Роль самообразования в развитии личности студента





Скачать 57.41 Kb.
НазваниеРоль самообразования в развитии личности студента
Дата публикации27.02.2015
Размер57.41 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Рубцова О.С.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Индустриально-педагогический колледж, г. Оренбург
Современный этап модернизации профессионального образования требует активной самостоятельной деятельности студента, что предполагает перестройку в восприятии изучаемого материала и приспособление личности к современной информационно-образовательной среде.

Ориентация на новые образовательные технологии связана с расширением доступа к различным источникам информации: телевидение, видео, компьютерные энциклопедии и базы данных. На основе Интернет-технологий создается информационная среда, которая функционирует не только на территории Российской Федерации, но и выходит на уровень мирового сообщества. В едином пространстве собираются знания, накопленные человечеством в процессе исторического развития. Сегодня информация является более доступной и позволяет многократно повысить эффективность обучения, а также способствует разностороннему развитию личности студента. Соответственно, одной из важнейших характеристик современной личности является способность к самообразованию, которая наиболее ярко проявляется в студенческой среде.

Начать рассматривать процесс самообразования следует с определения понятия.

Самообразование – это образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в образовательном учреждении; целенаправленная и систематическая деятельность человека, в процессе которой он самостоятельно пополняет и совершенствует свои знания и умения в результате которой происходит качественное развитие его личности.

Среди признаков проявления самостоятельности студентов ученые – практики выделяют следующие:

- планирование своей деятельности;

- выполнение заданий без непосредственного участия педагога;

- систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы;

- ее корректирование и совершенствование.

Целесообразно выделить следующие компоненты процесса самообразования:

  1. Источники:

- научная и справочная литература: дополнительные учебники и учебные пособия, периодические издания, словари, энциклопедии;

- электронные ресурсы: Интернет, аудио- и видеоматериалы;

- свой практический опыт: прохождение практики для получения первичных знаний, а так же производственной практики, участие в конференциях и деловых играх; общение с преподавателями различных дисциплин, составление презентаций.

2 Черты личности (воля, мотивированность, любознательность, настойчивость, целеустремленность, собранность, самостоятельность, инициативность, критичность, умение спланировать свою работу, производить самоконтроль, предвидеть результаты, творческий подход).

3 Количество затраченного времени на самообразование.

4 Барьеры, возникающие в результате самообразования.

Со временем навыки умственной деятельности перерастают в привычки и становятся естественной потребностью личности. Формируется высокая мотивация на упорный и напряженный труд. Самоподготовка способствует творческому, глубокому и прочному овладению знаниями. Эффективность процесса самообразования прямо связана с тем, насколько высока мотивация овладения дополнительными знаниями.

Преподаватель перестал быть для студентов основным источником знаний. Эту роль стали играть средства массовой информации и Интернет. Как следствие, возникает необходимость вести речь об адаптивности студента к процессу самообразования.

Исследование возможностей нетрадиционных форм и методов обучения на примере дисциплины «Основы экономики» позволяет выделить целые направления использования электронных ресурсов. Применение интернет ресурсов, возможность визуализации изучаемых объектов позволяют сделать обучение более наглядным, что в значительной мере помогает преодолеть барьеры, воздвигнутые традиционно формализованным и абстрактным изложением учебного курса [1].

В Интернете накоплено огромное количество полезной информации по дисциплине «Основы экономики», которую необходимо отыскать и систематизировать с применением поисковых систем. Роль электронных ресурсов в организации самообразовательной деятельности студентов трудно переоценить.

Одним из достоинств электронных ресурсов является их интерактивность. Интерактив позволяет развить активнодеятельностные формы обучения, способствует расширению самостоятельной учебной работы, полезного с точки зрения целей самообразования и эффективного с точки зрения временных затрат.

Другим достоинством электронных ресурсов является оперативность представления информации.

Следует отметить еще одно достоинство электронных ресурсов. С их внедрением решается проблема построения индивидуальных траекторий студентов в рамках учебного курса, благодаря которым качественно меняется самостоятельная деятельность студентов, которая до недавнего времени заключалась, в основном, в запоминании информации, а практический компонент внеаудиторной деятельности был ограничен подготовкой докладов, рефератов.

Однако эффективность применения электронных ресурсов в процессе развития самообразовательной деятельности студентов зависит от ряда условий: высокого уровня информационной культуры студентов; внедрения инновационных, в том числе информационных, педагогических технологий, основанных на субъектных взаимоотношениях; рефлексивной деятельности субъектов образовательного процесса, способных к адекватной самооценке [2].

Остановимся на описании основных компонентов использования электронных ресурсов в самообразовательной деятельности студентов по дисциплине «Основы экономики» [3].

Общая цель практических заданий – формирование навыков самостоятельной работы студентов, а также закрепление знаний и умений, полученных в процессе изучения тем по дисциплине «Основы экономики».

В результате самостоятельной работы у студентов отрабатываются и проверяются следующие знания и умения:

- умение находить и использовать информацию, размещенную в электронной библиотеке ОГУ и в Интернете;

- базовые знания необходимые для обработки информации;

- знания расширенных возможностей: текстового редактора Microsoft Word для оформления документа;

- умения создавать презентацию в программе PowerPoint.

В качестве примера: студенты второкурсники и третьекурсники Индустриально-педагогического колледжа ОГУ при изучении дисциплины «Основы экономики» должны выполнить следующие этапы работы для подготовки к практическим занятиям:

- поиск информации (СМИ, Интернет);

- обработка информации;

- анализ и оформление результатов;

- создание презентации (презентация должна содержать информацию и выводы).

Задание оценивается преподавателем.

Методика организации выполнения практических работ апробирована Рубцовой О.С. в группах АСУ-9-09 и ПО-9-09 при проведении практических занятий по дисциплине «Основы экономики». Полученные результаты подтверждают эффективность данной методики, что оправдывает ее применение в дальнейшем.

Таким образом, весьма важным фактором в профессиональном образовании является формирование у студентов самостоятельной организации учебной деятельности.
Список литературы


  1. Шерстобитова, Е. А. «Роль самообразования в развитии личности студента» / Е. А. Шерстобитова // Материалы Международной научно-практической конференции «Экономико-правовые, социально-политические и культурно-исторические аспекты развития региона». - 25 марта 2011. – Березники, ООО «ПрессА», 2011. – С.341-346.

  2. Баранова, Н. А. Использование электронных образовательных ресурсов для организации самостоятельной работы будущих учителей информатики / Н. А. Баранова // Информатика и образование. – 2011. - №4. – С. 92-94.

  3. Зверева, Т. И. Методика организации выполнения домашнего задания по дисциплине «Поиск и обработка экономической информации средствами интернета и офисных приложений» / Т. И. Зверева // Информатика и образование. – 2011. - №6. – С. 31-34.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роль самообразования в развитии личности студента iconЕремина, О. В. Реформа высшего юридического образования и роль преподавателя...

Роль самообразования в развитии личности студента iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся,...
Роль самообразования в развитии личности студента iconУчебный курс «Самосовершенствование личности» Познай себя (самопознание)
Человек как индивид и как личность. Физическое и психическое содержание человека. Сознание – основная характеристика человеческой...
Роль самообразования в развитии личности студента iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На решение задач создания условий для успешной социализации личности студента в процессе профессиональной подготовки и удовлетворение...
Роль самообразования в развитии личности студента iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На решение задач создания условий для успешной социализации личности студента в процессе профессиональной подготовки и удовлетворение...
Роль самообразования в развитии личности студента iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Роль правоведения в развитии социально-правовой компетентности личности и становлении профессиональной компетентности
Роль самообразования в развитии личности студента iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в формировании и развитии грамотной речи учащихся и воспитании нравственной...
Роль самообразования в развитии личности студента iconРабочая программа дисциплины гсэ. Ф. 02. Иностранный язык специальность...
Ему отводится значительная роль в выполнении общеобразовательных и воспитательных задач, повышении образовательного и культурного...
Роль самообразования в развитии личности студента iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Роль самообразования в развитии личности студента iconОсновные технологии становления личности студентов нефизкультурных вузов
В связи чем, важен учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности студента. В педагогическом процессе физического воспитания...
Роль самообразования в развитии личности студента iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В дошкольном периоде музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребёнка, развитии эстетических чувств, художественного...
Роль самообразования в развитии личности студента iconМетодические рекомендации по оформлению портфолио Аттестация играет...
Аттестация играет важную роль в профессиональном развитии педагогических работников. Аттестация проводится на основе экспертной оценки...
Роль самообразования в развитии личности студента iconРоль отраслей социальной сферы в развитии человеческого потенциала
Важная роль в этом отводится физическому воспитанию детей, молодежи и систематическим занятиям физкультурой и спортом населением...
Роль самообразования в развитии личности студента iconМельникова Л. В., Найденова Л. П. Международная научная конференция...
Коломенского Макария (Булгакова) провел международную научную конференцию "Роль Православной церкви в создании и развитии Российского...
Роль самообразования в развитии личности студента iconРоль изобразительного искусства в формировании и развитии личности школьника
Но наиболее эффективным, несомненно, является художественное воспитание как процесс целенаправленного воздействия видами искусства,...
Роль самообразования в развитии личности студента iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Математика обладает уникальным развивающим...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск