Формирование мировоззрения у современного специалиста марусич К. В. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург





НазваниеФормирование мировоззрения у современного специалиста марусич К. В. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Дата публикации05.08.2013
Размер55.3 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ У СОВРЕМЕННОГО

СПЕЦИАЛИСТА
Марусич К. В.

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Когда человек оканчивает школу и продолжает учиться дальше, он сталкивается с множеством проблем. Одна из них встает особенно остро, ибо связана с тем, что мир взрослой независимой жизни, в который он вступает, очень сложен. А с другой сторон, он не может не пугать, так как бремя независимости оказывается не таким уж легким: нужно встать на собственные ноги, выбрать профессию, определить свои жизненные цели, ценности и принципы.

Для принятия таких важных жизненных решений необходимы длительные и серьезные размышления, приобретение знаний и опыта. Однако если откладывать принятие столь важных решений в долгий ящик, то можно поддаться течению жизни и превратиться в слабовольное существо, лишенное мировоззрения. Мировоззрение обычно складывается из множества элементов, которые восходят к целому ряду источников, таких как наука, философия, литература, история и религия. В то же время нельзя ожидать, чтобы человек, только вступающий в жизнь, был специалистом хотя бы в одной из этих областей – не говоря уже о том, чтобы он знал и умел все. Вряд ли вообще найдется такой универсально образованный человек.

В наше время наблюдается все большая специализация образования. Колоссальный прирост знания, который произошел за последние сто лет, привел к тому, что если человек не сосредоточивается на той или иной области науки, то ему становится трудно следить за последними научными достижениями и осознавать смысл постоянно растущего потока научных открытий. С одной стороны, эта ситуация не может не радовать, поскольку она представляет собой результат одного из поразительнейших явлений современности – фантастического прогресса науки и техники.

Но вместе с тем полезно помнить, что подлинное образование должно быть подчинено гораздо более широкой цели. Поэтому его следует рассматривать в контексте традиций, унаследованных нами от прошлого, что, в свою очередь, означает, что мы должны хорошо понимать историю.

Роль образования состоит еще и в том, чтобы достичь понимания связей и согласованности между разнообразными областями знания и опыта. Чтобы понять великое произведение искусства, следует смотреть на всю картину в целом и пытаться понять взаимоотношения между всеми ее деталями, а не сосредоточиваться на каком-то одном фрагменте.

Более того, когда мы справедливо настаиваем на том, что наука должна быть объективной, не следует забывать, что науку творят конкретные люди, вроде нас самих. И потому, рано или поздно, нужно задаться вопросом, каково наше собственное место в мире, который мы изучаем. Для изучения самих себя и людей, которые нас окружают, недостаточно занятий наукой. Для этого нужно знание философии, литературы, искусства, музыки, истории и многих других областей. Таким образом, для того чтобы стать образованным человеком, нужно еще приобщиться к единству всех областей знания и к взаимоотношениям между ними.

Над фундаментальными вопросами бытия задумывались многие люди до нас, над ними задумываются современники, и будут задумываться наши потомки. Это значит, что, задаваясь этими вопросами, мы не начинаем с нуля: наши предшественники подготовили для нас почву. Чтобы мы могли воспользоваться достижениями предыдущих поколений, необходимо очертить примерный круг этих принципиальных вопросов, которые всегда были и остаются на повестке дня человека, взыскующего истины. Затем мы попробуем понять, почему эти вопросы всегда считались такими серьезными, и сделаем короткий обзор основных типов ответов на них. И, наконец, попробуем ответить на них сами.

Таким образом, можно сделать вывод о важности того, какое именно мировоззрение служит отправной точкой в нашей деятельности. Кто еще не задумывался об этих вопросах, может считать, что у него нет никакого мировоззрения, и что он подходит к жизни и к науке совершенно непредвзято. Но вряд ли это так. Мы черпаем идеи, верования и отношение к жизни в семье и в окружающем нас обществе, даже зачастую не осознавая этого и не понимая, что эти, обычно неосознаваемые, влияния и неявные представления оказывают воздействие на наше отношение к этим проблемам, с которыми мы сталкиваемся в своей жизни. Отсюда проистекает важность осознания своих взглядов на мир и, по возможности, приведение их в соответствие с наблюдаемыми фактами. Это предполагает наше обращение к науке, в особенности в тех случаях, когда необходим критический взгляд и внесение поправок в наши исходные представления.

А для того, чтобы у нас сложилось правильное мировоззрение, необходимо прислушиваться не только к голосам ученых, но и прибегать к другим источникам знания.

Мировоззрение должно быть органичным. Это означает, что каждый должен продумать и свободно принять определенные взгляды на мир. Никто не имеет права навязывать свое мировоззрение силой. Согласно принятой в мире концепции прав человека, люди свободны, придерживаться любого мировоззрения и распространять его, разумеется, это распространение не наносит ущерба другим членам общества.

Таким образом, каждый человек самостоятельно решает, какую мировоззренческую позицию занять. В процессе принятия этого решения следует прислушиваться к нескольким голосам.

1. Голос интуиции. Мы встречаемся в жизни с такими вещами, о которых узнаем не путем упорных философских размышлений и не в результате постановки строгих научных экспериментов, а путем прямого интуитивного их постижения. Некоторые ученые и философы все еще пытаются убедить нас, что причинно-следственные связи, действующие в головном мозге человека, носят детерминистский характер, то есть принимаемые нами решения предопределены, а подлинный выбор невозможен. Но что бы эти ученые и философы ни говорили, мы интуитивно знаем, что обладаем способностью свободного выбора. Следовательно, мы должны придавать большое значение интуиции и не поддаваться на псевдорациональные аргументы, чтобы отрицать (или утверждать) то, что мы интуитивно полагаем истинным (или ложным). В то же время у интуиции есть свои ограничения. Интуитивные представления могут быть ошибочными. Поэтому необходимо опираться как на интуицию, так и на науку, сопоставляя данные науки и интуиции и делая выводы на основе этого сопоставления.

2. Голос науки. В современном мире наука обладает чрезвычайно важным и авторитетным голосом. Она может гордиться целым рядом блестящих теоретических достижений, которые породили, в свою очередь, бесконечное множество технических результатов. Польза от этих достижений несомненна. Они поражают воображение и придают науке большой авторитет. И все-таки многие люди не воспринимают голос науки как некий абсолютный авторитет, поскольку достижения науки не всегда используются во благо человечества. Однако авторитет науки остается до сих пор одним из самых важных, когда речь идет об ответах на мировоззренческие вопросы.

3. Голос философии. Некоторым людям кажется, что философия – это нечто недоступное для обычного человека. Однако уже тот человек, который всерьез взялся разбираться, истинно ли какое-то высказывание, проявляет навыки философского мышления. Способы мышления, которые мы используем, существенно зависят от философии, независимо от того, осознаем мы это или нет. Это означает, что так или иначе, но мы прислушиваемся к голосу философии.

4. Голос истории. Нам повезло, что за нашими плечами стоит столь длительный период развития человеческой истории. Таким образом, история – великий судья наших идей и систем мышления. И хотя иногда решения этого судьи приводят нас в недоумение, мы должны внимательно прислушиваться к его урокам и быть за них благодарными.

5. Голос божественного самооткровения. Последний голос, к которому следует прислушиваться и который дает о себе знать на протяжении человеческой истории, говоря, что, помимо интуиции, научного исследования и философского рассуждения, существует еще один источник информации. Этот голос говорит нам, что Создатель, существование и власть которого мы можем интуитивно почувствовать через Его творение, не оставался по отношению к нему отчужденным созерцателем. В течение многих веков Он говорил с людьми через Своих пророков и, наконец, через Иисуса Христа, что явилось высшей формой этого общения.

Таким образом, можно сделать вывод, что нельзя откладывать разрешение вопросов о смысле жизни «на потом» и приступать к ним став специалистом. Взрослая жизнь уже началась, и вместе с ней возникли новые идеалы и новые желания, которые требуют принятия решений «здесь и сейчас», хотя может статься, что эти решения будут влиять на всю оставшуюся жизнь. Поэтому не следует ждать того времени, когда накопленная с годами мудрость поможет разобраться в главных вопросах бытия. Если разобраться в них своевременно, будет гораздо легче принимать мудрые и продуманные решения.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование мировоззрения у современного специалиста марусич К. В. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconТеоретические аспекты изучения истории статистической науки и практики...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе
Формирование мировоззрения у современного специалиста марусич К. В. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconСтепанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Печатается по решению учебно-методической комиссии факультета журналистики и социологии. Протокол №5 от 28 июня 2012 года
Формирование мировоззрения у современного специалиста марусич К. В. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconРоль самообразования в развитии личности студента
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный...
Формирование мировоззрения у современного специалиста марусич К. В. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconНаука о качестве в интересах устойчивого развития транспортных систем...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Формирование мировоззрения у современного специалиста марусич К. В. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconНаука и искусство в свете сближения научного и художественного форм...
Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам
Формирование мировоззрения у современного специалиста марусич К. В. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconРоль цвета в академической живописи Щукин Ф. И. Оренбургский государственный...
С 25 февраля по 28 февраля в школе проходило мероприятие «Ради жизни на Земле». Химики тоже принимали участие
Формирование мировоззрения у современного специалиста марусич К. В. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconМесто и роль триботехнологии в подготовке кадров для автоматизированного...
Сборник лабораторных работ : Исследование трения и износа при ремонте машин и оборудования. Издание переработанное и дополненное....
Формирование мировоззрения у современного специалиста марусич К. В. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconОсвещение достижений физической науки при изложении материала курса...
Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е....
Формирование мировоззрения у современного специалиста марусич К. В. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconПостроение образовательного процесса по неорганической и аналитической...
Худенко Е. Д. Требования к планированию и анализу коррекционно- развивающих уроков. [Текст] / Е. Д. Худенко // Развитие и коррекция....
Формирование мировоззрения у современного специалиста марусич К. В. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconЭтика и эстетика как фундаментальные науки в современных производственных...
Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная...
Формирование мировоззрения у современного специалиста марусич К. В. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconИнструментальная рациональность техники и деформации социокультурной...
Закона Камчатского края от 18. 09. 2008 №122 «О дополнительных гарантиях и дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот...
Формирование мировоззрения у современного специалиста марусич К. В. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconПостановка проблемы на лекции для повышения познавательной активности...
В вузе особое место принадлежит лекции, так как она должна дать основные понятия по изучаемому предмету, и указать в каком направлении...
Формирование мировоззрения у современного специалиста марусич К. В. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconРазвитие образования национальных меньшинств в оренбургском крае (конец XIX века
Д 212. 180. 01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13. 00. 01 — общая педагогика, история...
Формирование мировоззрения у современного специалиста марусич К. В. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconЛидерский потенциал менеджеров государственного предприятия: гендерные...
На основании вышесказанного отметим, что проблема лидерства в организационной сфере выходит на первый план: не только руководителям,...
Формирование мировоззрения у современного специалиста марусич К. В. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconПроблемы формирования вариативной части учебных планов подготовки...
Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля...
Формирование мировоззрения у современного специалиста марусич К. В. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconПроблемы современной системы образования в россии мордвинцева Н....
Существует необходимость постоянной мотивации студентов на получение информации поверх базовой литературы. В процессе обучения они...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск