ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ НА ЛЕКЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ. Рябинина О.Н.
Оренбургский государственный университет, г. Оренбург В вузе особое место принадлежит лекции, так как она должна дать основные понятия по изучаемому предмету, и указать в каком направлении изучать его более подробно.
Наукой наук информационного века называют физику, которая воплощает в себя самые яркие и дерзновенные достижения человеческого разума. Настоящее и будущее техники связано с развитием физики и смежных с нею наук.
При этом необходимо понимать, что передача знаний не является единственной целью лекции, а передавая знания необходимо научить студентов учиться самостоятельно.
При построении лекции надо учитывать следующие стадии познавательного процесса:
постановка проблемы;
доказательство, раскрытие проблемы;
анализ, полученного результата, выявление физического смысла выводов, формул и т.д;
установление связей между результатами и проблемами данной лекции с ранее установленными выводами.
При постановке проблемы надо с самого начала лекции привлечь внимание студентов к значимости ее в практической деятельности на современном этапе развития общества.
При этом надо постановку проблемы сделать хорошо понятной. При изложении нового материала и постановки проблемы большую пользу приносит исторический анализ.
В процессе доказательства и анализа проблемы надо прививать критическое отношение к изучаемому материалу, что будет позволять слушателям принимать в будущем решения более осмысленно и грамотно. Теоретическая часть лекции должна иллюстрироваться примерами из практической деятельности и физическими экспериментами. Хорошая лекция должна формировать научное мировоззрение студентов.
Лекцию надо излагать не в быстром темпе, говорить четко и ясно, уделяя внимание тому, чтобы студент имел возможность осмысленно законспектировать основные направления изучаемого материала. Ясно, что без конспектирования студенты слушают лекцию поверхностно и материал усваивается хуже и в памяти остается совсем немного.
Между лектором и аудиторией должен установиться эмоциональный контакт, способствующий восприятию излагаемого материала. Лектор обязан смотреть на аудиторию, а не на доску, на окна и особое зрительное внимание надо уделять студентам слабо настроенным на лекцию, стимулируя тем самым их познавательную активность.
Личностные качества лектора, внешний облик, взаимоотношения с аудиторией должны способствовать не только повышению учебно-познавательного уровня студентов, но и их культурному и эстетическому развитию.
При обучении физике необходимо проблемно реализовать межпредметные связи с другими спецдисциплинами. Одной из форм такой реализации являются написание рефератов, связующих классические законы физики и например процессы бурения нефтяных и газовых скважин, нефтедобычи, транспортировки, а также физические методы исследования, используемые в геологии нефтегазовой промышленности. Постановка проблемных задач – это всегда поиск нового способа решения, решение проблемы требует включения творческого мышления. Проблемное обучение можно назвать развивающим, ибо его цель – формирование знания, гипотез, их разработки и решения. Проблемные ситуации легко создавать при ознакомлении студентов с историей предмета науки. Гипотезы, решения, новые данные в науке, кризис традиционных представлений на поворотном этапе, поиски новых подходов к проблеме - перечень тем, подходящих для проблемного изложения.
В отечественной педагогике различают три основные формы проблемного обучения:
1) проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекций, либо в диалогическом режиме семинара;
2) частично поисковая деятельность при выполнении эксперимента, в лабораторных работах, в ходе проблемных семинаров. При этом надо продумать систему проблемных вопросов, ответы на которые не содержатся в прежних знаниях, а вызывают интеллектуальные затруднения и потребуют мысленного поиска;
3) самостоятельная исследовательская деятельность, когда студенты сами формируют проблему и решают её, например, в курсовой работе, что обеспечивает продуктивную деятельность творчества;
4) решение серии проблемных задач может быть вынесено на практическое занятие, а может быть реализовано и в форме учебных деловых игр, с использованием ресурса интернета.
Эффективность процесса обучения определяется главным образом активностью познавательной деятельности студентов. Такая активность естественна и присуща каждому нормальному человеку. Управление учебным процессом на базе инновационных педагогических и информационных технологий как раз и помогает обеспечивать такую активность. Одним из эффективных методических приёмов при изучении физики является постановка перед студентами определённой проблемы. Нужно стремиться к тому, чтобы занятие по физике в методическом отношении было неожиданностью и тогда по- настоящему можно разбудить мысль у студентов. Методы постановки проблемы разнообразны и рассмотрим некоторые из них:
1) Использование демонстрационного эксперимента.
Так при изучении вращательного движения рассмотрим следующую задачу:
к стержню, имеющемуся в центре вращающегося вокруг вертикальной оси диска, привязана нить, к противоположному концу которой прикреплён движущийся вместе с краем диска груз (рис№1).
Найдите силу натяжения нити.
(рис.1) Понятно, что, измерив длину нити, массу груза и скорость вращения,
студент решит данную экспериментальную задачу; несколько видоизменим задачу: лежащий на краю, вращающегося вокруг вертикальной оси диска, груз прикреплён к нити, которая продета под душкой, имеющейся в центре диска (рис№2). С какой силой нужно тянуть другой конец нити вверх, чтобы груз остался на краю диска?
(рис.2)
При такой постановке задачи, применяя динамометр, имеется возможность экспериментальной проверки решения задачи по рис. №2.
2) Использование экспериментальных количественных задач -
так при изучении закона Ома собирается цепь из аккумуляторной батареи, демонстрационного магазина сопротивлений и амперметра, параллельно магазину сопротивлений включается вольтметр, но амперметр закрывается ширмой. Предлагается вопрос, какой ток показывает амперметр, если видно показание вольтметра и сопротивления, а далее выясняем зависимость тока от напряжения и сопротивления.
3) Использование качественных задач, когда при выдвижении проблемы трудно осуществить выразительный эксперимент. Например, перед изучением зависимости статического давления от сечения трубы в движущихся жидкостях делается чертёж трубки разного сечения и ставится вопрос: одинаковы ли будут показания манометров в разных частях трубки? Если неодинаковы, то в каком месте давление будет больше? Поставленные вопросы анализируются в процессе решения проблемы и подтверждаются экспериментально.
4) Постановка задач, связанных с жизненным опытом студентов, а также использование предварительных наблюдений, что несомненно активизирует мысль студентов, их творческую активность.
При изучении физики необходимо освещать проблемы цивилизации наступившего века, демонстрировать особенности творческого процесса исследователя, инженера. Колоссально выросло общественное значение физики, она превращается в могучую производственную силу, сопоставимую с силами самой природы. Достижения физики могут принести человечеству процветание, но они способны и уничтожить мировое общество. Люди науки лучше всех понимают опасность, возникшую в связи с грандиозными открытиями физики. Эрвин Шредингер писал: «Для меня существует только одна величайшая “проблема человечества”: как сохранить мир...». В статье «Единство человеческого знания» Н. Бор писал: «Быстрый прогресс науки и техники в наши дни, представляющий одновременно и благо и угрозу общей безопасности, поставил перед человечеством новые проблемы. Всякое достижение в науке и технике увеличивает ответственность, но в настоящий момент, когда судьбы всех народов неразрывно связаны, сотрудничество и взаимопонимание необходимы более, чем когда-либо в истории человечества.»
XXI век объявлен ЮНЕСКО «веком образования» и в развитии цивилизации наступает период смены приоритетов, формирования новых алгоритмов, сверхзадачей науки становится оценка рисков на пути дальнейшего прогресса человечества. Список литературы
Шарипова Ф. В. Педагогические технологии. – Журнал « Высшее образование сегодня», №6, 2012 г.
Берестовицкая С. Э. К проблеме становления новый парадигмы образования, с.30-30,- Вестник « Высшей школы», №11, 2012 г.
Тарасова А. В. Компоненты содержания дисциплины “Физика” в медицинском вузе, с. 57-59 – журнал «Высшее образование сегодня».
Короновский Н. В, Брянцева Г. В. Общая геология в рисунках и фотографиях, - «Геокарт - геос», с. 398, 2011 г.
|