Н. П. Мышкина лекции по курсу «Экономика»





НазваниеН. П. Мышкина лекции по курсу «Экономика»
страница1/5
Дата публикации18.04.2015
Размер0.66 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н. П. ОГАРЕВА»
Н.П.МЫШКИНА

Лекции по курсу

«Экономика»

Саранск

2011
Раздел I. Введение в экономическую теорию: исходные принципы и категории
1.1. Производительные силы и производственные отношения.

Ресурсная (факторная) эффективность и ее показатели.
В основе жизни человека и общества лежит хозяйственная деятельность, производство.

Производство – это любая деятельность членов общества по исследованию естественных ресурсов, с целью создания материальных и духовных благ.

Благами называются средства, с помощью которых удовлетворяются потребности.

Производство осуществляется благодаря взаимодействию трех элементов: труда человека, предмета труда и средств труда. Их принято называть простыми моментами процесса труда:

Труд – это целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ и услуг.

Предмет труда – это то, на что воздействует человек своим трудом в целях создания готового продукта.

Средства труда – это орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет труда.

Предметы и средства труда, необходимые для создания какого-либо товара, образуют средства производства.

Производство благ отражает, во-первых, взаимодействие человека и природы; во-вторых, взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйственной деятельности. Первый тип взаимосвязи принято называть производительными силами, второй – экономическими отношениями.

Производительные силы – это совокупность личных и вещественных факторов производства в их взаимодействии. Производительные силы выполняют функции освоения и преобразования природы, обмена веществ между человеком и природой для обеспечения условий существования общества. Элементами производственных сил являются люди (совокупные работники) и средства производства (система средств производства). Производительные силы изучают разные науки: технические и технологические, инженерная психология, физиология труда и другие. Экономическая же теория изучает общественную природу производительных сил, их уровень и характер, структуру и функции.

Уровень производственных сил определяется несколькими параметрами: высотой квалификационного, общеобразовательного, культурно-технического уровня совокупного работника общества; степенно развитости технологии и средств труда; уровнем внедренных научных достижений в производство, масштабом овладения силами природы.

Характер производительных сил в отличие от уровня, выражающего их технологическую сторону, дает представление об общественной организации производительных сил, указывает на их связь с разделением и кооперацией труда, степень обобществления средств производства. Поэтому уровень производительных сил в разных странах может быть одинаков, но характер будет отличаться.

Структуру производительных сил образуют материальные, духовные и общественные производительные силы. Первые представляют собой совокупность личного и вещественного факторов производства в их взаимосвязи и взаимодействии. Общество не свободно в выборе своих материальных производительных сил. Люди наследуют от предыдущих поколений и средства производства и производственный опыт. Поскольку средства производства могут быть включены в общественное производство только тогда, когда к ним приложен живой труд, поэтому главную производительную силу составляют люди с их знаниями, опытом, навыками к труду, являющимися компонентами и духовных производительных сил. К последним, относится и наука, превращающаяся в наши дни во всеобщую общественную производительную силу.

К общественным и производительным силам относится и производительная сила совместного труда, обусловленная разделением и кооперацией труда. Данный вид производительных сил отражает их общественную природу, поскольку оба компонента – люди и средства производства – могут стать таковыми, только будучи включенными, в систему производственных экономический отношений.

Производственные отношения – это реальные, объективные отношения людей друг к другу, общественные условия производства материальных и духовных благ, услуг, и, наконец, экономические отношения. Но производственные и экономические отношения не тождественны друг к другу. Производственные отношения охватывают только производство, экономические – весь воспроизводственный процесс, т. е. производство, распределение, обмен и потребление.

Субъектами производственных отношений являются социальные группы, трудовые коллективы, индивиды, общество. В экономической системе к субъектам производственных отношений относятся ассоциированные субъекты хозяйствования и субъекты собственности: государство, фирмы (предприятия), домашние хозяйства.

Причиной возникновения между субъектами являются присущие им потребности и интересы. Потребности обычно рассматриваются как нужда в чем-либо, условия для существования. Интересы объективная направленность деятельности людей по удовлетворению своих потребностей. Для этого люди вступают в совместную производственную деятельность и обмениваются этой деятельностью, т.е. вступают в производственные отношения.

Производственные отношения невозможны также и без объектов, по поводу которых они складываются, - овеществленного результата общественного производства в определенной экономической форме. Таким образом, объектом производственных отношений выступают не станки, не костюмы и не люди, а их экономическая форма – средства производства, предметы потребления и рабочая сила.

Производственным отношениям присущи такие качества, как объективность, материальность, историчность. Объективность означает независимое от воли и желания людей их существование. Особенность же производственных отношений заключается в том, что они могут осуществляться только в субъективных действиях участников производства. Материальность проявляется в производном характере отношений от разделения и организации труда в обществе. Историчность есть принадлежность производственных отношений к конкретной экономической системе, их развитие во времени.

По структуре производственные отношения подразделяются на организационно-экономические и социально-экономические. В основе деления лежит наличие двух разных структурообразующих начал: организации экономики и присвоения средств и результатов производства. Подобное вычленение является весьма условным, так как в реальной действительности оба вида отношений тесно переплетены, обуславливают друг друга и входят друг в друга.

Социально-экономические отношения складываются между людьми по поводу условий производства, определяемых формами собственности на средства производства. От формы собственности зависит социально-экономическое содержание отношений производства, распределения, обмена и потребления. Развитие этих отношений всегда осуществляется в интересах собственников.

Важнейшим показателем функционирования общественного производства является его эффективность. Она определяется отношением результата производства к его затратам.

Экономический смысл эффективности производства состоит в том, чтобы выяснить какой ценой, какими затратами и какой величиной ресурсов получены данные результаты.

Отношение результата к ресурсам, к факторам производства характеризует ресурсную форму эффективности производства.

Общая формула эффективности (ресурсной) производства имеет следующий вид:

P (продукт)

Э = —————————, (1.1)

З (затраты)
Указанное отношение лишь тогда имеет экономический смысл, если оно стремится к максимуму:

maxP

Э = ————— (1.2)

minЗ
В этих условиях экономическая эффективность производства – это достижение максимальных результатов производстве при минимуме затрат и минимуме ресурсов.

На поверхности хозяйственных явлений эффективность производства выражает себя в следующих экономических показателях:

  • Производительность труда;

  • Фондоотдача и фондоемкость;

  • Материалоотдача и материалоемкость;


1.2. Экономическое содержание собственности. Теория прав собственности. Современные тенденции развития.
Основой любой экономической системы являются соответствующие ей отношения собственности. Собственность как экономическая категория включает следующие моменты:

  • субъекты – стороны отношений собственности;

  • объект (материальный или нематериальный), по поводу которого складываются отношения между субъектами;

  • собственно система отношений между субъектами;

  • экономическая реализация сложившихся отношений между субъектами.

Собственность – это общественная форма присвоения вещей. Основополагающая роль в экономической системе играют отношения собственности на факторы производства: средства производства, информационные и интеллектуальные ресурсы, землю, рабочую силу. Они составляют ядро экономической системы.

С юридической точки зрения собственность – это отношения собственников, субъектов собственности к ее объектам. Они детально определены частным правом (в Российской Федерации – Гражданским кодексом), по которому юридические правомочия собственника включают право по своему усмотрению владеть (фактически обладать), пользоваться (извлекать полезные для себя свойства), и распоряжаться (определять юридическую судьбу блага) имуществом. В соответствии с ГК РФ существуют следующие юридические формы собственности: частная, государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная, смешанная.

Экономическое содержание собственности на средства производства отражает способ соединения факторов производства (труда со средствами производства) – внеэкономический или экономический.

Система отношений собственности включает, прежде всего, два полюсных отношения – присвоение и отчуждение. Присвоение выражается в том, что никто не может использовать средства производства, не вступая в отношения с их собственником. Отчуждение – это лишение данного лица возможности использовать некий предмет в производстве и потреблении, что и происходит в процессе продажи объекта собственности.

Владение представляет собой неполное присвоение, позволяющее владельцу присваивать часть дохода от использования не принадлежащих ему средств производства.

Пользование объектом собственности – это оперирование средствами производства в производственном процессе. Под распоряжением понимается управление использованием собственности, которое в настоящее время является прерогативой менеджеров.

Экономическая собственность существует там, где она реализуется. Формами реализации собственности выступают присвоение дохода от всех факторов производства и участие в управлении использованием собственности.

Собственность на фактор производства является основанием для получения соответствующего дохода – заработной платы как цены услуг рабочей силы (труда), ренты как цены использования земли, процента как цены за пользование капиталом, прибыли как цены использования особого фактора предпринимательства.

В современной экономической теории получило развитие экономическая теория прав собственности. У истоков этой теории стояли два известных американских экономиста Р. Коуз и А. Алчиани.

Понятие собственности ими связывается с ограниченностью ресурсов по сравнению с потребностями в них. Это противоречие разрешается путем исключения доступа к ресурсам, что и обеспечивает собственность. Согласно экономической теории прав собственности не ресурс (средства производства или рабочая сила) сам по себе является собственностью, а «пучок», или доля прав по использованию ресурса.

Полный «пучок прав» состоит из 11 элементов:

  1. право присвоения – физического контроля над благами;

  2. право использования – применение полезных свойств для себя;

  3. право управления – решение, кто и как будет использовать благо;

  4. право на доход;

  5. право суверена – на отчуждение, изменение, уничтожение благ;

  6. право на безопасность – на защиту от экспроприации и от нанесение вреда со стороны внешней среды;

  7. право на передачу благ в наследство;

  8. право на бессрочность обладания блага;

  9. запрет на использование способом, наносящим вред окружающей среде;

  10. право на ответственность в виде взыскания;

  11. право на остаточных характер – восстановление нарушенных правомочий.

Права собственности понимаются как санкционированное общество (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями и т.д.) поведенческие отношения между людьми которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. Эти отношения представляют нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимоотношениях с другими людьми или же нести издержки из за их не соблюдения.

Отношение собственности – это система исключения из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Исключить других из свободного доступа к ресурсам означает специфицировать права собственности на них.

Смысл и цель спецификации состоит в том, чтобы создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь большую пользу. Задача спецификации заключается в изменении поведения хозяйствующих субъектов таким образом, чтобы они принимали наиболее фиктивные решения. Ведь только на собственника падают, в конечном счете, все положительные и отрицательные результаты осуществляемой им деятельности. Поэтому в процессе обмена прав собственности на те или иные блага будут переданы тому экономическому агенту, для которого они представляют наивысшую ценность. Тем самым обеспечивается эффективное распределение ресурсов, поскольку в ходе обмена они перемещаются от менее производительного к более производительному использованию, от лиц, менее их ценящих – к лицам, ценящим их больше.

Современные тенденции развития собственности:

  • индивидуализация присвоения – в корпоративных и других крупных фирмах собственности каждый становится частичным собственником;

  • обособление хозяйствования – в промышленности, например, модельный способ организации производства, в сельском хозяйстве – арендные формы хозяйствования;

  • деперсонификация собственности – распыление присвоения по многочисленным акционерам;

  • возникновение рекомбинированной собственности, представляющей, с одной стороны деперсонификацию активов, а с другой – централизацию управления пассивами;

  • усиление многообразия форм собственности;

  • разгосударствление и приватизация.

В настоящее время в России 20% ВВП производится в государственном секторе, 80% - в частном.
1.3. Денежное обращение и его законы. Инфляция.
Денежное обращение – это непрерывное движение денег, выполняющие функции средства обращения и средства платежа, обслуживающих круговорот товаров и услуг.

Денежное обращение – кровеносная система экономики. От его успешного функционирования зависят хозяйственная активность, экономический рост, благополучие общества. Денежное обращение существует в двух формах: наличной и безналичной.

Налично-денежное обращение служит индивидуальным расчетом населения, обслуживает экономические отношения предприятий, организаций с населением.

Безналичное обращение – денежный оборот, который совершается путем безналичных платежей (без участия наличных денег) по банковским текущим счетам. Развитие кредитной системы и появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждениях привели к возникновению такого обращения. Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов.

Для каждой страны необходимостью является регулирование денежного обращения, включающее в себя определение объема денежной массы на данный период времени и мероприятия по поддержке устойчивости денежного обращения и повышения покупательной способности денег.

Целью регулирования денежного обращения является обеспечение соответствия количества денег действительным потребностям обращения. Это обеспечивает устойчивость денег и стабильность экономики в целом.

В современных условиях устойчивость денег определяется не золотым запасом, а их количеством в обращении.

Если исходить из товарной природы денег и принять во внимание только полноценные деньги и разменные казначейские билеты, то закон денежного обращения можно сформулировать в следующем виде: количество денег, необходимых для нормального обращения (КД) должно быть равно сумме цен всех товаров(ЦТ), деленной на скорость оборота одноименных денежных единиц (СО). Эту зависимость можно выразить формулой:
(1.3)
С учетом развития в рыночном хозяйстве кредитных связей и отношений закон денежного обращения обретает новую модификацию, которую можно представить в следующем виде:
(1.4)

где: НТ – сумма цен товаров;

К – сумма цен товаров, проданных в кредит;

П – сумма платежей к оплате;

ВП – сумма взаимопогашающихся платежей;

СО – скорость обращения денег (среднегодовое количество раз, которое денежная единица расходуется на приобретение товаров и услуг).

Этот закон денежного обращения, представленный в формуле (1.4) исходит из посылки, что в обращении фигурируют полноценные металлические деньги, а кредитно-бумажные деньги как бы их дублируют. Из подобной посылки исходили А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс. В современной экономической литературе сложился новый подход к определению количества денег в обращении.

Для определения количества денег в стране используют уравнение обмена Ирвинга Фишер (1867 – 1977 гг.). Это уравнение выражает количественные зависимости между суммой цен товаров и обращающейся денежной массой:

М x V = P x Q , (1.5)
где М – денежная масса; V – скорость обращения денег; Р – уровень цен товаров; Q – количество обращающихся товаров.

Эти две формулы фактически показывают одну и ту же зависимость. Однако в современных условиях читаются они по-разному в зависимости от взглядов авторов. Марксистская позиция: при данном объеме производства и уровне цен денег может не хватать, и тогда их надо напечатать. Вторая позиция, которую называют монетаристской: сокращение денежной массы при данных объемах производства будет приводить к снижению цен.

Таким образом, для реализации товаров и услуг требуется определенная денежная масса. В современных условиях структура денежной массы усложнилась.

Денежная масса - это совокупность всех денежных средств, находящихся в наличной и безналичной формах и выполняющих функции средства обращения, платежа и накопления.

Денежная масса включает две части:

а) активную – это денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот;

б) пассивную – денежные накопления, остатки на счетах и т.д. Эти средства потенциально могут служить расчетными средствами.

Денежная масса состоит из денежных агрегатов. Денежные агрегаты – части современных денежных средств, применяемые для обращения и объединяющие разные долговые обязательства в зависимости от широты охвата тех или иных финансовых активов, степени и характера ликвидности.

Существуют следующие виды денежных агрегатов: М0, М1, М2, М3… L.

М0 – наличные металлические и бумажные (банкнот) деньги в обращении (без кассовой наличности банков);

М1 = М0 + беспроцентные счета до востребования (чековые вклады);

М2 = М1 + бесчековые сберегательные счета и небольшие срочные вклады;

М3 = М2 + крупные срочные вклады.

Таким образом, современное понятие денежной массы можно растягивать весьма далеко (по некоторым данным, вплоть до М7). В практике кредитно-денежной политики государства все денежные агрегаты служить выписными ориентирами. Однако в большинстве случаев достаточно агрегата М1 – наиболее ликвидного актива, который прямо и непосредственно используется в качестве средства обращения.

В соответствии с уравнением обмена И.Фишера объем денежной массы можно определить по формуле:
(1.6)
Уровень товарных цен определяется по формуле:
(1.7.)
Формула И.Фишера позволяет в первом приближении объяснить феномен инфляции.

Инфляция - это нарушение закона денежного обращения, проявляющееся в избытке денежной массы в обращение по сравнению с реальными потребностями в ней оборота, или в обесценение денег, которое сопровождается ростом товарных цен без всякого улучшения качества продукта.

Уровень инфляции в стране измеряется индексом цен. Знание уровня инфляции в стране позволяет контролировать денежную массу и своевременно предотвратить развал экономики, вызванной чрезмерной инфляцией.

Раздел II. Основы рыночной экономики: микроэкономические аспекты
1.10. Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена.
Совокупность отношений товарного обмена, устанавливающих непосредственные связи, между производителями и потребителями называется рынком. Основными параметрами рынка являются: спрос, предложения, цена.

Спрос – та часть потребностей общества, которая обеспечена денежным эквивалентом.

Объем спроса – то количество благ и услуг, которое потребители готовы купить при данной цене в единицу времени.

Различают индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный спрос – это спрос конкретного субъекта.

Рыночный спрос – это совокупный спрос покупателей данного товара по данной цене.

Источниками спроса являются всевозможные доходы фирм, предприятий, государств и граждан.

На спрос воздействуют ценовые и неценовые факторы (детерминанты).

  1. цена;

  2. неценовые факторы спроса.

Согласно закону спроса с увеличением цены спрос на товар падает и наоборот, снижение цен приводит к росту спроса на товар

Между ценой и спросом существует обратная зависимость:
Qd = f (P) (1.11)
Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется действием:

  • эффекта дохода. Если цена товара падает, то при том же доходе потребитель может приобрести больше товара, т.е. его спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход потребителя, и спрос на него падает;

  • эффекта замещения. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет замещаться, спрос на данный товар падает;

  • законы убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, потребитель готов приобрести ее лишь за меньшую цену. Изменение цены ведет к изменению величины спроса.

Изменение цены ведет к изменению величины спроса, что отражается смещением точек на кривой спроса.

Закон спроса не действует:

  • при дефиците товаров и ажиотажном спросе, вызванном инфляционным ожиданием;

  • в отношении редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат и т.п.), приобретение которых является средством приобретения;

  • при переключении спроса с менее качественных на более качественные товары, даже при снижении цен на них;

  • в отношении «товаров Гиффена» - товаров, занимающих высокую долю в доходах малоимущих потребителей, спрос на которые изменяется в том же направлении, что и цены.

Неценовые факторы спроса:

  • изменение дохода;

  • цены других товаров;

  • количество покупателей на рынке;

  • ожидание покупателей в отношении изменения цен;

  • изменение предпочтений потребителей (вкуса и моды);

Действие неценовых факторов вызывает изменения в спросе, что графически отражается сдвигом кривой спроса.

Предложения – это блага и услуги, которые по заданной цене находятся на рынке. Предложение имеет количественную оценку, характеризуется широтой ассортимента и качеством товаров. Объем предложения – количество благ и услуг, которые представлены на рынке в единицу времени. Широта ассортимента определяется разнообразием товаров.

Предложение конкретного объекта есть индивидуальное предложение. Рыночное предложение – это предложение всех продавцов данного товара.

Цена товара – важнейший фактор не только спроса, но и предложения. Изменение цены на товар и услугу является той информацией для производителя, на основе которой он принимает решение о дальнейшем расширении или сокращении производства.

К основным неценовым детерминантам предложения относятся:

  • величина издержек (затрат) производства товара. Чем выше издержан, тем меньше объем предложения. В свою очередь уровень издержек производства зависит от: характера применяемой технологии и стоимости ресурсов, используемых в данном производстве;

  • налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложения.

  • Количество продавцов на рынке. Увеличение числа продавцов (производителей) данной продукции ведет к увеличению объема предложения;

  • Цены других товаров. Изменение одного взаимозаменяемого товара влечет за собой изменение предложения другого товара в том же направлении; Изменение цены одного взаимодополняющего товара вызывает противоположное изменение объема предложения другого товара;

  • Ожидания в отношении изменения цен. Ожидание продавцами роста цен ведет к сокращению предложения в настоящем, тогда как ожидание снижения цен увеличивает текущие предложения.

Между спросом и предложением конкретных товаров или услуги в каждый данный момент складывается определенное соотношение. Оно является результатом влияния и на спрос и на предложение многочисленных факторов. Соотношение спроса и предложения – это тот механизм, который определяет рыночную цену. Его изменение ведет к изменению цен.

Рыночная цена, при которой спрос и предложение приведены в соответствие, называется ценой равновесия. Рыночные цены постоянно колеблются в определенных пределах вокруг цены равновесия. Верхняя граница рыночной цены устанавливается ценой спроса. Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатель согласен заплатить за товар. Нижний уровень рыночной цены определяет цена предложения, т.е. минимальная цена, при которой производителю имеет смысл осуществлять выпуск данной продукции. Рыночная цена, как правило, выше цены предложения и ниже цены спроса.

Рыночная цена выполняет следующие функции:

  • Информационную. Цена дает знать о платежеспособном спросе, о предложении товаров, об избытке ресурсов и т.д. Она является барометром определения состояния экономики страны в целом;

  • Стимулирующую. Цена поощряет тех, кто рационально использует свои ресурсы и добивается успехов, эффекта, кто внедряет достижения НТП, новые методы организации и управления производством и т.д.;

  • Распределительную. Ресурсы направляются в эффективные отрасли и производства. Цены могут разорить или обогатить товаропроизводителей;

  • Учетно-измерительную. По уровню цен можно судить об израсходованных материальных, трудовых и финансовых средствах;

  • Балансирующую. Цена устанавливает рыночное равновесие между спросом и предложением.

1.4. Эластичность спроса и предложения.

Практическое значение эластичности спроса.
Степень влияния различных факторов на спрос и предложения определяется на основе концепции эластичности, суть которой состоит в измерении реакции спроса и предложения на изменении цены товара и дохода потребителя.

Эластичность – это чувствительность одной переменной к изменению другой. Для определения степени реагирования потребителей на изменение цены товара используют эластичность спроса на цены. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса по цене, который показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения цены на 1%. Коэффициент эластичности спроса по цене Еdp определяется по формуле:
, (1.12)
где ∆Q/Q – Относительное изменение спроса (в %);

∆Р/P – относительное изменение цены (в %).


Виды ценовой эластичности спроса

Вид эластичности



Соотношение изменение цены и спроса

Коэффициент эластичности

Изменение выручки от реализации (Р x Q) в результате

Уменьшения цены

Увеличения цены

Совершенно неэластичный спрос

Цена растет (падает) – спрос постоянен



Еdp = 0


Уменьшается



Увеличивается


Неэластичный спрос


Цена изменяется больше, чем изменяется спрос



Еdp < 1



Уменьшается




Увеличивается


Единичная эластичность спроса

Цена и спрос изменяются одинаково

Еdp = 1

Не изменяется

Не изменяется

Эластичный спрос

Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос

Еdp > 1

Увеличивается


Уменьшается


Совершенно эластичный спрос

Спрос изменяется, цена постоянна

Еdp =

Уменьшается


Увеличивается




Факторы, влияющие на степень ценовой эластичности спроса:

  • Количество заменителей данного товара: чем больше хороших заменителей, тем выше эластичность;

  • Удельный вес цены данного товара в доходе потребителя: чем выше доля цены товара в доходе, тем выше эластичность;

  • Значимость товара (является ли товар первой необходимости или предметом роскоши) – спрос на товары первой необходимости менее эластичен;

  • Время, имеющееся в распоряжении покупателя: чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.

Практическая значимость измерения эластичности спроса состоит в том, что различные случаи эластичности непосредственно влияют на получаемую выручку, которая определяется, как произведение цены и количества рассматриваемого товара. Производитель товаров, используя теорию ценовой эластичности спроса, может определить минимальную цену продажи товара и объем его продажи, чтобы выручка от продажи обеспечивала ему соответствующий уровень эффективности производства.

На спрос оказывает влияние цены и на другие товары. Для определения этого влияния находят перекрестную (взаимную) эластичность спроса.

Перекрестная эластичность спроса характеризует степень изменения спроса на товар (а) при изменении цены товара (в), коэффициентом перекрестной эластичности (Еав):
, (1.13)
где ∆ Qа/ Qа - относительное изменение спроса на товар а (в %);

∆ Рb/ Рb - относительное изменение цены на товар в (в %)

Знак коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, являются ли товары взаимозаменяемыми, взаимодополняемыми или нейтральными по отношению друг к другу. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то количество пользующейся спросом продукции А находится в прямой зависимости от изменения цены товара В, а данные товары являются взаимозаменяемыми. При отрицательном значении перекрестной эластичности товары А и В будут взаимодополняемыми. В качестве примера взаимодополняемых товаров можно назвать чай и сахар, а взаимозаменяемых – чай и кофе.

При нулевой перекрестной эластичности товары нейтральны по отношению друг к другу.

Знание перекрестной эластичности важно для корпоративного планирования. Например, предположите, что ожидается резкое поднятие цен на природный газ. Вероятно, это увеличит спрос на электроэнергию, т.к. оба продукта считаются взаимозаменяемыми для отопления и приготовления пищи. Электросбытовые компании планируют следовательно удовлетворить повышенный спрос на свой продукт, если им известна его перекрестная эластичность (ПЭС). Например, если ПЭС в долгосрочном плане равно 0,8, тогда 20%-ное увеличение цены природного газа увеличит объем спроса на электроэнергию на 16%.

Перекрестная эластичность широко используется и при проведении антимонопольной политики.

Эластичность предложения характеризует применение предложения под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности предложения (Еs):
, (1.14)
где ∆ Qs/ Qs - относительное изменение предложения (в %);

∆ Р/ Р – относительное изменение цены (в %).

Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложениеs < 1). Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обуславливает увеличение предложения, то мы имеем дело с абсолютно эластичным предложением s =∞). Если коэффициент эластичности предложения равен 0, то предложение совершенно неэластично. Например, кривая предложения картины И.Шишкина «Утро в лесу» является совершенно неэластичной, потому что в наличии имеется фиксированное количество (одна картина), которое не может быть увеличено, как бы высоко не поднялась цена.

Эластичность предложения меняется под воздействием следующих факторов:

  • Способности производства к быстрой переналадке;

  • Возможности хранения продукции;

  • Времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. (Чем больше у производителя времени для перераспределения ресурсов в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот).



Раздел III. Основы смешанной экономики: макроэкономические

аспекты
1.5. Макроэкономические цели.
У правительства существует обязанность, которая в наши дни привлекает к себе почти столько же внимания прессы и общественности, сколько все остальные вместе взятые. Это обя­занность предотвращать и контролировать инфляцию и спады про­изводства. Инфляция означает прежде всего рост стоимости жизни, все, что делает жизнь людей дороже, очевидно, представляет собой важную экономическую проблему. Что же касается спадов, то они приводят к потере доходов и рабочих мест, и никому не нужно объяснять, почему это экономическая проблема.

В связи с этим можно выделить четыре главные цели, которых стремится достичь макроэкономика:

  1. экономический рост национальной экономики;

  2. высокий уровень занятости;

  3. стабильный уровень цен;

  4. поддержание равновесного внешнеторгового баланса.

Экономический рост национальной экономики

Экономический рост означает количественное увеличение и качественное совершенствование общественного продукта и факторов производства. Страна, обеспечивающая этот рост, прогрессирует, развивается, и тем активнее, чем выше его темпы и качество.

Экономический рост может быть экстенсивным и интенсивным. При первом производство увеличивается благодаря простому наращиванию его факторов: массы средств производства и количества работников. Однако экстенсивному росту свойственны и серьезные недостатки. Он порождает технический застой, находится в прямой зависимости от массы осуществленных в той или иной форме затрат, т. е. носит во все возрастающей мере затратный характер.

Второй экономический рост основывается на широком использовании высокоэффективных, качественно совершенных факторов производства. Увеличение его масштабов обеспечивается благодаря применению прогрессивной техники, передовых технологий, экономичных предметов труда, иных достижений науки, квалифицированным кадрам. За счет этих факторов повышается качество продукции, растет производительность труда, эффективнее используются ресурсы и имеющаяся материально-техническая база.

Это более сложный тип экономического роста, так как решающая роль в повышении эффективности переходит к новому фактору – научно-техническому прогрессу.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. П. Мышкина лекции по курсу «Экономика» iconПочасовой учебно-методический план весеннего семестра Лекции
Вводные лекции по курсу Зарубежная литература конца Х1Х – начала ХХ века. Основные тенденции развития – 5 часов
Н. П. Мышкина лекции по курсу «Экономика» iconЛекции и семинарские занятия
Агафонова Н. В. Прогресс и традиции в науке. М. Изд-во мгу, 1991. Анчишкин А. И. Наука, техника, экономика. М.: Экономика, 1986
Н. П. Мышкина лекции по курсу «Экономика» iconЛекции по курсу «Мировая экономика и международные экономические отношения» Кафедра «Маркетинг»
Охватывают многоуровневый комплекс наиболее часто повторяющихся, типичных экономических отношений между отдельными странами, их региональными...
Н. П. Мышкина лекции по курсу «Экономика» iconПрограмма учебной дисциплины «Методика преподавания философии»
Дать представление об основных формах вузовского учебного процесса по курсу философии (лекции и семинара), закрепляя его практическими...
Н. П. Мышкина лекции по курсу «Экономика» iconТемы рефератов по курсу «Мировая экономика» для аспирантов
Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Учебник. Под ред. В. П. Колесова и М. Н. Осьмовой, М., 2002, сс. 57 – 67
Н. П. Мышкина лекции по курсу «Экономика» iconЛитература по курсу Инновационная деятельность предприятий в российской экономике
Агафонова Н. В. Прогресс и традиции в науке. М. Изд-во мгу, 1991. Анчишкин А. И. Наука, техника, экономика. М.: Экономика, 1986
Н. П. Мышкина лекции по курсу «Экономика» iconПланы семинарских занятий по курсу мировая экономика для студентов...
Мировая экономика» и «Международный бизнес». Для студентов других специальностей по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» предложен...
Н. П. Мышкина лекции по курсу «Экономика» iconТема лекции: государственный бюджет РФ
Календарно – тематическое планирование по курсу «Технология» («Делопроизводство в Республике Казахстан») для 10 класса
Н. П. Мышкина лекции по курсу «Экономика» iconРабочая программа по курсу: «Экономика» 10 класс
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике мо РФ 2004 г. //Сборник нормативных документов....
Н. П. Мышкина лекции по курсу «Экономика» iconРабочая программа по курсу: «Экономика» 11 класс
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике мо РФ 2004 г. //Сборник нормативных документов....
Н. П. Мышкина лекции по курсу «Экономика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для студентов других специальностей по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» предложен более сжатый курс в 54 часа аудиторных занятий...
Н. П. Мышкина лекции по курсу «Экономика» iconРабочая программа дисциплины Микроэкономика (продвинутый уровень)...
Целью освоения дисциплины является усвоения теоретического и практического материала по курсу «Микроэкономика (продвинутый уровень)»...
Н. П. Мышкина лекции по курсу «Экономика» iconРабочая программа дисциплины Микроэкономика (продвинутый уровень)...
Целью освоения дисциплины является усвоения теоретического и практического материала по курсу «Микроэкономика (продвинутый уровень)»...
Н. П. Мышкина лекции по курсу «Экономика» iconТемы рефератов по курсу 46 примерные вопросы по курсу для межпредметного госэкзамена 47
«Риски инвестиционной деятельности» для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)»...
Н. П. Мышкина лекции по курсу «Экономика» iconЛекции по новому арбитражно-процессуальному кодексу
Кафедра Истории, социологии и права Назаров Андрей Александрович конспект лекций по курсу хозяйственного права
Н. П. Мышкина лекции по курсу «Экономика» iconПрограмма «Фонд образовательных инноваций» Методика проведения семинарских...
Методика проведения семинарских занятий по курсу «Институциональная экономика» на факультете Экономики (бакалавриат, 3 курс) 1


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск