Скачать 102.98 Kb.
|
ВНУШЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Степанова М.В., Михеева Т.М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступать как специально организованный вид коммуникации, предполагающий не критическое восприятие сообщаемой информации, противоположной убеждению. Внушение, как правило, представляет собой речевое воздействие. Следует заметить, что при весьма настойчивом воздействии может последовать совсем обратная реакция, не просто отказ, а противоположное решение. Есть менее и более внушаемые люди, но распространяется действие внушения практически на каждого. Путём внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия, без логической переработки воспринимаемого [1,5]. Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступать как специально организованный вид коммуникации, предполагающий не критическое восприятие сообщаемой информации, противоположной убеждению. Внушение играет огромную роль в процессе воспитания молодежи, в образовательной деятельности это не только психическое воздействие преподавателя на студента, но и усиление возможности некритического восприятия воздействия и реализации внушаемых установок или поступков учащихся [8]. Эффективность внушения во многом зависит от индивидуального свойства личности степени внушаемости. Психическое состояние студента детерминируется внушением, производимым преподавателем. Внушение определяется как способ воздействия на студента, а внушаемость как состояние, являющееся результатом внушения. В ряде научных работ [5, 9, 4, 6, 8] показана зависимость внушаемости от силы и слабости нервных процессов, связи внушаемости, интроверсии и экстраверсии, внушаемости и комфортности, внушаемости и ригидности, внушаемости и внимания. Эффект внушения состоит в концентрации возбуждения в определённом очаге коры головного мозга. Так как это сильное возбуждение проходит в условиях заторможенности остальной коры, содержание внушающего воздействия приобретает неодолимую «незаконную» силу. Охарактеризованное физиологическое явление находит своё выражение в психике в том, что сознание сужается и сосредотачивается на чём-то одном. В этих условиях оно перестаёт должным образом контролировать действия человека и его психическое состояние. Поступки и внутреннее состояние не находятся под контролем сознания. Однако это не означает полного отрыва неосознаваемого от сознательного в процессе внушающего воздействия и реализации внушённых установок. Установка – механизм, регулирующий поведение человека в тех случаях, когда воздействие воспринято путём внушения. Установка – инструмент субъекта в целом, в каждый конкретный момент его деятельности [6]. Путём вербального воздействия мы создаём у человека установку на осуществление определённого действия. Но выработка и фиксация установки в обычных условиях проходит не так просто и прямолинейно. Создание самой установки зависит от внутреннего состояния организма. В условиях гипнотического внушения или психологического расслабления, при общей заторможенности клеток головного мозга сужении сознания облегчается, задача выработки установки. Но последующая реализация установки (внушённого состояния или поведенческого акта) будет зависеть от соответствия ситуативного прообраза, созданного установкой, и реальной ситуации. Практика работы свидетельствует, что прямое воздействие на сознание студента со стойкими не волевыми установками нерезультативно. В учебном процессе установка осмысливается, оценивается и при положительных эмоциях включается в опыт студента или исключается из него при возникновении отрицательных [2,6]. Включенная в опыт образовательной деятельности установка уже на уровне сознания при специально организованном педагогическом воздействии преподавателя может стать социальной установкой. Установка социальная это относительно устойчивая во времени система взглядов, представлений об объекте или событии, совокупность связанных с ними эмоциональных состояний студента, предрасполагающих к определенным действиям. Она является «моделью будущего поведения и действия» учащегося. Через установку деятельность человека регулируется в зависимости от его внутренней потребности (осознанной и неосознанной) в конкретной ситуации. Установка представляет собой «...психологическое содержание взаимосвязи, существующей между объективной действительностью и потребностями, на основе чего возникает деятельность определенной направленности» [7]. Даже в том случае, когда установка выступает как неосознаваемое состояние, она не изолируется от сознания. Актуализированная установка создает план сознательной активности учащегося. Теория установки, вскрывая определенные аспекты взаимоотношения неосознаваемого и сознательного в деятельности студента, вместе с тем дает возможность рассматривать установку как механизм действия внушения. Установка целостное состояние личности. Она характеризуется преднастроенностью, направленностью студента к определенной активности. Являясь особенностью целостной личности студента, установка не сводится к функциональным понятиям только процессов познания, она направлена на проявление прежде всего чувств или воли. Механизм внушения создает установку студенту, формирует потребность, его отношение в целом к совершению определенного волевого действия. Установка учащегося это внутренняя форма поведения, она возникает при наличии определенной потребности и под воздействием объективной среды. Прежде чем совершается определенный волевой акт деятельности, организм студента в целом должен прийти в состояние готовности. Именно эта настройка всех физических и психических процессов составляет установку индивида на проявление активности. Любой поведенческий акт представляет собой реализацию определенной установки. В 1996 году в педагогическом университете города Оренбурга нами было проведено исследование о влиянии подобных установок в состоянии релаксации на восстановление организма студентов-пловцов в тренировочном процессе. Результаты были впечатляющие: 1) время восстановления организма сократилось с 7мин, до 2мин; 2) присутствует эффект «отсроченности»; 3) последующая подобная работа выполняется на более редком пульсе; 4) согласно изменениям ЧСС и АД прослеживается закономерная стимуляция восстановления организма спортсмена после выполнения физических нагрузок различного объёма и характера. Учитывая данные результаты, нами было проведено подобное исследование по восстановлению и формированию воли студентов на занятиях физической культурой ОГУ. Был выбран педагогический аутотренинг, т.е. педагогическое внушение на эмоциональном фоне в состоянии релаксации. Цель педагогического аутотренинга состояла в одновременном решении нескольких задач: психогигиенической, стимулирующей и воспитательной (по созданию заданных установок волевого поведения в студенческой деятельности). В нашем варианте с его помощью решались вопросы создания установок на фоне физического и психического расслабления, когда чрезмерная критичность учащегося несколько снижена, а музыка и эмоционально насыщенный текст рождают чувственные переживания. Программа была разработана с акцентом на решении конкретной задачи — создании установок на повышение самооценки, уровня притязаний в целях формирования волевой мотивации («хочу», «могу», «должен») и волевого поведения. Исследование проводили в 2010 г. в ОГУ. Испытуемыми были студенты в возрасте 17-18 лет, 18 девушек. Для решения поставленной задачи было необходимо:
В разработанный курс педагогического аутотренинга были включены четыре блока: 1) беседы о значении и применение аутотренинга в различных сферах жизнедеятельности человека, о резервах психики для обеспечения необходимого настроя студентов на занятия аутогенной тренировкой; 2) адаптационный курс, цель которого — включение студентов в новый для них способ общения с самим собой, обучение их приемам расслабления путем освоения следующих упражнений; 3) «физический покой» (последовательное расслабление всех мышц тела); 4) «психический покой» (образное представление картин природы, успокоения); 5) «тяжесть правой руки» (формирование ощущений, релаксация); 6) «тепло правой руки» (целенаправленное формирование ощущений, углубленная релаксация). Программа курса аутотренинга, включающая в себя 15 сеансов. Каждый сеанс после ввода состояния релаксации представляет собой эмоционально насыщенную ситуацию, способную вызвать соответствующее цели занятия переживание. Состояние релаксации, при котором критичность сознания несколько снижена, позволяет создать благоприятный для этого эмоциональный фон. Затем вводятся формулы прямого внушения педагогической направленности. Целью обращения к неосознаваемой сфере психики было создание у студентов заданных волевых установок при их собственном достаточно активном участии. В программе были представлены сеансы по следующим темам: - «Учитесь властвовать собой». Цель — обучить самоконтролю и пробудить желание стать волевым человеком. - «Я отвечаю за все достижения и неудачи». Цель — создать установку личной ответственности за свои достижения и неудачи. - «Преодолеть себя». Цель — показать, почему так важно быть волевым человеком, пробудить желание быть всегда сильнее обстоятельств. - «Они стремились и добились своего». Цель - создать установку проявления воли. - «Цена безволия». Цель — создать установку необходимости и престижности целеустремленного волевого поведения. - «Что значит быть волевым». Цель — пробудить стремление к внутренней ответственности за свои слова и дела. - «Хочу, могу, должен, надо». Цель — сформировать установки на волевое устойчивое поведение в сложных обстоятельствах. Проведение работы после вывода из состояния релаксации с материалом, данным в аутогенном погружении на уровне полного сознания (ответы на вопросы «Самооценка физической подготовленности»). Цель — закрепление установок, созданных в процессе сеансов аутотренинга. В целом структура занятий аутогенной тренировкой была следующей: 1) Установочная беседа — 3 — 4 мин. 2) Ввод в состояние релаксации — 6 — 8 мин (первое занятие), 3 — 4 мин — последующие занятия. 3) Косвенное внушение (эмоционально насыщенный текст как подготовка к принятию формул прямого внушения) — 12—15 мин. 4) Формулы прямого внушения, направленные на создание установок волевого устойчивого поведения, — 5 мин. 5) Вывод из релаксации — 2 — 3 мин. Результатом такого воздействия явилось формирование у студенток эмоционально-волевых установок и представлений, которые затем, на уровне полного сознания, осмысливались ими. Реализация установок, определяющих способы поведения и отношений между учащимися, осуществлялась на практике в студенческой деятельности. Формулы прямого внушения, включенные в сеансы, были направлены на создание конкретных установок волевого устойчивого поведения. Содержание формул прямого внушения, составленных на основе принципов, разработанных Г.Д.Горбуновым, определялось логикой текстов косвенного внушения. Формулы строились от первого лица: «Я хочу...»; «Я могу...»; «Я должен...» [2, 3]. Внушение и подражание как формы социально-психологического общения в студенческой практике человеческих взаимоотношений дополняют друг друга. Они могут служить студентам и для автоматизации актов волевого поведения в соответствующих сферах деятельности, освобождают его от ненужных колебаний в наиболее напряженных ситуациях взаимоотношений, где надо строго следовать образцу. Проведенное исследование показало, что, пользуясь методами убеждения, внушения и определенной для этих целей педагогической техникой педагога, можно оперировать силой своей логики, вескими, неоспоримыми доказательствами. Внушение непосредственно прививает определенные чувства, волевые установки, не требуя при этом никаких доказательств. Убеждения и вербальное внушение в студенческой деятельности тесно взаимосвязанные средства воздействия на психику студента. Убеждения педагога должны носить внушающий характер, а внушения обязаны готовить почву для убеждений учащегося. И убеждения, и внушения в учебном процессе эффективные средства целенаправленного воздействия преподавателя на формирование волевого поведения студента, а так же восстановления организма во время занятий физической культурой. Список литературы
|
Теоретические аспекты изучения истории статистической науки и практики... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе | Проблемы современной системы образования в россии мордвинцева Н.... Существует необходимость постоянной мотивации студентов на получение информации поверх базовой литературы. В процессе обучения они... | ||
Роль самообразования в развитии личности студента Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный... | Наука о качестве в интересах устойчивого развития транспортных систем... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Формирование мировоззрения у современного специалиста марусич К.... Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола» | Наука и искусство в свете сближения научного и художественного форм... Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам | ||
Роль цвета в академической живописи Щукин Ф. И. Оренбургский государственный... С 25 февраля по 28 февраля в школе проходило мероприятие «Ради жизни на Земле». Химики тоже принимали участие | Место и роль триботехнологии в подготовке кадров для автоматизированного... Сборник лабораторных работ : Исследование трения и износа при ремонте машин и оборудования. Издание переработанное и дополненное.... | ||
Освещение достижений физической науки при изложении материала курса... Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е.... | Построение образовательного процесса по неорганической и аналитической... Худенко Е. Д. Требования к планированию и анализу коррекционно- развивающих уроков. [Текст] / Е. Д. Худенко // Развитие и коррекция.... | ||
Этика и эстетика как фундаментальные науки в современных производственных... Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная... | Инструментальная рациональность техники и деформации социокультурной... Закона Камчатского края от 18. 09. 2008 №122 «О дополнительных гарантиях и дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот... | ||
Постановка проблемы на лекции для повышения познавательной активности... В вузе особое место принадлежит лекции, так как она должна дать основные понятия по изучаемому предмету, и указать в каком направлении... | Развитие образования национальных меньшинств в оренбургском крае (конец XIX века Д 212. 180. 01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13. 00. 01 — общая педагогика, история... | ||
Лидерский потенциал менеджеров государственного предприятия: гендерные... На основании вышесказанного отметим, что проблема лидерства в организационной сфере выходит на первый план: не только руководителям,... | Проблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки... Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля... |