюджетного учета, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. Он регламентирован законодательством, в первую очередь принятой Конституцией, Бюджетным кодексом.

Бюджетная система представляет собой совокупность системы бюджетов и внебюджетных фондов, правил бюджетных правоотношений и нормативно-правовой базы бюджетной деятельности.

Бюджетный процесс проходит несколько стадий. На первой стадии составляют проекты бюджетов, вторая посвящена рассмотрению и утверждению бюджетов, третья характеризует исполнение бюджетов, а четвертая посвящена составлению и утверждению отчета об исполнении. Участниками бюджетного процесса являются:

1. Президент и правительство страны, высшие должностные лица субъектов Федерации, главы муниципальных образований, органы власти и представительные органы местного самоуправления, исполнительные органы государственной власти.

2. Центральный банк Российской Федерации и органы государственного (муниципального) финансового контроля.

3. Органы управления государственными внебюджетными фондами.

4. Главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы и администраторы доходов и расходов бюджета.

5. Главные администраторы и администраторы источников финансирования дефицита бюджета.

6. Получатели бюджетных средств.

В Бюджетном кодексе утверждены бюджетные полномочия, к ним относятся:

• установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

• определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы (включая федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов), утверждения бюджетов, их внешней проверки, осуществления контроля их исполнения, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении;

• формирование технологии составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности;

• определение положений по исполнению расходных обязательств публично-правовых образований, основ кассового обслуживания исполнения бюджетов;

• обоснование базы для формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, включая нормативы отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов в бюджеты бюджетной системы;

• раскрытие общих принципов и форм предоставления трансфертов, порядка заимствований, предоставления гарантий и погашения государственного (муниципального) дожа;

• разработка схем бюджетной классификации Российской Федерации;

• установление единого порядка ведения бюджетного учета, представления отчетности для бюджетов бюджетной системы и бюджетных учреждений, включая унифицированные формы бюджетной документации;

• выделение порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Для субъектов Российской Федерации утверждены аналогичные полномочия, среди них можно выделить:

1. Установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных вне бюджетных фондов, осуществления контроля их исполнения, утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.

2. Составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

3. Выделение порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов.

4. Определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъекта, муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Федерации.

5. Обоснование нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов и региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов.

6. Подготовка положений по условиям и порядку предоставления трансфертов субъекту из местных бюджетов.

7. Осуществление государственных заимствований и гарантий субъекта, предоставление бюджетных кредитов, управление долгом и активами субъекта Федерации.

8. Детализация порядка применения бюджетной классификации в части, относящейся к бюджету субъектов и территориальных государственных внебюджетных фондов.

К бюджетным полномочиям субъектов Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга помимо вышеперечисленных бюджетных полномочий относятся:

1. Определение источников доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований

2. Установление нормативов отчислений доходов в бюджеты внутригородских муниципальных образований от налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов.

3. Определение объемов и порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований, финансовой поддержки муниципальных образований.

4. Разработка порядка ведения реестров расходных обязательств внутригородских муниципальных образований, вытекающих из их полномочий.

Бюджетные полномочия муниципальных образований состоят в установлении порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, рассмотрения и утверждения местного бюджета, исполнения расходных обязательств муниципального образования, осуществления контроля его исполнения и утверждения отчета об исполнении местного бюджета.

Основными задачами бюджетов всех уровней являются аккумуляция публичных (государственных) средств, их перераспределение по вертикали между выделенными уровнями и по горизонтали между органами управления одного уровня. Для их решения бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

• единства бюджетной системы на всей территории страны, единства кассы;

• разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы;

• самостоятельности бюджетов и равенства бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований;

• отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

• сбалансированности и общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

• результативности и эффективности использования бюджетных средств;

• прозрачности (открытости), достоверности, адресности назначения и целевого характера использования бюджетных средств;

• подведомственности расходов бюджетов.

Принцип единства бюджетной системы означает:

• единство денежной системы, бюджетного законодательства;

• общий порядок организации и функционирования бюджетной системы, исполнения расходных обязательств, формирования доходов и расходов бюджетов;

• использование единых форм бюджетной классификации, бюджетной документации, общей технологии ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов;

• единство правовой базы, применяемых санкций за нарушения бюджетного законодательства страны.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за определенными органами по уровням власти.

Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и самостоятельно осуществлять управление бюджетным процессом Недопустимо устанавливать расходные обязательства, подлежащие исполнению за счет доходов других бюджетов бюджетной системы, за счет средств консолидированных бюджетов.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов, муниципальных образований означает применение закрепленных бюджетных полномочий каждого органа государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, включая исполнение расходных обязательств, порядок предоставления межбюджетных трансфертов.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений, в том числе для финансирования дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны минимизировать размер дефицита бюджета.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что участники бюджетного процесса в рамках установленных бюджетных полномочий должны для достижения заданных результатов использовать наименьший объем средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов, а также средств целевых иностранных кредитов (заимствований).

Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по вопросам, вызывающим разногласия, обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года.

Секретные статьи выделяют только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Принцип подведомственности расходов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) средств.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов за пределами территории Российской Федерации.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств страны.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Бюджет субъекта Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) также предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Рассмотрим основные понятия бюджетной политики, которые выделены в бюджетном кодексе.

Бюджетом называется форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства, субъектов Федерации и местного самоуправления.

В бюджетах субъектов Федерации предусматриваются раздельные средства, направляемые на исполнение их расходных обязательств, возникающих в связи с осуществлением полномочий по предметам ведения субъектов Федерации, и расходных обязательств субъектов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы для осуществления отдельных государственных полномочий.

Доходы бюджета — это поступающие в бюджет денежные средства, а расходы бюджета — это денежные средства, выплачиваемые из бюджета. В доходы и расходы не входят средства, являющиеся источниками финансирования дефицита бюджета.

Дефицит бюджета — это превышение расходов бюджета над его доходами; профицит бюджета — это превышение доходов бюджета над его расходами.

Документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета), называется бюджетной росписью.

В доходах бюджетов выделяют бюджетные ассигнования. Это предельные объемы денежных средств, предусмотренных для исполнения бюджетных обязательств.

Выделяют внешний и внутренний долг. Внешний долг — это обязательства в иностранной валюте, возникающие в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований). Внутренний долг — это обязательства, возникающие в национальной валюте, а также обязательства в иностранной валюте субъектов и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований).

Следует различать основные виды обязательств — расходные, бюджетные, публичные, денежные и гарантии.

Расходные обязательства отражают обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований или бюджетных учреждений) предоставить средства из соответствующего бюджета физическому или юридическому лицу или иному публично-правовому образованию, субъекту международного права.

Бюджетные обязательства — это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Публичные обязательства — это расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его определения (расчета, индексации).

Денежные обязательства — это обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий.

Государственная или муниципальная гарантия — это вид долгового обязательства, в силу которого Российская Федерация или ее субъект или муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета. Это диктуется условиями обязательства, данного гарантом, отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром

Составление и организацию исполнения бюджетов субъектов, муниципальных образований выполняют финансовые органы (Министерство финансов), органы исполнительной власти субъектов Федерации. Право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств имеет главный распорядитель бюджетных средств. Он может быть органом государственной власти, органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местной администрации, учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, которое указано в ведомственной структуре расходов бюджета. Кроме главного выделяют и распорядителей бюджетных средств. Это органы государственной власти, управления государственным внебюджетным фондом, местного самоуправления, местной администрации, бюджетные учреждения, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Бюджетное учреждение — это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы

В соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения устанавливает бюджетная смета.

Внутри бюджетной системы от бюджета одного уровня бюджету другого уровня предоставляются средства, называемые межбюджетными трансфертами. Межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования, получили название «дотации»- Бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества, — это бюджетные инвестиции.

В Банке России Федеральному казначейству открывают Единый счет бюджета (или совокупность счетов в разрезе федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, других бюджетов). На данном счете производится учет средств каждого бюджета при осуществлении операций по кассовым поступлениям и выплатам из бюджета.

Прогнозируемая в определенный период текущего финансового года недостаточность на едином счете бюджета денежных средств, необходимых для осуществления кассовых выплат из бюджета, называется временным кассовым разрывом.
ВОПРОС №2. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РФ.
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов и операций публично-правовых образований в бюджетной системе. Она применяется для составления и исполнения бюджетов, формирования бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов в бюджетной системе страны. До 2008 г. применяли восемь классификаций, в том числе классификацию доходов, три классификации расходов (экономическую, функциональную и ведомственную), две классификации источников финансирования дефицита государства.
Определение принципов, структуры кодов, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации осуществляются Министерством финансов. В новой бюджетной классификации выделены четыре вида:
1) классификация доходов бюджетов;
2) классификация расходов бюджетов;
3) классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;
4) классификация операций публично-правовых образований (операций сектора государственного управления).
Базовые позиции двух первых уровней каждого вида бюджетной классификации устанавливает непосредственно Бюджетный кодекс. Они едины для всех бюджетов бюджетной системы Министерство финансов Российской Федерации имеет право утверждать единые позиции классификации доходов и классификации операций сектора государственного управления на более низких уровнях, что гарантирует единство бюджетного учета и отчетности.
Классификация доходов бюджетов Федерации является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов представлена в виде четырех составных частей:
1 — главный администратор;
2 — вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент);
3 — подввд доходов;
4 — операции сектора государственного управления.
Главный администратор доходов — это органы государственной
власти, государственных внебюджетных фондов, местного управления, Центральный банк и другие организации, определяющие перечень подотчетных администраторов доходов бюджета. Он обладает следующими бюджетными полномочиями:
формирует перечень подотчетных администраторов доходов бюджета;
представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и проекта бюджета, а также кассового плана;
формирует бюджетную отчетность.
Администраторами поступлений в бюджеты являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фовдов, Банк России, а также бюджетные учреждения. Они осуществляют контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты, принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Администраторы осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника.
Код доходов занимает 20 разрядов, в том числе код администратора состоит из трех знаков. Код вцца доходов (4—13-й разряды кода) состоит из 10 знаков и включает: группу (4-й разряд кода); подгруппу (5—6-й разряды кода); статью (7—8-й разряды кода); подстатью (9— 11-й разряды кода) и элемент (12— 13-й разряды кода). Классификация доходов бюджетов состоит всего из двух групп:
ООО 1 00 00000 00 0000 000 - «Налоговые и неналоговые доходы»;
0 2 00 00000 00 0000 000 - «Безвозмездные поступления».
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов должны быть отражены в рамках группы «Налоговые и неналоговые доходы». Код вида доходов предусматривает следующие группы:
1 00 00000 00 - доходы;
2 00 00000 00 — безвозмездные поступления;
3 00 00000 00 — доходы от предпринимательской и иной прино- сящейдоход деятельности.
В группу «Доходы» включаются подгруппы, приведенные в табл. 2.1.
В группу «Безвозмездные поступления» включаются следующие подгруппы:
2 01 00000 00 — безвозмездные поступления от нерезидентов;
2 02 00000 00 — безвозмездные поступления от других бюджетов;
2 03 00000 00 — безвозмездные поступления от государственных организаций;
2 04 00000 00 — безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
2 05 00000 00 — безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
2 07 00000 00 — прочие безвозмездные поступления.
Детализация подгрупп кода ввда доходов осуществляется в разрезе статей и подстатей. Далее устанавливаются следующие коды элементов доходов:
1 — федеральный бюджет;
2 — бюджет субъекта РФ;
3 — бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4 — бюджет городского округа;
5 — бюджет муниципального района;
6 — бюджет Пенсионного фонда РФ;
7 — бюджет Фонда социального страхования РФ;
Таблица 2.1
Примеры подгрупп доходов Код Подгрупп ы доходов 1 01 00000 00 Налоги на прибыль, доходы 1 02 00000 00 Налоги и взносы на социальные нужды 1 03 00000 00 Налоги на товары [работы, услуги], реализуемые на территории страны 1 04 00000 00 Налоги на товары, ввозимые на территорию страны 1 05 00000 00 Налоги на совокупный доход 1 06 00000 00 Налоги на имущество 1 07 00000 00 Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1 08 00000 00 Государственная пошлина, сборы 1 09 00000 00 Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 1 10 00000 00 Доходы от внешнеэкономической деятельности 1 11 00000 00 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 1 12 00000 00 Платежи при пользовании природными ресурсами 1 13 00000 00 Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 1 14 00000 00 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 1 15 00000 00 Административные платежи и сборы 1 16 00000 00 Штрафы, санкции, возмещение ущерба 1 17 00000 00 Прочие неналоговые доходы 1 18 00000 00 Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет 1 19 00000 00 Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет
8 — бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
— бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
— бюджет поселения.
Код подвида доходов (этот код в бюджетах на 2007 г. обозначал программу или подпрограмму) занимает 4 разряда — с 14-го по 17-й, а для классификации операций сектора государственного управления выделены 3 разряда — с 18-го по 20-й.
Коды подвидов доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, утверждают соответственно Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования.
Например, код 1000 означает сумму платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность), а 2000 — пени и проценты, 3000 — суммы денежных взысканий (штрафов). При мобилизации вывозных таможенных пошлин на сырую нефть таможенные органы обязаны доводить до плательщиков полный код бюджетной классификации, например 1001 — сумма вывозной таможенной пошлины на сырую нефть от налогооблагаемого экспорта (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу).
Экономическая классификация доходов предусматривает группировку операций по их экономическому содержанию, например:
110 — налоговые доходы;
120 — доходы от собственности;
130 — доходы от оказания платных услуг;
140 — суммы принудительного изъятия;
150 — безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов;
151 — поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
152 — перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств;
153 — перечисления международных финансовых организаций;
160 — взносы, отчисления на социальные нужды;
180 — прочие доходы.
С учетом изложенного поступления, зачисляемые в бюджеты бюджетной системы, будут иметь варианты, приведенные в табл. 2.2 и 2.3.
Классификация операций сектора государственного управления предусматривает группировку бюджетных операций по их экономическому содержанию и возможность ее применения в бюджетном учете. Возможны два подхода к отражению операций в учете — кассовый методнметод начислений. Метод начислений позволяет сопоставить себестоимость услуг, оказываемых различными единицами сектора государственного управления, повысить прозрачность финансовой деятельности органов власти и бюджетных учреждений. Таблица 2.2
Примеры кодов налоговых доходов № п/п Налог Код налога, зачисляемого в федеральный бюджет Код налога, зачисляемого в бюджет субъекта Федерации 1 На прибыль 000 1 01 01011 01 0000110 000 1 01 01012 02 0000 110 2 Единый социальный налог 000 1 02 01000 00 0000110 3 В Фонд обязательного медицинского страхования 000 1 02 01030 08 0000110 000 1 02 01040 09 0000 110 4 Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования 000 1 02 01020 07 0000110
Таблица 2.3
Примеры кодов доходов № п/п Доходы Код 1 Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы ООО 2 02 00000 00 0000 ООО 2 Дотации от других бюджетов бюджетной системы 000 2 02 01000 00 0000151 3 Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности 000 2 02 01001 00 0000151 4 Дотации бюджетам субъектов РФ на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности 000 2 02 01001 02 0000151 5 Дотации федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий федеральных целевых программ 000 2 02 01004 02 0000151 6 Субвенции от Других бюджетов бюджетной системы РФ 000 2 02 02000 00 0000151 7 Субсидии бюджетам субъектов для развития общественной инфраструктуры регионального значения и поддержки фондов муниципального развития 000 2 02 04004 02 0000151
Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней Она отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государ
ев
ственного управления и месшого самоуправления основных функций и решение социально-экономических задач. Классификация расходов состоит из трех составных частей:
1) кода главного распорядителя бюджетных средств;
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

С 2008 г. перечни и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. При этом целевые статьи и ввды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Таким образом, на этапе составления и рассмотрения проектов бюджетов появилась возможность адаптации бюджетной классификации к специфике и потребностям каждого уровня бюджета.
Бюджетный кодекс устанавливает четкие требования к формированию целевых статей и видов расходов бюджетов, которые должны отражать соответствующие расходные обязательства, публичные обязательства, долгосрочные целевые программы, объекты, обособленные функции органов власти и т.д., обеспечивая тем самым прозрачность и обоснованность бюджетных ассигнований.
Существенно расширяются возможности более детального отражения расходных обязательств, исполняемых главными распорядителями бюджетных средств, реализуемых ими долгосрочных или ведомственных целевых программ. К этому сектору относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения.
Код классификации расходов по-прежнему насчитывает 20 знаков и имеет следующую структуру: код главного распорядителя бюджетных средств — 3 знака; раздел — 2 знака; подраздел — 2 знака; код целевой статьи, включающий программный срез, — 7 знаков; код ввда расходов — 3 знака; код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, — 3 знака.
Главным распорядителем бюджетных средств могут быть органы государственной власти, управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, местной администрации, а также наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения. Они имеют право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Классификация расходов бюджетов содержит 11 разделов, отражающих направления финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделыдетализированыподразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Новым Бюджетным кодексом установлены единые для всех бюджетов бюджетной системы разделы и подразделы. Так, раздел 0100 «Общегосударственные вопросы» отражает расходы на функционирование главы государства, высших должностных лиц субъектов, глав администрации муниципального образования, законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, правительства, высших органов исполнительной власти субъектов, местных администраций, судебной системы, финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в этих сферах. По этому разделу отражают расходы на проведение выборов и референдумов, международное сотрудничество, международную экономическую и гуманитарную помощь, фундаментальные исследования, обслуживание государственного и муниципального долга, а также бюджетные ассигнования по резервным фондам, расходы на прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов и другие общегосударственные расходы.
По разделу 0200 «Национальная оборона» отражаются расходы, связанные с обеспечением национальной обороны, содержанием и обеспечением деятельности вооруженных сил, а также расходы на обеспечение коллективной безопасности и миротворческой деятельности, на прикладные научные исследования.
Б разделе 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, а также внутренних войск, системы исполнения наказаний, расходы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданской обороны и др.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема лекции: государственный бюджет РФ iconКонспект урока. Окружающий мир 3класс Тема: «Государственный бюджет»
Предназначен для изучения дисциплины «Организация исполнения бюджета» студентами всех форм обучения специальностей 08010565 «Финансы...
Тема лекции: государственный бюджет РФ iconУрок в школе в рамках реализации долгосрочного проекта «Урок в Москве»
Изучаемые элементы содержания: бюджет, бюджет рф, бюджет Москвы, программные расходы, непрограммные расходы, доходы и расходы бюджета,...
Тема лекции: государственный бюджет РФ iconТема лекции: основные принципы финансирования и кредитования капитальных вложений
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный...
Тема лекции: государственный бюджет РФ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить с понятиями бюджет семьи, его составляющими и научить моделировать бюджет семьи в различных приложениях
Тема лекции: государственный бюджет РФ iconПостановка проблемы на лекции для повышения познавательной активности...
В вузе особое место принадлежит лекции, так как она должна дать основные понятия по изучаемому предмету, и указать в каком направлении...
Тема лекции: государственный бюджет РФ icon«Налоговые информационные системы (2)»
Налог на добавленную стоимость (ндс) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на...
Тема лекции: государственный бюджет РФ iconБюджетирование какой частный бюджет является отправной точкой в процессе...
Ракитиной Елены Юрьевны, действующей на основании Положения о Федеральной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской...
Тема лекции: государственный бюджет РФ iconКурский Государственный Медицинский Университет Кафедра хирургических...
Актуальность: Портальной гипертензией страдает около 7% населения. Основными причинами являются острые и хронические заболевания...
Тема лекции: государственный бюджет РФ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Этот урок знакомит учащихся с понятием “семейный бюджет”; дает представление о распределении денег в семейном бюджете. Продолжаем...
Тема лекции: государственный бюджет РФ iconЛекции по современным проблемам психологии обучения владимир 1972...
Владимирский государственный педагогический институт имени п. И. Лебедева-полянского
Тема лекции: государственный бюджет РФ iconПроблема государственного долга Сущность государственного догла
Государственный бюджет состоит из расходов и доходов. Когда расходы правительства превосходят доходы за данный год, мы сталкиваемся...
Тема лекции: государственный бюджет РФ iconРеферат на тему: «Классификация налогов»
Важнейшее место среди источников поступлений в государственный бюджет любой страны занимают налоги. На их долю приходится до 90%...
Тема лекции: государственный бюджет РФ iconУрок по теме "Семейный бюджет" 8-й класс
Предмет Технология (учитель Никифорова Г. Е.) Урок по теме "Семейный бюджет" 8-й класс
Тема лекции: государственный бюджет РФ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России, разъясняющие, что собранные налоги – это бюджет государства, а полноценный бюджет- это пенсии, дороги, социальные программы,...
Тема лекции: государственный бюджет РФ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лекции: каждая по 90 минут Лекции в первом семестре 09. 00. 09. 45; 09. 50- 10. 35. ауд. 5-18
Тема лекции: государственный бюджет РФ iconН. П. Мышкина лекции по курсу «Экономика»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мордовский государственный университет им. Н. П....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск