Скачать 144.81 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург
Рабочая программа дисциплины ФД.А.04 Информационное сопровождение научно-исследовательской деятельности основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) по научной специальности 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования Санкт-Петербург 2012 ДИСЦИПЛИНА Информационное сопровождение научно-исследовательской деятельности Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования Цикл дисциплин (по учебному плану): ФД.А.04 (факультативные дисциплины) Курс:1 Трудоёмкость в ЗЕТ - 2 Трудоёмкость в часах - 72 Количество аудиторных часов на дисциплину: 14 В том числе: Лекции - 4 Практические занятия - 10 Количество часов на самостоятельную работу: 58 Рабочая программа дисциплины ФД.А.04 «Информационное сопровождение научно-исследовательской деятельности» разработана на основе федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) и учебного плана подготовки аспирантов в НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург по основной профессиональной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение дисциплины. По окончании изучения дисциплины аспирант должен: Знать: - теоретические и практические направления информационной деятельности в научных исследованиях; - методологию научного исследования и аналитической обработки информации; - теоретические основы информационно-библиографических, библиометрических и наукометрических технологий. Уметь: - осуществлять системный анализ информационно-поисковой деятельности; - сопоставлять методы научного поиска информации во всех системах информационной деятельности; - анализировать и реферировать информацию из различных информационно-поисковых систем. Владеть: - на практике навыками и умениями организации поиска информации в научно-исследовательской деятельности; - методами организации поиска научной информации; - методикой аналитической обработки информации в научно-исследовательской деятельности. Цели изучения дисциплины: - овладение знаниями, умениями, владениями, обеспечивающими готовность аспирантов успешно сдать зачет по дисциплине «Информационное сопровождение научно-исследовательской деятельности». Задачи дисциплины: - сформировать знания информационно-библиографических, библиометрических, наукометрических основ в системе науки и образования; - развить умения осуществлять процесс научного поиска информационных ресурсов в современной системе науки и образования; - владеть профессиональными знаниями, умениями в сфере современной информационной среды для сопровождения научной деятельности в области науки и образования. Принципы отбора содержания и организации учебного материала:Содержательное наполнение учебного материала определяется тем, что дисциплина ФД.А.04 «Информационное сопровождение научно-исследовательской деятельности» представлена в цикле «Факультативные дисциплины» Основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) по научной специальности: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования Содержание курса распределяется главным образом между лекционной и практической частями на основе принципов дополнительности: практические занятия не дублируют лекции. В лекционном курсе главное место отводится общетеоретическому аспекту проблем информатизации образовательной и научной деятельности. На практических занятиях рассматриваются вопросы применения современных информационных, информационно-библиографических, библиометрических, наукометрических технологий в системе образования и науки. В основу отбора содержания и организации учебного материала данной дисциплины положены следующие принципы: - принцип научности, требующий отображения современных достижений в теории и технологии библиографической науки - в теоретической части курса, и использования информационно-библиографических и библиометрических, наукометрических технологий - в его практической части; - принцип профессиональной ориентированности, предполагающий отбор содержания и выбор стратегий обучения, ориентированных на решение профессиональных задач; - принцип целостности и междисциплинарности, предполагающий обеспечение единства, преемственности, связи и взаимосвязи дисциплин различных предметных блоков, объединяемых общей идеей научно и профессионально направленной подготовки аспиранта; - принцип адаптивности, ориентирующий на необходимость адаптации при отборе содержания и организации учебного материала, что выражается в учете готовности аспирантов к восприятию и пониманию материала, а также их потребностей и потребностей общества к подготовке научно-педагогических кадров с требуемыми качествами. Отбор содержания учебного материала построен на принципах системности, фундаментальности и преемственности. Основное содержание:
Тематический планЛекция 1. Информационные ресурсы в научно-исследовательской деятельности (2 часа). Информационная деятельность. Информационные ресурсы. Ресурсы интернет. Электронно-библиотечные системы. Информационные сервисы. Использование баз данных. Российские базы данных. Зарубежные базы данных. Интеллектуальная собственность. Авторское право: система заимствований (понятие «плагиата»). Лекция 2. Информационно-библиографическое обеспечение научно-исследовательской деятельности (2 часа). Библиометрическая деятельность. Интернет-сайт библиотеки. Электронные каталоги. АИБС. Библиографическая информация. Библиографическое описание. Библиографическая ссылка. Индексы цитирования. Электронная доставка документов. Наукометрические ресурсы. Полнотекстовые научные базы данных. Практическое занятие 1. Классификация информационных ресурсов (2 часа).
Практическое занятие 2. Информационные продукты (2 часа).
Практическое занятие 3. Информационные базы данных (2 часа).
Практическое занятие 4. Информационное обеспечение научной деятельност. (2 часа).
Практическое занятие 5. Электронные библиотечные системы. (2 часа)
Основные понятия:Информационная деятельность. Информационное сопровождение. Информационные ресурсы. Электронный каталог. Информационные продукты и услуги. Мультимедийные электронные издания. Библиографическая информация. Библиографические базы данных. Библиометрические ресурсы. Наукометрические ресурсы. РИНЦ. Международные индексы цитирования. Электронная доставка документов. Медиатека. Электронные издания. Электронная библиотечная система. Библиографическое описание. Библиографическая ссылка. УДК. ББК.Организация самостоятельной работыСамостоятельная работа предполагает: углубленное изучение отдельных вопросов дисциплины с использованием дополнительной литературы и Internet-ресурсов, выполнение системы индивидуальных заданий. Организация самостоятельной работы в рамках учебной дисциплины предполагает: - самостоятельное ознакомление с научной литературой, исследовательскими материалами, интернет-ресурсами; - самостоятельный сбор учебного материала, его систематизацию и анализ с целью применения его в педагогической практике; - самостоятельную разработку планов исследовательской работы по проблеме информационно-библиографических технологий в научно-исследовательской деятельности. - самоанализ собственного опыта по изучению состояния проблем применения информационно-библиографических технологий в научно-исследовательской деятельности; - установление тем, предлагаемых для самостоятельного изучения; - подготовку к практическим занятиям; -анализ и реферирование литературы по проблемам информационного сопровождения в научно-исследовательской деятельности; - выполнение и защита рефератов. Темы рефератов Темы для написания рефератов отражают актуальные проблемы в развитии технологии информационного сопровождения научно-исследовательской деятельности и определяются в процессе консультаций с целью содействия формированию необходимых знаний:
Аттестация: а) Текущая аттестация: - устный контроль (устный опрос); - письменный контроль (реферат). б) Промежуточная аттестация. Зачет. Вопросы к зачету: 1.Информационные ресурсы: классификация. 2.Информационное сопровождение НИР: цели, задачи. 3.Полнотекстовые базы данных. 4.Современное состояние и тенденции развития информационных ресурсов. 5.Понятие информации: развитие представлений, основные разновидности. 6.Национальный библиографический ресурс. 7.Библиографическая информация в сетевом доступе: центры-генераторы, проблемы использования. 8.Основные принципы оценки информации как ресурса общества. 9.Электронные издания. Определение и классификация. 10.Библиометрические ресурсы. 11.Базы данных индексов научного цитирования: РИНЦ, h-index. 12.Информационные технологии в медиатеках. 13.Универсальная десятичная классификация (УДК). 14.Библиотечно-библиографическая классификация (ББК). 15.Рубрикаторы ГСНТИ, ГРНТИ. 16.Электронные библиотечные системы. Электронные библиотеки. 17.Иностранные полнотекстовые базы данных. 18.Понятие библиографического описания. ГОСТы СИБИД. 19.Программа проверки на антиплагиат как информационный ресурс. 20.База данных Виртуального зала диссертаций РГБ. 21.Наукометрические ресурсы. 22.Мультимедийная научная среда. 23.Научно-информационный поиск. 24.Информационная база данных Высшей Аттестационной Комиссии. Учебно-методическое обеспечение а) основная литература
б) дополнительная литература 1.Алешин Л.И. Электронные издания: способы формирования и возможности использования / Л. И. Алешин // Библиография. - 2004. - № 6. - С. 3-5. 2.Информационно-библиографическая культура [Электронный ресурс] : методические рекомендации / сост. Кравцова С. Г. ; отв. ред. Закревская Н. Г. ; Санкт-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, Гол. (Респ.) науч.-метод. б-ка по физ. культуре и спорту. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 338 КБ). - СПб. : [б. и.], 2007. - Электрон. дан. (1 файл). - Режим доступа: локальная сеть библиотеки, ЭБС. - Загл. с титула экрана. - Электрон. копия печ. Версии. 3.Зусьман, О.М. Экспертная оценка в практике библиотечно-библиографического обслуживания специалистов / О. М. Зусьман, В. А. Минкина // Методы исследований в библиотечной теории и практике. - Л., 1991. - С. 32-39. 4.Коваленко, О.О. Информатизация вузовской библиотеки как образовательная технология / О. О. Коваленко ; Московский гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова // Высшее образование в России. - 2011. - № 6. - С. 143-147. - Библиогр.: с. 147. 5.Коряковцева, Н.А. Основные принципы функционирования библиотеки в корпоративном информационно-образовательном пространстве вуза / Н. А. Коряковцева // Научные и технические библиотеки. - 2011. - № 4.- С. 48-51. 6.Куракова, Е.В. Информационные ресурсы и услуги в электронной среде: эффективность, потребности, перспективы : (по материалам прикладного исследования научной библиотеки Ульяновского гос. ун-та) / Е. В. Куракова // Научные и технические библиотеки. - 2011. - № 5. - С. 32-41. 7.Леликова, Н.К. Создание электронной библиографической продукции в научных библиотеках / Н. К. Леликова // Библиография. - 2003. - № 6. - С.4-11. 8.Литвинова, Н.Н. Зарубежные электронные ресурсы как пример для российских агрегаторов / Наталия Николаевна Литвинова // Университетская книга. - 2012. - № 2, март. - С. 52-55. 9.Лукьянов, Р.Л. Правовой статус электронных библиотек в Российской Федерации / Р. Л. Лукьянов // Юридическое образование и наука. - 2010. - № 3. - C. 29-31. 10.Найдек, В.Л. Исследование профессионального уровня научных сотрудников социометрическим методом экспертно-балльных оценок / В. Л. Найдек, В. М. Розенбаум, М. Д. Розенбаум // Социол. исслед. - М., 1991. - N 8. - С. 44-51. 11.Панкова, А.Н. Электронно-библиотечная система вуза / А. Н. Панкова, А. В. Лебедев // Аккредитация в образовании. - 2010. - № 42. - С. 58-59. 12.Прокубовская, А.О. Информационные образовательные ресурсы / А. О. Прокубовская, А. С. Парфенова ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т (РГППУ), Екатеринбург // Вестник Балтийской Педагогической Академии / Балт. пед. акад. ; Челябинский гос. пед. ун-т. - СПб., 2009. - Вып. 89 : Актуальные научно-педагогические проблемы. - С. 183-190. - Библиогр.: с. 190. 13.Тихомиров, Н.В. Образовательный процесс в электронном университете: условия и направления трансформации / Н. В. Тихомиров, В. Г. Минашкин, Л. Н. Дубейковская ; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики // Высшее образование в России. - 2011. - № 2. - С. 3-11. - Библиогр.: с. 11. 14.Черных, А.И. Квалиметрическая оценка электронных образовательных ресурсов / Анатолий Иосифович Черных, Кристина Вячеславовна Хорошун, Марина Леонидовна Романова ; Кубанский гос. технолог. ун-т, г. Краснодар// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 186-194. - Библиогр.: с. 194. 15.Чухломин, В.Д. Виртуальная обучающая среда современного вуза / В. Д. Чухломин // ЭКО. - 2009. - № 12. - С. 76-88. 16.Вуль, В.А. Электронные издания : Учеб. пособие для студ. вузов / В. А. Вуль. - СПб. : БХВ-Петербург, 2003. - 553,[7] с. : ил + 1 дискета. - Гриф: Рек. УМО вузов по университет. политехн. образованию. - Библиогр.: с. 551-553. - ISBN 5-94157-047-3 : 150р. 17.Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Г. Захарова. - М. : Академия, 2003. - 189 с. : ил. - (Высшее образование). - Гриф.: Рек. учеб.-метод. об-нием по спец. пед. образования. - ISBN 5-7695-1239-3 : 85р. 18.Информационная образовательная среда университета : пособие / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена; под ред. В. П. Соломина. - СПб. : Книжный Дом, 2008. - 91 с. : ил. - (Инновационная образовательная программа). - Гриф.: Доп. УМО по направлениям пед. образования М-ва образования и науки РФ . - ISBN 978-5-903931-10-1 : 40 р. в) интернет-ресурсы: http://ayp.ru/library/vvedenie-v-spetsialnost-svyazi-s-obshchestvennostyu/4548 http://www.aselibrary.ru/index.html http://elibrary.ru/news_library.asp http://grnti.ru/?p1=02 http://www.gsnti.ru/ http://www.udk-codes.net/part1.html Автор-составитель рабочей программы дисциплины: Закревская Наталья Григорьевна, доктор педагогических наук, доцент. Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин, протокол № 09 от 15.06 2012 г. Заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин доктор социологических наук, профессор Кармаев Н.А. |
Рабочая программа дисциплины фд. А. 04 «Информационное сопровождение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины «психология» для студентов Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | ||
Технологическая карта дисциплины «Психология» Кафедра Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | Отчет о научно-исследовательской работе «научно-методическое сопровождение выполнения обязательств российской федерации по охране всемирного культурного и природного наследия... | ||
Итоги студенческой научно-исследовательской деятельности за 2009-2010 учебный год Мая 2010 г в техникуме состоялась студенческая научно-практическая конференция «Шаг в будущее». Были подведены итоги научно-исследовательской... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 Научная организация... Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | ||
Мероприятия оирц (методический отдел) Организационно-методическое и информационное сопровождение деятельности работников образовательных учреждений | Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск.... Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | ||
Рабочая программа дисциплины «Информационная культура» Цель курса – обеспечение профессиональной подготовки специалистов, способных применять знания, умения и навыки информационного самообеспечения... | Рабочая программа дисциплины методика научно-исследоват ельской работы... Бз ооп впо. Логические и содержательно-методические взаимосвязи дисциплины проявляются по отношению к таким дисциплинам профессионального... | ||
Рабочая программа дисциплины дисциплина в. 1 «Информационно-коммуникационные... Целью изучения дисциплины является подготовка специалистов, способных решать вопросы применения информационно-коммуникационных технологий... | План проектной деятельности на IV квартал 2013 и период 2014-2015 годов Методологическое и информационное сопровождение внедрения контрактной системы | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Организация и методика научно-педагогической... Общая трудоемкость 3 зачетные единицы (108), аудиторных -38ч., лекционных 8ч., семинары – 30 ч., самостоятельная работа – 43 ч.,... | Рабочая программа дисциплины Научно-исследовательский семинар Профессиональный... Конечная задача семинара сделать научную работу магистрантов постоянным и систематическим элементом учебного процесса, включить их... | ||
Участникам научной программы «Развитие научно-исследовательской и... В соответствии с заданием Ивгу прошу до 21 декабря 2006 представить в ниу ивгу отчетную документацию за выполняемый проект | Рабочая программа учебной дисциплины «информатика» Целью дисциплины является формирование у обучающихся необходимых теоретических представлений (в части базовой компьютерной подготовки)... |