Технологическая карта дисциплины
«Психология» Кафедра: общей педагогики и психологии Института педагогики СахГУ
Направление подготовки: 050100.62 «Педагогическое образование»
Профиль: История
Дисциплина: Психология: социальная психологии
Количество часов (по учебному плану всего/аудиторных): 144 / 54
Статус дисциплины (по учебному плану): обязательная дисциплина базовой части профессионального цикла – Б3.Б.2.
Зачётных единиц: 4
Семестр: III
Распределение часов:
Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельная работа
| Форма аттестации
| 18
| 36
| 63
| Экзамен – 27
|
Преподаватель: Афанасенкова Е.Л., кандидат психологических наук, доцент УСЛОВИЯ НАКОПЛЕНИЯ БАЛЛОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Обязательные:
посещение занятий
активное участие в практических занятиях
выполнение домашних заданий (конспектирование; творческие работы и т.п.)
выполнение заданий самостоятельной работы
выполнение работ промежуточного контроля (терминологический диктант; текущая контрольная работа; тестирование)
итоговая аттестация: экзамен
БАЛЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОЦЕНКИ
№
п/п
| Форма контроля
| Минимальное для аттестации количество баллов
| Максимальное для аттестации количество баллов
| единица
измерения
| всего
| единица
измерения
| всего
| Обязательные виды работы:
| 1
| посещение занятий
| 0,5
| 9
| 0,5
| 10
| 2
| активное участие в практических занятиях
| 3
| 15
| 5
| 25
| 3
| выполнение домашних заданий (конспектирование; творческие работы и т.п.)
| 2
| 10
| 4
| 20
| 4
| выполнение заданий самостоятельной работы
| 2
| 10
| 4
| 20
| 5
| выполнение работ промежуточного контроля (терминологический диктант – 2 б./3 б.; текущая контрольная работа – 3 б./4 б.; тестирование – 3 б./6 б.)
| 8
| 8
| 13
| 13
| 6
| Итоговая аттестация: экзамен
| 5
| 5
| 7
| 7
|
| Всего:
|
| 52
|
| 100
| Дополнительные виды работы:
| 1
| Не предусмотрены
| --
| --
| --
| --
| ОПИСАНИЕ КУРСА Цель дисциплины:
заложить в систему профессиональной подготовки основы современных социально-психологических знаний, необходимых для осуществления эффективной высокопрофессиональной деятельности работника системы образования, а также для персонализации процесса оказания разнообразных видов психолого-педагогической помощи различным возрастным и социальным группам учащихся. Задачи курса
1. Усвоить фундаментальные понятия из области социальной психологии, содержание социально-психических феноменов и явлений, основные закономерности развития психики и личности в социальной среде с учетом ее непосредственного влияния на процесс развития человека как социального существа.
2. Приобрести навыки использования методов научного исследования социальной психологии для выявления причин проблем, связанных с взаимодействием личности и социума, жизни и деятельности разнообразных социальных групп, с целью разработки научно обоснованных рекомендаций и коррекционных программ для их эффективного разрешения.
3. Изучить основы теоретических подходов в решении социально-психологических проблем; основные закономерности зарождения, проявления и функционирования социально-психологических явлений в системе образования; особенности, факторы и динамику групповых процессов. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
а) общекультурных (ОК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
способен анализаровать мировоззенческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);
готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
б) профессиональные компетенции:
общепрофессиональные (ОПК):
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);
владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
в области педагогической деятельности (ПК):
способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);
способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к осознанному выбору профессии (ПК-4);
способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнёрами (ПК-6).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
Наименование тем, изучаемых
по дисциплине
| Занятия
(часы)
| Самостоятельная работа студентов
| Формы контроля
| Количество
баллов
| ЛК
| ПЗ
| содержание
| часы
|
| min
| max
| III
| Психология: социальная психология
| 18
| 36
|
| 63
|
| 52
| 100
| 1
| Предмет социальной психологии
| 2
| 2
| 1) Завести глоссарий по курсу «Социальная психология»
2) Составить таблицу: «Основные концепции социальной психологии». Графы: 1) название концепции, время возникновения, основоположники; 2) основные концептуальные положения; 3) сильные и слабые стороны концепции (критика); 4) эволюция концепции в современной социальной психологии; 5) вклад в развитие теории и практики социальной психологии. Источник: Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – С. 7-26
| 3
| Учёт посещаемости
| 1
| 1
| Проверка см./р.: таблицы по основным концепциям социальной психологии
| 2
| 4
| 2
| Теоретические и прикладные задачи социальной психологии
| --
| 2
| Выборочное конспектирование теоретического материала из учебного издания: «Межличностные отношения учащихся» по следующим положениям: 1) Методы изучения межличностных отношений; 2) Положение ученика в системе межличностных отношений в классе и факторы влияющие на это; 3) Динамика межличност- ных отношений учащихся в классе; 4) Психологическая структура школьного класса. Источник: Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 106-221
| 3
| Учёт посещаемости
| 0,5
| 0,5
| Проверка см./р.: положений о месте ученика в группе сверстников
| 2
| 4
| Активное участие в семинарском занятии
| 1
| 3
| 3
| Группа как социально-психологический феномен
| 2
| 2
| Подготовка к терминологическому диктанту
| 4
| Учёт посещаемости
| 0,5
| 0,5
| Форма промежуточного контроля: терминологический диктант (основные категории соц. психологии)
| 2
| 3
| 4
| Психология малой группы
| 2
| 4
| Составить краткий конспект статьи Донцова А.И. «О понятии «группа» в социальной психологии». Источник: Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М., 1999. – С.175 – 182
| 5
| Учёт посещаемости
| 0,5
| 1
| Проверка письменной домашней работы
| 2
| 4
| Активное участие в семинарском занятии
| 1
| 3
| 5
| Феномен группового давления
| --
| 2
| Выборочное конспектирование теоретического материала учебного издания: «Глава 9. Влияние группы» следующих положений: 1) Что такое группа; 2) Положительное и отрицательное влияние группы на личность; 3) Положительное и отрицательное влияние личности на группу. Источник: Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 354-397
| 4
| Учёт посещаемости
| 0,5
| 0,5
| Проверка см./р.: положений о влиянии группы на личность и личности на группу
| 2
| 4
| Активное участие в семинарском занятии
| 1
| 3
| 6
| Феномен конформизма
| --
| 2
| Уточнить определение понятий: конформность, внешняя конформность, полная конформность, обратная конформность, нонконформность (учебная и справочная литература по курсу) – установить различия
| 4
| Учёт посещаемости
| 0,5
| 0,5
| Активное участие в семинарском занятии
| 1
| 3
| 7
| Групповая сплоченность
| --
| 2
| Освоение и отработка методики «Определение индекса групповой сплочённости Сишора». Источник: Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – Т. 2. – С. 19-20
| 4
| Учёт посещаемости
| 0,5
| 0,5
| Проверка см./р.: показателей групповой сплочённости исследуемой группы
| 2
| 4
| Активное участие в семинарском занятии
| 1
| 3
| 8
| Лидерство и руководство
| --
| 2
| Уточнить определение понятий: лидер, руководитель (учебная и справочная литература по курсу) – установить различия
| 5
| Учёт посещаемости
| 0,5
| 0,5
| Активное участие в семинарском занятии
| 1
| 3
| 9
| Стадии и уровни развития группы
| --
| 2
| Аналитический обзор теоретического материала учебного издания: «3.1. Батарея социально-психологических методик, необходимых для создания социально-психологического портрета реально функционирующей контактной группы» по следующим положениям: 1) метод, 2) цель, 3) особенности применения и этапы, 4) специфика обработки данных и интерпретации результатов. Источник: Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – С. 409-443
| 5
| Учёт посещаемости
| 0,5
| 0,5
| Проверка см./р.: таблицы по методам социально-психологического обследования группы
| 2
| 4
| Активное участие в семинарском занятии
| 1
| 3
| 10
| Психология большой группы
| 2
| 4
| Подготовка к контрольной работе по разделу «Психология малой группы»
| 5
| Учёт посещаемости
| 0,5
| 0,5
| Активное участие в семинарском занятии
| 1
| 3
| Форма промежуточного контроля: контрольная работа
| 3
| 4
| 11
| Психология массовидных явлений
| 2
| 2
| Уточнить определение понятий: аудитория, публика, толпа, масса, массовидные явления (учебная и справочная литература по курсу) – установить различия
| 4
| Учёт посещаемости
| 1
| 1
| Активное участие в семинарском занятии
| 1
| 3
| 12
| Феномен межгруппового взаимодействия
| 2
| 2
| Составить краткий конспект параграфа учебного издания: «6.5. Психология межгрупповых отношений». Источник: Современная психология: Справочное руководство / ответственный редактор В.Н. Дружинин. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С.539-546
| 4
| Учёт посещаемости
| 0,5
| 0,5
| Проверка письменной домашней работы
| 2
| 4
| 13
| Основы этнопсихологии
| 2
| 2
| Выборочное конспектирование материалов учебного издания: «Глава 31. Этническая психология как наука» по следующим положениям: 1) Предмет и задачи этнической психологии; 2) Основные понятия отрасли; 3) Параметры психологического измерения культур. Источник: Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Подред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 526-537
| 4
| Учёт посещаемости
| 0,5
| 0,5
| Проверка письменной домашней работы
| 2
| 4
| 14
| Проблемы личности в социальной психологии
| 2
| 4
| Составить краткий конспект статьи: «Психология личности: новые направления». Источник: Хьелл Л., Зиглер Д. теории личности. – СПб.: Питер, 2001. – С. 574-603
| 5
| Учёт посещаемости
| 0,5
| 1
| Активное участие в семинарском занятии
| 1
| 3
| Проверка письменной домашней работы
| 2
| 4
| 15
| Социализация
| 2
| 2
| 1) Подготовка к тестированию.
2) Реферирование материала из монографии «Раздел II. Эволюция личности сквозь призму механизмов развития и бытия» по следующим положениям: 1) Сущность механизма идентификации; 2) Сущность механизма обособления; 3) Взаимодействие и взаимообусловленность механизмов идентификации и обособления личности; 4) Проблема развития психологической свободы личности. Источник: Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). – Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. – С. 379-491
| 4
| Учёт посещаемости
| 1
| 1
| Проверка письменной домашней работы
| 2
| 4
| Форма промежуточного контроля: итоговое тестирование по курсу
| 3
| 6
| Итого по обязательным видам учебной деятельности:
|
|
|
|
| Баллы за все виды работ:
| 47
| 93
| Другие виды учебной работы:
| 1
| Итоговая аттестация: экзамен
|
|
|
| 27
|
| 5
| 7
| Всего по обязательной учебной работе:
| 18
| 36
| Самостоятельная работа:
| 63
| Баллы за все виды работ:
| 52
| 100
|
Необходимый минимум для допуска и прохождения промежуточной аттестации составляет числовые границы 30-60 баллов. Требования:
Промежуточный контроль включает в себя собеседование по самостоятельным, домашним работам и теоретическому материалу за аттестуемый период. Дополнительные требования:
студентам, пропустившим занятия по уважительной или без уважительной причины, необходимо отработать содержание пропущенных лекций, семинарских занятий (конспект и собеседование по нему), выполнить и защитить самостоятельную работу в соответствии с содержанием пропущенных занятий во внеучебное время на консультации преподавателю (один раз в неделю).
Преподаватель: ______________________________ / Афанасенкова Е.Л. /
Подпись ф.и.о.
Утверждено на заседании кафедры ________________________________________
Протокол №_____ от «___» ____________ 200__г. Заведующий кафедрой: ____________ _______________ / Ярославкина Е.В. /
Уч. степень, звание Подпись ф.и.о.
|