Скачать 0.71 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» Кафедра теории и истории социальной работы УТВЕРЖДАЮ Проректор по УВР _______________А.А. Шебзухов «____» ___________ 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Организация и методика научно-педагогической и исследовательской деятельности» Направление 040400.68 – Социальная работа. Магистерская программа «Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности» Степень «Магистр социальной работы»Очная форма обучения»Общая трудоемкость - 3 зачетные единицы (108), аудиторных -38ч., лекционных 8ч., семинары – 30 ч., самостоятельная работа – 43 ч., итоговая аттестация - 27 ч. (экзамен) Составитель: доктор филос. наук, проф. Н.В. Кильберг-Шахзадова Нальчик Структура рабочей программы учебной дисциплины «Организация и методика научно-педагогической деятельности» 1. Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………3 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО………………………………..3 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины. Элементы общекультурных (ОК) и профессиональных. (ПК) компетенций, формируемых данной дисциплиной…………………………………………..3-4 3.1.1. Общекультурные компетенции (ОК) 3.1.2. Профессиональные компетенции (ПК) 3.2. Результаты образования, формируемого данной дисциплины…………3-4 4. Содержание и структура дисциплины……………………………………. 4.1. Структура дисциплины ……………………………………………………..6 4.2. Содержание разделов дисциплины……………………………………..7-17 4.3. Лекции и практические занятия.……………………………………….17-24 4.4. Самостоятельное изучение разделов дисциплины……………………….24 5. Интерактивные образовательные технологии………………………….26-27 6. Оценочные средства текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации………………………………………………………………………..27 6.1. Комплексные задания и контрольные вопросы к самостоятельной работе, а также образцы оценочных средств, определяемых степень сформированности компетенций, (разделы-модули 1-3)………………….27-29 6.1.1. Контрольные задания для самостоятельной работы 6.1.2. Оценочные средства (образцы тестов)……………………………….30-44 6.1.3. Вопросы к экзамену…………………………………………………..45-46 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………46-49 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………….51 1. Цели и задачи освоения дисциплины Целью дисциплины является формирование организационных умений и навыков научно-педагогической деятельности. Задачи дисциплины: – раскрыть традиции образования и теоретически обосновать деятельность как феномен человеческого бытия; – обосновать социально-философский анализ научно-педагогической деятельности; – изучить процессы деятельности; – показать значение методов обучения и обосновать их значимость в педагогической деятельности; – дать навыки организации и методики научно-педагогической деятельности. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Программа дисциплины составлена на основе требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 040400.68 Социальная работа. Предназначена для магистров, обучающихся по программе «Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности» (третий семестр). Дисциплина относится к вариативной части общенаучного цикла ФГОС ВПО по направлению подготовки магистров, обеспечивает преемственность полученных теоретических знаний в контексте ранее изученных дисциплин: «Педагогика», «Психология», «Социология», «Научно-исследовательская деятельность» и др. Дисциплина предназначена для углубленного изучения проблем образования. Раскрывает с одной стороны, собой новый взгляд на современное образование; с другой – статус методологию исследования как самостоятельной и потому значимой научной и учебной дисциплины; с третьей – дисциплина формирует педагогические умения и навыки организации учебно-образовательного процесса. 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины Дисциплина включает темы, которые дают возможность изучить теоретические традиции образования, представления о деятельности; основы и процессы деятельности, знание о методах обучения и их применение в педагогической деятельности, организацию научной и педагогической деятельности.. Требования к знаниям, умениям и навыкам В процессе изучения данной дисциплины магистр должен: Иметь системное представление: об организации и методике научно-педагогической деятельности. По завершению курса Организация и методика научно-педагогической деятельности магистр должен знать: основные понятия и термины, используемые в педагогической науке; современные методы обучения и методики проведения занятий; работы над научным материалом. По окончании курса Организация и методика научно-педагогической деятельности магистр должен уметь: ориентироваться в современных методах и методиках научно-педагогической деятельности. Владеть: современными знаниями образовательной, социальной2, научной, деятельностями; методами исследования с целью выявления педагогической деятельности; навыками методики организации учебного процесса и научной деятельности. Все это позволит будущим специалистам получить теоретические знания в области научно-педагогической деятельности, повысить их профессионализм и компетентность, а также способствовать развитию у магистров научного мышления и творческой преобразовательной деятельности в педагогической и исследовательской деятельности. Предлагаемый учебный предмет «Организация и методика научно-педагогической деятельности» является попыткой научного осмысления образовательной, научной и социально-педагогической деятельности на современном этапе образования. Данный предмет рассматривается в логике научно-педагогической деятельности в течение одного семестра. По степени интеграции учебного материала наиболее значимы: такие дисциплины, как «Педагогика», «Научно-исследовательская деятельность» и др. В учебном процессе рекомендуется использовать педагогическую и научную литературу, монографические материалы по данной дисциплине. Учебно-методические материалы включают в себя лекции, семинарские и практические занятий, вопросы и задания для самостоятельной работы, список литературы, вопросы для итогового контроля знаний. Особый акцент делается на реализации компетентного подхода: общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК), на образовательные технологии, предусматривающие использование активных и интерактивных форм и методов обучения (семинаров в диалогическом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических тренингов, групповых дискуссий). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 40 процентов аудиторных занятий. Программа содержит оценочные средства текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, определяющие степень сформулированности компетенций, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение. Итоговая аттестация – экзамен. 4. Содержание и структура дисциплины Введение в предмет «Организация и методика научно-педагогической деятельности». Раздел (модуль) 1. Теоретические традиции образования и представление о деятельности: философский взгляд на образование как форму человеческой деятельности; современное образование: поиск исследования; социально-философский анализ образовательной деятельности Раздел (модуль) 2. Основы деятельности: педагогическая деятельность; социально-педагогическая деятельность. Раздел (модуль) 3. Процессы деятельности: онтологический подход к анализу образовательного процесса; педагогический процесс; социализирующий процесс. Раздел (модуль) 4. Значение методов обучения в педагогической деятельности: цели и этапы развития организационных форм педагогической деятельности; основные типы и методы обучения в педагогической деятельности. Раздел (модуль) 5. Организация научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности: социально-философский анализ научно-педагогической деятельности; социально-педагогическое исследование; разработка программы исследования; работа над научным материалом; методика изложения и стилистика научной работы; педагогическая практика. Структура дисциплины
Содержание разделов дисциплины «Организация и методика научно-педагогической деятельности» Ведение в предмет и задачи курса Учебная дисциплина «Организация и методика научно-педагогической деятельности» и ее основные цели: –дать основы организации научно-педагогической деятельности; – овладеть методикой научно-педагогической деятельности; – подготовить магистров к научно-педагогической практике. Связь учебной дисциплины с философией образования, педагогикой, методикой преподавания предмета и др. Овладение теоретическими знаниями и методикой научно-педагогической деятельности. Литература 1. Кильберг-Шахзадова Н.В. Со-деятельность и образование: Теоретико-методологический анализ. – Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2001. 2. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006. Раздел I. Теоретические традиции образования и представления о деятельности Тема 1. Философский взгляд на образование как форму человеческой деятельности Истоки понятия «образование». Историческое становление феномена образования. Стадии образования. Образование эпохи Возрождения. Образование в эпоху Просвещения. Кант и Гегель об образовании. Взаимосвязь образования и здравого смысла. Образование – специфический феномен культуры. Стратегии развития образования в философском осмысление. Взаимоотношения образования и среды (социума). Вопросы1. Культурно-историческая трактовка понятия «образование». 2. Характеристика стадий образования. 3. Философское осмысление образования Платоном и Аристотелем. 4. Учения Канта и Гегеля об образовании. 5. Современная интерпретация образования как «образ мира и места человека в нем». Литература 1. Буева Л. П. Кризис образования и проблемы философии образования // Вопросы философии. Философия, культура и образование. Материалы «Круглого стола», № 8, 1999. 2. Гусейнов А. А. Выражение кризиса и симптомы обновления // Вопросы философии. Философия, культура и образование. Материалы «Круглого стола», № 8, 1999. 3. Кильберг-Шахзадова Н. В. Со-деятельность и образование: Теоретико-методологический анализ. – Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2001. 4. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006. Тема 2. Современное образование: поиск исследованияДонаучное образование. Новизна и практическая значимость философии образования. Понятие «философия образования». Концептуальное видение философии образования. Основные подходы к определению статуса философии образования. Науковедческий и философско-образовательный подходы в рефлексивном анализе наук об образовании. Новшества в российском образовании. В.Я. Нечаев об осмыслении основ философии образования. Пересечение философии образования и социальной философии: соединение общих философских идей с образовательными решениями. Философско-образовательный анализ и синтез конкретных аспектов образовательной деятельности. Вопросы1. Влияние природного образования на философию. 2. Содержательная характеристика понятия «философия». 3. Методологические и мировоззренческие функции философии. 4. Понятие «философия образования». 5. Проблема сути и цели образования в проблематике философии образования. 6. Новизна и практическая значимость философии образования. 7. Три основных подхода к определению статуса философии образования. 8. Проблемы современного образования в контексте философского знания. Литература 1. Бестужев-Лада И. В. Образование: традиции и перспективы // Вопросы философии. Философия, культура и образование. Материалы «Круглого стола», № 8, 1999. 2. Буева Л. П. Кризис образования и проблемы философии образования // Вопросы философии. Философия, культура и образование. Материалы «Круглого стола», № 8, 1999. 3. Гершунский Б. С. Философия образования. – М., 1998. 4. Лекторский В. А. О философском взгляде на образование // Вопросы философии. Философия, культура и образование. Материалы «Круглого стола», № 8, 1999. 5. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006. 6. Нечаев В. Я. Социология образования. – М., 1992.–200 с. 7. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. Статьи - лекции. М., 1993. Тема 3. Социально-философский анализобразовательной деятельностиНаучные предпосылки возникновения и развития социальных форм человеческой деятельности. Теория особенного и всеобщие основы осознания бытия людей. Развернутое обоснование термина «деятельность». Понятие «деятельность» как принцип объяснения человеческого бытия (Г. С. Батищев, О. Г. Дробницкий и Э. Г. Юдин). Не однозначное толкование деятельности в работах отечественных ученых (Л. П. Буева, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев). Социально-философское понятие «деятельность» (В. Е. Кемеров, С. Э. Крапивенский). Предметность деятельности и ее социальное качество. Качественная сторона деятельности людей. Теория образовательной деятельности и ее предметы. Образование как форма человеческой деятельности. Понятие «предметности педагогической деятельности». Связь предметности и социальности в человеческой деятельности. Вопросы 1. Различия теоретической деятельности. 2. Обоснование термина «деятельность». 3. Толкование деятельности в работах отечественных ученых. 4. Методологические и теоретические концепции деятельности. 5. Социально-философское понятие «деятельность». 6. Предметность деятельности. 7. Предметы теории образовательной деятельности. 8. Предметность педагогической деятельности. 9. Связь предметности и социальности в человеческой деятельности. Литература 1. Борцов Ю. С. Образование в век информации: Человек и новые информационные технологии обучения / Под науч. ред. д-ра филос. наук, проф. Ю. Г. Волкова. – М.: Высшая школа, 1997. – 320 с. 2. Буева Л. П. Человек, деятельность и общение. – М., 1994.–109 с. 3. Каган М. С. Опыт системного анализа человеческой деятельности // Философские науки. 1970. Вып. 5. С. 43–53. 6. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1996.–215 с. 7. Кильберг-Шахзадова Н. В. Со-деятельность и образование: Теоретико-методологический анализ. – Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2001. – 180 с. 8. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006. Раздел II. Основы деятельности Тема 1. Педагогическая деятельность Содержание педагогической деятельности. Цели и принципы как некие научные идеи. Античная эпоха как своеобразный носитель научных идей. Смысл и значение системы образования Аристотеля. Главные факторы совершенствования человека. Система устройства идеального государства Платона. Платоновская истина как идея наивысшего блага. Эвристические методы познания Сократа, смысл их идеи. Основные ценности сократовского подхода к педагогической деятельности. Вопросы1. Каким образом педагогическая мысль определяла развитие научной мысли. 2. Чем определяется противоречивая взаимосвязь творчества, философии и обыденной педагогики? 3. Каким образом принципы классической науки оказывают влияние на образование? 4. Какие факторы определили научные основы формирующего подхода к образованию? 5. Чем вызвана необходимость использовать «собственно человеческое начало» в образовании (по Сократу)? 6. Почему гуманистические основы педагогики оказались несвоевременными для эпохи античности. Литература 1. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с. 2. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006. Тема 2. Социально-педагогическая деятельностьТермин «социально-педагогическая деятельность», его определение. Характер деятельности. Компоненты социально-педагогической деятельности. Проявление активности деятельности. Условия эффективности и качества деятельности в социальной сфере. Взаимодействие личностных культур воспитателя и воспитуемого. Результат социально-педагогической деятельности. Изменения в субъекте и объекте социально-педагогической деятельности. Вопросы 1. Термин «социально-педагогическая деятельность».2. Характеристика социально-педагогической деятельности. Литература 1. Кильберг-Шахзадова Н В. Основы социальной педагогики. – Нальчик, 2003. – 58 с. 2. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006. 3. Шахзадова Н. В. Социальный педагог и его деятельность: Учебное пособие. – Нальчик, 1995. – 58 с. Тема 3. Социально-философский анализнаучно-педагогической деятельности Зарождение научно-педагогической науки. Основная задача науки. Организационно-содержательные основы исследования. Информационно-диагностические основы исследования социальной работы. Исследовательские функции. Наука социальной работы как теоретическая дисциплина. Исследования социальной работы. Количественные и качественные методы исследования. Качественно-эмпирические исследования. Исследование социальной работы как комплексный анализ жизненного пространства. Вопросы1. Зарождение научно-педагогической науки. 2. Методология исследования социально-педагогической концепции. 3. Исследование проблем социальной работы. 4. Качественные и количественные методы исследования. Литература 1. Бернгард Г. Качественные и количественные методы исследования социальной работы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. – М., Тула, 1993. Т. 1, с. 127–134. 2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. Ростов – н./Д., 1999. – 560 с. 3. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006. Раздел III. Процессы деятельности Тема 1. Онтологический подход к анализу образовательного процесса Онтология Платона. Платоновские эйдосы – не вещи, а то, чем вещь должна быть, когда не подлинное бытие не затмевает ее сущность. Эйдосы Аристотеля. Ведущие первопричины бытия. Модель бытия Аристотеля. Подход к анализу современного образовательного процесса. Понимание процесса развития в образовательной деятельности. Связь обучения и развития человека. Развитие и становление сущностных сил ребенка, а также воспитания, образования и обучения. Вопросы 1. Образовательный идеал Платона. 2. Процесс в онтологических схемах. 3. Герменевтический анализ современного образовательного процесса. 4. Понимание процесса развития в образовательной деятельности. Литература 1. Аристотель. О небе. Собр. соч. в 4-х тт. – М.: Мысль, 1981. Т. 3, с. 322–324. 2. Гадамер Г. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988, с. 352. 3. Платон. Тимей. Собр. соч. в 4-х тт. – М.: Мысль, 1990. Т. 3. Тема 2. Педагогический процесс Учебная дисциплина – модель определенного вида или сферы профессиональной деятельности. Проектирование учебного плана. Основные требования к реализации учебного плана. Структура учебного плана. Учебная программа. Требования к учебной программе. Учебная деятельность – одна из организационно-дидактических форм, направленная на формирование профессиональной компетентности. Вопросы 1. Учебная дисциплина. 2. Учебный план. 3. Учебная программа. Литература 1. Кильберг-Шахзадова Н. В. Основы социальной работы. – Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2001. – 116 с. 2. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006. 3. Нечаев В. Я. Социология образования. – М., 1992. Тема 3. Социализирующий процесс Люди и вещи в процессах человеческой деятельности. Философская функция понятия «процесс» в традиционном противопоставлении «вещи – процессы». Социальные процессы – совокупность человеческих действий и понятие социального процесса в содержании социально-философского познания. Вопрос о процессуальности человеческого бытия. Социализирующий процесс – процесс по социальному преобразованию вещей и людей в различных формах человеческого бытия и человеческой деятельности. Многомерность социализирующего процесса. Вопросы 1. Процессы в понимании человеческой деятельности. 2. Представление о социализирующем процессе. 3. Многомерность социализирующего процесса. Литература 1. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию: Учебное пособие для гуманитарных вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 215 с. 2. Кильберг-Шахзадова Н. В. Со-деятельность и образование: теоретико-методологический аспект / Под. ред. д. ф. н., проф. Р. Х. Кочесокова. – Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2001. 3. Кильберг-Шахзадова Н. В. Основы социальной педагогики: Учебное пособие. – Нальчик. Каб.-Бал. ун-т, 2003. – 58 с. 4. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006. 5. Шахзадова Н. В. Социализирующая деятельность в структуре образования: социологический аспект. – Нальчик, 1999. Раздел 4. Значение методов обучения в педагогической деятельности Тема 1. Цели и этапы развития организационных форм педагогической деятельности Цели успешности процесса обучения. Иерархия целей: цели образования в обществе; цели в системе непрерывного образования; цели в учебном процессе конкретного образовательного учреждения; цели в учебном предмете и деятельности учителя.Внешняя и внутренняя направленность цели образования. Образцы школ древневосточных цивилизаций. Развитие теории и практики обучения в эпоху античности, греко-римской древности. Педагогический идеал Средневековья. Педагогический идеал в эпоху Возрождения. Педагогический идеал Реформации. Концепции целостного развития личности в эпоху Просвещения. Особенности педагогического идеала человека в русской педагогике. Цели воспитания в ходе истории человеческого общества. Теория образовательной деятельности. Вопросы 1. Обучение в первобытном обществе и педагогический идеал в Древней Греции. 2. Особенности педагогического идеала эпохи средневековья. 3. Педагогический идеал Возрождения и Реформации. 4. Эпоха Просвещения как основа для формирования педагогического идеала современности. 5. Специфика педагогического идеала в России. Литература 1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – Сант-Петербург, 2000. 2. Михайлов Ф. Т. Аксиомы педагогики // Философские исследования. 1998. № 4. С. 5–39. 3. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006. 4. Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. – М., Бишкек, Екатеринбург, 1996. – 608 с. 5. Шахзадова Н. В. Перспективы развития социального образования и подготовки специалистов социализирующей деятельности. – М.: Социально-технологический институт, 1998. – 221 с. Тема 2. Основные типы обучения в педагогической деятельности |
Рабочая программа дисциплины «психология» для студентов Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 Научная организация... Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | ||
Технологическая карта дисциплины «Психология» Кафедра Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | ||
Поддьяков А. Н. Неопределенность в решении комплексных проблем //... Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | Комитет образования администрация Заводоуковского городского округа... Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | ||
Галина алексеевна Организация учебной и научно – исследовательской деятельности учащихся с применением современных образовательных технологий | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской... Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской... Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» | Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной... Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности | ||
Отчет о научно-исследовательской работе Двухфакторная многокритериальная методика аттестации научно-педагогических работников спбгу на основе показателей эффективности их... | Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск.... Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | ||
Аннотация учебной программы дисциплины Целью дисциплины «Основы информационной культуры» является получение студентом знаний, умений и навыков информационного самообеспечения... | Программа наименование дисциплины Компьютерные технологии в науке и образовании Цель: Познакомить магистров с современными компьютерными технологиями, применяемыми для научно-исследовательской и педагогической... | ||
Рабочая программа дисциплины «Информационная культура» Цель курса – обеспечение профессиональной подготовки специалистов, способных применять знания, умения и навыки информационного самообеспечения... | Отчет о научной исследовательской работе студентов (магистрантов) Института Организация научно-исследовательской деятельности студентов и их участие в научных исследованиях и разработках в 2012 году |