Скачать 57.41 Kb.
|
РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА Рубцова О.С. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Индустриально-педагогический колледж, г. Оренбург Современный этап модернизации профессионального образования требует активной самостоятельной деятельности студента, что предполагает перестройку в восприятии изучаемого материала и приспособление личности к современной информационно-образовательной среде. Ориентация на новые образовательные технологии связана с расширением доступа к различным источникам информации: телевидение, видео, компьютерные энциклопедии и базы данных. На основе Интернет-технологий создается информационная среда, которая функционирует не только на территории Российской Федерации, но и выходит на уровень мирового сообщества. В едином пространстве собираются знания, накопленные человечеством в процессе исторического развития. Сегодня информация является более доступной и позволяет многократно повысить эффективность обучения, а также способствует разностороннему развитию личности студента. Соответственно, одной из важнейших характеристик современной личности является способность к самообразованию, которая наиболее ярко проявляется в студенческой среде. Начать рассматривать процесс самообразования следует с определения понятия. Самообразование – это образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в образовательном учреждении; целенаправленная и систематическая деятельность человека, в процессе которой он самостоятельно пополняет и совершенствует свои знания и умения в результате которой происходит качественное развитие его личности. Среди признаков проявления самостоятельности студентов ученые – практики выделяют следующие: - планирование своей деятельности; - выполнение заданий без непосредственного участия педагога; - систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы; - ее корректирование и совершенствование. Целесообразно выделить следующие компоненты процесса самообразования:
- научная и справочная литература: дополнительные учебники и учебные пособия, периодические издания, словари, энциклопедии; - электронные ресурсы: Интернет, аудио- и видеоматериалы; - свой практический опыт: прохождение практики для получения первичных знаний, а так же производственной практики, участие в конференциях и деловых играх; общение с преподавателями различных дисциплин, составление презентаций. 2 Черты личности (воля, мотивированность, любознательность, настойчивость, целеустремленность, собранность, самостоятельность, инициативность, критичность, умение спланировать свою работу, производить самоконтроль, предвидеть результаты, творческий подход). 3 Количество затраченного времени на самообразование. 4 Барьеры, возникающие в результате самообразования. Со временем навыки умственной деятельности перерастают в привычки и становятся естественной потребностью личности. Формируется высокая мотивация на упорный и напряженный труд. Самоподготовка способствует творческому, глубокому и прочному овладению знаниями. Эффективность процесса самообразования прямо связана с тем, насколько высока мотивация овладения дополнительными знаниями. Преподаватель перестал быть для студентов основным источником знаний. Эту роль стали играть средства массовой информации и Интернет. Как следствие, возникает необходимость вести речь об адаптивности студента к процессу самообразования. Исследование возможностей нетрадиционных форм и методов обучения на примере дисциплины «Основы экономики» позволяет выделить целые направления использования электронных ресурсов. Применение интернет ресурсов, возможность визуализации изучаемых объектов позволяют сделать обучение более наглядным, что в значительной мере помогает преодолеть барьеры, воздвигнутые традиционно формализованным и абстрактным изложением учебного курса [1]. В Интернете накоплено огромное количество полезной информации по дисциплине «Основы экономики», которую необходимо отыскать и систематизировать с применением поисковых систем. Роль электронных ресурсов в организации самообразовательной деятельности студентов трудно переоценить. Одним из достоинств электронных ресурсов является их интерактивность. Интерактив позволяет развить активнодеятельностные формы обучения, способствует расширению самостоятельной учебной работы, полезного с точки зрения целей самообразования и эффективного с точки зрения временных затрат. Другим достоинством электронных ресурсов является оперативность представления информации. Следует отметить еще одно достоинство электронных ресурсов. С их внедрением решается проблема построения индивидуальных траекторий студентов в рамках учебного курса, благодаря которым качественно меняется самостоятельная деятельность студентов, которая до недавнего времени заключалась, в основном, в запоминании информации, а практический компонент внеаудиторной деятельности был ограничен подготовкой докладов, рефератов. Однако эффективность применения электронных ресурсов в процессе развития самообразовательной деятельности студентов зависит от ряда условий: высокого уровня информационной культуры студентов; внедрения инновационных, в том числе информационных, педагогических технологий, основанных на субъектных взаимоотношениях; рефлексивной деятельности субъектов образовательного процесса, способных к адекватной самооценке [2]. Остановимся на описании основных компонентов использования электронных ресурсов в самообразовательной деятельности студентов по дисциплине «Основы экономики» [3]. Общая цель практических заданий – формирование навыков самостоятельной работы студентов, а также закрепление знаний и умений, полученных в процессе изучения тем по дисциплине «Основы экономики». В результате самостоятельной работы у студентов отрабатываются и проверяются следующие знания и умения: - умение находить и использовать информацию, размещенную в электронной библиотеке ОГУ и в Интернете; - базовые знания необходимые для обработки информации; - знания расширенных возможностей: текстового редактора Microsoft Word для оформления документа; - умения создавать презентацию в программе PowerPoint. В качестве примера: студенты второкурсники и третьекурсники Индустриально-педагогического колледжа ОГУ при изучении дисциплины «Основы экономики» должны выполнить следующие этапы работы для подготовки к практическим занятиям: - поиск информации (СМИ, Интернет); - обработка информации; - анализ и оформление результатов; - создание презентации (презентация должна содержать информацию и выводы). Задание оценивается преподавателем. Методика организации выполнения практических работ апробирована Рубцовой О.С. в группах АСУ-9-09 и ПО-9-09 при проведении практических занятий по дисциплине «Основы экономики». Полученные результаты подтверждают эффективность данной методики, что оправдывает ее применение в дальнейшем. Таким образом, весьма важным фактором в профессиональном образовании является формирование у студентов самостоятельной организации учебной деятельности. Список литературы
|
Еремина, О. В. Реформа высшего юридического образования и роль преподавателя... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся,... | ||
Учебный курс «Самосовершенствование личности» Познай себя (самопознание) Человек как индивид и как личность. Физическое и психическое содержание человека. Сознание – основная характеристика человеческой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На решение задач создания условий для успешной социализации личности студента в процессе профессиональной подготовки и удовлетворение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На решение задач создания условий для успешной социализации личности студента в процессе профессиональной подготовки и удовлетворение... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Роль правоведения в развитии социально-правовой компетентности личности и становлении профессиональной компетентности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в формировании и развитии грамотной речи учащихся и воспитании нравственной... | Рабочая программа дисциплины гсэ. Ф. 02. Иностранный язык специальность... Ему отводится значительная роль в выполнении общеобразовательных и воспитательных задач, повышении образовательного и культурного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Основные технологии становления личности студентов нефизкультурных вузов В связи чем, важен учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности студента. В педагогическом процессе физического воспитания... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В дошкольном периоде музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребёнка, развитии эстетических чувств, художественного... | Методические рекомендации по оформлению портфолио Аттестация играет... Аттестация играет важную роль в профессиональном развитии педагогических работников. Аттестация проводится на основе экспертной оценки... | ||
Роль отраслей социальной сферы в развитии человеческого потенциала Важная роль в этом отводится физическому воспитанию детей, молодежи и систематическим занятиям физкультурой и спортом населением... | Мельникова Л. В., Найденова Л. П. Международная научная конференция... Коломенского Макария (Булгакова) провел международную научную конференцию "Роль Православной церкви в создании и развитии Российского... | ||
Роль изобразительного искусства в формировании и развитии личности школьника Но наиболее эффективным, несомненно, является художественное воспитание как процесс целенаправленного воздействия видами искусства,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Математика обладает уникальным развивающим... |