Степанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург





Скачать 102.98 Kb.
НазваниеСтепанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Дата публикации31.07.2013
Размер102.98 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
ВНУШЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Степанова М.В., Михеева Т.М.

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступать как специально организованный вид коммуникации, предполагающий не критическое восприятие сообщаемой информации, противоположной убеждению.

Внушение, как правило, представляет собой речевое воздействие. Следует заметить, что при весьма настойчивом воздействии может последовать совсем обратная реакция, не просто отказ, а противоположное решение. Есть менее и более внушаемые люди, но распространяется действие внушения практически на каждого. Путём внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия, без логической переработки воспринимаемого [1,5].

Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступать как специально организованный вид коммуникации, предполагающий не критическое восприятие сообщаемой информации, противоположной убеждению. Внушение играет огромную роль в процессе воспитания молодежи, в образовательной деятельности это не только психическое воздействие преподавателя на студента, но и усиление возможности некритического восприятия воздействия и реализации внушаемых установок или поступков учащихся [8].

Эффективность внушения во многом зависит от индивидуального свойства личности степени внушаемости.

Психическое состояние студента детерминируется внушением, производимым преподавателем. Внушение определяется как способ воздействия на студента, а внушаемость как состояние, являющееся результатом внушения.

В ряде научных работ [5, 9, 4, 6, 8] показана зависимость внушаемости от силы и слабости нервных процессов, связи внушаемости, интроверсии и экстраверсии, внушаемости и комфортности, внушаемости и ригидности, внушаемости и внимания.

Эффект внушения состоит в концентрации возбуждения в определённом очаге коры головного мозга. Так как это сильное возбуждение проходит в условиях заторможенности остальной коры, содержание внушающего воздействия приобретает неодолимую «незаконную» силу. Охарактеризованное физиологическое явление находит своё выражение в психике в том, что сознание сужается и сосредотачивается на чём-то одном. В этих условиях оно перестаёт должным образом контролировать действия человека и его психическое состояние. Поступки и внутреннее состояние не находятся под контролем сознания. Однако это не означает полного отрыва неосознаваемого от сознательного в процессе внушающего воздействия и реализации внушённых установок.

Установка механизм, регулирующий поведение человека в тех случаях, когда воздействие воспринято путём внушения.

Установка инструмент субъекта в целом, в каждый конкретный момент его деятельности [6].

Путём вербального воздействия мы создаём у человека установку на осуществление определённого действия. Но выработка и фиксация установки в обычных условиях проходит не так просто и прямолинейно. Создание самой установки зависит от внутреннего состояния организма. В условиях гипнотического внушения или психологического расслабления, при общей заторможенности клеток головного мозга сужении сознания облегчается, задача выработки установки. Но последующая реализация установки (внушённого состояния или поведенческого акта) будет зависеть от соответствия ситуативного прообраза, созданного установкой, и реальной ситуации.

Практика работы свидетельствует, что прямое воздействие на сознание студента со стойкими не волевыми установками нерезультативно. В учебном процессе установка осмысливается, оценивается и при положительных эмоциях включается в опыт студента или исключается из него при возникновении отрицательных [2,6].

Включенная в опыт образовательной деятельности установка уже на уровне сознания при специально организованном педагогическом воздействии преподавателя может стать социальной установкой. Установка социальная это относительно устойчивая во времени система взглядов, представлений об объекте или событии, совокупность связанных с ними эмоциональных состояний студента, предрасполагающих к определенным действиям. Она является «моделью будущего поведения и действия» учащегося.

Через установку деятельность человека регулируется в зависимости от его внутренней потребности (осознанной и неосознанной) в конкретной ситуации.

Установка представляет собой «...психологическое содержание взаимосвязи, существующей между объективной действительностью и потребностями, на основе чего возникает деятельность определенной направленности» [7].

Даже в том случае, когда установка выступает как неосознаваемое состояние, она не изолируется от сознания. Актуализированная установка создает план сознательной активности учащегося. Теория установки, вскрывая определенные аспекты взаимоотношения неосознаваемого и сознательного в деятельности студента, вместе с тем дает возможность рассматривать установку как механизм действия внушения.

Установка целостное состояние личности. Она характеризуется преднастроенностью, направленностью студента к определенной активности. Являясь особенностью целостной личности студента, установка не сводится к функциональным понятиям только процессов познания, она направлена на проявление прежде всего чувств или воли.

Механизм внушения создает установку студенту, формирует потребность, его отношение в целом к совершению определенного волевого действия.

Установка учащегося это внутренняя форма поведения, она возникает при наличии определенной потребности и под воздействием объективной среды. Прежде чем совершается определенный волевой акт деятельности, организм студента в целом должен прийти в состояние готовности. Именно эта настройка всех физических и психических процессов составляет установку индивида на проявление активности. Любой поведенческий акт представляет собой реализацию определенной установки.

В 1996 году в педагогическом университете города Оренбурга нами было проведено исследование о влиянии подобных установок в состоянии релаксации на восстановление организма студентов-пловцов в тренировочном процессе. Результаты были впечатляющие:

1) время восстановления организма сократилось с 7мин, до 2мин;

2) присутствует эффект «отсроченности»;

3) последующая подобная работа выполняется на более редком пульсе;

4) согласно изменениям ЧСС и АД прослеживается закономерная стимуляция восстановления организма спортсмена после выполнения физических нагрузок различного объёма и характера.

Учитывая данные результаты, нами было проведено подобное исследование по восстановлению и формированию воли студентов на занятиях физической культурой ОГУ. Был выбран педагогический аутотренинг, т.е. педагогическое внушение на эмоциональном фоне в состоянии релаксации.

Цель педагогического аутотренинга состояла в одновременном решении нескольких задач: психогигиенической, стимулирующей и воспитательной (по созданию заданных установок волевого поведения в студенческой деятельности). В нашем варианте с его помощью решались вопросы создания установок на фоне физического и психического расслабления, когда чрезмерная критичность учащегося несколько снижена, а музыка и эмоционально насыщенный текст рождают чувственные переживания.

Программа была разработана с акцентом на решении конкретной задачи — создании установок на повышение самооценки, уровня притязаний в целях формирования волевой мо­тивации («хочу», «могу», «должен») и волевого поведения.

Исследование проводили в 2010 г. в ОГУ. Испытуемыми были студенты в возрасте 17-18 лет, 18 девушек.

Для решения поставленной задачи было необходимо:

  • осуществить адаптацию девушек к аутотренингу;

  • выработать у них умение расслабляться, разработать сеансы с учетом индивидуальных особенностей (свойств нервной системы и тем­перамента);

  • использовать в сеансах косвенное вну­шение с целью подключения эмоциональной сферы;

  • вызвать у студентов переживание вооб­ражаемых соревновательных ситуаций с целью активизации эмоциональной сферы на неосо­знаваемом уровне;

  • включить учащихся в решение вопроса волевого выбора на осознаваемом уровне с це­лью создания мотивированных волевых устано­вок.

В разработанный курс педагогического ау­тотренинга были включены четыре блока:

1) беседы о значении и применение ау­тотренинга в различных сферах жиз­недеятельности человека, о резервах психи­ки для обеспечения необходимого настроя студентов на занятия аутоген­ной тренировкой;

2) адаптационный курс, цель которого — включение студентов в новый для них способ общения с самим собой, обучение их приемам расслабления путем освоения следующих упражнений;

3) «физический покой» (последовательное расслабление всех мышц тела);

4) «психический покой» (образное пред­ставление картин природы, успокоения);

5) «тяжесть правой руки» (формирование ощущений, релаксация);

6) «тепло правой руки» (целенаправленное формирование ощущений, углубленная релак­сация).

Программа курса аутотренинга, вклю­чающая в себя 15 сеансов. Каждый сеанс после ввода состояния релаксации представляет со­бой эмоционально насыщенную ситуацию, спо­собную вызвать соответствующее цели занятия переживание. Состояние релаксации, при ко­тором критичность сознания несколько сниже­на, позволяет создать благоприятный для этого эмоциональный фон. Затем вводятся формулы прямого внушения педагогической направлен­ности. Целью обращения к неосознаваемой сфере психики было создание у студентов заданных волевых установок при их собствен­ном достаточно активном участии.

В программе были представлены сеансы по следующим темам:

- «Учитесь властвовать собой».

Цель — обучить самоконтролю и пробудить желание стать волевым человеком.

- «Я отвечаю за все достижения и неудачи».

Цель — создать уста­новку личной ответственности за свои достижения и неудачи.

- «Преодолеть себя».

Цель — показать, по­чему так важно быть волевым человеком, про­будить желание быть всегда сильнее обстоя­тельств.

- «Они стремились и добились своего».

Цель - создать установку проявления воли.

- «Цена безволия».

Цель — создать уста­новку необходимости и престижности целеу­стремленного волевого поведения.

- «Что значит быть волевым».

Цель — про­будить стремление к внутренней ответственно­сти за свои слова и дела.

- «Хочу, могу, должен, надо».

Цель — сформировать установки на волевое устойчи­вое поведение в сложных обстоятельствах.

Проведение работы после вывода из со­стояния релаксации с материалом, данным в ау­тогенном погружении на уровне полного со­знания (ответы на вопросы «Самооценка физической под­готовленности»).

Цель — закрепление устано­вок, созданных в процессе сеансов аутотренин­га.

В целом структура занятий аутогенной тре­нировкой была следующей:

1) Установочная беседа — 3 — 4 мин.

2) Ввод в состояние релаксации — 6 — 8 мин (первое занятие), 3 — 4 мин — последующие за­нятия.

3) Косвенное внушение (эмоционально на­сыщенный текст как подготовка к принятию формул прямого внушения) — 12—15 мин.

4) Формулы прямого внушения, направлен­ные на создание установок волевого устойчиво­го поведения, — 5 мин.

5) Вывод из релаксации — 2 — 3 мин.

Результатом такого воз­действия явилось формирование у студенток эмоционально-волевых установок и представ­лений, которые затем, на уровне полного созна­ния, осмысливались ими. Реализация установок, определяющих способы поведения и отношений между учащимися, осущест­влялась на практике в студенческой деятельно­сти. Формулы прямого внушения, включенные в сеансы, были направлены на создание кон­кретных установок волевого устойчивого пове­дения. Содержание формул прямого внушения, составленных на основе принципов, разработанных Г.Д.Горбуновым, определялось логикой текстов косвенного внушения. Формулы строились от первого лица: «Я хочу...»; «Я могу...»; «Я должен...» [2, 3].

Внушение и подражание как формы социально-психологического общения в студенческой практике человеческих взаимоотношений дополняют друг друга. Они могут служить студентам и для автоматизации актов волевого поведения в соответствующих сферах деятельности, освобождают его от ненужных колебаний в наиболее напряженных ситуациях взаимоотношений, где надо строго следовать образцу.

Проведенное исследование показало, что, пользуясь методами убеждения, внушения и определенной для этих целей педагогической техникой педагога, можно оперировать силой своей логики, вескими, неоспоримыми доказа­тельствами. Внушение непосредственно прививает определенные чувства, волевые установки, не требуя при этом никаких доказательств. Убеждения и вербальное внушение в студенческой деятельности тесно взаимосвязанные средства воздействия на психику студента. Убеждения педагога должны носить внушающий характер, а внушения обязаны готовить почву для убеждений учащегося. И убеждения, и внушения в учебном процессе эф­фективные средства целенаправленного воздействия преподавателя на формирование волевого поведения студента, а так же восстановления организма во время занятий физической культурой.

Список литературы

  1. Горбунов, Г.Д. Психодиагностика спорта/Г.Д. Горбунов.- М.: Советский спорт,2007.- 296с.-3-е изд., испр.

  2. Горбунов, Ю.Я. Педагогическая техника в физической культуре и спорте: учеб.- метод .пособие/ Ю.Я.Горбунов.- Пермь: От и до,2009.-48с.

  3. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания /Е.П. Ильин. – М.: Просвещение,1987. – 287с.

  4. Мерлин, В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности(Главы 8-12). Ученые записки Пермского педагогического института/ В.С. Мерлин. – Пермь, 1970. – Т.77. – 180с.

  5. Новосёлова, А. С. Концептуальные идеи И.Е. Шварца о взаимодействии убеждения и внушения в образовательном процессе/ А.С. Новоселова// материалы Междунар.науч.-практ.Конф. «Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е.Шварца.- Пермь, 2009.- С.2-8.

  6. Пангишвили, А.С. Исследование по психологии установки / А.С. Пангишвили.- Тбилиси, 1967.-187с.

  7. Санникова, А.И. Теория развития творческого потенциала личности средствами образования в свете концепции взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики/ А.И.Санникова// Материалы междунар.научн.-практ.конф. «Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е.Шварца.- Пермь,2009.-С.72-81.1971.-302с.

  8. Шварц, И.Е. Внушение в педагогическом процессе/ И.Е. Шварц.- Пермь, 1971.-302с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Степанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconТеоретические аспекты изучения истории статистической науки и практики...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе
Степанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconПроблемы современной системы образования в россии мордвинцева Н....
Существует необходимость постоянной мотивации студентов на получение информации поверх базовой литературы. В процессе обучения они...
Степанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconРоль самообразования в развитии личности студента
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный...
Степанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconНаука о качестве в интересах устойчивого развития транспортных систем...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Степанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconФормирование мировоззрения у современного специалиста марусич К....
Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола»
Степанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconНаука и искусство в свете сближения научного и художественного форм...
Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам
Степанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconРоль цвета в академической живописи Щукин Ф. И. Оренбургский государственный...
С 25 февраля по 28 февраля в школе проходило мероприятие «Ради жизни на Земле». Химики тоже принимали участие
Степанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconМесто и роль триботехнологии в подготовке кадров для автоматизированного...
Сборник лабораторных работ : Исследование трения и износа при ремонте машин и оборудования. Издание переработанное и дополненное....
Степанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconОсвещение достижений физической науки при изложении материала курса...
Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е....
Степанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconПостроение образовательного процесса по неорганической и аналитической...
Худенко Е. Д. Требования к планированию и анализу коррекционно- развивающих уроков. [Текст] / Е. Д. Худенко // Развитие и коррекция....
Степанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconЭтика и эстетика как фундаментальные науки в современных производственных...
Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная...
Степанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconИнструментальная рациональность техники и деформации социокультурной...
Закона Камчатского края от 18. 09. 2008 №122 «О дополнительных гарантиях и дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот...
Степанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconПостановка проблемы на лекции для повышения познавательной активности...
В вузе особое место принадлежит лекции, так как она должна дать основные понятия по изучаемому предмету, и указать в каком направлении...
Степанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconРазвитие образования национальных меньшинств в оренбургском крае (конец XIX века
Д 212. 180. 01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13. 00. 01 — общая педагогика, история...
Степанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconЛидерский потенциал менеджеров государственного предприятия: гендерные...
На основании вышесказанного отметим, что проблема лидерства в организационной сфере выходит на первый план: не только руководителям,...
Степанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconПроблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки...
Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск