Скачать 164.31 Kb.
|
Еремина, О. В. Реформа высшего юридического образования и роль преподавателя в развитии научно-исследовательской деятельности студента в этот период [Электронный ресурс] / О. В. Еремина // Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2010.html, свободный. (0,7 п.л.) Еремина Ольга Вячеславовна, аспирант Оренбургского государственного педагогического университета реформа высшего юридического образования и роль преподавателя в развитии научно-исследовательской деятельности студента в этот период (13.00.08 – теория и методика профессионального образования) В настоящее время мы живем «в эпоху перемен», в том числе и в системе образования. Анализируя нормативные документы, разработанные и введенные в действие в Российской Федерации за последние несколько лет, следует подчеркнуть основные направления модернизации системы профессионального образования:
Каковы же преимущества новой системы высшего профессионального образования: многоуровневая подготовка студентов больше направлена на личность обучаемого, ее всестороннее развитие; реализуется новая парадигма развития высшего профессионального образования: образование «через всю жизнь», большая роль самообразования, готовность к переучиванию (переквалификации); сам процесс преподавания ориентирован не на передачу знаний, а на становление и развитие у студента логики исследовательского процесса [3: 84-85; 5: 3]. Так как на практике уже сложилась настойчивая потребность в специалистах, располагающих не столько узкопрофессиональными навыками, сколько определенным личностным потенциалом и способностью решать сложные проблемы комплексного характера, то основной задачей новой системы высшего профессионального образования является воспитание конкурентоспособного специалиста, способного к непрерывному саморазвитию и самообразованию. В связи с этим, в настоящее время большое значение придается компетентностной модели, которая активно включается в образовательный процесс. Ее изучению, анализу, адаптации к российским условиям посвящено много работ, в частности, В.И. Байденко, В.А. Болотова, Н.А. Гришановой, И.А. Зимней, А.К. Маркова, Н.А. Селезневой, В.В. Серикова, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторского и др. В рамках европейской тенденции глобализации образования, а также в рамках Болонского процесса, были сформулированы те основные, ключевые компетентности, которые в результате образования должны освоить молодые европейцы [6]. Поэтому и цель образования теперь заключается в формировании ключевых компетенций. При постепенном переходе к компетентностной модели обучения, которая позволяет формулировать требования к содержанию и уровню профессиональной подготовки выпускников в терминах, принятых на рынке труда, следует расширять в образовательной программе все виды учебной деятельности, приближенные к профессиональной. Речь идет о практиках, выполнении проектных работ, научно-исследовательской работе студентов, деловых, ролевых, имитационных играх и, вообще, об объеме творческой самостоятельной работы студентов. При решении задачи повышения качества подготовки специалистов требуется обратить пристальное внимание на подготовку и профессиональное развитие преподавателя вуза. Именно преподаватель, на наш взгляд, является центральной фигурой в модернизации современного образования в России. Преподаватель вуза, с одной стороны, должен вести научно-исследовательскую работу, разрабатывать методический инструментарий образовательного процесса, с другой – он осуществляет сугубо педагогическую деятельность, выступает как методист образовательного процесса. Реализуя важную социальную функцию – подготовку специалиста высшей квалификации, преподаватель обязан сам быть профессионалом высокого класса, владеть информацией не только по истории вопроса преподаваемых им учебных дисциплин, но и знать новейшие научные разработки и практические решения в его предметной области. Это обязывает преподавателя знакомиться с новинками научно-исследовательской литературы, вступать в общение со специалистами-практиками. В ходе такой углубленной работы по информационному и методическому оснащению образовательного процесса у преподавателя появляется потребность исследовать «белые пятна» в той области науки, учебные дисциплины по которой он преподает. Профессионализм преподавателя высшей школы проявляется, таким образом, в том, насколько гармонично в его деятельности связаны научно-исследовательская, педагогическая и «рождённая» ими научно-педагогическая (методическая) деятельность [4: 14]. Проведенное нами предварительное исследование уровня развития научно-исследовательской деятельности студентов-юристов в вузах города Оренбурга как обучающихся по специальности «Юриспруденция», так и будущих бакалавров юриспруденции, выявило, практически, одинаковую картину: подавляющее большинство студентов не только не могут дать адекватного определения научно-исследовательской деятельности, но и даже не могут соотнести выполняемые ими по учебному плану курсовые, дипломные работы с данным видом деятельности. По нашему мнению, это отражает и то, что в настоящее время эти студенческие работы полностью утратили творческий, исследовательский, аналитический, самостоятельный характер. С другой стороны, преподаватели при анализе письменных работ студентов ограничиваются проверкой наличия ответов на все пункты плана, правильностью оформления и никакого внимания не обращают на отсутствие в работе элементов научного исследования, выводов, предложений. Считая все вышесказанное о реформе высшего профессионального образования относящимся и к реформе высшего юридического образования в полной мере, необходимо в качестве одного из средств формирования компетенций будущего бакалавра юриспруденции внедрять систему научно-исследовательских студенческих и преподавательских работ. В связи с тем, что дисциплины по специальности «Юриспруденция» требуют от педагогов специальных знаний, то преподавателями чаще всего являются профессиональные юристы. Многие ученые и практики высказывают предположения, что наиболее остро в современном высшем юридическом образовании встанет проблема подготовки специальных педагогических кадров. Никаких навыков преподавательской деятельности (даже начально-элементарных) студент-юрист не получает, считает профессор В.М. Мапельман. В стандартах нет даже упоминания о пропедевтическом курсе «Педагогика», а «Юридическая психология» входит в число предметных дисциплин без базовой основы, т.е. без курса «Общей психологии». Фактически дипломированный специалист с квалификацией «юрист», начав заниматься преподавательской деятельностью, не имеет никакой, даже мизерной, подготовки к такого рода работе. Не предусматривается никаких педагогических элементов и в его практиках. И если они приходят преподавать в юридические вузы, то совершенно не знают, что такое методическая работа и не умеют создавать необходимый для обучения юристов дидактический материал (в том числе и в режиме компьютерных технологий). В современных обстоятельствах перехода на двухуровневую систему, при которой резко сокращается аудиторная работа и значительно увеличивается самостоятельная работа студентов, потребность в такого рода разработках становится чрезвычайно актуальной. Кроме того, такие «преподаватели» не имеют четкого представления о методологии научных исследований, и от этого возникает проблема с самой постановкой задачи перед студентами при организации научно-исследовательской деятельности. Преподаватели не могут грамотно сформулировать предлагаемую студенту тему исследования (грамотно не с профессиональной точки зрения, а с точки зрения организации процесса научного исследования), не могут объяснить логику исследовательского процесса, не могут научить работать с литературой, данными, собранными в ходе практики и так далее. В связи с этим, целесообразно было бы ввести спецкурс для преподавателей, включающий не только теоретические вопросы, но и ряд практических заданий. Кроме того, преподаватель должен выбрать такой способ изложения своей учебной дисциплины, когда преподавание строится как передача опыта научно-исследовательской деятельности – своего и своих коллег, оппонентов и предшественников, как утверждение собственных научных позиций или заочная дискуссия с другими учеными [1: 49]. Исходя из вышеизложенного, в ходе проведения диссертационного исследования, нами были выделены педагогические следующие условия развития научно-исследовательской деятельности бакалавра юриспруденции:
Именно в рамках реализации первого педагогического условия – включение преподавателей в деятельность, направленную на создание нового по содержанию и структуре научного сопровождения – и должна измениться роль педагога. Научно-методическое и организационно-координационное руководство деятельностью системы научно-исследовательской работы студентов осуществлялось всегда и было одной из основных направлений деятельности руководства вуза, советов по научно-исследовательской работе студентов, кафедр, самих преподавателей. Советы принимают организационные решения, намечают перспективы развития, утверждают наиболее рациональное использование ресурсов. Управление содержательной стороной научно-исследовательской работы студентов осуществляют кафедры. Преподаватели непосредственно руководят научной деятельностью студентов. Однако, в последнее время, обновляющееся общество ставит новые задачи перед профессионалами. И вузы должны подготовить студентов к таким новым потребностям рынка труда. Вслед за работодателями, «…обновляющаяся система высшего образования ставит перед университетами новые задачи, связанные с разработкой принципиально новых подходов к организации научно-исследовательской работы студентов и ее научно-методологическому обеспечению на основе гуманитарных технологий» [2: 33]. Для эффективного научно-методического обеспечения научно-исследовательской работы студентов в обновляющейся высшей профессиональной школе необходимо включение преподавателей в комплексную деятельность, направленную на создание нового по содержанию и структуре научного сопровождения. При этом научное сопровождение рассматривается только как взаимодействие преподавателя и студента в ходе выполнения научных исследований. «Научное сопровождение – это особый вид профессиональной и научной деятельности преподавателя вуза, призванный эффективно решать задачи научно-исследовательской работы студентов, используя имеющийся личный потенциал студента на основе оказания ему помощи и поддержки» [2: 33]. С такой точки зрения научное сопровождение преподавателем научно-исследовательской работы студента рассматривается как гуманитарная технология в вузе. Как любая педагогическая технология, научное сопровождение должно иметь методологическую основу, программу (модель, схему), результат (осуществление студентом научно-исследовательской работы на высоком уровне научности). Только все в комплексе сможет сделать деятельность преподавателей эффективным научным сопровождением научно-исследовательской работы студента. Только последовательные, систематические действия, личный пример преподавателя смогут превратить выполнение студентами научно-исследовательской работы в освоение ими гуманитарной технологии [2: 34]. Включение преподавателей в деятельность, направленную на создание нового по содержанию и структуре научного сопровождения возможно путем:
В ходе исследования нами был разработан курс занятий для преподавателей юридического факультета Оренбургского государственного университета. Данный курс рассчитан на 12 часов и включает три взаимосвязанных модуля: 1 – методология научного исследования, 2 – организация и сопровождение исследовательской и экспериментальной работы, 3 – использование исследовательских технологий в рамках учебных дисциплин. Модули разделены на темы, которые включают следующие вопросы: План ознакомительного курса для преподавателей «Основы научно-исследовательской деятельности студентов» (всего: 12 ч). Модуль 1: Научное познание и научное исследование. Тема 1: Общая характеристика научного познания и научного исследования. Вопрос 1. Что такое наука и научное познание. Вопрос 2. Научное исследование: понятие, источники, условия. Тема 2: Методология научного исследования. Вопрос 1. Методологические характеристики научного исследования. Вопрос 2. Логика исследования. Вопрос 3. Методы исследования. Тема 3: Основные виды научно-исследовательской работы студентов. Вопрос 1. Научно-исследовательская работа студентов: характеристика, значение. Вопрос 2. Учебный реферат. Вопрос 3. Курсовая работа. Вопрос 4. Выпускная квалификационная работа. Вопрос 5. Внеучебная научно-исследовательская работа студентов: доклады, проекты. Модуль 2: Руководство научно-исследовательской работой студентов. Тема 4: Организация научно-исследовательской работы студентов. Вопрос 1. Значение руководства, инициативной позиции преподавателя на каждом этапе научно-исследовательской работы студентов. Вопрос 2. Подготовка студентов к исследованию. Вопрос 3. Особенности формулирования темы. Тема 5: Сопровождение исследовательской и экспериментальной работы. Вопрос 1. Помощь в работе с текстом. Вопрос 2. Помощь в оформлении. Вопрос 3. Сотрудничество в процессе эксперимента. Вопрос 4. Особенности проверки и оценивания. Вопрос 5. Рецензирование. Модуль 3: Использование исследовательских технологий в рамках учебных дисциплин. Тема 6: Характеристика технологий и приемов. Вопрос 1. Общая характеристика исследовательских технологий. Вопрос 2. Примеры использования приемов исследовательских технологий в рамках учебной лекции и практического занятия. Вопрос 3. Тренинг: каждый предлагает разработанный им фрагмент своего занятия с использованием приемов исследовательских технологий. Краткое содержание курса: 1 модуль: Научное познание и научное исследование (6 ч). Тема 1: Общая характеристика научного познания и научного исследования (2 ч).
Тема 2. Методология научного исследования (2 ч).
Тема 3. Основные виды научно-исследовательской работы студентов (2 ч).
2 модуль: Руководство научно-исследовательской работой студентов (4 ч). Тема 4. Организация научно-исследовательской работы студентов (2 ч).
Тема 5. Сопровождение исследовательской и экспериментальной работы (2 ч).
Занятия в рамках спецкурса «Основы научно-исследовательской деятельности студентов» организовывались в виде лекций-консультаций, лекций-бесед, тренинговых занятий по использованию приемов исследовательских технологий и технологии развития критического мышления через чтение и письмо на учебных занятиях. Преподаватели сами выполняли некоторые приемы технологий развития критического мышления и исследовательской технологии. Завершающие задания спецкурса: разработать модель одного занятия по своей учебной дисциплине (практического, лекционного, итоговой аттестации) с применением новых (нетрадиционных) приемов, способов, развивающих научно-исследовательскую деятельность студента. Преподаватели охотно участвовали в этом итоговом задании. Из всех принимавших участие в занятиях спецкурса, 12 представили свои модели, проявив творческий подход, продемонстрировав полученные знания и стремление их использования в дальнейшей работе. После знакомства со всеми представленными работами было проведено обсуждение, в ходе которого свои ощущения и пожелания высказали не только сами преподаватели, но и руководители кафедр и представители деканата факультета. Со стороны руководства были высказаны положительные оценки тем, кто все-таки принял участие в развитии научно-исследовательской деятельности студентов в новых формах и рекомендации кафедрам стимулировать и расширять работу в данном направлении. Сами же преподаватели отметили, что именно полученных в ходе спецкурса знаний им не хватало для полноценного руководства научно-исследовательской деятельностью студента, подчас им самим непонятно было: что должен студент сделать, чего от него требовать и как оценить проделанную им работу. Таким образом, работа, проведенная в ходе диссертационного исследования с преподавателями, создала основу, базу для дальнейшего научного сопровождения, выделенного нами как одного из реализуемых педагогических условий развития научно-исследовательской деятельности студентов. По нашему мнению, ознакомление преподавателей с данным курсом дало им не только знания, но и обогатило их преподавательский опыт приемами, которые они смогут использовать на своих занятиях. Полученные знания помогут им в дальнейшем развивать не только научно-исследовательскую деятельность студентов, но и повышать собственный исследовательский уровень. А это, в свою очередь, позволит им быть примером для студентов, которых будет проще вовлекать в совместную научную работу, продемонстрирует им необходимость и применимость исследовательских умений в практической работе юриста. Литература: 1. Байкова Л. Передавать студентам науку, а не только знания // Альма-матер. Вестник высшей школы. – 2004. – №2. – С. 49–50. 2. Бережнова Е. В., Богословский В. И. Научно-исследовательская работа студента как гуманитарная технология: Учеб. пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – 208 с. 3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки спец-ов, 2004. – 128 с. 4. Ларионова М. Преподаватель вуза – субъект модернизации образования // Высшее образование в России. – 2007. – № 12. – С. 12–14. 5. Матушкин Н., Столбова И., Ульрих Т. НИРС как составляющая системы формирования компетенций специалиста // Альма-матер. Вестник высшей школы. – 2007. – № 5. – С. 3–7. 6. Tuning Educational Structures in Europe. Line 1. Learning Outcomes. Competences. Methodology. 2001 – 2003. Phase 1/ Режим доступа: http://www.relintdeusto.es/TuningProject/index.htm, свободный. |
Доклад: электронное портфолио преподавателя как результат организации... Портфолио – это набор материалов, демонстрирующий преподавателя выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические... | ||
Роль самообразования в развитии личности студента Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской... Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской... Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» | План научно – исследовательской деятельности высшей школы народных... План научно-исследовательской деятельности Высшей школы народных искусств (института) подготовлен научным отделом на основе комплексной... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030600 «История» и готовит студента-историка к педагогической,... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Дисциплина разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030600 «История»... | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | Программа с присвоением дополнительной квалификации «преподаватель высшей школы» Целью программы является подготовка будущего преподавателя высшей школы к учебной и научно-исследовательской деятельности | ||
Отчет по научно-исследовательской деятельности мгту за 2010 год Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Реферат выполняется под руководством преподавателя, рецензируется... Одной из форм научно-исследовательской работы учащихся 9-11-х классов является написание и защита реферата | ||
Рабочая программа дисциплины фд. А. 04 «Информационное сопровождение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины фд. А. 04 «Информационное сопровождение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Итоги студенческой научно-исследовательской деятельности за 2009-2010 учебный год Мая 2010 г в техникуме состоялась студенческая научно-практическая конференция «Шаг в будущее». Были подведены итоги научно-исследовательской... | Учебно-методический комплекс дисциплины научно-исследовательский... Относится к циклу научно-исследовательской работы и практики. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единицы,... |