Клещёва Галина Владимировна,
Костромитина Наталья Владимировна
МБОУ «Медведская ООШ», Щучанского района Тема: Моделирование бюджета семьи.
Класс: 8
Продолжительность урока: 90 минут Цель: познакомить с понятиями бюджет семьи, его составляющими и научить моделировать бюджет семьи в различных приложениях. Задачи:
образовательные: познакомить с основными понятиями по теме «Бюджет семьи», учить планировать семейный бюджет; повторить материал по теме «Информационное моделирование» и применить знания на практике при моделировании семейного бюджета в различных приложениях;
развивающие: развивать у школьников образное мышление, познавательный интерес, умение самостоятельно решать жизненные задачи, находить нестандартные методы решения и аргументировать свои ответы;
воспитательные: формировать понимание того, что экономическое состояние семьи зависит от каждого из ее членов, умение использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности, интерес к осознанному выбору будущей профессии.
Оборудование для учителя: компьютер с выходом в Интернет, мультимедиа проектор, инструкционные карты, плакат по ТБ, карточки-задания.
Оборудование для обучающегося: тетрадь, учебник, персональный компьютер с выходом в Интернет.
Тип урока: бинарный, комбинированный Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемные, проектные. Педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, технология деятельностного подхода. Межпредметные связи: технология, экономика, обществознание, информатика и ИКТ, русский язык, математика, ТПК. Использованная литература, медиаматериалы и ресурсы сети Интернет:
Технология. 8 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко/авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 281 с.
Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./[Б.А. Гончаров, Е.В. Елисеева, А.А. Электов и др.]; под ред. В.Д. Симоненко, - М.: Вентана – Граф, 2012. – 208 с.: ил.
Презентация к уроку «Моделирование бюджета семьи»
«Установи соответствие» URL: http://LearningApps.org/watch?v=pyiimmp1j
Сервис для создания графических схем URL: https://bubbl.us/
Информационная модель – схема классификации расходов для проверки самостоятельной работы учащихся URL: http://galka08m1.blogspot.ru/p/8.html
Приложение «Домашняя бухгалтерия Lite» URL: http://www.keepsoft.ru/homebuhl.htm; Ролик о возможностях приложения http://www.youtube.com/watch?v=dPny023W1NI&feature=youtu.be
Сервис «ХаниМани» URL: https://www.hmbee.ru/
Материал для повторения по электронным таблицам URL: http://LearningApps.org/view46317
Тест для рефлексии «Мои способности в управлении семейной экономикой» URL: http://galka08m.blogspot.ru/p/blog-page_7107.html
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Постановка цели деятельности.
4. Изучение нового материала.
5. Применение знаний в учебной деятельности.
6. Защита проектов.
7. Итог урока.
8. Рефлексия.
9. Домашнее задание. Ход урока:
Этапы урока
| Содержание материала
| 1.Организационный момент
| Учитель технологии
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
- Очередной урок технологии у вас проведут одновременно два учителя: учитель технологии и учитель информатики. Это бинарный урок.
| 2.Актуализация опорных знаний
| - Перед изучением нового материала, повторим ранее изученное – установите соответствия http://LearningApps.org/watch?v=pyiimmp1j (фронтальная работа)
| 3. Постановка цели деятельности
| - Часто ли вам приходится считать в семье? Что можно считать?
(свободные высказывания детей)
Беседа сопровождается показом презентации
- Эпиграфом к нашему уроку являются слова писателя Авербаха Бертольда «Приобретение денег требует доблести; сохранение денег требует рассудительности; трата денег требует искусства»
(слайд 1)
- Как вы их понимаете?
(свободные высказывания детей)
- Семейное счастье во многом зависит от гармонии интересов ее членов, уровня бытовых условий, работы по душе, от экономического уклада семьи, экономической грамотности ее членов. Всё это можно связать с правильным и умелым счётом денег в семье. Поэтому надо постигать и изучать науку рационального ведения семейного бюджета.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (дети высказывают предположения)
- Исходя из темы урока и найденных вами соответствий при повторении материала, поставьте цели урока. (учащиеся формулируют цели урока)
- Итак, тема нашего урока «Моделирование бюджета семьи». (слайд 2)
- Нам предстоит познакомиться с понятиями бюджет семьи, его составляющими и научиться моделировать - рассчитывать бюджет семьи в различных приложениях.
| Изучение нового материала
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| - Семья - основная потребительская ячейка общества, ею определяется стратегия потребления. Как и у государства, у каждой семьи свой бюджет.
- Как вы, думаете, что включает в себя семейный бюджет?
(свободные высказывания детей) - Найдём понятие «Бюджет» в словаре С.И.Ожегова (Бюджет – это смета доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определенный срок). (работа со словарем)
(слайд 3) - Таким образом, бюджет включает в себя средства, необходимые для существования. В нем объединяются результаты совокупного труда в виде доходов и возможности последующего потребления в виде расходов.
(слайд 4)
- От чего зависит эффективность семейного бюджета?
(свободные высказывания детей) - Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей.
- Скажите, что вы понимаете под доходом? Из чего он складывается?
(свободные высказывания детей)
(Доход – это деньги, которые поступают в семью: это заработная плата родителей, пенсии бабушки и дедушки, стипендия брата, сестры, средства от реализации продуктов подсобного хозяйства, это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность). Доход всех членов семьи называют совокупным доходом.
(слайд 5)
- А теперь подумайте, на что ваша семья тратит деньги? Что является семейными расходами?
(свободные высказывания детей)
(На покупку продуктов питания, проезд в транспорте, покупку одежды, оплату коммунальных услуг, походы в кино, театры и т.д.).
- Таким образом, расходы – это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг.
(слайд 6)
- Представим бюджет семьи в виде весов.
- Если на одну чашу весов мы кладём доходы семьи, то, что будет на другой чаше?
- Могут ли доходы семьи превышать расходы?
- Если перетянет чаша с доходами, тогда бюджет будет называться избыточным.
- Что это означает? (Значит, мы потратили меньше денег, чем заработали).
- Если же расходы перетянули чашу, то бюджет имеет дефицит.
- Что произошло? (Мы потратили больше денег, чем заработали, пришлось занимать в долг).
(слайд 7)
- Каким должен быть бюджет семьи, по вашему мнению?
(свободные высказывания детей)
(слайд 8) - Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство ее потребностей. А чтобы иметь сбалансированный бюджет, каждая семья должна уметь правильно распределять его, для этого необходимо знать основы домашней бухгалтерии. В этих целях удобно вести хозяйственную книгу, куда вносятся данные о доходах и расходах семьи. Учитель информатики
- А сейчас вам предстоит начать работу за компьютерами, но прежде повторим правила техники безопасности. (Повторение правил по ТБ при работе за ПК - плакат) - Чтобы узнать какими бывают расходы семьи, воспользуемся учебником технологии и построим в среде bubbl.us информационную модель – схему классификации расходов.
(работа с учебником и индивидуальная работа в среде по адресу https://bubbl.us/)
- Проверка созданной схемы по адресу http://galka08m1.blogspot.ru/p/8.html
(в случае ошибок и недочётов – их обсуждение и исправление)
| Применение знаний в учебной деятельности
| - Приступим к выполнению практической работы по моделированию - расчету семейных бюджетов в группах.
Каждая группа - это семья со своими доходами и расходами.
- Как вы думаете, в каком приложении можно создать модель семейного бюджета? (высказывания детей)
- Моделировать и рассчитывать бюджеты семей вы будете в следующих приложениях: MS Excel, бесплатной программе «Домашняя бухгалтерия Lite» и с помощью Интернет-сервиса «ХаниМани».
- С программой и сервисом можно работать одновременно с нескольких ПК, поэтому перед работой распределите обязанности в группах-семьях по выполнению заданий. Не забывайте в течение работы за компьютерами выполнять зарядку для глаз.
Карточки - задания и инструкционные карты раздает учитель технологии (Приложение 1, Приложения 2, 3, 4).
Учитель информатики контролирует выполнение заданий за ПК, консультирует по работе с приложениями и сервисом.
| 6. Защита проектов
| Защита моделей бюджетов семей по группам и анализ выполненных работ.
Выставление отметок учителем технологии, их комментирование.
| 7.Итог урока
| Учитель информатики
- С какими приложениями и сервисом работали на уроке? Какую модель бюджета семьи создавали? (информационную смешанную или компьютерную) Какие ещё модели бюджета можно создать? (высказывания детей)
Учитель технологии
- Что такое бюджет семьи, и каким он бывает?
- Что такое расход, доход?
- Какова структура семейного бюджета?
Таким образом, законы домашней экономики просты и одновременно сложны. Просты потому, что, опираясь на здравый смысл, их в состоянии постичь каждый. А сложны потому, что для того, чтобы следовать им, нужно иметь определенную силу воли. Ключевое слово в экономике – учет. И чтобы стать квалифицированным домашним экономистом, учет надо вести обязательно.
| 8.Рефлексия
| - Проанализируйте свою деятельность на уроке и скажите, какие открытия вы сделали для себя?
- Предлагаем вам принять участие в тестировании и узнать, каковы ваши способности в управлении семейной экономкой. (Проходят тест по адресу http://galka08m.blogspot.ru/p/blog-page_7107.html и получают индивидуальные результаты)
| 9.Домашнее задание
| §6 читать, ответить на вопросы. Познакомить родителей с возможностями приложений MS Excel, «Домашняя бухгалтерия Lite» и сервисом «ХаниМани» в ведении бюджета семьи.
|
| Благодарим за урок
| |