Еремина, О. В. Реформа высшего юридического образования и роль преподавателя в развитии научно-исследовательской деятельности студента в этот период





Скачать 164.31 Kb.
НазваниеЕремина, О. В. Реформа высшего юридического образования и роль преподавателя в развитии научно-исследовательской деятельности студента в этот период
Дата публикации08.01.2015
Размер164.31 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Еремина, О. В. Реформа высшего юридического образования и роль преподавателя в развитии научно-исследовательской деятельности студента в этот период [Электронный ресурс] / О. В. Еремина // Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2010.html, свободный. (0,7 п.л.)
Еремина Ольга Вячеславовна,

аспирант Оренбургского государственного педагогического университета
реформа высшего юридического образования и роль преподавателя

в развитии научно-исследовательской деятельности студента

в этот период
(13.00.08 – теория и методика профессионального образования)
В настоящее время мы живем «в эпоху перемен», в том числе и в системе образования. Анализируя нормативные документы, разработанные и введенные в действие в Российской Федерации за последние несколько лет, следует подчеркнуть основные направления модернизации системы профессионального образования:

  • прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, информационных агентств, служб занятости;

  • структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечение реальной многоуровневости высшего образования, создание университетских комплексов;

  • углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными высокими технологиями;

  • повышение статуса вузовской науки как одного из основных факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, развития производительных сил общества и непрерывного обновления содержания профессионального образования;

  • интеграция университетской, академической и отраслевой науки.

Каковы же преимущества новой системы высшего профессионального образования: многоуровневая подготовка студентов больше направлена на личность обучаемого, ее всестороннее развитие; реализуется новая парадигма развития высшего профессионального образования: образование «через всю жизнь», большая роль самообразования, готовность к переучиванию (переквалификации); сам процесс преподавания ориентирован не на передачу знаний, а на становление и развитие у студента логики исследовательского процесса [3: 84-85; 5: 3].

Так как на практике уже сложилась настойчивая потребность в специалистах, располагающих не столько узкопрофессиональными навыками, сколько определенным личностным потенциалом и способностью решать сложные проблемы комплексного характера, то основной задачей новой системы высшего профессионального образования является воспитание конкурентоспособного специалиста, способного к непрерывному саморазвитию и самообразованию.

В связи с этим, в настоящее время большое значение придается компетентностной модели, которая активно включается в образовательный процесс. Ее изучению, анализу, адаптации к российским условиям посвящено много работ, в частности, В.И. Байденко, В.А. Болотова, Н.А. Гришановой, И.А. Зимней, А.К. Маркова, Н.А. Селезневой, В.В. Серикова, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторского и др.

В рамках европейской тенденции глобализации образования, а также в рамках Болонского процесса, были сформулированы те основные, ключевые компетентности, которые в результате образования должны освоить молодые европейцы [6]. Поэтому и цель образования теперь заключается в формировании ключевых компетенций.

При постепенном переходе к компетентностной модели обучения, которая позволяет формулировать требования к содержанию и уровню профессиональной подготовки выпускников в терминах, принятых на рынке труда, следует расширять в образовательной программе все виды учебной деятельности, приближенные к профессиональной. Речь идет о практиках, выполнении проектных работ, научно-исследовательской работе студентов, деловых, ролевых, имитационных играх и, вообще, об объеме творческой самостоятельной работы студентов.

При решении задачи повышения качества подготовки специалистов требуется обра­тить пристальное внимание на подготовку и профессиональное развитие преподавателя вуза. Именно преподаватель, на наш взгляд, является центральной фигурой в модерни­зации современного образования в России.

Преподаватель вуза, с одной сто­роны, должен вести научно-исследовательскую ра­боту, разрабатывать методический инстру­ментарий образовательного процесса, с другой – он осу­ществляет сугубо педагогическую деятель­ность, выступает как методист образова­тельного процесса.

Реализуя важную социальную функцию – подготовку специалиста высшей квалифи­кации, преподаватель обязан сам быть профессионалом высокого класса, владеть ин­формацией не только по истории вопроса пре­подаваемых им учебных дисциплин, но и знать новейшие научные разработки и практические решения в его предметной области. Это обя­зывает преподавателя знакомиться с новин­ками научно-исследовательской литературы, вступать в общение со специалистами-прак­тиками. В ходе такой углубленной работы по информационному и методическому оснаще­нию образовательного процесса у преподава­теля появляется потребность исследовать «бе­лые пятна» в той области науки, учебные дис­циплины по которой он преподает.

Профессионализм преподавателя выс­шей школы проявляется, таким образом, в том, насколько гармонично в его деятельности связаны научно-исследовательская, педагогическая и «рождённая» ими науч­но-педагогическая (методическая) деятель­ность [4: 14].

Проведенное нами предварительное исследование уровня развития научно-исследовательской деятельности студентов-юристов в вузах города Оренбурга как обучающихся по специальности «Юриспруденция», так и будущих бакалавров юриспруденции, выявило, практически, одинаковую картину: подавляющее большинство студентов не только не могут дать адекватного определения научно-исследовательской деятельности, но и даже не могут соотнести выполняемые ими по учебному плану курсовые, дипломные работы с данным видом деятельности. По нашему мнению, это отражает и то, что в настоящее время эти студенческие работы полностью утратили творческий, исследовательский, аналитический, самостоятельный характер.

С другой стороны, преподаватели при анализе письменных работ студентов ограничиваются проверкой наличия ответов на все пункты плана, правильностью оформления и никакого внимания не обращают на отсутствие в работе элементов научного исследования, выводов, предложений.

Считая все вышесказанное о реформе высшего профессионального образования относящимся и к реформе высшего юридического образования в полной мере, необходимо в качестве одного из средств формирования компетенций будущего бакалавра юриспруденции внедрять систему научно-исследовательских студенческих и преподавательских работ.

В связи с тем, что дисциплины по специальности «Юриспруденция» требуют от педагогов специальных знаний, то преподавателями чаще всего являются профессиональные юристы. Многие ученые и практики высказывают предположения, что наиболее остро в современном высшем юридическом образовании встанет проблема подготовки специальных педагогических кадров. Никаких навыков преподавательской деятельности (даже начально-элементарных) студент-юрист не получает, считает профессор В.М. Мапельман. В стандартах нет даже упоминания о пропедевтическом курсе «Педагогика», а «Юридическая психология» входит в число предметных дисциплин без базовой основы, т.е. без курса «Общей психологии». Фактически дипломированный специалист с квалификацией «юрист», начав заниматься преподавательской деятельностью, не имеет никакой, даже мизерной, подготовки к такого рода работе. Не предусматривается никаких педагогических элементов и в его практиках. И если они приходят преподавать в юридические вузы, то совершенно не знают, что такое методическая работа и не умеют создавать необходимый для обучения юристов дидактический материал (в том числе и в режиме компьютерных технологий). В современных обстоятельствах перехода на двухуровневую систему, при которой резко сокращается аудиторная работа и значительно увеличивается самостоятельная работа студентов, потребность в такого рода разработках становится чрезвычайно актуальной.

Кроме того, такие «преподаватели» не имеют четкого представления о методологии научных исследований, и от этого возникает проблема с самой постановкой задачи перед студентами при организации научно-исследовательской деятельности. Преподаватели не могут грамотно сформулировать предлагаемую студенту тему исследования (грамотно не с профессиональной точки зрения, а с точки зрения организации процесса научного исследования), не могут объяснить логику исследовательского процесса, не могут научить работать с литературой, данными, собранными в ходе практики и так далее. В связи с этим, целесообразно было бы ввести спецкурс для преподавателей, включающий не только теоретические вопросы, но и ряд практических заданий. Кроме того, преподаватель должен выбрать такой способ изложения своей учебной дисциплины, когда преподавание строится как передача опыта научно-исследовательской деятельности – своего и своих коллег, оппонентов и предшественников, как утверждение собственных научных позиций или заочная дискуссия с другими учеными [1: 49].

Исходя из вышеизложенного, в ходе проведения диссертационного исследования, нами были выделены педагогические следующие условия развития научно-исследовательской деятельности бакалавра юриспруденции:

  • включение преподавателей в деятельность, направленную на создание нового по содержанию и структуре научного сопровождения;

  • реализация спецкурса «Основы исследовательской деятельности», в рамках которого происходит обучение студента умениям организации и выполнения исследовательской деятельности;

  • включение студента в деятельность научного общества, научных школ кафедр, его привлечение к участию в конференциях, конкурсах, проектах, в том числе международных;

  • создание ситуаций успеха при организации исследовательской работы студента.

Именно в рамках реализации первого педагогического условия – включение преподавателей в деятельность, направленную на создание нового по содержанию и структуре научного сопровождения – и должна измениться роль педагога.

Научно-методическое и организационно-координационное руководство деятельностью системы научно-исследовательской работы студентов осуществлялось всегда и было одной из основных направлений деятельности руководства вуза, советов по научно-исследовательской работе студентов, кафедр, самих преподавателей. Советы принимают организационные решения, намечают перспективы развития, утверждают наиболее рациональное использование ресурсов. Управление содержательной стороной научно-исследовательской работы студентов осуществляют кафедры. Преподаватели непосредственно руководят научной деятельностью студентов. Однако, в последнее время, обновляющееся общество ставит новые задачи перед профессионалами. И вузы должны подготовить студентов к таким новым потребностям рынка труда. Вслед за работодателями, «…обновляющаяся система высшего образования ставит перед университетами новые задачи, связанные с разработкой принципиально новых подходов к организации научно-исследовательской работы студентов и ее научно-методологическому обеспечению на основе гуманитарных технологий» [2: 33].

Для эффективного научно-методического обеспечения научно-исследовательской работы студентов в обновляющейся высшей профессиональной школе необходимо включение преподавателей в комплексную деятельность, направленную на создание нового по содержанию и структуре научного сопровождения. При этом научное сопровождение рассматривается только как взаимодействие преподавателя и студента в ходе выполнения научных исследований. «Научное сопровождение – это особый вид профессиональной и научной деятельности преподавателя вуза, призванный эффективно решать задачи научно-исследовательской работы студентов, используя имеющийся личный потенциал студента на основе оказания ему помощи и поддержки» [2: 33]. С такой точки зрения научное сопровождение преподавателем научно-исследовательской работы студента рассматривается как гуманитарная технология в вузе.

Как любая педагогическая технология, научное сопровождение должно иметь методологическую основу, программу (модель, схему), результат (осуществление студентом научно-исследовательской работы на высоком уровне научности). Только все в комплексе сможет сделать деятельность преподавателей эффективным научным сопровождением научно-исследовательской работы студента. Только последовательные, систематические действия, личный пример преподавателя смогут превратить выполнение студентами научно-исследовательской работы в освоение ими гуманитарной технологии [2: 34].

Включение преподавателей в деятельность, направленную на создание нового по содержанию и структуре научного сопровождения возможно путем:

  • во-первых, проведения с преподавателями занятий в рамках спецкурса «Основы научно-исследовательской деятельности студентов». Такой специальный курс необходим, он даст им возможность познакомиться с широким набором «инструментов», которые позволят на учебных занятиях, в ходе руководства исследовательской работой студентов эффективнее развивать ее, повышать результативность. В данном курсе для преподавателей необходимо сделать акцент на вопросы руководства исследовательской работой студентов, на процесс консультирования, поддержки, проверки и оценивания студенческих исследований. Необходимо самих преподавателей ознакомить с приемами исследовательских технологий, технологии развития критического мышления и др., дать им возможность испытать на себе их эффективность в развитии мышления и исследовательских навыков. Они должны разработать новые планы проведения своих учебных занятий с использованием новых приемов, средств, способов, может включить в свою работу даже новые формы.

  • во-вторых, для формирования микроклимата, способного воспитать студента, как исследователя, познакомить его с нормами общекультурной и научно-исследовательской жизни, преподаватель (не избранный, а, практически, каждый) должен демонстрировать личный пример. Преподаватели должны сами вести научные исследования, привлекать к участию в них студентов, организовывать научные мероприятия (дискуссии, кружки, секции), в том числе с привлечением в качестве заказчиков либо арбитров работодателей, чтобы студент увидел практическую значимость проделанной работы;

  • в-третьих, как психологическая основа реализации гуманитарной технологии и осуществления научного сопровождения научно-исследовательской работы студентов должен существовать благоприятный климат всего вуза (факультета, отделения). Со стороны администрации должна быть поддержка студенческих научных обществ, научных школ, организация конференций, конкурсов, олимпиад с обязательным поощрением (благодарности, гранты, стипендии, рекомендации для работодателя). Преподаватели должны взаимодействовать между собой (межпредметные научные проекты, совместные заседания), активнее сотрудничать с работодателями (привлекать для участия в различных мероприятиях, задействовать для прохождения студенческой практики).

В ходе исследования нами был разработан курс занятий для преподавателей юридического факультета Оренбургского государственного университета. Данный курс рассчитан на 12 часов и включает три взаимосвязанных модуля: 1 – методология научного исследования, 2 – организация и сопровождение исследовательской и экспериментальной работы, 3 – использование исследовательских технологий в рамках учебных дисциплин. Модули разделены на темы, которые включают следующие вопросы:
План ознакомительного курса для преподавателей

«Основы научно-исследовательской деятельности студентов» (всего: 12 ч).

Модуль 1: Научное познание и научное исследование.

Тема 1: Общая характеристика научного познания и научного исследования.

Вопрос 1. Что такое наука и научное познание.

Вопрос 2. Научное исследование: понятие, источники, условия.

Тема 2: Методология научного исследования.

Вопрос 1. Методологические характеристики научного исследования.

Вопрос 2. Логика исследования.

Вопрос 3. Методы исследования.

Тема 3: Основные виды научно-исследовательской работы студентов.

Вопрос 1. Научно-исследовательская работа студентов: характеристика, значение.

Вопрос 2. Учебный реферат.

Вопрос 3. Курсовая работа.

Вопрос 4. Выпускная квалификационная работа.

Вопрос 5. Внеучебная научно-исследовательская работа студентов: доклады, проекты.

Модуль 2: Руководство научно-исследовательской работой студентов.

Тема 4: Организация научно-исследовательской работы студентов.

Вопрос 1. Значение руководства, инициативной позиции преподавателя на каждом этапе научно-исследовательской работы студентов.

Вопрос 2. Подготовка студентов к исследованию.

Вопрос 3. Особенности формулирования темы.

Тема 5: Сопровождение исследовательской и экспериментальной работы.

Вопрос 1. Помощь в работе с текстом.

Вопрос 2. Помощь в оформлении.

Вопрос 3. Сотрудничество в процессе эксперимента.

Вопрос 4. Особенности проверки и оценивания.

Вопрос 5. Рецензирование.

Модуль 3: Использование исследовательских технологий в рамках учебных дисциплин.

Тема 6: Характеристика технологий и приемов.

Вопрос 1. Общая характеристика исследовательских технологий.

Вопрос 2. Примеры использования приемов исследовательских технологий в рамках учебной лекции и практического занятия.

Вопрос 3. Тренинг: каждый предлагает разработанный им фрагмент своего занятия с использованием приемов исследовательских технологий.

Краткое содержание курса:

1 модуль: Научное познание и научное исследование (6 ч).

Тема 1: Общая характеристика научного познания и научного исследования (2 ч).

  1. Что такое наука и научное познание: определение науки, ее цели. Объект и предмет науки. Функции науки. Становление науки. Определение познания. Уровни познавательного процесса. Формы познания.

  2. Научное исследование: понятие, источники, условия. Определение научного исследования, виды. Приоритетные задачи современных исследований. Источники информации для исследования. Условия успешности исследований.

Тема 2. Методология научного исследования (2 ч).

  1. Методологические характеристики научного исследования: методология науки. Принципы и требования исследовательской деятельности. Основные подходы в исследовании.

  2. Логика исследования: варианты последовательности поисковых шагов. Единый язык исследовательских работ, характеристика каждого элемента понятийного аппарата.

  3. Методы исследования: определение метода. Эмпирические методы. Теоретические методы. Количественные и качественные методы.

Тема 3. Основные виды научно-исследовательской работы студентов (2 ч).

  1. Научно-исследовательская работа студентов: характеристика, значение. Определение научно-исследовательской работы студентов, отличительные признаки, общие требования, требования вуза, значение.

  2. Учебный реферат: определение реферата, виды. Структура реферата. Этапы работы над рефератом.

  3. Курсовая работа: определение и значение курсовой работы. Выбор темы курсовой работы. Структура курсовой работы, ее отдельные части. Порядок работы над курсовой работой. Оформление курсовой работы, приложений.

  4. Выпускная квалификационная работа: определение ВКР, задачи. Этапы работы над ВКР. Существенные отличия ВКР от других видов исследовательских работ. Оформление и защита ВКР.

  5. Внеучебная научно-исследовательская работа студентов: доклады, проекты. Виды внеучебной НИРС, ее значение. Особенности работы над докладами, представление доклада. Проект: особенности работы и защиты.

2 модуль: Руководство научно-исследовательской работой студентов (4 ч).

Тема 4. Организация научно-исследовательской работы студентов (2 ч).

  1. Значение руководства, инициативной позиции преподавателя на каждом этапе НИРС: возможности руководства для активизации познавательной активности студентов. Значение постоянной работы педагога по ознакомлению студентов с особенностями исследовательской деятельности: в ходе обычных учебных занятий, во внеучебной работе, при руководстве исследованиями.

  2. Подготовка студентов к исследованию: значение подготовки. Основные этапы подготовки: объяснить последовательность исследовательских шагов, как выбрать тему, как работать с текстом, как определить объект и предмет исследования, выбор методов и базы, проведение эксперимента (при необходимости), написание рукописи, оформление для оценивания, защита.

  3. Особенности формулирования темы: требования к выбору и формулированию тем исследований самим преподавателем. Оказание помощи студенту по самостоятельному выбору и формулированию темы.

Тема 5. Сопровождение исследовательской и экспериментальной работы (2 ч).

  1. Помощь в работе с текстами: постоянный контроль за ходом библиографического поиска: перечня, картотеки, конспекта текста.

  2. Помощь в оформлении: ознакомление с методическими рекомендациями по оформлению: положения, стандарты, методички. Помощь в формулировании выводов, заключения.

Занятия в рамках спецкурса «Основы научно-исследовательской деятельности студентов» организовывались в виде лекций-консультаций, лекций-бесед, тренинговых занятий по использованию приемов исследовательских технологий и технологии развития критического мышления через чтение и письмо на учебных занятиях. Преподаватели сами выполняли некоторые приемы технологий развития критического мышления и исследовательской технологии. Завершающие задания спецкурса: разработать модель одного занятия по своей учебной дисциплине (практического, лекционного, итоговой аттестации) с применением новых (нетрадиционных) приемов, способов, развивающих научно-исследовательскую деятельность студента. Преподаватели охотно участвовали в этом итоговом задании. Из всех принимавших участие в занятиях спецкурса, 12 представили свои модели, проявив творческий подход, продемонстрировав полученные знания и стремление их использования в дальнейшей работе. После знакомства со всеми представленными работами было проведено обсуждение, в ходе которого свои ощущения и пожелания высказали не только сами преподаватели, но и руководители кафедр и представители деканата факультета. Со стороны руководства были высказаны положительные оценки тем, кто все-таки принял участие в развитии научно-исследовательской деятельности студентов в новых формах и рекомендации кафедрам стимулировать и расширять работу в данном направлении. Сами же преподаватели отметили, что именно полученных в ходе спецкурса знаний им не хватало для полноценного руководства научно-исследовательской деятельностью студента, подчас им самим непонятно было: что должен студент сделать, чего от него требовать и как оценить проделанную им работу.

Таким образом, работа, проведенная в ходе диссертационного исследования с преподавателями, создала основу, базу для дальнейшего научного сопровождения, выделенного нами как одного из реализуемых педагогических условий развития научно-исследовательской деятельности студентов. По нашему мнению, ознакомление преподавателей с данным курсом дало им не только знания, но и обогатило их преподавательский опыт приемами, которые они смогут использовать на своих занятиях. Полученные знания помогут им в дальнейшем развивать не только научно-исследовательскую деятельность студентов, но и повышать собственный исследовательский уровень. А это, в свою очередь, позволит им быть примером для студентов, которых будет проще вовлекать в совместную научную работу, продемонстрирует им необходимость и применимость исследовательских умений в практической работе юриста.
Литература:

1. Байкова Л. Передавать студентам науку, а не только знания // Альма-матер. Вестник высшей школы. – 2004. – №2. – С. 49–50.

2. Бережнова Е. В., Богословский В. И. Научно-исследовательская работа студента как гуманитарная технология: Учеб. пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – 208 с.

3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки спец-ов, 2004. – 128 с.

4. Ларионова М. Преподаватель вуза – субъект модернизации образования // Высшее образование в России. – 2007. – № 12. – С. 12–14.

5. Матушкин Н., Столбова И., Ульрих Т. НИРС как составляющая системы формирования компетенций специалиста // Альма-матер. Вестник высшей школы. – 2007. – № 5. – С. 3–7.

6. Tuning Educational Structures in Europe. Line 1. Learning Outcomes. Competences. Methodology. 2001 – 2003. Phase 1/ Режим доступа: http://www.relintdeusto.es/TuningProject/index.htm, свободный.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Еремина, О. В. Реформа высшего юридического образования и роль преподавателя в развитии научно-исследовательской деятельности студента в этот период iconДоклад: электронное портфолио преподавателя как результат организации...
Портфолио – это набор материалов, демонстрирующий преподавателя выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный...
Еремина, О. В. Реформа высшего юридического образования и роль преподавателя в развитии научно-исследовательской деятельности студента в этот период iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ре­бенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психоло­гические...
Еремина, О. В. Реформа высшего юридического образования и роль преподавателя в развитии научно-исследовательской деятельности студента в этот период iconРоль самообразования в развитии личности студента
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный...
Еремина, О. В. Реформа высшего юридического образования и роль преподавателя в развитии научно-исследовательской деятельности студента в этот период iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской...
Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента»
Еремина, О. В. Реформа высшего юридического образования и роль преподавателя в развитии научно-исследовательской деятельности студента в этот период iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской...
Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента»
Еремина, О. В. Реформа высшего юридического образования и роль преподавателя в развитии научно-исследовательской деятельности студента в этот период iconПлан научно – исследовательской деятельности высшей школы народных...
План научно-исследовательской деятельности Высшей школы народных искусств (института) подготовлен научным отделом на основе комплексной...
Еремина, О. В. Реформа высшего юридического образования и роль преподавателя в развитии научно-исследовательской деятельности студента в этот период iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030600 «История» и готовит студента-историка к педагогической,...
Еремина, О. В. Реформа высшего юридического образования и роль преподавателя в развитии научно-исследовательской деятельности студента в этот период iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Дисциплина разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030600 «История»...
Еремина, О. В. Реформа высшего юридического образования и роль преподавателя в развитии научно-исследовательской деятельности студента в этот период iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Еремина, О. В. Реформа высшего юридического образования и роль преподавателя в развитии научно-исследовательской деятельности студента в этот период iconПрограмма с присвоением дополнительной квалификации «преподаватель высшей школы»
Целью программы является подготовка будущего преподавателя высшей школы к учебной и научно-исследовательской деятельности
Еремина, О. В. Реформа высшего юридического образования и роль преподавателя в развитии научно-исследовательской деятельности студента в этот период iconОтчет по научно-исследовательской деятельности мгту за 2010 год
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Еремина, О. В. Реформа высшего юридического образования и роль преподавателя в развитии научно-исследовательской деятельности студента в этот период iconРеферат выполняется под руководством преподавателя, рецензируется...
Одной из форм научно-исследовательской работы учащихся 9-11-х классов является написание и защита реферата
Еремина, О. В. Реформа высшего юридического образования и роль преподавателя в развитии научно-исследовательской деятельности студента в этот период iconРабочая программа дисциплины фд. А. 04 «Информационное сопровождение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Еремина, О. В. Реформа высшего юридического образования и роль преподавателя в развитии научно-исследовательской деятельности студента в этот период iconРабочая программа дисциплины фд. А. 04 «Информационное сопровождение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Еремина, О. В. Реформа высшего юридического образования и роль преподавателя в развитии научно-исследовательской деятельности студента в этот период iconИтоги студенческой научно-исследовательской деятельности за 2009-2010 учебный год
Мая 2010 г в техникуме состоялась студенческая научно-практическая конференция «Шаг в будущее». Были подведены итоги научно-исследовательской...
Еремина, О. В. Реформа высшего юридического образования и роль преподавателя в развитии научно-исследовательской деятельности студента в этот период iconУчебно-методический комплекс дисциплины научно-исследовательский...
Относится к циклу научно-исследовательской работы и практики. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единицы,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск