Этика и эстетика как фундаментальные науки в современных производственных отношениях коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург





Скачать 85.51 Kb.
НазваниеЭтика и эстетика как фундаментальные науки в современных производственных отношениях коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Дата публикации02.08.2013
Размер85.51 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
ЭТИКА И ЭСТЕТИКА КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУКИ
В СОВРЕМЕННЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Коломиец Г.Г.


Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
«Наука и техника достигли невероятных успехов, их будущие успехи наверняка окажутся еще более грандиозными. – пишет А.А. Гусейнов. – Наука и техника могут многое, невообразимо многое, но они не спасут мир – вот истина, с которой столкнулась сегодня философия» (1, с.25). И философия сегодня ставит своей задачей в рамках природной необходимости прокладывать путь к предельным высотам человеческого совершенства, оставаясь родом познания выступать одновременно образом жизни (1,с.27)

Философия как гуманитарная наука, которая включает философскую логику, этику и эстетику, учит правильно мыслить наряду с математической логикой. Этика, как известно, в самом широком смысле и вместе с тем относительно конкретных практических случаев учит правильной жизни, поскольку она рассматривает фундаментальные основания поведения человека, сам образ жизни человека в социуме, а на современном этапе в контексте коммуникативных связей мегаполиса. Этика исследует человека в ситуациях нравственного (морального) выбора, его ответственность, достоинство, виды добра и зла, смысложизненные ценности. Профессиональная, прикладная этика в сфере строительства – это исследование способов применения этических понятий и феноменов образа жизни, разборка конфликтно-производственных ситуаций с нравственной точки зрения, связанных с сохранением жизни, толерантностью, производственной ответственностью и обязанностями. При этом прикладная этика выходит за рамки юриспруденции, говорит о «неписанных» законах и нормах человеческого общения, учитывая специфику профессий. Наоборот, юриспруденция должна опираться на этику человеческого достоинства, от которой зависят установления прав человека в личной и профессиональной деятельности.

Современная фундаментальная эстетика заявляет о себе как науки, изучающей в частности факт сближения научного и художественного форм познания, выдвигает идею «научного искусства», о чем свидетельствует апрельская конференция трех факультетов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова: философского, химического и биологического. В конференции приняли участие 179 ученых и художников из 19 стран, обсуждались прежде всего проблема соотношения искусства и науки, их взаимовлияние и симбиоз; философско-эстетические основания научного искусства; культурологические, искусствоведческие, психологические и другие междисциплинарные связи; теория, история и практика, новые технологии в актуальном искусстве и дизайне, промышленной сфере. Новейший образ жизни, достигнутый современным миром, обусловливает изменить отношение к этико-эстетической проблематике.

Если обратиться, к примеру, к древневосточной, да и современной китайской философской мысли, по существу этической, то следует заметить, что понимание мудрости на Востоке исходит не из человека, точнее человеческого интеллекта и способности к рассудительности, как в античности, а от силы природы, притом одухотворенной природы, с которой нужно уметь «договариваться», ценностно взаимодействовать. Иначе говоря, не в том современном европейском смысле, которое ведет к пониманию преобразования природы и её эксплуатации. Характерен подход не на основе человеческого эгоцентризма, а тот, который выражен эко-этической формулировкой: экологическая природа эстетична, или весь Универсум есть наш дом. И человек существует не просто в мире, человек существует с миром. В этом заключается истина. Вправить человека в доброе русло мирового единого пути, согласно китайской философии, должны ритуал, обряды, искусство, этико-эстетические формы социальной действительности. Современная экологическая эстетика нередко обращается к восточной философской мысли в поисках решения проблемы дальнейшего транскультурного развития человеческого сообщества, интегрирующего научное и вненаучное знание и озабоченного ответственностью за свое существование. Эстетика как философия искусства ставит вопросы взаимосвязи искусства и науки. И искусство и наука являются способами духовно-практического освоения действительности. Однако разные по функциональности: в искусстве преобладает эстетическая функция, в науке – логическая, наука нацелена на обеспечение жизнедеятельности, на продвижение цивилизации. И вместе с тем и искусство и наука имеют целевое самодвижение вверх и вперед, расширяя проблемное поле человеческого пространства. Наука и искусство, имея каждый свою траекторию самодвижения, тесно взаимодействуют, выступая способами существования человека и общества с помощью созидания выразительных, символических форм, функционируя в ценностном пространстве человеческого бытия. Также по-своему они выполняют такие важные жизненные функции как мировоззренческая, познавательная, преобразующая, коммуникативная. И в науке и в искусстве необходимы игра рассудка и воображения, присутствие эстетического. Художественный способ познания осуществляется посредством актуализации образного, внелогичного мышления, силой воображения, интуиции. В научном познании преобладает рациональность, логическое мышление. Вместе с тем сегодня в искусстве приветствуется и доминирует конструктивный тип творца, а в науке ценится интуитивное озарение, ведущее к конкретному результату. Сегодня и в науке и в искусстве мы ценим идею (а не умение, мастерство), ценим творческую идею и адекватное ее воплощение, новизну и актуальность, сам творческий процесс. Ценим человека творческого, способного к удивительным открытиям, нашедшего индивидуальное нестандартное решение в лабиринтах новизны. В искусство вторгается научное знание – с одной стороны, с другой – атрибуты художественного освоения мира (специфической формы познания) такие как вдохновение, волеустремление и самоизживание художника, близки ученому в акте творения, созидания. Искусство и наука составляют сферу творческой деятельности человека, их связывает идея творчества, творческий процесс, который есть:

1) со - бытие разверзания истины в актах сцепления логического, рационального и внелогического, интуитивного;

2) ответ на «призыв» самоидентификации человеческого рода, космического принципа бытия;

3) напряжение человеческого разума, озарение, вдохновение как панпсихологическое свойство сознания.

Вдохновение – это полетное стремление к «открытию», к раскрытию и рождению нечто сущностного. Вдохновение – это и феномен внутреннего «Я», творческого сознания, «крылатое» состояние человека, охваченного творческим подъемом, это акт, когда «предельной мощью» воображения творческое сознание раскрывает запредельные возможности творца. О двухстороннем возникновении вдохновения писал в «Эстетике» Гегель. По словам Гегеля, вдохновение несет (являет, осветляет) содержание, которое схватывает и пускает по своему руслу фантазия, стремясь к художественному выражению. Вдохновение есть состояние деятельного формования, т.е. самого процесса, становления, взаимодействие субъектного и объектного.

Современная эстетика указывает на особое положение искусства и науки, их стремление к интеграции, демонстрирующее модальные изменения в коллективном сознании человечества. Тенденция к сближению научного и художественного форм познания способствует прорыву в постижении бытия космического, человеческого, имеет всеобщее значение. Почему наблюдается тенденция сближения научного и художественного форм познания, сближение науки и искусства? Научное знание, всегда устремленное к торжеству человеческого разума, сегодня, очевидно, желает испытать «точку отсчета» вселенной, а вместе с тем и найти путь к бессмертию, если не приобрести бессмертие. Человеком творческим движет стремление к бессмертию (найти решение проблемы темы Фауста), т.е. к сохранению жизни, к тому, чтобы как можно более долго продолжить деятельную жизнь, как отдельного человека, так и человечества в целом. А здесь вступает в силу этика как философская практическая дисциплина.

Одна из распространенных эстетических форм освоения действительности – это техническая эстетика, дизайн. Дизайн, как известно, ставит своей задачей создавать нужные и полезные вещи, выполненные по законам красоты, приносящие удовольствие, радость, удобство, комфорт. Это деятельность с ориентацией на красоту в индустриальной и технической сфере. Здесь приоритетным критерием выступает полезность, функциональность, выгода. Дизайн является главной и наиболее развитой сферой деятельности человека по законам красоты вне искусства. Искусство по своей эстетической сути не утилитарно, дизайн отличается практичностью. Следовательно, дизайн не есть искусство как художественное творчество в глубоком его понимании. Однако дизайн тесно взаимодействует, во всяком случае, должен взаимодействовать, с фундаментальной философской этикой и высокой эстетикой, а также с направлением «научного искусства». Дизайн включает проектирование, в том числе и художественное, процесс производства, рекламу и потребление вещей, изготовленных по потребности, с учетом их полезности, целесообразности и красоты. При создании промышленных изделий в процессе производственной творческой деятельности, требующей фантазии и воображения, структурные и функциональные взаимосвязи, а также привлекательные внешние формы превращают изделия в целое гармоничное сокровище как на взгляд изготовителя, так и по отзывам потребителя.

Вместе с тем не только дизайну, но и всей производственной сфере важно выйти на этическую позицию, особенно в контексте современного градостроительства, развития мегаполиса. Поскольку вся производственная область с дизайнерским оформлением создает свой зрительный язык форм, свой визуальный языковой ряд, оперируя иллюзорностью пространства, объемов, пропорций, цветовой гаммой и игрой светотеней, воздействует линиями рисунка, средствами графики, постольку этот специфический язык самодостаточно содержит в себе и несет людям смысловую и понятийную информацию духовного свойства, помимо полезности и предназначенных функций. При формовании объектов жилищного или производственного назначения, декоративном оформлении действуют проекции эстетического вкуса, идеала, которые отмечены социокультурными, национальными качествами. К тому же дизайн использует в своем технологическом аппарате формы живой материи, природы, искусственно преобразовывая эти формы, сплетая и перекрещивая. От наблюдательности и творческих идей дизайнера, менеджмента производства зависит искусственное построение нашей среды .

Современное градостроительство с дизайнерской практикой как технической эстетикой, трактуется нами как творческая деятельность, целью которой стали функциональные и формальные качества промышленных вещей, учитывать сложность тех современных процессов мультикультурного или поликультурного пространства, в котором мы все оказались и которое архитектурно-дизайнерские идеи и замыслы, по-своему осваивают пространство в свете этических социокультурных норм.

Сегодня, когда мы живем в транскультурном, глобализирующемся мире, людьми по-прежнему движут идеальные устремления, они требуют достойного существования по европейским критериям, они выступают за человеческое достоинство, свободу, демократию, ими движет желание быть счастливыми, жить лучше, совершенствовать образ жизни. Людская проблема, как считает А.А. Гусейнов, не в культурном различии, а в том, что политика мультикультурализма не доходит до социальных и нравственных глубин. Сложность ситуации состоит в том, что культуры сами по себе не взаимодействуют, т.е. не культуры вступают в диалог, а люди, принадлежащие к той или иной культуре. Следовательно, гарантией нормального существования выступают толерантность и политкорректность. Толерантность следует понимать этически «как требование более серьезного, ответственного, рефлексивно-обогащенного отношения к мировоззренческим, духовно-нравственным основам человеческого существования…, толерантность означает не отказ человека от абсолютных ценностей, составляющих внутреннее духовное ядро личности, а только лишь отказ от того, чтобы придавать абсолютный смысл своим собственным представлениям о них» (2, с. 64). Как видим, актуальна проблема ценностей, создаются предпосылки формирования новых наднациональных всеобщих ценностей, а вместе с ними глобальные проекты причудливого сочетания национального и сверхнационального. Последнее в силу этических обстоятельств приобретает приоритет. Так, в современном технологическом, производственном, экономическом развитии новой ценностью выступает биосфера, представление об окружающей среде как об особом саморазвивающимся живом организме. В связи с этим вырастает значимость принципа ненасилия, «не навреди» всему живому. Современная наука в поисках истины занята не только целью «приращивания знания», но вынуждена согласовываться с этическими регулятивами, этической экспертизой технологических проектов.

Современное градостроительство, оснащенное этико-эстетической мыслью и практическими действиями прикладной этики и промышленной эстетики сегодня обладает массовым коммуникативным полем влияния как внутри обществ, так и в межнациональных связях. Может объединять людей, которые обмениваются индустриальными продуктами, способно участвовать в процессах взаимодействия духовной и материальной составляющих культуры, гуманизировать и гармонизировать взаимоотношения. Создаются новые условия воздействия на стиль и образ жизни с помощью искусства градостроительства с учетом современных тенденций поликультурного, транскультурного и интегрирующегося посредством творческой человеческой деятельности мирового пространства.
Литература

  1. Гусейнов, А.А. Философия и поступок: статьи, доклады, лекции, интервью./ А.А. Гусейнов.– СПб.: СПбГУП, 2012.

  2. Гусейнов, А.А. . Диалог культур: пределы культурологического анализа. / Диалог культур в условиях глобализации: XI Международные Лихачевские научные чтения, 12-13 мая 2011 г. Т.1: Доклады. – СПб.: СПбГУП, 2011.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Этика и эстетика как фундаментальные науки в современных производственных отношениях коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconТеоретические аспекты изучения истории статистической науки и практики...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе
Этика и эстетика как фундаментальные науки в современных производственных отношениях коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconНаука и искусство в свете сближения научного и художественного форм...
Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам
Этика и эстетика как фундаментальные науки в современных производственных отношениях коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconОсвещение достижений физической науки при изложении материала курса...
Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е....
Этика и эстетика как фундаментальные науки в современных производственных отношениях коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconСтепанова М. В., Михеева Т. М. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Печатается по решению учебно-методической комиссии факультета журналистики и социологии. Протокол №5 от 28 июня 2012 года
Этика и эстетика как фундаментальные науки в современных производственных отношениях коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconРоль самообразования в развитии личности студента
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный...
Этика и эстетика как фундаментальные науки в современных производственных отношениях коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconНаука о качестве в интересах устойчивого развития транспортных систем...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Этика и эстетика как фундаментальные науки в современных производственных отношениях коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconФормирование мировоззрения у современного специалиста марусич К....
Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола»
Этика и эстетика как фундаментальные науки в современных производственных отношениях коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconПостановка проблемы на лекции для повышения познавательной активности...
В вузе особое место принадлежит лекции, так как она должна дать основные понятия по изучаемому предмету, и указать в каком направлении...
Этика и эстетика как фундаментальные науки в современных производственных отношениях коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconЛидерский потенциал менеджеров государственного предприятия: гендерные...
На основании вышесказанного отметим, что проблема лидерства в организационной сфере выходит на первый план: не только руководителям,...
Этика и эстетика как фундаментальные науки в современных производственных отношениях коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconРоль цвета в академической живописи Щукин Ф. И. Оренбургский государственный...
С 25 февраля по 28 февраля в школе проходило мероприятие «Ради жизни на Земле». Химики тоже принимали участие
Этика и эстетика как фундаментальные науки в современных производственных отношениях коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconМесто и роль триботехнологии в подготовке кадров для автоматизированного...
Сборник лабораторных работ : Исследование трения и износа при ремонте машин и оборудования. Издание переработанное и дополненное....
Этика и эстетика как фундаментальные науки в современных производственных отношениях коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconОбучение Студентов созданию письменных вторичных текстов на английском...
Так л в. Мурзин разделяет первичные и вторичные тексты в зависимости от объектов, которые они описывают: соответственно, первые,...
Этика и эстетика как фундаментальные науки в современных производственных отношениях коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconПостроение образовательного процесса по неорганической и аналитической...
Худенко Е. Д. Требования к планированию и анализу коррекционно- развивающих уроков. [Текст] / Е. Д. Худенко // Развитие и коррекция....
Этика и эстетика как фундаментальные науки в современных производственных отношениях коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconКубанский государственный университет кафедра философии эстетика
Эстетика: Материалы к изучению курса/ Сост. С. Б. Кожевников. Краснодар: Кубан гос ун-т, 2000
Этика и эстетика как фундаментальные науки в современных производственных отношениях коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconИнструментальная рациональность техники и деформации социокультурной...
Закона Камчатского края от 18. 09. 2008 №122 «О дополнительных гарантиях и дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот...
Этика и эстетика как фундаментальные науки в современных производственных отношениях коломиец Г. Г. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург iconРазвитие образования национальных меньшинств в оренбургском крае (конец XIX века
Д 212. 180. 01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13. 00. 01 — общая педагогика, история...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск